Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации по прохождению педагогической практики





Уважаемый коллега!

 

Педагогическая практика – это возможность не только познакомиться с разнообразным опытом библиотекарей-педагогов, работающих в различных типах библиотек, но и поработать по этой специальности, активно включиться в проведение цикла занятий и мероприятий в рамках целенаправленного учебно-образовательного процесса конкретного учреждения.

Приобретение первоначальных навыков и умений профессии преподавателя в процессе педагогической практики может быть освоено через обучение пользователей библиотеки основам информационной культуры. Педагогическая практика предоставляет возможность:

· закрепить, расширить и научиться применять на практике знания, полученные в курсах «Педагогика и психология», «Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин», «Педагогика дополнительного образования», «Основы педагогического мастерства»;

· cовершенствовать навыки общения с различными группами пользователей библиотек;

· приобрести навыки, необходимые для реализации функций библиотекаря-педагога (воспитательной, образовательной, художественно-творческой, социально-психологической, организаци­онной);

· овладеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять диагностику эффективности педагогического процесса;

· научиться фиксировать, анализировать и обобщать результаты педагогического наблюдения;

· научиться анализировать отдельные занятия, репетиции и мероприятия, учебно-образовательный процесс в целом исходя из современных требований, технологического и методического арсенала педагогики;

· научиться выделять основные компоненты учебно-воспитательного процесса в учреждении (цель, задачи, содержание, средства, формы организации);

· практически освоить структуру деятельности педагога (планирование, организация, стимулирование, способы взаимодействия, особенности общения, профессиональная рефлексия).

 
 

Надеемся, что дневник поможет вам в упорядочении процесса педагогической практики, в ведении записей наблюдений, фиксации педагогических находок, впечатлений, размышлений. В нем вы сможете собрать материал, который наверняка пригодится в процессе учебы в дальнейшем и на последующих этапах прохождения педагогической практики.

Добрые пожелания

 

Идя на педагогическую практику, всегда помните, что для своих воспитанников вы всегда педагог, а значит: вежливы, аккуратны во всем, пунктуальны.

Начало любого дела всегда нелегко, но есть надежная опора – личная искренняя заинтересованность делом и творчеством.

В случае естественных проблем и даже неудач постарайтесь не отчаиваться, а конструктивно размышлять и принимать решения. В этом вам наверняка помогут преподаватели и коллеги по практике.

Старайтесь чутче прислушиваться к пользователям – они «камертон» в учебно-образовательном процессе.

Неблагодарность – великий грех, а потому будьте благодарны всякому, кто в той или иной мере стремится вам помочь.

 

Уважаемый коллега! ПОМНИ!

1. Будь взрослым и ребенком, будь мудрым и непредсказуемым.

2. Не отчаивайся, если что-то получилось не так, как ты задумал.

3. Не сопротивляйся, когда вдруг обнаружишь, что дети хотят тебя чему-то научить.

4. Пусть тебе будет интересно.

5. Начинать всегда нелегко…

 

Таблица 4 – Фрагмент дневника практики

 

№ п/п Наименование мероприятий и основных направлений деятельности Время проведения Собственная оценка проведенного мероприятия
       
       

 

  «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В. А. Сухомлинский

Примерная схема самоанализа мероприятия

1. Каково место данного урока (занятия, мероприятия) в теме, разделе, курсе? Как оно связано с предыдущими занятиями? Каким образом данный урок (занятие) предвосхищает следующие темы, разделы программы?

2. Каковы тип и форма проведения данного урока (занятия)?

3. Какая триединая задача (образовательная, воспитательная, развивающая) решалась на данном уроке (занятии)?

4. Насколько удалось решить поставленную задачу? Какие возникли трудности и проблемы?

5. Эффективна ли выбранная вами форма и структура проведения урока (занятия)? Логичны ли связи между этапами занятия? Рационально ли распределено время?

6. Какие идеи, ценности были акцентированы на уроке (занятии), почему?

7. Какими методами организовано образовательное пространство занятия?

8. Как организовано взаимодействие с обучаемыми с точки зрения личностно-ориентированного подхода?

9. Как осуществлялась диагностика качества знаний, умений и навыков (формы и методы)?

10. Были ли учтены возможности кабинета, учебной аудитории?

11. Какова была работоспособность на уроке (занятии)? Каким образом ее поддерживал педагог?

Таблица 5 – Фрагмент схемы самоанализа мероприятия

Время, этап урока (занятия) Деятельность педагога Деятельность воспитанников Дидактические материалы
       

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Характеристика студента-практиканта

В характеристике на студента-практиканта необходимо отразить:

 

1. Уровень профессиональных знаний:

· знание теоретических и практических основ профессии;

· знание методики преподавания дисциплин, педагогических идей, концепций, подходов и технологий;

· умение анализировать свою деятельность.

 

2. Проявленные личностные качества и коммуникативная культура:

· умение общаться с пользователями и сотрудниками библиотеки;

· способность к сотрудничеству с пользователями и сотрудниками библиотеки;

· педагогическая и профессиональная культура речи;

· проявленные организаторские способности;

· проявленные коммуникативные способности.


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

 

Основы теории библиотековедения

Общетеоретический характер курса «Общее библиотековедение» по отношению к другим библиотековедческим дисциплинам. Объект, предмет библиотековедения. Структура и составные части библиотековедения. Термины и определения.

Литература

К курсу в целом

Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминол. путеводитель / [сост.: И. Ю. Акифьева и др.]. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 103 с. (Библиотекарь и время. XX век).

Библиотечное дело: терминол. слов. / Рос. гос. б-ка; [Сост.: Т. А. Бахтурина и др., 1997. – 167 с.

Глоссарий современных библиотечных терминов: понятия, определения, источники / [А. И. Племнек и др.]. – М.: Логос, 2005. – 175 с.

ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиографическая деятельность, библиография.Термины и определения». Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/doc/gst70_99.htm(Дата обращения 01.11.2010).

Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: учебник: в 2 ч. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1996, 1997: Ч. 1. Скворцов В. В. Теоретические основы библиотековедения. – 1996. – 89 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/306103/ (Дата обращения 16.03.2011);Ч. 2. Карташов Н. С. Общая теория библиотечного дела. – 1997. – 257 с.

Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов. – М.: Либерея, 2004. – 223 с. – (Альманах «Приложение к журналу ″Библиотека″»).

Неверова Т. А. Общее библиотековедение: курс лекций для студентов специальности 071201 «Библ.-информ. деятельность». – Тамбов: [б. и.], 2008. – 74 с.

Общее библиотековедение. – М.: Либерея-Бибинформ. Ч. 1: Теоретические основы: хрестоматия. – 2007. – 532 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; Вып. 57).

Общее библиотековедение. – М.: Либерея-Бибинформ. Ч. 2: Учение о библиотеке: хрестоматия, Т. 1. – 2008. – 310 с. – (Библиотекарь и время. – XXI век; Вып. 84).

Общее библиотековедение. – М.: Либерея-Бибинформ. Ч. 2: учение о библиотеке: хрестоматия, Т. 2. – 2008. 541 с. – (Библиотекарь и время. – XXI век; Вып. 85).

Общее библиотековедение. – М.: Либерея-Бибинформ. Ч. 3: Учение о библиотечном деле. – 2008. – 366 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; Вып. 86).

Российское библиотековедение: XX век: Направления развития, проблемы и итоги: Опыт моногр. исслед. / [ Б. Н. Бачалдин, А. Н. Ванеев, Ф. С. Воройский и др.]; сост. Ю. П. Мелентьева. – М.; М.: Фаир; Пашков дом, 2003. – 429 с. (Специальный издательский проект для библиотек).

Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение: конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2009. – 170 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/228910/ (Дата обращения 17.11.2010).

Словарь терминов по библиотековедению, библиографоведению и информатике: учеб. пособие для студентов / М-во культуры Рос. Федерации, Самар. гос. акад. культуры и искусств, Фак. информ. и межкультур. Коммуникаций; Самарская академия культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2003. – 140 с.

Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2001. – 448 с.

Справочник библиотекаря: справочное издание / [науч. ред. А. Н. Ванеев; Брежнева В. В. [и др.]. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2010. – 640 с. – (Серия «Библиотека»).

Учебно- методический комплекс ГПНТБ СО РАН «Высшие библиотечные курсы. Краткий конспект лекций для студентов». Раздел: Общее библиотековедение. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/wnvbk/v_index.html ( Дата обращения1.11.2010).

Федеральный закон «О библиотечном деле»(с изменениями на 26 июня 2007 года) / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html(Дата обращения 16.03.2011).

Шира Дж. Введение в библиотековедение: Основные элементы библиотечного обслуживания. – М.: Высш. школа, 1983. – 256 с.

Энциклопедия «Книга» [Электронный ресурс]. – URL: http://polygraphicbook.narod.ru/text/statiy/2/balika.htm (Дата обращения 24.12.2010).

К вопросу

Библиотечное дело: терминол. слов. / Рос. гос. б-ка; [Сост.: Т. А. Бахтурина и др., 1997. – 167 с.

Глоссарий современных библиотечных терминов: понятия, определения, источники / [А. И. Племнек и др.]. – М.: Логос, 2005. – 175 с.

ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиографическая деятельность, библиография.Термины и определения». Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/vbkexp/doc/gst70_99.htm (Дата обращения 01.11.2010).

Словарь терминов по библиотековедению, библиографоведению и информатике: учеб. пособие для студентов / М-во культуры Рос. Федерации, Самар. гос. акад. культуры и искусств, Фак. информ. и межкультур. Коммуникаций; Самарская академия культуры и искусств. – Самара: СГАКИ, 2003. – 140 с.

Столяров Ю. Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия «информация» // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 3. – C. 45–51; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/3/f3_05.htm (Дата обращения 07.12.2010).

Столяров Ю. Н. Термины, производимые от слова документ // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 10. – С. 64–68; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/10/f10_09.html (Дата обращения 07.12.2010).

Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук. Б-ка по естеств. наукам. – М., 1995. – 267 с.

Библиотека и общество

2.1. Библиотека как социальный институт

Социальная роль библиотеки, ее общественное предназначение. Трансформация роли библиотек по мере развития человеческого общества. Анализ и оценка основных задач современной библиотеки: информационной, образовательной, культурной и др.

2.2. Роль, место и функции библиотек

Библиотека как показатель уровня развития и материального благосостояния общества. Роль библиотеки в информатизации общества. Библиотека как форма бытования и условие сохранения культуры.

Понятие «сущностные функции» библиотеки. Кумулятивная, утилитарная, информативная и другие родовые функции библиотеки. Признаки классификации сущностных функций. Реализация сущностных функций библиотеки в конкретно-исторических условиях; их зависимость от внешней среды.

Литература

Алейник М. Г. Библиотека как социальный институт на рынке информации: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Национальная библиотека Беларуси: [сайт]. – Минск, 1999–2007. – URL: http://old.nlb.by/html/news2005/publication2004/_Aleinik.pdf(Дата обращения 1.11.2010).

Арифулова Л. Н. Библиотека – пространство толерантности и межнационального сотрудничества // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 3. – С. 34–39.

Артемьева Е. Б. Кто мы, что надо, куда мы идем? или Тенденции развития библиотечных ресурсов в контексте социально-культурных преобразований // Круг знания: науч.-информ. сб. для библиотек / Нац. б-ка Республики Тыва. – Кызыл, 2009. – Вып. 5. – С. 15–25.

Артемьева Е. Б., Данилова Л. Ю.Библиотечные ресурсы удаленного региона в контексте социальных трансформаций социума: монография / отв. ред. И. В. Филаткина. – Новосибирск, 2008. – 255 с.

Артемьева Е. Б., Жданова Т. А., Кожевникова Л. А., Маслова А. Н. Библиотека в системе общественных отношений региона: монография / ГПНТБ СО РАН; отв. ред. Е. Б. Соболева. – Новосибирск: СО РАН, 1999. – 204 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/bib_sist/bib_sist.pdf (Дата обращения 17.11.2010).

Берестова Т. Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции) Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 43–51; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=140 (Дата обращения 17.12.2010).

Берестова Т. Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров// Библиотековедение. – 2005. – № 1. – С. 53–56 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=142(Дата обращения 17.12.2010).

Библиотека в эпоху перемен (философско-культурологические и информационные аспекты): Информ. сб. / Рос. гос. б-ка. Информкультура. – М., 2001–2002. – Вып. 1, 2.

Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты: cб. ст. и аналит. материалов о состоянии библ. сферы / М-во культуры Рос. Федерации; [Авт.-сост.: Е. И. Кузьмин и др.]. – М.: Либерея, 2002. – 222 с. – (Альм. «Прил. к журн. «Б-ка»«. 1-е полугодие 2002 г.).

Бобылева Н. В. Библиотековедение: социокультурный подход / под науч. ред. Э. К. Беспаловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2002. – 313 с., портр.

Бубекина Н. В. Размышления об образовательной функции библиотек // Библиотековедение. – 2000. – № 5. – C. 29–36.

Виноградова Е. Б. Мемориальные функции библиотек: научно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 115).

Волик А. П. Библиотеки России: выбор пути // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 16–25.

Ганицкая И. И. Национальная культура и библиотеки // Библиотековедение. –2000. – № 3. – C. 6–15.

Гениева Е. Куда движется Россия? Роль библиотек в трансформации государства // Библиотека. – 2000. – № 8. – C. 6–9.

Евстигнеева Г. А. Научная библиотека в информационном обществе // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 8. – С. 5–15. – Библиогр.: с. 15. (9 назв.).

Жадько Н. В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института // Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 54–64.

Зайцев В. Н. Приоритеты развития российских библиотек // Библ. жизнь Кузбасса. – 2001. – № 1. – C. 23–27; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kemrsl.ru/catalog/114.html(Дата обращения 17.11.2010).

Кожевникова Л. А. Библиотека в структуре базовых социально-экономических процессов территории: монография / Сиб. отд-ние РАН, Гос. публ. науч.-техн. б-ка. – Новосибирск: ГПНТБ, 2004. – 178 c.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/Кожевникова_библиотека.pdf(Дата обращения 17.11.2010).

Кожевникова Л. А., Нестерович Н. Н. Крупные научные библиотеки в системе общественного производства территории: учеб.-метод. пособие / ГПНТБ СО РАН, Сиб. регион. библ. центр непрерыв. образования. – Новосибирск, 2001. – 76 с.

Кузьмин Е. И. Библиотеки и общество: некоторые проблемы взаимопонимания и взаимодействия // Роль библиотек в становлении местного самоуправления: материалы науч.-практ. конф. – Южно-Сахалинск, 2000. – C. 30–41.

Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. – М., 1999. – 224 с.

Лазарев В. С. Миссия библиотеки: принципы формулирования // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 9. – C. 5–17; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/9/f09_01.html (Дата обращения 07.12.2010).

Лысикова Н. П. Современная библиотека как социокультурный институт в условиях рыночных преобразований в России // Библиотека в эпоху перемен. – 2009. – Вып. 1. – С. 81–85.

Макеева О. В. Библиотеки и новые социальные практики населения // Библиосфера. – 2008. – № 2. – С. 45–48.

Маркова Т. Б. Библиотека как феномен культуры: автореф. дис.... канд. филос. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1999. – 16 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://anthropology.ru/ru/texts/markovat/abstract.html(Дата обращения 17.11.2010).

Маршак И. Б. Позиционирование современной библиотеки как глобального информационного центра // Библиотека в эпоху перемен. – 2009. – Вып. 1. – С. 85–87.

Матвеев М. Ю. Имидж библиотек как социокультурный феномен: моногр. / Рос. нац. б-ка. – СПб.: РНБ, 2009. – 444 с.

Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры. – Минск: Бел. гос. ун-т культуры, 2002. – 373 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://old.nlb.by/director/images/stories/docs/CD-ROM/soc_inst/soc_inst.htm (Дата обращения 1.11.2010).

Мотульский Р. С. К вопросу о библиотеке как социальном институте [Электронный ресурс]. – URL: http://old.nlb.by/director/index.php?option=com_content&view=article&id=93&Itemid=152(Дата обращения 01.11.2010).

Отставнова И. В. Научная библиотека как центр межкультурной коммуникации // Молодые в библиотечном деле. – 2007. – № 3. – С. 39–68.

Паршукова Г. Власть над культурным пространством: библиотека в системе социальных институтов // Библиотечное дело. – 2009. – № 7. – С. 16–19; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/4/123/0/895/ (Дата обращения 01.11.2010).

Пашин А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учебно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 95 с.

Полтавская Е. И. О понятии «социальный институт» // Социол. исслед. – 2009. – № 3. – С. 68–71.

Полтавская Е. И. Особенности определения даты образования библиотеки как социального института // Мир библиогр. – 2008. – № 1; [Электронный ресурс]. – URL: http://library-21.narod.ru/articles/date_of_library.html (Дата обращения 01.11.2010).

Полтавская Е. И. Принципиальная разница между учреждением и социальным институтом (на примере библиотеки) // Институт социологии РАН. – М., 2007–2009. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1206384398.pdf (Дата обращения 1.11.2010).

Полтавская Е. И. Смысл существования системы Библиотека – социальный институт // Науч.-техн. информ. Сер. 1, Организация и методика информационной работы. – 2007. – № 4. – С. 1–5; [Электронный ресурс]. – URL: http://library-21.narod.ru/articles/smysl_bibliothek.html (Дата обращения 01.11.2010).

Самохина М. М. Библиотека как социальный институт и ее функции // Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара / Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. – М., 1994. – С. 12–18; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/t_09.php (Дата обращения 1.11.2010).

Соколов А. Миссии и мутации библиотек // Библиотечное дело. – 2009. – № 14. – С. 2–10; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/7/131/0/1002/(Дата обращения 07.12.2010).

Фонотов Г. П. Библиотеки – общество – Россия: Исслед. социокультур. среды. – М.: Либерея, 2002. – 192 с. – (Альм. «Прил. к журн. «Б-ка»«. 1-е полугодие 2002 г.).

Хякли Э. Роль библиотек в развитии современного информационного общества // Национальные библиотеки на пороге XXI века: материалы Междунар. семинара. – СПб., 2000. – C. 42–48.

Библиотека как система

3.1. Структурно-функциональный анализ библиотеки. Типология библиотек

Основные подсистемы (элементы) библиотеки: библиотечный фонд, пользователи (читатели), библиотечный персонал, справочно-поис­ковый аппарат, материально-техническая база. Связи между элементами и с внешней средой. Структурная модель библиотеки.

Основные этапы развития библиотеки как системы. Дифференциация библиотек по мере их развития. Совершенствование основных подсистем библиотеки в процессе ее исторического развития. Перспективы развития библиотеки как системы.

Типология библиотек

Общее понятие о классификации, типологии и систематизации библиотек. Основные типы и виды библиотек. Универсальные и специальные библиотеки. Территориальный и ведомственный признаки создания и функционирования библиотек.

Федеральные библиотеки. Центральные библиотеки субъектов РФ. Муниципальные библиотеки. Библиотеки министерств и ведомств.

Федеральный закон «О библиотечном деле», 1994.

3.2. Библиотечные сети и системы. Закономерности формирования и развития библиотечных систем

 

Объективный характер возникновения, развития и существования библиотечных систем; критерии эффективности их функционирования. Факторы, способствующие взаимодействию библиотек.

Разновидности библиотечных систем, их особенности. Централизованные библиотечные системы (ЦБС). Взаимодействие и кооперация деятельности между библиотеками. Ведомственно-отраслевые, территориально-библиотечные объединения. Целостность, управляемость, динамичность библиотечных систем. Объединение научных и специальных библиотек Сибири и Дальнего Востока (1968); объединение научных библиотек г. Новосибирска.

Межсистемное взаимодействие библиотек с другими культурно-просветительными, научными, образовательными учреждениями, др.

Сети академических, вузовских, специальных библиотек.

Системное развитие библиотек.

Крупнейшие библиотеки России: Библиотека Российской Академии наук, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, ГПНТБ России, Всероссийская историческая библиотека, Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Всероссийская патентная библиотека, Всероссийская государственная библиотека для молодежи, др.; библиотеки и информационные центры Российской академии наук: Библиотека Академии наук, Библиотека по естественным наукам, ГПНТБ СО РАН, ВИНИТИ, ИНИОН.

 

3.3. Основные показатели деятельности библиотек. Библиотечная статистика

Критерии и эффективность библиотечной деятельности. Модельный стандарт деятельности библиотеки. Основные показатели библиотечной статистики: абсолютные и относительные показатели деятельности библиотек. ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Традиционные и новые показатели деятельности библиотеки. Статистический отчет о деятельности библиотеки.

Литература

3.1

Акилина М. И. Классификация и типология библиотек. Вопросы методологии // Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 40–54.

Акилина М. И. Типологические функции УНБ как центральной библиотеки региона // Универсальная научная библиотека как центр информационно-библиотечного обслуживания региона: материалы конф. – СПб., 1998. – С. 138–144.

Гусева Е. Н. Типология библиотек: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с.: ил. – (Библиотекарь и время. XX век; вып. 65).

Карташов Н. С. Методы классификации библиотек: дихотомия и типология // Библиогр. – 2000. – № 1. – C. 62–71.

Матвеев М. Ю. Типология народных библиотек в дореволюционной России (вторая половина 19 – начало 20 века) // Библиотековедение. – 2000. – № 6. – С. 101–108.

Симонов Б. А. Дискуссионные заметки о типологии библиотек // Науч. и техн. б-ки. – 1995. – № 4. – С. 24–27.

Столяров Ю. Н. Библиотека как система // Книга: Исслед. и материалы. – 1984. – Сб. 49. – С. 54–79.

Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. – М.: Книга, 1980. – 255 с.

Столяров Ю. Н. Опыт классифицирования библиотек по логическим и системным основаниям // Книга: Исслед. и материалы.– 1996. – Сб. 73. – С. 63–89.

Столяров Ю. Н. Родо-видовая и типологическая классификация библиотек // Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 25–39. – Библиогр.: 10.

Черняк А. Я. Типология библиотек: проблемы и поиск // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1980. – № 5. – С. 4.

3.2, 3.3

Артемьева Е. Б. Объединение научных и специальных библиотек г. Новосибирска // Библиотеки Новосибирской области: середина XX – начало XXI в.: [сб. ст.]. – Новосибирск, 2009. – С. 196–204.

Артемьева Е. Б. Становление и развитие системы взаимодействия библиотек Новосибирска. Исторический очерк // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 7. – С. 66–78.

Артемьева Е. Б., Жданова Т. А., Кожевникова Л. А., Маслова А. Н. Библиотека в системе общественных отношений региона: монография / ГПНТБ СО РАН; отв. ред. Е. Б. Соболева. – Новосибирск: СО РАН, 1999. – 204 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/bib_sist/bib_sist.pdf (Дата обращения 17.11.2010).

Асватуров А. С. Национальная библиотека в многонациональной стране: сохраненное наследие // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2008. – № 1. – С. 59–62.

Басамыгина И. Н., Трофименко А. А. Кооперация библиотек: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 96 с. – (Библиотекарь и время. XX век; вып. 68).

Басов С. «…Но гражданином быть обязан». Публичная библиотека как социальный модератор // Библиотечное дело. – 2007. – № 6. – С. 9–12.

Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.-метод. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 285 с.

Брофи П. Современная библиотека учебного заведения / пер. с англ. А. Б. Лисица, Е. В. Малявской; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – М.: Омега-Л, 2009. – 306 с.; (Электронные ресурсы в библиотеках и образовании).

Вербина Н. Ф. Как оценить деятельность националь­ных библиотек? Критерии и показатели // Информационный бюллетень РБА. – 2008. – № 49. С. 84–85; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib49/rba49.pdf(Дата обращения 07.12.2010).

Вербина Н. Ф., Кузина Н. Ю. Российская национальная библиотека в европейских организациях и проектах (на примере Консорциума европейских научных библиотек) // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 2. – С. 39–43.

Волик А. П. Библиотеки России: выбор пути // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 16–25.

ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Введ. 2002–01–01 [Электронный ресурс]. – URL: http://gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?2&/norms/stands/7_20.htm (Дата обращения 01.11.2010).

Гриханов Ю. А. Публичные библиотеки России и реформирование бюджетных отношений // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 2. – С. 7–26.

Дергилёва Т. В. Формирование и развитие информационно-библиотечной системы Российской академии наук: учеб. пособие / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2003. – 128 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/uchebniki/Dergileva.doc(Дата обращения 17.11.2010).

Диянская Г. П. Развитие сети специальных библиотек для слепых в современных условиях // Науч. и техн. б-ки. – 1997. – № 6. – С. 27–32; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb97/6/f6_04.html (Дата обращения 07.12.2010).

Долгополова Е. Е. Эволюция миссии научно-технических библиотек в современных экономических условиях // Научно-техническая информация. – Серия 1. – Организация и методика информационной работы.– 2009. – № 3.– С. 6–11.

Зайцев В. Н. Национальная библиотека в мировом информационном пространстве // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 1. – С. 45–49.

Калинина С., Корчагина Н. Что имеем после децентрализации // Библиополе. – 2008. – № 8. – С. 5–7.

Карташов Н. С. Межведомственная координация – путь к эффективному управлению // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 12. – С. 4–17; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/12/f12_01.htm (Дата обращения 07.12.2010).

Карташов Н. С. Формирование библиотечно-территориальных комплексов: монография / ГПНТБ СО АН СССР; отв. ред. Н. М. Сикорский. – Новосибирск, 1978. – 240 с.

Катро У. Роль национальной библиотеки в поддержке научно-информационной инфраструктуры // Новости международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений. – 2007. – № 1. – С. 23–29.

Козлова Е. Специальная библиотека в контексте перемен: стратегия развития // Библиотечное дело. – 2009. – № 1. – С. 24–27; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/1/117/0/841/ (Дата обращения 17.11.2010).

Коробкина Т. Е. Модель публичной библиотеки для России // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 9. – С. 81–98.

Куликова Л. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (новая редакция) // Библиотечное дело. – 2007. – № 16 – С. 13–16.

Лаврик О. Л. Академическая библиотека в современной информационной среде. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2003. – 251 с.; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltexts/IZDGPNTB/monogr_OL.pdf(Дата обращения 07.12.2010).

Лазарев В. С. Миссия библиотеки: принципы формулирования // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 9. – C. 5–17; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/9/f09_01.html (Дата обращения 07.12.2010).

Лапчикова В. П. Библиотечная статистика. Статистический отчет как показатель эффективности услуг библиотеки // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 1. – С. 43–53; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=289 (Дата обращения 07.12.2010).

Леонов В. П. Прыжок через бездну. Библиотека Академии наук – первая национальная библиотека России // Библ. дело. – 2003. – № 2. – С. 6–9.

Манилова Т. Куда направлен вектор? Муниципальные публичные библиотеки как предмет федеральной политики // Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 6–9.

Манилова Т. Л. Муниципальные библиотеки и местное самоуправление. Некоторые результаты федеральной библиотечной политики // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 5 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/5/f05_06.html (Дата обращения 07.12.2010).

Матлина С. Г. Публичная библиотека как культурный феномен. Преодолевая функциональные границы // Библиотечное дело. – 2007. – № 16. – С. 4–12.

Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновац. развития: избранное. – СПб.: Профессия, 2009. – 390 с. – (Библиотека).

Меньщикова С. П. Измерение показателей эффективности в национальных библиотеках в России // Информационный бюллетень РБА. – 2008. – № 49. – С. 86–91; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib49/rba49.pdf (Дата обращения 07.12.2010).

Нестерович Н. Н. Крупные научные библиотеки в территориальной структуре общественного разделения труда // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 11. – C. 5–15; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/11/f11_01.htm (Дата обращения 07.12.2010).

Петрусенко Т. В. Интеграционные подходы к организации процессов комплектования в национальной библиотеке // Научные и технические библиотеки. – 2008. – № 1. – С. 52–56.

Посадсков А. Л., Елепов Б. С. Академические библиотеки Сибири: семь десятилетий истории // 275 лет на службе науке: Б-ки и ин-ты информации в системе РАН. – М., 2000. – С. 144–154.

Публичная библиотека в условиях местного самоуправления: пособие / Рос. нац. б-ка; [Сост.: Борисова Е. И. и др.]. – СПб., 2000. – 112 с.
Романов П. С. Современные тенденции в оценке эффективности и качества работы зарубежных библиотек // Информационный бюллетень РБА. – 2008. – № 49. – С. 81–83; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib49/rba49.pdf ( Дата обращения 07.12.2010).

Рязанцева Л. М. «ЦБС: ориентиры на будущее»: концепция стратегического развития библиотечного сообщества города Тамбова // Библиотечное дело. XXI век. – 2007. – № 1 (13). – С. 31–41.

Рязанцева Л. М. ЦБС, ориентированная на будущее. Опыт Тамбова по разработке Концепции стратегического развития библиотечного сообщества // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 5. – С. 5–14.

Сбитнев С. А. Научная библиотека субъекта Федерации в информационно-библиотечной сети региона: Пробл. упр. / Департамент культуры администрации Кемер. обл. – Кемерово: Кемер. ОНБ, 2002. – 51 с.
Стаугис И. А. Специальные библиотеки для слепых, как центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов: основные функции, социальные ориентиры // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Седьмая междунар. конф. Крым-2000. – Судак, 2000. – Т. 2. – С. 221–222.

Столяров А. Н. Библиотека – двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 11. – С. 5–24; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/11/f11_01.htm (Дата обращения 07.12.2010).

Тищенко М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления: практическое пособие; под ред. А. Н. Ванеева. – СПб.: Профессия, 2006. – 367 с.

Тренина Г. Н. ЦБС как муниципальное автономное учреждение // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 12. – С. 19–25.

Умаров А. А. Национальная библиотека и межбиблиотечное сотрудничество в информационном обществе // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 1. – С. 52–54.

Фирсова И. Через информацию – к новой жизни // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 18–21.

Шилов В. Читаемость растет, книгообеспеченность падает. О запросах и потребностях селян // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 26–29.

Ширко К. Н. Параметры работы современной публичной библиотеки // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 5. – С. 66–72.

Якунькина Н. М. Муниципальная библиотека: роль и место в становлении местного самоуправления // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 3. – C. 71–74; [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2001/3/f03_11.htm(Дата обращения 07.12.2010).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.