Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторический обзор развития психологического знания – 4 ч.





1. Основные этапы развития психологической науки.

2. Представления античных и средневековых философов о душе и со­знании.

3. Представления о человеке в основных направлениях психологии:

а) бихевиоризм как наука о поведении;

б) психоанализ как учение о глубинной психике и личности чело­века;

в) гештальтпсихология как течение в психологии, ориентирован­ное на целостное изучение человеческой психики,

г) гуманистическая психология как особая форма антропотехники,

д) человек, познающий в когнитивной психологии,

е) учение об общественно-исторической обусловленности чело­веческой психики в отечественной психологии.

4. Современный этап развития психологии.

5. Методы исаследования в психологии:

1. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внеш­нее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продук­тов деятельности, моделирование, математико-статистический, струк­турный и др.

2. Методы описательной (гуманитарной) психологии: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпре­тация внутреннего мира другого человека, диалог, герменевтика.

3. Методы практической психологии: консультирование, психоана­лиз, психотерапия,

психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиентоцентрированная терапия, логотерапия.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Используя литературу, сделайте анализ ста­новления предмета психологии от античности до современности (Пред­ставить в виде схемы).

2. На основании материала книги Р. С. Немова "Психоло­гия" (Ч. 1, гл. 24, с. 524 - 541) или другого вышеуказанного источника раскройте представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология, отечественная психология), используя следующую таблицу:

Направление   Время воз­никновения   Основные представители   Предмет научных изысканий   Основные идеи направ­ления   Достоинства направления   Недостатки направления  
             

 

3. Напишите, закономерно ли, на ваш взгляд, существова­ние многих направлений и школ в психологии? Что является объектив­ным основанием для отдельных течений в психологии, различных пси­хологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?

4. Подберите из текстов по своей специальности 2-3 примера, иллюстрирующих психологические знания.

5. Подберите примеры из житейского взгляда на известные психологические явления и сопоставьте его с научной точкой зрения (5 примеров).

 

Пример житейской психологии   Научно-психологическое объяснения  

 

6. Ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Должна ли психология при исследовании человеческой субъек­тивности стремиться к точности, доказательности, объективности по­лучаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочетание "точность пси­хологического исследования"?

2. Какие психологические методы могут наиболее широко исполь­зоваться педагогом в школе и в каких целях?

 

Формы контроля выполнения работ:

- устный опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- письменное тестирование;

- контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. Асеев В.П. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск., 1989.

2. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996.

3. Годфруа Ж, Что такое психология: В 2 кн. — М., 1992. - кн. 1.

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. -М., 1990. - С. 180-365 (Бихевиоризм. Гештальтпсихология).

5. Кольев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диагнос­тической интерпретации // Вопросы психологии.- 1990.- №3.

6. Лопатин Л.Н. Метод самонаблюдения в психологии //Вопросы философии и психологии. - М.,1992. - Кн. 2.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2000. - С. 38 - 69.

8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. М., 1995. - С. 524 - 544.

9. Основы психодиагностики. / Под ред. Шмелева. - М, 1991.

10. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2 т. -М., 1989. -Т. 1.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.-С. 36-65.

13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М.,1985. - Т 2.

14. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризи­са: начало 10-х - середина 30-х годовXX века. - М.,1980. - С.17-210. (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Фрейдизм).

15. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1999.

 

Тема 2. Понятие о человеке

Формы взаимодействия человека с миром – 4 ч.

1. Проблема объективного критерия психического. Психика как результат эволю­ции материи. Адаптивная роль психики.

2. Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву - К.Э.Фабри):

а) сенсорная;

б) перцептивная;

в) интеллектуальная.

3. Биологические предпосылки человеческой психики (формы поведения живот­ных и их развитие): инстинкт, навык, интеллект.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сравнить материалистический и идеалистический подходы к сущности происхождения психики.

2. Сравнить определения психики, даваемые словарями. Найти сходства и различия.

3. Проиллюстрировать каждую стадию развития психики характерными приме­рами поведения животных.

4. Высказать предположения по поводу взаимодействия мозга и психики; личность - это результат работы мозга?

 

Формы контроля выполнения работ:

- устный опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- письменное тестирование;

- контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и восприятие. - М., 1986.

2. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999.

3. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Д., 1988.

4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.

8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1

10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 2003.

11. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

 

Тема 3. Субъект; индивид, личность, индивидуальность – 4 ч.

1. Понятие личности в психологии.

2. Основные факторы и механизмы развития личности.

3. Основные психологические теории личности.

4. Понятие индивида.

5. Понятие индивидуальности, ее природа, значение в развитии личности.

6. Человек как субъект деятельности.

7. Направленность и ее психологические проявления.

8. Потребности, мотивация.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Раскрыть различные подходы к пониманию личности в отечественной и зарубежной психологии

2. Сравнить междисциплинарные трактовки личности.

3. Проанализировав, представить интегральную структуру личности, снабдив ее комментариями.

4. Провести диагностику мотивационно-потребностной сферы.

 

Формы контроля выполнения работ:

- устный опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- письменное тестирование;

- контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. - М., 1986.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1996.

5. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992. - кн. 1

7. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психол. журнал, 1988, т. 9, №4.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. - М., 1982.

9. Личность: определение и описание. //Вопросы психологии, 1992, №5.

10. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее человека // Вопросы психологии, 1995, №2

11. Психология личности: Хрестоматия. - Самара, 1996.

Тема 4. Деятельность – 4 ч.

1. Понятие «деятельности» и его психологического содержания.

2. Строение деятельности. Характеристика составляющих.

3. Виды деятельности, их психологическое содержание.

4. Ведущие виды деятельности.

5. Продукты освоения деятельности.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Написать рецензию, в которой сравнить, как раскрывается проблема деятельности в работе К.К. Платонова «О системе психологии» (М., 1972) и в «Общей психологии» под ред. В.В. Богословского (М., 1981. С. 146-164).

2. Сделать конспект статьи В,В, Давыдова «Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева» (Проблемы развивающего обуче6ния. – М., 1986. С. 217-224).

 

Формы контроля выполнения работ:

- устный опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- письменное тестирование;

- контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.