|
Исторический обзор развития психологического знания – 4 ч.1. Основные этапы развития психологической науки. 2. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. 3. Представления о человеке в основных направлениях психологии: а) бихевиоризм как наука о поведении; б) психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека; в) гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики, г) гуманистическая психология как особая форма антропотехники, д) человек, познающий в когнитивной психологии, е) учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в отечественной психологии. 4. Современный этап развития психологии. 5. Методы исаследования в психологии: 1. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический, структурный и др. 2. Методы описательной (гуманитарной) психологии: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпретация внутреннего мира другого человека, диалог, герменевтика. 3. Методы практической психологии: консультирование, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиентоцентрированная терапия, логотерапия.
Задания для самостоятельной работы 1. Используя литературу, сделайте анализ становления предмета психологии от античности до современности (Представить в виде схемы). 2. На основании материала книги Р. С. Немова "Психология" (Ч. 1, гл. 24, с. 524 - 541) или другого вышеуказанного источника раскройте представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология, отечественная психология), используя следующую таблицу:
3. Напишите, закономерно ли, на ваш взгляд, существование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы? 4. Подберите из текстов по своей специальности 2-3 примера, иллюстрирующих психологические знания. 5. Подберите примеры из житейского взгляда на известные психологические явления и сопоставьте его с научной точкой зрения (5 примеров).
6. Ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочетание "точность психологического исследования"? 2. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. Асеев В.П. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск., 1989. 2. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996. 3. Годфруа Ж, Что такое психология: В 2 кн. — М., 1992. - кн. 1. 4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. -М., 1990. - С. 180-365 (Бихевиоризм. Гештальтпсихология). 5. Кольев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диагностической интерпретации // Вопросы психологии.- 1990.- №3. 6. Лопатин Л.Н. Метод самонаблюдения в психологии //Вопросы философии и психологии. - М.,1992. - Кн. 2. 7. Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2000. - С. 38 - 69. 8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. М., 1995. - С. 524 - 544. 9. Основы психодиагностики. / Под ред. Шмелева. - М, 1991. 10. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2 т. -М., 1989. -Т. 1. 11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993. 12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.-С. 36-65. 13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М.,1985. - Т 2. 14. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х - середина 30-х годовXX века. - М.,1980. - С.17-210. (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Фрейдизм). 15. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1999.
Тема 2. Понятие о человеке Формы взаимодействия человека с миром – 4 ч. 1. Проблема объективного критерия психического. Психика как результат эволюции материи. Адаптивная роль психики. 2. Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву - К.Э.Фабри): а) сенсорная; б) перцептивная; в) интеллектуальная. 3. Биологические предпосылки человеческой психики (формы поведения животных и их развитие): инстинкт, навык, интеллект.
Задания для самостоятельной работы 1. Сравнить материалистический и идеалистический подходы к сущности происхождения психики. 2. Сравнить определения психики, даваемые словарями. Найти сходства и различия. 3. Проиллюстрировать каждую стадию развития психики характерными примерами поведения животных. 4. Высказать предположения по поводу взаимодействия мозга и психики; личность - это результат работы мозга?
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и восприятие. - М., 1986. 2. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999. 3. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Д., 1988. 4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. 7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975. 8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1 10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 2003. 11. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.
Тема 3. Субъект; индивид, личность, индивидуальность – 4 ч. 1. Понятие личности в психологии. 2. Основные факторы и механизмы развития личности. 3. Основные психологические теории личности. 4. Понятие индивида. 5. Понятие индивидуальности, ее природа, значение в развитии личности. 6. Человек как субъект деятельности. 7. Направленность и ее психологические проявления. 8. Потребности, мотивация.
Задания для самостоятельной работы 1. Раскрыть различные подходы к пониманию личности в отечественной и зарубежной психологии 2. Сравнить междисциплинарные трактовки личности. 3. Проанализировав, представить интегральную структуру личности, снабдив ее комментариями. 4. Провести диагностику мотивационно-потребностной сферы.
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 2. Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. - М., 1986. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 4. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1996. 5. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996. 6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992. - кн. 1 7. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психол. журнал, 1988, т. 9, №4. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. - М., 1982. 9. Личность: определение и описание. //Вопросы психологии, 1992, №5. 10. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее человека // Вопросы психологии, 1995, №2 11. Психология личности: Хрестоматия. - Самара, 1996. Тема 4. Деятельность – 4 ч. 1. Понятие «деятельности» и его психологического содержания. 2. Строение деятельности. Характеристика составляющих. 3. Виды деятельности, их психологическое содержание. 4. Ведущие виды деятельности. 5. Продукты освоения деятельности.
Задания для самостоятельной работы 1. Написать рецензию, в которой сравнить, как раскрывается проблема деятельности в работе К.К. Платонова «О системе психологии» (М., 1972) и в «Общей психологии» под ред. В.В. Богословского (М., 1981. С. 146-164). 2. Сделать конспект статьи В,В, Давыдова «Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева» (Проблемы развивающего обуче6ния. – М., 1986. С. 217-224).
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1 Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|