|
Тема 1. Психология как наука; предмет психологииСтр 1 из 4Следующая ⇒ Тема 1. Психология как наука; предмет психологии Исторический обзор развития психологического знания – 4 ч. 1. Основные этапы развития психологической науки. 2. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. 3. Представления о человеке в основных направлениях психологии: а) бихевиоризм как наука о поведении; б) психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека; в) гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики, г) гуманистическая психология как особая форма антропотехники, д) человек, познающий в когнитивной психологии, е) учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики в отечественной психологии. 4. Современный этап развития психологии. 5. Методы исаследования в психологии: 1. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование, математико-статистический, структурный и др. 2. Методы описательной (гуманитарной) психологии: включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, интерпретация внутреннего мира другого человека, диалог, герменевтика. 3. Методы практической психологии: консультирование, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг, клиентоцентрированная терапия, логотерапия.
Задания для самостоятельной работы 1. Используя литературу, сделайте анализ становления предмета психологии от античности до современности (Представить в виде схемы). 2. На основании материала книги Р. С. Немова "Психология" (Ч. 1, гл. 24, с. 524 - 541) или другого вышеуказанного источника раскройте представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая, когнитивная, гештальтпсихология, отечественная психология), используя следующую таблицу:
3. Напишите, закономерно ли, на ваш взгляд, существование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы? 4. Подберите из текстов по своей специальности 2-3 примера, иллюстрирующих психологические знания. 5. Подберите примеры из житейского взгляда на известные психологические явления и сопоставьте его с научной точкой зрения (5 примеров).
6. Ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочетание "точность психологического исследования"? 2. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. Асеев В.П. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск., 1989. 2. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996. 3. Годфруа Ж, Что такое психология: В 2 кн. — М., 1992. - кн. 1. 4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. -М., 1990. - С. 180-365 (Бихевиоризм. Гештальтпсихология). 5. Кольев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диагностической интерпретации // Вопросы психологии.- 1990.- №3. 6. Лопатин Л.Н. Метод самонаблюдения в психологии //Вопросы философии и психологии. - М.,1992. - Кн. 2. 7. Маклаков А.Г. Общая психология. -СПб.: Питер, 2000. - С. 38 - 69. 8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. М., 1995. - С. 524 - 544. 9. Основы психодиагностики. / Под ред. Шмелева. - М, 1991. 10. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2 т. -М., 1989. -Т. 1. 11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993. 12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М., 1995.-С. 36-65. 13. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М.,1985. - Т 2. 14. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х - середина 30-х годовXX века. - М.,1980. - С.17-210. (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Фрейдизм). 15. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1999.
Тема 2. Понятие о человеке Формы взаимодействия человека с миром – 4 ч. 1. Проблема объективного критерия психического. Психика как результат эволюции материи. Адаптивная роль психики. 2. Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву - К.Э.Фабри): а) сенсорная; б) перцептивная; в) интеллектуальная. 3. Биологические предпосылки человеческой психики (формы поведения животных и их развитие): инстинкт, навык, интеллект.
Задания для самостоятельной работы 1. Сравнить материалистический и идеалистический подходы к сущности происхождения психики. 2. Сравнить определения психики, даваемые словарями. Найти сходства и различия. 3. Проиллюстрировать каждую стадию развития психики характерными примерами поведения животных. 4. Высказать предположения по поводу взаимодействия мозга и психики; личность - это результат работы мозга?
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и восприятие. - М., 1986. 2. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999. 3. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Д., 1988. 4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. 7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975. 8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1 10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 2003. 11. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.
Тема 3. Субъект; индивид, личность, индивидуальность – 4 ч. 1. Понятие личности в психологии. 2. Основные факторы и механизмы развития личности. 3. Основные психологические теории личности. 4. Понятие индивида. 5. Понятие индивидуальности, ее природа, значение в развитии личности. 6. Человек как субъект деятельности. 7. Направленность и ее психологические проявления. 8. Потребности, мотивация.
Задания для самостоятельной работы 1. Раскрыть различные подходы к пониманию личности в отечественной и зарубежной психологии 2. Сравнить междисциплинарные трактовки личности. 3. Проанализировав, представить интегральную структуру личности, снабдив ее комментариями. 4. Провести диагностику мотивационно-потребностной сферы.
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 2. Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. - М., 1986. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 4. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1996. 5. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996. 6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992. - кн. 1 7. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии. // Психол. журнал, 1988, т. 9, №4. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. - М., 1982. 9. Личность: определение и описание. //Вопросы психологии, 1992, №5. 10. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее человека // Вопросы психологии, 1995, №2 11. Психология личности: Хрестоматия. - Самара, 1996. Тема 4. Деятельность – 4 ч. 1. Понятие «деятельности» и его психологического содержания. 2. Строение деятельности. Характеристика составляющих. 3. Виды деятельности, их психологическое содержание. 4. Ведущие виды деятельности. 5. Продукты освоения деятельности.
Задания для самостоятельной работы 1. Написать рецензию, в которой сравнить, как раскрывается проблема деятельности в работе К.К. Платонова «О системе психологии» (М., 1972) и в «Общей психологии» под ред. В.В. Богословского (М., 1981. С. 146-164). 2. Сделать конспект статьи В,В, Давыдова «Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева» (Проблемы развивающего обуче6ния. – М., 1986. С. 217-224).
Формы контроля выполнения работ: - устный опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения письменных домашних заданий; - письменное тестирование; - контроль самостоятельной работы студентов.
Список литературы 1. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1 Список литературы 1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и восприятие. - М., 1986. 2. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999. 3. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Д., 1988. 4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. 7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975. 8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1 10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 1975. 11. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. - кн.2. 3. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. / Уч. - метод, пособие. - М., 1985. 4. В помощь изучающему психологию. / Под ред. Булыгиной Т.Е. и соавт. - Арх-ск., 1999. 5. Гальперин П.Л., Калыльницкая С.А. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. 6. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии -1985., №5. - с. 80-85. 7. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996. 8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992. ~ кн. 1 9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988. 10. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М., 1984. 11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. 12. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. - М., 1986. 13. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. 14. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975. 15. Лурия А.Р. Язык и мышление. М., 1979. 16. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 1988. 17. Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности, самопознание. -Пермь, 1990. 18. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М, 1989. - т.2. 20. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий, - М., 1979. 21. Селье Г. Стресс без дисстресса. - М., 1979. 22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
Список литературы 1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 1997. 2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2001. 3. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Эффективное использование метафор и анекдотов в психотерапии. – Воронеж, 1995. 4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов – М., 2002. 6. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2001. 7. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерницкая, Е.Д. Бреус. – М., 2001. 8. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. – СПб., 1996. 9. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М., 1993. 10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989. 11. Практический интеллект / под ред. Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб., 2002. Самостоятельная работа студентов для отработки пропущенных занятий. Номер заданий и вариант определяется преподавателем. Задание выполняется в письменном виде. Сдается в недельный срок.
Вариант 1
1. К отраслям психологии относятся, все кроме: 1.Сравнительная психология 2.Юридическая психология 3.Общая психология 4.Социальная психология 2. Платон был представителем: 1.Материалистического понимания психики 2.Идеалистического понимания психики 3.Дуалистического понимания психики 4.Всех перечисленных выше 3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира это: 1. Восприятие 2. Эмоция 3. Ощущение 4. Внимание 4. Этапы психического развития и формирования личности изучает: 1.Педагогическая психология 2.Дифференциальная психология 3.Возрастная психология 4.Медицинская психология 5. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме: 1.Целостности 2.Структурности 3.Реминисценции 4.Апперцепции 6. Основными свойствами ощушений являются указанные, кроме: 1. Модальности 2. Константности 3. Интенсивности 4. Длительности 7. Дополните. Способность живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, адекватной раздражителю, называется _________ Установите соответствие
10. Дополните. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется _______ Вариант 2 1.Создателем первой психологической лаборатории явился: А) Вебер Б) Фехнер В) Вундт Г) Гельмгольц 2. Психика – это: А) Объективная реальность Б) Субъективное отражение объективного мира В) Субъективное отражение субъективного мира Г) Субъективная реальность 3. Один из методов психологии, представляющий собой краткие стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений: А) Эксперимент Б) Беседа В) Анкета Г) Тест 4. Укажите правильные ответы. Факторы возникновения сознания (по А.Н. Леонтьеву): А) Деятельность+ Б) Гомеостазис В) Антропогенез Г) Речь Подходы к изучению ощущения А) Психолингвистический подход Б) Психологический подход В) Психогигиенический подход Г) Психофизиологический подход 6. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению завершенными называется: А) Эффектом края Б) Законом Эббингауза В) Эффектом Зейгарник Г) Эффектом ореола Установите соответствие
Установите соответствие.
15. Дополните. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции, называется ____________ Установите соответствие.
Установите соответствие
20. К психическим свойствам относятся указанные, кроме: А) Аффект Б) Темперамент В) Направленность Г) Характер 21. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира это: А) Восприятие Б) Эмоция В) Ощущение Г) Внимание
Список литературы Основная 1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1982. 3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 4. Немов Р.С. Психология. М., 1995. 5. Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2002. 6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., Академия 1995. 7. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990. 8. Психология: учебник / отв. ред. А.А.Крылов. М., 2008. 9. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб. 2001. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008. 11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995. 12. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. СПб., 2008.
Дополнительная 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. 2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2008. 4. Годфруа Ж. Что такое психология?. - М., 1992. 5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология М, 2006. 6. Климов Е.А. Основы психологии. - М., 1997. 7. Немов Р.С. Психология. Книга 1, 2. - М., 1994. 8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2003. 9. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2008. 10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2000.
Ссылки на информационные ресурсы Интернета и т.д. Раздел 3. Материалы для текущего и промежуточного контроля. Примерные задания тестового контроля
Примерные вопросы к зачету 1. Предмет, задачи, проблемы современной психологии. 2. Понятие о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. 3. Представления о человеке в основных направлениях психологии: отечественная психология. 4. Понятие об ощущении. Виды и свойства ощущений. Физиологические основы. 5. Представления о человеке в основных направлениях психологии: бихевиоризм. 6. Потребности личности. 7. Представления о человеке в основных направлениях психологии: гештальтпсихология. 8. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, характеристики речи. 9. Представления о человеке в основных направлениях психологии: гуманистическая психология. 10. Восприятие, его виды и свойства. Физиологические основы. 11. Представления о человеке в основных направлениях психологии: когнитивная психология. 12. Направленность личности и ее психологические проявления. 13. Представления о человеке в основных направлениях психологии: психоанализ. 14. Основные факторы и механизмы развития личности. 15. Естественнонаучные основы психологии. 16. Особенности становления деятельности человека. 17. Методология психологии. Основные отрасли психологии. 18. Понятие о волевой сфере личности и ее особенностях. 19. Методы психологии. 20. Понятие о личности. Структура личности, ее особенности. 21. Система психологических категорий: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. 22. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество. 23. Характер как один из компонентов структуры личности. 24. Развитие внимания в онтогенезе. Приемы развития внимания. 25. Этапы становления психологии как науки. 26. Способности: понятие, виды, особенности. Талант, одаренность, гениальность. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей. 27. Общее понятие о мышлении. Физиологические основы. Виды мышления и их характеристика. 28. Формирование и развитие памяти. 29. Общее понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Виды памяти и их особенности. 30. Характеристика типов темперамента. 31. Определение и механизм возникновения эмоций. Физиологические основы. Виды и функции эмоций. 32. Феномен внимания, его признаки, определение. 33. Понятие деятельности. Виды деятельности. 34. Чувства: понятие, виды, особенности. Сравнение эмоций и чувств 35. Понятие и особенности восприятия. Физиологические основы. Понятие о представлениях. 36. Развитие воли человека. 37. Понятие мотива и мотивации, их особенности и специфика. 38. Развитие мышления в онтогенезе. Приемы развития мышления. 39. Понятие о психической деятельности человека. Основные функции психики. 40. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Тема 1. Психология как наука; предмет психологии Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|