Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выполнение практических заданий





Теоретическая часть

1. Понятие о сенсорных системах. Какова их роль в восприятии окружающего мира?

2. Как взаимосвязано строение глаза и уха с выполняемыми функциями?

3. Каков механизм защиты глаза и внутренних отделов уха?

4. Дайте практические рекомендации для предупреждения заболеваний органов зрения и слуха.

 

Выполнение практических заданий

Орган зрения

Задание 1. Определить наименьшее расстояние зрения

Примечание: при чтении книга должна находиться от глаз на расстоянии 30-35 см.

1. Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока еще можно читать.

2. С помощью линейки определите это наименьшее расстояние, на котором вы видите текст книги.

3. Для человека с нормальным зрением это расстояние равно 10-13 см. Если расстояние больше, это дальнозоркость, если расстояние меньше – близорукость.

4. Каково расстояние, на котором вы видите текст? Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Задание 2. Определить причины близорукости и дальнозоркости

Объясните, каковы причины, вызывающие близорукость и дальнозоркость. Подумайте, каким гигиеническим требованиям должно соответствовать помещение для сохранения зрения.

 
 
 
Задание 3 (выполняется дома).

1. Рассмотрите в зеркало наружную часть глаза и найдите зрачок.

2. Пронаблюдайте за величиной зрачка при ярком освещении и в затемненном месте.

3. Нарисуйте в тетради 2 схематических рисунка глаза, покажите на схеме величину зрачка в разных условиях освещения.

4. Объясните значение изменения размеров зрачка в зависимости от освещения.

Задание 4. Определить гигиенические требования к освещению рабочего места (выполняется дома)

Эксперимент проводится вечером при закрытых плотными шторами окнах. Для его проведения вам будет нужна помощь членов вашей семьи или товарищей. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно прочитайте условия эксперимента, в тетради начертите таблицу.

1. Сидя за письменным столом, вы 3 минуты читаете книгу, освещенную настольной лампой; в это время общее освещение выключено. Отведите глаза от книги и смотрите в темноту в течение 2-3 секунд. Затем продолжайте чтение. По секундомеру помощник определит время, необходимое для адаптации. Запишите это время в таблицу 1.

2. Во втором случае общее освещение включено. Порядок ваших действий сохраняется. Повторно определяется время для адаптации. Запишите его в таблицу.

3. Сравните полученные данные. Найдите правильное объяснение результатам эксперимента.

4. Сформулируйте гигиенические требования к освещению рабочего места.

 

Таблица 1

 

Время адаптации
При выключенном общем освещении При включенном общем освещении
   
   

 

Задание 5. Изучить признаки и причины нарушения зрения и способы их исправления

1. Внимательно ознакомьтесь с рисунками и содержанием таблицы. Заполните 1, 3, 4 графы таблицы 2.

Таблица 2

Нарушение зрения Причины нарушения Признаки нарушения Исправления зрения
  Хрусталик нормальный, глазное яблоко вытянуто    
  Хрусталик нормальный, глазное яблоко меньше нормы
 
 

 

   
Хрусталик теряет эластичность, уплотняется, глазное яблоко нормальное    

 

Орган слуха

Как мы слышим?

С давних времен среда, в которой жил человек, была наполнена разнообразными и сложными звуками. В процессе эволюции звуковой анализатор человека стал настолько совершенным, что позволил ему выделять, узнавать и оценивать отдельные звуки из общего звукового хаоса. У человека звуковой анализатор приобрел важность и в связи с развитием речи.

Задание 1. Пользуясь схемой 1, определить, как мы слышим. Какие функциональные нарушения могут привести к потере слуха?

Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. Далее через молоточек, наковальню и стремечко звуковые колебания передаются в улитку. Ее полость по всей длине разделена многослойной перегородкой, на которой расположен кортиев орган.

Рецепторные волосковые клетки кортиева органа преобразуют физическую энергию звуковых колебаний в нервные импульсы. Механизмы этого процесса полностью не раскрыты. По волокнам слухового нерва, окончания которого подходят к волосковым клеткам, информация о звуке передается в центральную, расположенную в головном мозге, часть слуховой системы. Она состоит из нескольких отделов, в каждом из которых работают сотни тысяч нейронов.

Запишите ответы на поставленные вопросы.

 

Задание 2. Объяснить правила гигиены слуха

1. Не чистите слуховой проход железными предметами и спичками.

2. Нельзя сморкаться сразу обеими половинками носа, а нужно это делать попеременно, прижимая каждое крыло к перегородке.

3. В холодное время года и ветреную погоду хорошо закрывайте уши, носите теплый головной убор.

4. Не включайте радио и телевизор на громкость, переходящую в шум.

5. В любое время суток нельзя громко кричать, хлопать дверьми, вести громкие разговоры по телефону.

6. Прослушивание магнитофонных записей в наушниках разрешается не более часа.

7. Содержите уши в чистоте.

8. Обращайте особое внимание на уши после таких болезней, как грипп, скарлатина, корь.

9. Берегите уши от всякого сильного и внезапного шума.

10.Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохранения слуха имеет нормальное носовое дыхание.

Дайте обоснования данным требованиям.

Задание 3. Определить остроту слуха с помощью речи

Материалы и оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Рекомендуется составить 2 группы слов. Первая включает гласные у, о и согласные м, н, в, р.

Например: ворон, двор, море, номер и т.д. Вторая группа слов – гласные. Например а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Ход работы

Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо затыкают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния начинает произносить слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь.

Расстояние, на котором испытуемый начинает называть 50% и более произнесенных слов неправильно, считают пороговой величиной. Расстояние между исследователем и испытуемым продолжают увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет точка, с которой он не может услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка результатов

1. Слова 1-й группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные).

2. Слова 2-й группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Форма отчетности

1. Сравните полученные результаты с нормативными и сделайте вывод, почему слова из 1-й группы воспринимаются человеком с более короткого расстояния.

2. Сделайте вывод о том, какова роль органов зрения и слуха в жизни человека.

3. Объясните значение терминов «наружное ухо», «среднее ухо», «внутреннее ухо», «вестибулярный отдел», «невроз», «дальнозоркость», «близорукость», «помутнение хрусталика», «световоспринимающие клетки», «хрусталик», «стекловидное тело», «роговица», «зрачок».

Ход работы

В течение минуты внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить.

Форма отчетности

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе один балл.

Задание 2. Определить объем образной памяти

(проводится в парах)

Материалы и оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, таблица с 16 разнообразными рисунками (готовится заранее).

Ход работы

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предложенной ему таблицы. Затем в течение минуты он должен воспроизвести запомнившиеся образы (записать или нарисовать).

Форма отчетности

Экспериментатор подсчитывает число правильно воспроизведенных образов.

Оценка результатов

Норма — это 6 и более правильных ответов.

Сделайте вывод о состоянии вашей памяти.

 

Задание 3. Определить устойчивость внимания

(проводится в парах).

 

Материалы и оборудование: часы, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы (рис. 1).

Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращается к зрителю, то уходит от него вглубь. Это явление объясняется законом обратной индукции. Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого квадрата ухудшается из-за внешнего торможения, и он кажется за плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием.

Ход работы

Измерение величины колебания внимания происходит следующим образом. Для этого в течение 30 секунд испытуемый смотрит на пирамиду. При каждом изменении изображения он делает в тетради штрих (не глядя!). Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером. По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за минуту. Проделайте этот эксперимент несколько раз.

Величину колебания можно уменьшить усилием. Поставьте перед испытуемым цель как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае.

Форма отчетности

Сравните полученные в работе данные сначала между собой, а потом со среднестатистическими (табл. 2).

Сделай вывод.

Таблица 2

Оценка характера устойчивости внимания

Частота исчезновения изображения в течение 60 сек. Характеристика внимания
Не более 11 раз Очень устойчивое
12-20 раз Средней устойчивости
Более 20 раз Недостаточно устойчивое

 

Задание 4. Определить динамику устойчивости внимания и работоспособности

(проводится в парах)

Материалы и оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, набор таблиц с изображением цифр от 1 до 25.

Ход работы

Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами (примеры таблицы приводятся).

Испытуемому предъявляют первую таблицу со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее, без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторую, третью и последующие таблицы предъявляют без всяких инструкций.

         
         
         
         
         

 

Форма отчетности

Основным показателем будет время выполнения (в сек.), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

 
 

 


| | | | |

0 1 2 3 4 5

 

По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности.

Задание 5. Выявить взаимосвязи между вниманием и работоспособностью (проводится в парах).

Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер или часы с секундной стрелкой.

 

Схема для эксперимента

               
3                
11                
5                

 

Ход работы

Испытуемому предлагают следующее задание: перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Форма отчетности

Сравните полученные вами результаты с нормативными.

Таблица 4

Время выполнения, сек. Характеристика работоспособности
Быстрее 20 Высокая
21-25 Хорошая
25-35 Средняя
36-40 Пониженная
41-50 Очень низкая

 

Если работоспособность понижена или очень низкая, предложите ваши действия по ее повышению.

Вывод

Установите зависимость между работоспособностью и вниманием. Чем она объясняется?

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего учителю необходимо знать особенности памяти и внимания учащихся?

2. Приведите примеры упражнений, занятий, способствующих улучшению объема, долговременности памяти и тренировке внимания.

3. Приведите примеры использования учителем знаний об особенности работоспособности учащихся на уроке.

4. Возрастные особенности эмоций, внимания, памяти.

5. Объясните значение терминов: «память», «внимание», «работоспособность».

Тест Т-1

Тест Т – 2

Тест Т-3

Критерии оценки (примерные)

Тх (тест Т-1) Тх (тест Т-2) Тх (тест Т-3) Тип темперамента по Гиппократу
>12 >6 >6 Сангвиник
>6 >12 <(-6) Холерик
>6 >6 <(-12) Флегматик
<(-6) >6 <(-12) Неуравновешенный меланхолик
<(-12) <(-6) <(-6) Слабый меланхолик
<(-6) <(-12) >6 Инертный меланхолик

Рекомендации к оформлению результатов работы: занесите в протокол числовые значения, полученные при исследовании типологических свойств личности. Сделайте заключение о типе ВНД испытуемого.

 

Задание 2. Определить силу нервных процессов по психомоторым показателям (при помощи теппинг-теста)

Оборудование: стандартные бланки – листы бумаги (203-283),разделенные на 6 (по 3 в ряд) равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Ход работы: по сигналу экспериментатора Вы должны в прямоугольниках бланка проставить точки с максимальной скоростью в течение 5 сек в каждом. Общая продолжительность работы 30 сек. Переход с одного прямоугольника на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по часовой стрелке. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом прямоугольнике, а перед ним.

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Перейти на другой квадрат». В конце работы звучит команда: «Стоп».

Обработка результатов:

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов: сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:

- Выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе;

- Ровный тип: максимальный тип удерживается на одном уровне в течение всех 30 сек, что соответствует нервной системе средней силы;

- Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-сеундного отрезка и остается на сниженном уровне. Этот тип свидетельствует о слабой нервной системе;

- Промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Средне-слабая нервная система;

Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Средне-слабая нервная система.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные данные в соответствии с вышеуказанной схемой записать в тетрадь. Провести их анализ и сделать соответствующие выводы об индивидуальных особенностях ВНД испытуемого.

Задание № 3. Определить индивидуальные особенности ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей, работоспособность и характер тормозных раздражителей на основе изучения системы временных связей между словами (ассоциативный эксперимент).

Ассоциативный эксперимент применяется для обнаружения условных рефлексов на словесные раздражители. Этот способ изучения высшей нервной деятельности человека не предполагает формирования новых условных рефлексов, но позволяет выявить характер и многообразие сложившихся в течение индивидуальной жизни условных связей, отражающих различные формы соотношения сигнальных систем.

Оборудование: карточки с записанными в столбик 20 словми – существительными (исследуемый не должен быть с ними знаком), секундомер.

Ход работы: 1. Составьте карточки из 20 слов – существительных;

1. Экспериментатор произносит каждое из них, а исследуемый должен быстро ответить на каждый словесный раздражитель первым пришедшим в голову словом – ассоциацией;

2. Зарегистрируйте ответы исследуемого и время, необходимое для возникновения ассоциации (латентный период).

3. Результаты эксперимента заносятся в таблицу.

Анализ результатов можно провести по нескольким позициям:

1. Богатство временных связей. Если слова-ассоциации по всем предложенным исследуемому раздражителям ни разу не повторились, можно говорить о большом разнообразии временных связей, их богатстве. если 1-2 слова повторялись 1-2 раза – разнообразие временных связей среднее. Если несколько слов-ассоциаций повторяются многократно – разнообразие временных связей невелико.

2. Типы ВНД. Характер ответного слова является показателем какой-то степени преобладания у данного человека одной или другой сигнальной системы. Так, если на конкретные слова-раздражители даются обобщенные абстрактные ответы, можно говорить об относительном преобладании второй сигнальной системы и о мыслительном типе ВНД исследуемого. Конкретные образные ответы свидетельствуют о большом удельном весе первой сигнальной системы и о художественном типе ВНД. Для среднего типа ВНД характерны в равной мере образные и абстрактные ассоциации.

3. Работоспособность. Если латентный период колеблется в пределах 1-3 сек., можно считать, что работоспособность исследуемого хорошая. Если же латентный период составляет более 3-х сек. и постепенно возрастает от первых слов до последних, то работоспособность может оцениваться как низкая.

4. Проявление торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 8-10 сек. и более, являются для исследуемого условным тормозом.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные результаты занести в таблиц 2.

Таблица 2

АНКЕТА

I. Сильный, уравновешенный, подвижный тип, оптимально возбудимый (сангвиник):

Характеристика ребенка:

- весел и жизнерадостен;

- энергичен и деловит;

- склонен переоценивать себя;

- способен быстро схватывать новое;

- неустойчив в интересах;

- легко переживает неудачи и неприятности;

- легко приспосабливается к новым обстоятельствам;

- с увлечением берется за новое дело;

- быстро остывает, если дело перестает интересовать;

- быстро включается в работу и переключается с одного дела на другое;

- тяготится однообразием, будничной кропотливой работой;

- общителен и отзывчив, не чувствует скованности с незнакомыми людьми;

- всегда бодр;

- вынослив и работоспособен;

- обладает громкой, быстрой, отчетливой речью;

- сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке;

- быстро засыпает и пробуждается;

- порой несобран, проявляет поспешность в решении;

- иногда склонен отвлекаться от дела;

 

II. Сильный, уравновешенный, инертный тип, оптимально возбудимый (флегматик):

- спокоен и хладнокровен;

- последователен и обстоятелен в делах;

- осторожен и рассудителен;

- умеет ждать;

- молчалив и не любит болтать;

- обладает спокойной без жестикуляции речью;

- сдержан и терпелив;

- доводит начатое дело до конца;

- не растрачивает силы попусту;

- строго придерживается выработанного распорядка в жизни, системы в работе;

- легко сдерживает порыв;

- маловосприимчив к одобрению и порицанию;

- незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес;

- постоянен в своих отношениях и интересах;

- медленно включается в работу, с трудом переходит от одного дела к другому;

- ровен в отношениях с людьми;

- любит аккуратность и порядок во всем;

- с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам;

- обладает выдержкой.

III. Сильный, неуравновешенный тип, повышенно возбудимый (холерик):

- неустойчив, суетлив;

- невыдержан, вспыльчив;

- нетерпелив;

- резок и прямолинеен в общении с людьми;

- инициативен;

- упрям;

- работает рывками;

- склонен к риску;

- незлопамятен;

- обладает быстрой, страстной речью, выразительной мимикой;

- неуравновешен, склонен к горячности;

- порой бывает агрессивен;

- нетерпим к чужим недостаткам;

- способен быстро действовать, немедленно принимать решения;

- обладает резкими, порывистыми движениями;

- непоследователен в достижении поставленной цели;

- склонен к резким сменам настроения.

IV.Слабый тип, понижено возбудимый (меланхолик):

- стеснителен и застенчив;

- теряется в новой обстановке;

- не верит в свои силы;

- легко переносит одиночество;

- склонен уходить в себя;

- быстро утомляется;

- обладает тихой речью, иногда до шопота;

- невольно приспосабливается к характеру собеседника;

- впечатлителен до слезливости;

- предъявляет высокие требования к себе и окружающим;

- склонен к подозрительности;

- болезненно чувствителен и легко раним;

- чрезвычайно обидчив;

- скрытен и необщителен;

- малоактивен и робок;

- безропотно покорен;

- стремиться вызвать сочувствие у окружающих.

 

3. Подсчитать количество плюсов, представленных в характеристике каждого типа. Занести данные в таблицу 3

Таблица 3

I (сангвиник) II (флегматик) III (холерик) IV (меланхолик)
       
       
       
       
       
       
       

 

4. Анализ полученных данных.

Если в характеристике определенного типа есть 16-20 «+», значит у испытуемого ярко выражен этот тип, если 11-15, то данный тип присущ ему в значительной степени, если до 10, то черты данного типа выражены в малой степени.

5. Сделать вывод о выявленном типе ВНД.

Задание 5. Выполнить самостоятельную работу № 1: заполнить таблицу

 


Таблица 4

Возрастные особенности ВНД

Период Границы Сила нервных процессов Соотношение коры и подкорковых структур Выработка положительных условных рефлексов   Выработка отрицательных условных рефлексов Развитие 1-й сигнальной системы Развитие 2-й сигнальной системы Соотношение возбуждения и торможения Педагогические рекомендации
                   
                   

Вопросы для самоконтроля:

1. Роль биологических и социальных факторов в развитии 1-й и 2-й сигнальной системы действительности.

2. Возрастные особенности нервных процессов.

3. Типы ВНД детей и подростков.

4. Возрастные особенности ВНД детей и подростков.

5. Критические периоды развития ВНД

Домашнее задание:

 

 

Теоретическая часть

1. Понятие о сенсорных системах. Какова их роль в восприятии окружающего мира?

2. Как взаимосвязано строение глаза и уха с выполняемыми функциями?

3. Каков механизм защиты глаза и внутренних отделов уха?

4. Дайте практические рекомендации для предупреждения заболеваний органов зрения и слуха.

 

Выполнение практических заданий

Орган зрения

Задание 1. Определить наименьшее расстояние зрения

Примечание: при чтении книга должна находиться от глаз на расстоянии 30-35 см.

1. Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока еще можно читать.

2. С помощью линейки определите это наименьшее расстояние, на котором вы видите текст книги.

3. Для человека с нормальным зрением это расстояние равно 10-13 см. Если расстояние больше, это дальнозоркость, если расстояние меньше – близорукость.

4. Каково расстояние, на котором вы видите текст? Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Задание 2. Определить причины близорукости и дальнозоркости

Объясните, каковы причины, вызывающие близорукость и дальнозоркость. Подумайте, каким гигиеническим требованиям должно соответствовать помещение для сохранения зрения.

 
 
 
Задание 3 (выполняется дома).

1. Рассмотрите в зеркало наружную часть глаза и найдите зрачок.

2. Пронаблюдайте за величиной зрачка при ярком освещении и в затемненном месте.

3. Нарисуйте в тетради 2 схематических рисунка глаза, покажите на схеме величину зрачка в разных условиях освещения.

4. Объясните значение изменения размеров зрачка в зависимости от освещения.

Задание 4. Определить гигиенические требования к освещению рабочего места (выполняется дома)

Эксперимент проводится вечером при закрытых плотными шторами окнах. Для его проведения вам будет нужна помощь членов вашей семьи или товарищей. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно прочитайте условия эксперимента, в тетради начертите таблицу.

1. Сидя за письменным столом, вы 3 минуты читаете книгу, освещенную настольной лампой; в это время общее освещение выключено. Отведите глаза от книги и смотрите в темноту в течение 2-3 секунд. Затем продолжайте чтение. По секундомеру помощник определит время, необходимое для адаптации. Запишите это время в таблицу 1.

2. Во втором случае общее освещение включено. Порядок ваших действий сохраняется. Повторно определяется время для адаптации. Запишите его в таблицу.

3. Сравните полученные данные. Найдите правильное объяснение результатам эксперимента.

4. Сформулируйте гигиенические требования к освещению рабочего места.

 

Таблица 1

 

Время адаптации
При выключенном общем освещении При включенном общем освещении
   
   

 

Задание 5. Изучить признаки и причины нарушения зрения и способы их исправления

1. Внимательно ознакомьтесь с рисунками и содержанием таблицы. Заполните 1, 3, 4 графы таблицы 2.

Таблица 2

Нарушение зрения Причины нарушения Признаки нарушения Исправления зрения
  Хрусталик нормальный, глазное яблоко вытянуто    
  Хрусталик нормальный, глазное яблоко меньше нормы
 
 

 

   
Хрусталик теряет эластичность, уплотняется, глазное яблоко нормальное    

 

Орган слуха

Как мы слышим?

С давних времен среда, в которой жил человек, была наполнена разнообразными и сложными звуками. В процессе эволюции звуковой анализатор человека стал настолько совершенным, что позволил ему выделять, узнавать и оценивать отдельные звуки из общего звукового хаоса. У человека звуковой анализатор приобрел важность и в связи с развитием речи.

Задание 1. Пользуясь схемой 1, определить, как мы слышим. Какие функциональные нарушения могут привести к потере слуха?

Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. Далее через молоточек, наковальню и стремечко звуковые колебания передаются в улитку. Ее полость по всей длине разделена многослойной перегородкой, на которой расположен кортиев орган.

Рецепторные волосковые клетки кортиева органа преобразуют физическую энергию звуковых колебаний в нервные импульсы. Механизмы этого процесса полностью не раскрыты. По волокнам слухового нерва, окончания которого подходят к волосковым клеткам, информация о звуке передается в центральную, расположенную в головном мозге, часть слуховой системы. Она состоит из нескольких отделов, в каждом из которых работают сотни тысяч нейронов.

Запишите ответы на поставленные вопросы.

 

Задание 2. Объяснить правила гигиены слуха

1. Не чистите слуховой проход железными предметами и спичками.

2. Нельзя сморкаться сразу обеими половинками носа, а нужно это делать попеременно, прижимая каждое крыло к перегородке.

3. В холодное время года и ветреную погоду хорошо закрывайте уши, носите теплый головной убор.

4. Не включайте радио и телевизор на громкость, переходящую в шум.

5. В любое время суток нельзя громко кричать, хлопать дверьми, вести громкие разговоры по телефону.

6. Прослушивание магнитофонных записей в наушниках разрешается не более часа.

7. Содержите уши в чистоте.

8. Обращайте особое внимание на уши после таких болезней, как грипп, скарлатина, корь.

9. Берегите уши от всякого сильного и внезапного шума.

10.Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохранения слуха имеет нормальное носовое дыхание.

Дайте обоснования данным требованиям.

Задание 3. Определить остроту слуха с помощью речи

Материалы и оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Рекомендуется составить 2 группы слов. Первая включает гласные у, о и согласные м, н, в, р.

Например: ворон, двор, море, номер и т.д. Вторая группа слов – гласные. Например а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Ход работы

Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо затыкают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния начинает произносить слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь.

Расстояние, на котором испытуемый начинает называть 50% и более произнесенных слов неправильно, считают пороговой величиной. Расстояние между исследователем и испытуемым продолжают увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет точка, с которой он не может услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка результатов

1. Слова 1-й группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные).

2. Слова 2-й группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Форма отчетности

1. Сравните полученные результаты с нормативными и сделайте вывод, почему слова из 1-й группы воспринимаются человеком с более короткого расстояния.

2. Сделайте вывод о том, какова роль органов зрения и слуха в жизни человека.

3. Объясните значение терминов «наружное ухо», «среднее ухо», «внутреннее ухо», «вестибулярный отдел», «невроз», «дальнозоркость», «близорукость», «помутнение хрусталика», «световоспринимающие клетки», «хрусталик», «стекловидное тело», «роговица», «зрачок».







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.