|
Тема 6. Представление о религии в бихевиоризме. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В.Веллс о биологических основаниях веры. Признаки религиозного поведения в концепции Д. Траута (1891-1954). Религия с точки зрения теории стимула-реакции Дж. Веттера (1894-1978). Оперантное поведение и религия в радикальном бихевиоризме Б. Скиннера (1904-1990). Описание религии с позиций теории социального научения А. Бандуры (р. 1925).
Тема 7. Психология религии между бихевиоризмом, гештальтизмом и гуманистической психологией. Аскетический жизненный идеал в биопсихологии Э. Кречмера (1888-1964). Вера зрелой личности как предмет психологии Г. Олпорта (1897-1967). Религия в психологии пиковых переживаний А. Маслоу (1908-1970). Поиск смысла жизни и религия в логотерапии В. Франкла (1905-1997).
Лекция 8. Концепции религии в рамках возрастной психологии. Религиозная проблематика в свете возрастной психологии Ж. Пиаже (1896-1980). Исследования детской религиозности Д.Элкинда. Развитие религиозного мышления по Р.Гольдману. Теория морального развития Л. Кольберга. Стадии веры в концепции Дж. Фоулера. Ф.Озер: исследование способности религиозного суждения.
Тема 9. Психология глубинного опыта о религии. Апология мистического опыта А. Уоттса (1915-1973). Трансперсональная психология религии Э.Сутича (1907-1976), С. Грофа (р. 1931), К.Уилбера (р. 1949), Х.Феррера.
Тема 10. Современная психологии религии за рубежом. Представления о религии в «психологии самости» Э. Эриксона, Д. Винникот, А. Ризутто. Герменевтическая психология религии Д. Бельцена, А. Верготе. Эмпирическая психология религии Р. Горзуча, Б.Шпильки. Концепция религиозного чувства Л.Джуссани. В. Майснер: анализ психологии святого на примере Игнатия Лойолы. Исследование «религиозного экспериментирования» Р.Уитноу.
Тема 11. Российская психология религии. П.М. Минин о природе мистицизма. Психология русского раскола в представлении В.В. Розанова. Аксиоматика религиозного опыта И.А. Ильина. Марксисткий подход в психологии религии И.А. Крывелева, Н.С. Мансурова, Д.М. Угриновича, М.А. Поповой. Б.И. Берман о психологических мотивах чтения житийной литературы. Е.А. Торчинов (1956-2003): религиоведческий синтез на основе трансперсональной психологии.
Тема 12. Достижения и перспективы психологии религии. Вклад психологии религии в религиоведение. Современные научные требования к результатам психологического исследования религии. Особенности метода психологии религии.Психология религии в системе религиоведческих дисциплин. Определение актуальных задач психологии религии.
Темы практических занятий
Практическое занятие 1. Патопсихология религии П. Жане (1859-1947).
Материал: Жане П. Неврозы и фиксированные идеи. – СПб. 1903. С. 373-384.
Задача: 1. Ознакомиться с описанием конкретных случаев душевной патологии. 2. Уяснить метод клинического описания душевных явлений. 3. Описать случай одержимости бесом на языке религии и на языке психологии.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какова роль фиксированной идеи в развитии душевной болезни? 2. Что такое автоматическое письмо?
Практическое занятие 2. Проблема субстанциальности души, интроспекция и эксперимент в концепции О. Кюльпе.
Материал: Кюльпе О. Введение в философию. /Пер. с нем. под ред. С.Л.Франка; ст. И.В.Журавлева. – М, Изд-во ЛКИ, 2007. С. 62-72, 101-105.
Задача: 1. Составить представление о влиянии философских установок на психологию. 2. Ознакомиться со взглядами О. Кюльпе на природу душевных явлений.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое критический реализм? 2. Что такое субстанциализм в психологии?
Практическое занятие 3. Основные понятия психологии религии В. Джемса.
Материал: Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб, Андреев и сыновья, 1993. С. 37-56, 363-384.
Задача: 1. Очертить круг религиоведческой лексики В. Джемса. 2. Привести определения основных понятий психологии религии В. Джемса. 3. Установить взаимосвязи между описанными терминами.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что означает термин «обращение»? 2. От каких аспектов религии В. Джемс отвлекается ради изучения религиозного опыта в чистом виде?
Практическое занятие 4. Религиозный дискурс в представлении Ж. Лакана.
Материал: Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога. // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. – СПб, Изд-во СПбФО, Алетейя, 2000. С. 218-231. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Я и Оно. – М-Харьков, 2000. С. 861-914.
Задача: 1. Выявить особенности психоаналитического метода Ж. Лакана применительно к изучению религии. 2. Сравнить интерпретацию идеи Бога у Ж. Лакана З. Фрейда. 3. Оценить полученные Ж. Лаканом результаты.
Вопросы для самоконтроля: 1. Составить перечень терминов, употребляемых Ж. Лаканом для анализа религии. 2. Назвать и перечислить этапы рассуждения Ж. Лакана. 3. Установить тождество или различие в понимании термина «религия» Ж. Лаканом и З. Фрейдом.
Практическое занятие 5. Оперантное поведение и религия в радикальном бихевиоризме Б.Скиннера.
Материал: Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии: учебное пособие в 2-х частях. – Владимир, 2005. Т.1, с. 56-61 Рязанова Е.В. Психология религии.// Введение в общее религиоведение: учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – М, Университет, 2001.
Задача: 1. Ознакомиться с программой радикального бихевиоризма. 2. Описать метод формирования «суеверного» поведения у животных. 3. Оценить вклад бихевиористского подхода в религиоведение.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое респондентное поведение? 2. Как называется стимул, обеспечивающий устойчивость оперантного поведения?
Практическое занятие 6. Аскетический жизненный идеал в биопсихологии Э. Кречмера.
Материал: Кречмер Э. Гениальные люди. – СПб, Академический проект, 1999. С. 38-63.
Задача: 1. Указать отличительные черты биопсихологического исследования религиозной жизни. 2. Описать место религии в контексте духовной жизни, согласно Э. Кречмеру. 3. Установить, какова, с точки зрения Э. Кречмера, роль аскетической практики в религии.
Вопросы для самоконтроля: 1. Составить перечень терминов, употребляемых Э. Кречмером для описания религии. 2. Каковы исторические перспективы религиозного мировоззрения, по Э. Кречмеру? 3. Как соотносятся аскеза и мораль в религии?
Практическое занятие 7. Стадии веры в концепции Дж.Фоулера. Материал: R.W. Hood, B. Spilka, B. Hunsberger, R. Gorsuch. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. – The Gilford Press, NY-London, 1996 (2 edition). 52-53.
Задача: 1. Выучить основные термины, в которых описывается становление веры Дж.Фоулером. 2. Перечислить характерные признаки метода возрастной психологии.
Вопросы для самоконтроля: 1. Сколько стадий веры насчитывает Дж.Фоулер? 2. Какие эмпирические исследования провел Дж.Фоулер, прежде чем сформулировать свои теоретические положения? Практическое занятие 8. Трансперсональная психология религии Х.Феррера Материал: Феррер Х. Новый взгляд на трансперсональную теорию: Человеческая духовность с точки зрения соучастия. – М, 2004. С. 236-264
Задача: 1. Описать принципы классификации духовных традиций, согласно Х.Ферреру. 2. Перечислить достоинства отстаиваемой Х.Феррером точки зрения соучастия. 3. Воспроизвести рассуждения Х.Феррера по проблеме духовного освобождения.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как Х.Феррер относится к картезианской метафизике? 2. Какие аспекты духовного освобождения Х.Феррер считает основными? 3. Какой критерий оценки духовных традиций предлагает Х.Феррер?
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|