Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6. Представление о религии в бихевиоризме.





В.Веллс о биологических основаниях веры. Признаки религиозного поведения в концепции Д. Траута (1891-1954). Религия с точки зрения теории стимула-реакции Дж. Веттера (1894-1978). Оперантное поведение и религия в радикальном бихевиоризме Б. Скиннера (1904-1990). Описание религии с позиций теории социального научения А. Бандуры (р. 1925).

 

Тема 7. Психология религии между бихевиоризмом, гештальтизмом и гуманистической психологией.

Аскетический жизненный идеал в биопсихологии Э. Кречмера (1888-1964). Вера зрелой личности как предмет психологии Г. Олпорта (1897-1967). Религия в психологии пиковых переживаний А. Маслоу (1908-1970). Поиск смысла жизни и религия в логотерапии В. Франкла (1905-1997).

 

Лекция 8. Концепции религии в рамках возрастной психологии.

Религиозная проблематика в свете возрастной психологии Ж. Пиаже (1896-1980). Исследования детской религиозности Д.Элкинда. Развитие религиозного мышления по Р.Гольдману. Теория морального развития Л. Кольберга. Стадии веры в концепции Дж. Фоулера. Ф.Озер: исследование способности религиозного суждения.

 

Тема 9. Психология глубинного опыта о религии.

Апология мистического опыта А. Уоттса (1915-1973). Трансперсональная психология религии Э.Сутича (1907-1976), С. Грофа (р. 1931), К.Уилбера (р. 1949), Х.Феррера.

 

Тема 10. Современная психологии религии за рубежом.

Представления о религии в «психологии самости» Э. Эриксона, Д. Винникот, А. Ризутто. Герменевтическая психология религии Д. Бельцена, А. Верготе. Эмпирическая психология религии Р. Горзуча, Б.Шпильки. Концепция религиозного чувства Л.Джуссани. В. Майснер: анализ психологии святого на примере Игнатия Лойолы. Исследование «религиозного экспериментирования» Р.Уитноу.

 

Тема 11. Российская психология религии.

П.М. Минин о природе мистицизма. Психология русского раскола в представлении В.В. Розанова. Аксиоматика религиозного опыта И.А. Ильина. Марксисткий подход в психологии религии И.А. Крывелева, Н.С. Мансурова, Д.М. Угриновича, М.А. Поповой. Б.И. Берман о психологических мотивах чтения житийной литературы. Е.А. Торчинов (1956-2003): религиоведческий синтез на основе трансперсональной психологии.

 

Тема 12. Достижения и перспективы психологии религии.

Вклад психологии религии в религиоведение. Современные научные требования к результатам психологического исследования религии. Особенности метода психологии религии.Психология религии в системе религиоведческих дисциплин. Определение актуальных задач психологии религии.

 

 

Темы практических занятий

 

Практическое занятие 1. Патопсихология религии П. Жане (1859-1947).

 

Материал:

Жане П. Неврозы и фиксированные идеи. – СПб. 1903. С. 373-384.

 

Задача:

1. Ознакомиться с описанием конкретных случаев душевной патологии.

2. Уяснить метод клинического описания душевных явлений.

3. Описать случай одержимости бесом на языке религии и на языке психологии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль фиксированной идеи в развитии душевной болезни?

2. Что такое автоматическое письмо?

 

 

Практическое занятие 2. Проблема субстанциальности души, интроспекция и эксперимент в концепции О. Кюльпе.

 

Материал:

Кюльпе О. Введение в философию. /Пер. с нем. под ред. С.Л.Франка; ст. И.В.Журавлева. – М, Изд-во ЛКИ, 2007. С. 62-72, 101-105.

 

Задача:

1. Составить представление о влиянии философских установок на психологию.

2. Ознакомиться со взглядами О. Кюльпе на природу душевных явлений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое критический реализм?

2. Что такое субстанциализм в психологии?

 

 

Практическое занятие 3. Основные понятия психологии религии В. Джемса.

 

Материал:

Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб, Андреев и сыновья, 1993. С. 37-56, 363-384.

 

Задача:

1. Очертить круг религиоведческой лексики В. Джемса.

2. Привести определения основных понятий психологии религии В. Джемса.

3. Установить взаимосвязи между описанными терминами.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает термин «обращение»?

2. От каких аспектов религии В. Джемс отвлекается ради изучения религиозного опыта в чистом виде?

 

Практическое занятие 4. Религиозный дискурс в представлении Ж. Лакана.

 

Материал:

Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога. // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. – СПб, Изд-во СПбФО, Алетейя, 2000. С. 218-231.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Я и Оно. – М-Харьков, 2000. С. 861-914.

 

Задача:

1. Выявить особенности психоаналитического метода Ж. Лакана применительно к изучению религии.

2. Сравнить интерпретацию идеи Бога у Ж. Лакана З. Фрейда.

3. Оценить полученные Ж. Лаканом результаты.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Составить перечень терминов, употребляемых Ж. Лаканом для анализа религии.

2. Назвать и перечислить этапы рассуждения Ж. Лакана.

3. Установить тождество или различие в понимании термина «религия» Ж. Лаканом и З. Фрейдом.

 

 

Практическое занятие 5. Оперантное поведение и религия в радикальном бихевиоризме Б.Скиннера.

 

Материал:

Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии: учебное пособие в 2-х частях. – Владимир, 2005. Т.1, с. 56-61

Рязанова Е.В. Психология религии.// Введение в общее религиоведение: учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – М, Университет, 2001.

 

Задача:

1. Ознакомиться с программой радикального бихевиоризма.

2. Описать метод формирования «суеверного» поведения у животных.

3. Оценить вклад бихевиористского подхода в религиоведение.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое респондентное поведение?

2. Как называется стимул, обеспечивающий устойчивость оперантного поведения?

 

 

Практическое занятие 6. Аскетический жизненный идеал в биопсихологии Э. Кречмера.

 

Материал:

Кречмер Э. Гениальные люди. – СПб, Академический проект, 1999. С. 38-63.

 

Задача:

1. Указать отличительные черты биопсихологического исследования религиозной жизни.

2. Описать место религии в контексте духовной жизни, согласно Э. Кречмеру.

3. Установить, какова, с точки зрения Э. Кречмера, роль аскетической практики в религии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Составить перечень терминов, употребляемых Э. Кречмером для описания религии.

2. Каковы исторические перспективы религиозного мировоззрения, по Э. Кречмеру?

3. Как соотносятся аскеза и мораль в религии?

 

 

Практическое занятие 7. Стадии веры в концепции Дж.Фоулера.

Материал:

R.W. Hood, B. Spilka, B. Hunsberger, R. Gorsuch. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. – The Gilford Press, NY-London, 1996 (2 edition). 52-53.

 

Задача:

1. Выучить основные термины, в которых описывается становление веры Дж.Фоулером.

2. Перечислить характерные признаки метода возрастной психологии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько стадий веры насчитывает Дж.Фоулер?

2. Какие эмпирические исследования провел Дж.Фоулер, прежде чем сформулировать свои теоретические положения?

Практическое занятие 8. Трансперсональная психология религии Х.Феррера

Материал:

Феррер Х. Новый взгляд на трансперсональную теорию: Человеческая духовность с точки зрения соучастия. – М, 2004. С. 236-264

 

Задача:

1. Описать принципы классификации духовных традиций, согласно Х.Ферреру.

2. Перечислить достоинства отстаиваемой Х.Феррером точки зрения соучастия.

3. Воспроизвести рассуждения Х.Феррера по проблеме духовного освобождения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как Х.Феррер относится к картезианской метафизике?

2. Какие аспекты духовного освобождения Х.Феррер считает основными?

3. Какой критерий оценки духовных традиций предлагает Х.Феррер?

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.