Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Сознание и самосознание человека– 4 ч.





1. Определение понятия «сознание».

2. Природа человеческого сознания.

3. Функции сознания.

4. Психологическая структура сознания.

5. Свойства и формы сознания.

6. Психология бессознательного.

7. Самосознание и его формы (самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Представить обзор по теме: Сознание как предмет исследования многих наук.

2. Специфика психологического анализа сознания. Актуальность этой проблемы в жизни современного человека.

3. на конкретных примерах охарактеризовать взаимосвязь трех сторон единого способа бытия человека - сознание, деятельности и общения.

 

Формы контроля выполнения работ:

- устный опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- письменное тестирование;

- контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и восприятие. - М., 1986.

2. В помощь изучающему психологию / Под ред. Булыгиной Т.Б. и соавт. - Арх-ск., 1999.

3. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Д., 1988.

4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

7. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.

8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - В 2 т. - М., 1989 т.1

10. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии.-М., 1975.

11. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

 

Тема 6. Интегративные психические образования – 6 ч.

1. Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства.

2. Понятие «ощущение», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.

3. Понятие «восприятие», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.

4. Сравнительная характеристика восприятия и ощущения.

5. Основные методы исследования ощущения и восприятия.

6. Понятие «память», характеристика, виды, свойства, типы, функции. Пути, приемы и средства улучшения памяти.

7. Понятие «внимания», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.

8. Понятие «мышление», характеристика, виды, свойства, классификации, функции.

9. Развитие мышления в онтогенезе.

10. Понятие «воображение», характеристика, виды, свойства, классификации, функции. Связь творческого процесса с воображением.

11. Понятие «способности», характеристика, структура. Общее представление о задатках, как природных предпосылках к развитию способностей. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей. Понятие интеллекта.

12. Понятие эмоций и чувств, характеристика, виды, свойства, классификации, функции, сравнение.

13. Определение понятия «воля». Психологический механизм волевого поведения.

14. Понятие о темпераменте и сферах его проявления. Психологические описания типов темпераментов. Связь темперамента с основными свойствами нервной системы и личности.

15. Понятие о характере и сферах его проявления. Структура и формирование характера.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Используя источники дайте характеристику основ­ным видам ощущений (кожные, вкусовые, обонятельные, слуховые, зри­тельные). Познакомиться с основными методами исследования ощущения и восприятия.

2. Подготовить сообщение на тему «Пути, приемы и средства улучшения памяти человека» по предлагаемой литературе.

3. Познакомиться с методиками исследования памяти, мышления и внимания.

4. Подготовить сообщение на тему «Теории мышления в психологии» по предлагаемой литературе.

5. Объяснить связь воображения с индивидуальным творчеством художников (различных направлений в искусстве).

6. Составить таблицу сензитивных периодов в развитии различных видов способностей.

7. Показать связьпознавательного и эмоционального аспектов отражения на примере зрительных и слуховых впечатлений (Практикум по общей психологии. Под. ред. А.И. Щербакова. М., 1990. Стр. 207-208.).

8. Показать влияние чувств на запоминание (Практикум по общей психологии. Под. ред. А.И. Щербакова. М., 1990. Стр. 209.).

9. Изучить структуру темперамента по методике В.М. Русалова. Сделать выводы.

10. Определить тип характера с помощью опросника К. Леонгарда - Г. Шмишека.

 

Формы контроля выполнения работ:

1. устный опрос на семинарских занятиях;

2. проверка выполнения письменных домашних заданий;

3. письменное тестирование;

4. контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. - кн.2.

3. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. / Уч. - метод, пособие. - М., 1985.

4. В помощь изучающему психологию. / Под ред. Булыгиной Т.Е. и соавт. - Арх-ск., 1999.

5. Гальперин П.Л., Калыльницкая С.А. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

6. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии -1985., №5. - с. 80-85.

7. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. - М., 1996.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992. ~ кн. 1

9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., 1988.

10. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М., 1984.

11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

12. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. - М., 1986.

13. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

14. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.

15. Лурия А.Р. Язык и мышление. М., 1979.

16. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.- Пермь, 1988.

17. Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности, самопознание. -Пермь, 1990.

18. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М, 1989. - т.2.

20. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий, - М., 1979.

21. Селье Г. Стресс без дисстресса. - М., 1979.

22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

 

Тема 7. Психологическая компетентность и психологическая культура

Как психическое образование человека – 2 ч.

1. Особенности профессиональной деятельности и личности педагога.

2. Понятие о профессиональной культуре педагога. Психологическая культура в структуре профессионально важных качеств педагога.

3. Психологическая культура личности, понятие и диагностика. Возможности и ограничения.

4. Психологическая грамотность и психологическая компетентность педагога. Элементы психологической грамотности. Диагностика и решение практических задач.

5. Понятие и закономерности социальной перцепции. Механизмы педагогической социальной перцепции.

6. Понятие, основные подходы и методы измерения социального интеллекта.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать методику «Психологическая культура личности» О.И. Моткова (процедура проведения; основные аспекты интерпретации результатов).

2. Диагностика социального интеллекта: методика Дж. Гилфорда и М. Салливена.

3. Диагностика степени развития эмпатии. Методика В.В. Бойко.

4. Привести примеры использования историй, мифов, метафор как средства повышения психологической грамотности. Раскрыть содержание технологии рассказывания.

Формы контроля выполнения работ:

- устный опрос на семинарских занятиях;

- проверка выполнения письменных домашних заданий;

- письменное тестирование;

- контроль самостоятельной работы студентов.

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 1997.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 2001.

3. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Эффективное использование метафор и анекдотов в психотерапии. – Воронеж, 1995.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов – М., 2002.

6. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2001.

7. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерницкая, Е.Д. Бреус. – М., 2001.

8. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. – СПб., 1996.

9. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М., 1993.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

11. Практический интеллект / под ред. Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб., 2002.


Самостоятельная работа студентов для отработки пропущенных занятий. Номер заданий и вариант определяется преподавателем. Задание выполняется в письменном виде. Сдается в недельный срок.

 

Вариант 1

 

1. К отраслям психологии относятся, все кроме:

1.Сравнительная психология

2.Юридическая психология

3.Общая психология

4.Социальная психология

2. Платон был представителем:

1.Материалистического понимания психики

2.Идеалистического понимания психики

3.Дуалистического понимания психики

4.Всех перечисленных выше

3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира это:

1. Восприятие

2. Эмоция

3. Ощущение

4. Внимание

4. Этапы психического развития и формирования личности изучает:

1.Педагогическая психология

2.Дифференциальная психология

3.Возрастная психология

4.Медицинская психология

5. К свойствам восприятия относятся указанные, кроме:

1.Целостности

2.Структурности

3.Реминисценции

4.Апперцепции

6. Основными свойствами ощушений являются указанные, кроме:

1. Модальности

2. Константности

3. Интенсивности

4. Длительности

7. Дополните. Способность живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, адекватной раздражителю, называется _________







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.