|
Тема 1. «Восток – Запад»: история и суть проблемыСтр 1 из 3Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Ректор БГУ ________________ В.И.Стражев (подпись) (И.О.Фамилия) ____________________ (дата утверждения) Регистрационный № УД-______/уч. Философия Древнего Востока Учебная программа для специальности: Философия»
Срок действия учебной программы – до 2011г.
2008 г.
Составители: Т.Г. Румянцева, доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры БГУ
Рецензенты: М.А. Можейко, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств И.А. Медведева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки БГУ
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой философии культуры БГУ (протокол № 8 от 16.05.2008г.)
Научно-методическим советом БГУ (протокол № 4 от 22.05.2008г.) Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № 4 от 25.06.2008г.)
Ответственный за выпуск: Т.Г. Румянцева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Философия Древнего Востока» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия». В ней рассматриваются основные закономерности процесса возникновения философии на Востоке. В процессе изучения данного курса студенты знакомятся также с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая и Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов. Данный курс является органическим элементом профессиональной историко-философской подготовки студентов-философов и находится в прямой взаимосвязи с базовыми философскими курсами: «Философская антропология», «Социальная философия», «Метафизика и онтология», «Теория познания и философия науки», «Этика», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология». Цель курса: · Ознакомить студентов с основными идеями, важнейшими направлениями и спецификой философии Древнего Востока. Задачи курса: · выявить главные предпосылки формирования философской мысли Древнего Востока, ее взаимосвязь с западноевропейской философской мыслью; · изучить наиболее значимые тексты, репрезентирующие основные идеи философии Древнего Востока; · раскрыть степень актуальности философского наследия Древнего Востока в контексте современной культуры; · сформировать у студентов навыки философского анализа прочтения философских текстов. В результате изучения курса студенты должны знать: · важнейшие направления и школы развития философской мысли Древнего Китая и Индии; · основные идеи ключевых персоналийфилософии Древнего Востока. В результате изучения курса студенты должны уметь: · объяснять специфику взаимодействия религиозно-мифологического и философского мышления в культуре древнеиндийской и древнекитайской философии; · эксплицировать значение и содержание важнейших концептов философии Древнего Востока. На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 166 часов, из них 68 часов – аудиторные, которые примерно распределяются по следующим видам учебных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы Понятия «Восток» и «Запад». Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада», ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры. Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад».
Тема 2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада Возникновение первых цивилизаций Древнего Востока в III-II тысячелетиях до н.э. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока в условиях «века бронзы». Сравнительный анализ азиатского и античного способов производства и присущих им духовных форм. Появление первых философских учений в Древнем Китае, Индии и Греции. Специфика древневосточной философии: ее тесная связь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм.
Тема 3. Предфилософия в религиях и мифологии Стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран) Особенности первых классовых обществ на Ближнем Востоке. Достижения народов Египта и Вавилонии в области материальной и духовной культуры. Жрецы и их роль в развитии духовной жизни общества. Появление письменности и возникновение специальных научных знаний. Зарождение математики, достижения вавилонской и египетской астрономии и астрологии. Основные мифы Египта и Вавилонии. Понятие предфилософии и ее элементы в вавилонской и египетской литературе. Теокосмическая поэма «Энума-Элиш». Появление скептических представлений о посмертной судьбе человека в «Эпосе о Гильгамеше», «Поэме о страдающем праведнике», «Песне арфиста», «Беседе господина и раба». Мифология Ирана и элементы предфилософии в ней.
Тема 6. Сравнительный анализ основных парадигмальных установок древневосточной и античной философии Учение о мире и проблемы бытия (небытия) в древневосточной и античной философии. Учение о человеке и его взаимодействии с миром в древневосточной и античной философии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Литература Основная: 1.Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992. 2. Лысенко В.Г.Опыт введения в буддизм. Ранняя буддистская философия. Учебное пособие. М., 1994. 3. Мюллер М.Шесть систем индийской философии. М.,1995. 4. Рой М. История индийской философии. М., 1958. 5. Cеменов Н.С. Философские традиции Востока. Мн., 2004. 6. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. М., 2001. 7. Томпсон М. Восточная философия. М., 1987. 8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. 9. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. 10. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., 1966.
Дополнительная: 11. Ашвагхоша. Жизнь Будды. М.,1990. 12. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980. 13.Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988. 14. Ганчев Петко. Возрождающийся гигант. Цивилизация и философия Древнего Китая. Мн., 2006. 15. Гегель Г. Лекции по истории философии. Предисловие. Введение. Т.1. СПб., 1993. 16. Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. Индуизм. Минск, 2006. 17. Григорьева Т.П. Дао и Логос Встреча культур. М., 1992. 18. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. 19. Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. 20. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997. 21. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966. 22. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992. 23. Масперо А. Даосизм. СПб., 2007. 24. Сурженко Л.А. Буддизм. Минск, 2006. 25. Торчинов Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993. 26. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. 27. Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984. 28. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.
Хрестоматии, энциклопедии: 29. Древнеиндийская философия. Начальный период. Тексты. М., 1972. 30. Древнекитайская философия: эпоха хань. Хрестоматия. М., 1990. 31. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972-1973. 32. Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1994. 33. Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. Т. 1. Философия. М., 2005. 34. Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.,1994.
Семинарские занятия. Тема. «Восток – Запад»: история и суть проблемы 1. Понятия «Восток» и «Запад». 2. Многомерность проблемы соотношения Востока – Запада; ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. 3. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры: в русской философии, в контексте христианства, в западной философии ХIХ-ХХ вв. 4. Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. 5. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад». Тексты: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1971. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994. Литература: Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988. Григорьева Т.П. Дао и Логос: Встреча культур. М., 1992. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966. Семенов Н.С. Философские традиции Востока. Минск, 2004.
Вопросы к экзамену 1. Г. Гегель о главных духовных источниках и социально-политических факторах возникновения философии. Начало философии и ее история. (Гегель Г. Лекции по истории философии. Предисловие. Введение). 2. Г. Гегель о мысли Древнего Востока: характеристика китайской и индийской философии. 3. Понятия «Восток» и «Запад» в их традиционном и современном значении. Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада» и ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. 4. Возникновение первых цивилизаций Древнего Востока в III-II тыс. до н.э. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. 5. Специфика древневосточной философии: ее тесная связь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм.
6. Сравнительный анализ процессов возникновения философии в культурах Востока и Запада. 8. Предфилософские построения в религиях и мифологии Ближнего Востока. Древний Вавилон. 9. Предфилософские построения в религиях и мифологии Ближнего Востока. Древний Египет и Иран. 10. Особенности истории и культуры Древнего Китая и их отражение в мифологии и философии. 11. Специфика древнекитайской мифологии. Краткий анализ первых литературных памятников Древнего Китая: И цзин (Книга перемен), Шицзин (Книга песен), Шуцзин (Книга историй), Лицзи (книга обрядов), Чуньцю (Летопись). 12. Возникновение древнекитайской философской мысли и ее специфика. 13.Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь), благопристойность (ли). 14. Учение конфуцианства об «исправлении имен» (чжэнмин). 15. Понятие о «благородном муже» (цзюньцзы) как идеальном типаже «служилого человека». 16. Учение Конфуция об управлении обществом и государством. 17. Развитие учения Конфуция о Небе в трактате «Мэн-цзы». 18. Учение Мэн Цзы о прирожденной доброте человека. 19. Сюнь Цзы как мыслитель, завершающий «золотой век» китайской философии. Его учение о человеке и обществе. 20. Исторические судьбы конфуцианства. Место и роль конфуцианства в современном Китае. 22. Легизм(фа-цзя) об управлении обществом и государством. 23. Противостояние конфуцианства и легизмакак двух основных течений морально-общественной и политической мысли Древнего Китая. 24. Философскийдаосизм(дао-цзя) и его место в истории становления даосской традиции. Основные этапы развития даосизма. 25. Основные понятия, конституирующие учение даосов: «Дао» «дэ». Дао как изначальная первосубстанция, первооснова всего сущего. 26. Конфуцианское и даосское понимание Дао. Идея о потоке всеобщего становления всех явлений в книге «Даодэцзин». 27. Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао. Принцип не-деяния (у-вэй) как критерий единения с Дао. 28. Единство и внутреннее многообразие древнекитайской культуры и философии Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая. 29. Особенности культуры Древней Индии и трудности ее изучения. Связь древнеиндийской культуры с религией. 30. Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед. 31. Зарождение первых философских понятий в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Махабхарата и ее философские части: Бхагавадгита, Мокшадхарма, Анурита. 32. Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии и ее деление на астику и настику. Основные классические школы древнеиндийской философии. 33. Религиозно-философское учение джайнизма. 34. Возникновение буддизма. Первоначальный буддизм. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. 35. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Хинаяна и махаяна. Исторические судьбы развития буддизма. 36. Школа чарвака-локаята. 38. Традиция «Упанишад» и формирование на ее базе онтологической и грамматической концепций школы веданта. 39. Классификация категорий и космологическая доктрина школы санкхья. 40.Логика ньяя: теория силлогистического выводы и исследование объектов посредством доказательств. 41. Атомистическая теория Вселенной в школе вайшешика. 42.Ритуализм и экзегетика школы миманса. 42. Философское учение йоги. Йога как метод дисциплинирования тела и ума; основные ступени и методы достижения йогической сосредоточенности или т.н. «восьмеричный путь» йоги. 44. Сравнительный анализ основных парадигмальных установок восточной и западной философии: проблема бытия, человека и их взаимодействия. Тесты
1. В VI в. до н.э. философия зарождается в: а) Греции; б) Иудее; в) Вавилонии; г) Индии; д) Египте; е) Китае. Ответ: а, г, е. 2. К основным школам древнеиндийской философии относятся: а) веданта, б) вайшешика, в) моизм, г) стоицизм, д) локаята, е) джайнизм. Ответ: а, б, д, е. 3. К характерным чертам древнекитайской философии относятся: а) утилитарно-практический характер разбираемых в ней проблем; б)преимущественное развитие этико-политических учений; в) тесная связь с естественными науками; г) наличие высокоразвитого категориально-понятийного аппарата; д) традиционализм. Ответ: а, б, д. 4. Главным объектом размышлений китайского мыслителя Конфуция является: а) общество; б) природа и устройство мироздания; в) процесс познания мира; г) человеческое сознание; д) процессы управления государством. Ответ: а, д. 5. Основной труд даосизма это: а) «Лунь-юй»; б) «Мэн-цзы»; в) «Мо-цзы»; г) «Ши-цзин»; д) Даодэцзин». Ответ: д. 6. Дао – это: а) путь развития природы и нравственно-политического поведения человека; б) первоначало, первооснова и завершение всего существующего; в) всеобъемлющий закон мироздания; д) мир идей; е) Великая Пустота. Ответ: а, б, в. 7. К основным школам древнекитайской философии относятся: а) конфуцианство, б) буддизм, в) легизм, г) даосизм, д) веданта, е) моизм. Ответ: а, в, г, е. 8. Главной древнеиндийской духовной традицией, включающей в себя сборники гимнов в честь богов, законодательные акты и трактаты, является: а) «Веды»: б) «Пятикнижие»: в) «Энума-Элиш»; г) «Эпос о Гильгамеше»; д) «Махабхарата». Ответ: а. 9. К специфическим чертам древнеиндийской философии относятся: а) единство абстрактно-познавательной и культово-ритуальной деятельности; б) традиционализм; в) тесная связь с религиозно-мифологическим мышлением; г) умозрительность; д) отсутствие связи с наукой. Ответ: а, б, в, д. 10. Какая из древнеиндийских школ подвергла основательной критике мировоззрение Вед, высмеивая религиозные обряды и жертвоприношения и отрицая существование человека после смерти: а) буддизм; б) санкхья; в) джайнизм; д) локаята. г) йога; Ответ: д.
Глоссарий Человеколюбие, гуманность (кит. жэнь) и ритуал, благопристойность (кит. ли) – основополагающие и тесно взаимосвязанные между собой категории в конфуцианстве. Точный перевод этих специфических терминов (жэнь и ли) вызывает большие трудности. Без жэнь, по Конфуцию, нет ли, тогда как ли есть основа человека, общества и государства, регулирующая отношение между человеком и обществом. Если понятие «жэнь» пронизывает все остальные категории конфуцианского учения, то категория «ли» объединяет их в общую структуру. Правила поведения (ли) Конфуций связывал с «уступчивостью» и достижением согласия, а жэнь определял как «любовь к людям», «сдерживание себя и возврат к правилам поведения». Жэнь, по Конфуцию, это когда человек способен преодолеть себя, собственные недостатки, дабы вернуться к ли. Жэнь это обязательно некая взаимность, с помощью которой в Поднебесной можно осуществить пять необходимых «вещей»: достоинство, широту, доверие, сообразительность и милостивость. Жэнь - «это когда сам хочешь определиться в жизни и одновременно помогаешь другому определиться в жизни, когда сам хочешь чего-то достичь и одновременно помогаешь другому достичь того же. Умение отыскать пример вблизи и называется «жэнь» - как своего рода практическое человеколюбие. И все же в более точном смысле слова жэнь - это не человеколюбие как таковое, а, скорее, способность устанавливать связь между родственниками, и даже с небесными силами и духами предков. Что же касается ритуала (ли), то в конфуцианстве это исходная точка и для жизни и для размышлений. Ведь управлять собой и государством невозможно вне и без ритуала, который в самом широком смысле и есть способ ориентации вещей и событий, созидающий культуру, своего рода механизм, вписывающий человека в ритм вселенской жизни. Т.о., ритуал выступает в роли фундамента всей человеческой деятельности и человеческого общежития, ибо жить по ритуалу и значит жить в сообщительности со всеми людьми. Он отвечает на вопрос «как» и «когда», осуществляя тем самым постоянную перекличку предшествующего с последующим. Ритуал обязывает к исполнению роли, новой в каждой иной ситуации, и он же навязывает ему определенные и порой весьма жесткие рамки. Здесь сочетаются и глубочайшая загадочность и обыденная очевидность, через него передаются непреходящие ценности; он требует самоумаления, ставя пределы человеческому эгоизму, но и одновременно сообщает ему достоинство. Ритуал тождествен «бытию» - иерархическому, «бодрствующему и самопочитаемо-почитаемому», он одновременно и этичен, и онтологичен, и прагматичен.
«Исправление имен» (кит. чжэнмин) – принцип в конфуцианстве, в котором речь идет не о поиске соответствий между именами и предметами, но о правильной оценке вещей. Человек, к примеру, должен соответствовать состоянию «человечности», сын пребывать в состоянии «сыновства», отец – в состоянии «отцовства», а правитель – в состоянии «правящего». Принцип «исправления имен» имеет прямое отношение и к управлению государством. Ведь если имена «неправильны, речи противоречивы; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; а тогда и наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки». При отклонениях от нормы следует к ней возвращаться. И хотя «все течет» и «время бежит не останавливаясь», будущее подобно прошлому. К этому прошлому и следует, по Конфуцию, вернуться, приведя положение вещей в соответствие с их именами, сделав, т.о., социальную функцию членов общества не абстрактно-номинальной, а реальной. Это учение лежит в основе конфуцианских реформ управления государством, будучи направлено против легистского принципа «руководить народом с помощью законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний». Конфуций же выдвигает иной принцип: «руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения». «Ценить народ» и потому сначала «обогатить его», а потом «воспитывать», т.е., отстаивается ведущая роль ненасильственных методов управления народом.
Благородный муж (кит. цзюньцзы) – одно из центральных понятий конфуцианского учения, выражающее идеальный типаж, точку устремления служивого мужа и китайской культуры в целом. Понятие «благородный муж» тесно связано с понятием «человеколюбия», так как он ни на мгновение не расстается с жэнь. Этим свойством, по Конфуцию, обладают не все люди, а лишь благородные, противостоящие т.н. «низким людям» (кит. сяожэнь). С помощью данного понятия осуществляется, в первую очередь, нравственное деление людей, но не только: социальное деление общества и существующее в нем социальное неравенство также объясняются с его помощью. Благородный муж без гнева строг, безмятежен, спокоен, он познал волю Неба и потому Конфуций называет его «сыном Неба». Он умеет смотреть на других, как на самого себя. Его отличают три великих нравственных принципа: «умение делать вещи прямыми и правильными» (в чем и состоит мудрость; «умение быть твердым» (таково мужество) и «умение быть мягким» (гуманность). В доброте он не расточителен, в желаниях не алчен, в величии не горд, вызывая почтение; он не жесток и принуждая к труду, не вызывает гнева. Благородный муж способен быть разным с разными, сохраняя при этом постоянство, которое выражается в учтивости, великодушии, честности, прилежности, доброте. Он являет то, как «быть человеком» и что «значит быть человеком». Таков идеал конфуцианства: жить, следуя определенным правилам и все же совершенно свободно. В учении Конфуция благородный муж выступает и как своего рода медиум, посредник между миром людей и Небом, воплощающий идеал прошлого.
Принцип «Фа» (закон) - главный принцип школы легистов («законников»), противостоящий конфуцианскому ли (ритуалу), отрывающий управление от гуманности и понимаемый исключительно как наказание. В системе управления обществом и государством легисты целиком отказались от убеждения, т.е. от нравственного принуждения, и перешли к политике правового принуждения и наказания. Принцип «фа» предполагает: пафос власти и применение силы, государственный контроль за всеми сферами жизни общества, систему доносов и коллективной ответственности, власть цензоров, градацию среди чиновников, систему наград и наказаний, не нуждающуюся в личностном дополнении закона; но и: систематическое обновление государственного аппарата, обесценивание знатности и концепцию «равных возможностей» при замещении должностей (т.е. не по наследству, а по талантам) и т.п. Признавая слабость конфуцианской теории управления государством, не признающей необходимости реформ и преобразований, и воспринимающей семью в качестве единственно модели общества, легисты попытались разработать свою теорию управления, в которой идеалом стало сильное, деспотическое, абсолютно централизованное государство. Несмотря на крах легистов, они внесли большой вклад в развитие техники управления китайским государством, способствуя торжеству идеи о необходимости взращивания высокообразованной управляющей элиты.
Дао – сначала представление, а потом и главное понятие всей китайской философии, символизирующее архетипический уровень этой культуры. Эволюция этого представления-понятия шла от первоначального понимания его в рамках мифологии как просто пути или дороги развития Китая и нравственно-политического поведения человека к трактовке его в качестве абстрактного философского понятия (начиная с книги «Лунь-юй»). Наибольшую разработку получило в школе даосов – даосизме, став главным, конституирующим по сути само это учение понятием. Попытки его определения в даосизме вызывают чрезвычайное затруднение, ибо для даосов оно невыразимо - беззвучно и бесформенно: «смотрю на него и не вижу, поэтому называю его невидимым; слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым; пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим». «Силой не выудишь Дао раскрыться, при посредстве самой глубокой учености не овладеешь им, но лишь бесконечно удалишься»; Дао неотзывчиво на желания и не проявляемо умственным анализом, оно «не может быть названо…Дао, которое проявилось, не есть настоящее Дао». Дао – пустотно, не- выявленное, бесформенное. Для даосов, в отличие от конфуцианцев, Дао онтологично; оно есть «изначальная первосубстанция», создающая сущее и дающая ему норму и закон бытия. И в то же время, Дао имеет самые разные семантические уровни – это и единая сущность всего, и всепроникающий «закон», и естественный путь вещей, и «пустотное» начало всех вещей. Как «пустота» Дао неисчерпаемо и объемлет все, это и «небытие», рождающее из себя «бытие». Дао диалектично и мистично: оно постижимо лишь в своей непостижимости; оно величайшее – но одновременно и мельчайшее, творит, порождает все – и в то же время бездеятельно. «Дао само для себя начало, само для себя основа… Оно опережает первоначало и все же не является высоким; оно рождено раньше неба и земли и все же не является древним; оно старше глубокой древности и все же не является старым». Даосы выделяют следующие аспекты Дао: тончайшее, тишайшее, неуловимое «хаотическое единство»; оно, далее, сокровенное, тайное, неясное и смутное, безымянное и именуемое. И хотя «истинное Дао» не есть Дао проявленное, своего рода его проявлением в этом мире является дэ, которое «вскармливает» все вещи, рожденные Дао. Это некая индивидуальная конкретизация вещей, связанная с проявлением Дао. Т.о., Дао – это всеобъемлющее мировоззренческое понятие, первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего, как в Поднебесной, так и в самом мире. Дао – это и всеобъемлющий закон мироздания. Однако, формулируя все эти атрибуты Дао, не следует забывать и некоторую условность их приписывания древнекитайскому понятию.
Принцип «недеяния» (кит. у-вэй) – в философии даосов высший принцип ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|