|
Автор: кандидат философских наукСтр 1 из 2Следующая ⇒ Факультет Кафедра религиоведения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ» (3 курс, 5 семестр)
Автор: кандидат философских наук Нешитов П.Ю.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022200 «Религиоведение»
Санкт-Петербург Содержание учебно-методического комплекса Госстандарт Рабочая программа 1. Организационно-методический раздел 2. Тематический план 3. Содержание курса 4. Темы и вопросы для практических занятий 5. Литература 6. Формы контроля
2. Самостоятельная работа студентов
3. Методические рекомендации по прохождению дисциплины 4. Учебно-методическая карта дисциплины
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Организационно-методический раздел
Цели курса
· воспитать у студентов психологический взгляд на религию, чтобы они умели за многообразием исторических событий и процессов усматривать действие общих психологических законов; · провести отчетливую границу между специфически религиозными феноменами и остальным содержанием психики; · научить студентов психологически грамотно выстраивать общение с представителями разных конфессий.
Задачи курса · исторический обзор психологических исследований религии; · анализ метода и терминологического аппарата психологии религии; · определение места психологии религии в системе религиоведческого знания; · опыт чтения религиозных текстов, написания психологического портрета автора и той аудитории, которой текст адресован; · помочь студентам почувствовать, вообразить внутренний мир религиозного человека, чтобы они могли получить достоверный образ религии как психического явления; · продемонстрировать, как можно переводить психологические представления разных религий на универсальный язык науки.
Место курса в системе профессионального образования
Предметом психологии религии является религиозный опыт человеческой души, доступный изучению в первую очередь благодаря непосредственным свидетельствам верующих людей, а также запечатленный в религиозной литературе, произведениях религиозного искусства, общественных институтах. Среди методов психологии религии наиболее употребительны интроспекция, наблюдение и анкетный опрос. Особенности предмета и метода психологии религии определяют ее положение в системе религиоведческих дисциплин. Наряду с социологией религии, психология религии относится к теориям среднего уровня и занимает место между историей религии и философией религии. В отличие от историка, главным предметом рассмотрения для психолога религии становится религиозный опыт современников, а не предшественников. Психологическое исследование религии заключается не в описании великих или малозаметных событий прошлого в соответствии с признаками места и времени, а в создании классификации душевных явлений на основе изучения наличного материала, в обнаружении типологически близких явлений независимо от исторического контекста и в построении гипотез о природе религиозного опыта. В отличие от философа, психолог религии изучает не идеальные религиозные типы, а психику живых людей. Если философ анализирует принципы религиозного сознания в связи с основополагающими вопросами онтологии и гносеологии и дает определение религии, отвечающее логическим требованиям истины и потому единственно возможное в рамках принятой системы понятий, то психолог исследует частные мотивы религиозного поведения и конкретные условия совершения поступков, обобщая религиозные явления по признаку сходства или различия, но не претендуя на исчерпывающее объяснение их сущности.
Требования к уровню освоения содержания курса · составить представление о предмете и методе психологии религии; · знать место психологии религии в системе религиоведческих дисциплин; · уметь охарактеризовать основные направления психологии религии; · знать имена известных ученых и названия важнейших работ по психологии религии; · применять психологические термины при описании религиозных явлений; · интерпретировать религиозный ритуал в психологическом ключе; · делать интервью с верующими людьми разных конфессий; · составлять анкеты для психологических исследований религиозности; · проводить психологический анализ религиозного текста; · выявлять роль эмоционального фактора в возникновении и воспроизводстве религиозных представлений.
Формы проведения занятий · Лекции, практические занятия. · Практические занятия (семинары, доклады студентов). Формы итогового контроля и система оценки Учебно-методический комплекс рассчитан на 100 часа аудиторной и 100 часов самостоятельной работы в течение одного семестра, из них лекций – 40 часов, практических занятий – 32 часа. Форма итогового контроля – экзамен. Экзамен состоит из 3 частей: устный ответ (50%) тест (10%) Помимо этих составляющих, при выставлении итоговой оценки учитывается: Работа на практических занятиях (20%) Самостоятельная работа (20%)
Оценки выставляются по следующим показателям: 95-100% - A (5) 90-94% - B (5-) 80-89% - C (4) 70-79% - D (4-) 60-69% - E (3) 0-59% - F (2)
2. Тематический план дисциплины
Содержание курса
1. Темы и краткое содержание
Тема 1. Общее представление о психологии религии. Предмет и метод. Религиозные явления в системе психологических понятий. Психология религии как религиозная психология. Становление научной психологии религии. Темы практических занятий
Практическое занятие 3. Основные понятия психологии религии В. Джемса.
Материал: Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб, Андреев и сыновья, 1993. С. 37-56, 363-384.
Задача: 1. Очертить круг религиоведческой лексики В. Джемса. 2. Привести определения основных понятий психологии религии В. Джемса. 3. Установить взаимосвязи между описанными терминами.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что означает термин «обращение»? 2. От каких аспектов религии В. Джемс отвлекается ради изучения религиозного опыта в чистом виде?
Литература §1. Рекомендуемая литература (основная, есть в электронном виде на DVD)
1. Аринин Е.И., Нефедова И.Д. Психология религии: учебное пособие в 2-х частях. – Владимир, 2005. 2. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб, 1992. 3. Рязанова Е.В. Психология религии // Введение в общее религиоведение: учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – М, Университет, 2001. 4. Угринович Д.М. Психология религии. – М, 1986. 5. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М, Политиздат, 1989.
§2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, Наука, 1989. 2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб, Академический проект, 1997. 3. Артамонов Г.А. Психология религии. Ч.1. Душа: внутренний мир человека: уч. пособие. – М, 2005. 4. Бергер П. Религиозный опыт и традиция.// Религия и общество: хрестоматия по социологии религии/ Сост В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М, Аспект Пресс, 1996. С. 339-364. 5. Берман Б.И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия). // Художественный язык средневековья. – М., Наука, 1982. С. 159-183. 6. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. – СПб, Алетейя, 1999. 7. Большаков А.О. Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого Царства. – СПб, Алетейя, 2001. 8. Борисов О.С. Проблема институализации религиозного сознания в культуре. – СПб, 2006. 9. Василюк Ф. Молитва и переживание. // Православное учение о человеке. – Москва-Клин, Христианская жизнь, 2004. С. 234-250. 10. Вундт В. Проблемы психологии народов. // Вундт В. Психология народов. – М: Эксмо, СПб: Terra Fantastica, 2002. С. 9-116. 11. Вундт В. Система философии. // Вундт В. Психология народов. – М: Эксмо, СПб: Terra Fantastica, 2002. С. 119-862. (О религии с. 834-846). 12. Габинский Г.А. Теология и чудо. Критика богословских концепций. – М, Мысль, 1978. 13. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, Речь, 2004. 14. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – М, 1996. 15. Джемс В. Воля к вере.// Джемс В. Воля к вере /Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. – М, Республика, 1997. С. 9-206. 16. Джемс В. Прагматизм.// Джемс В. Воля к вере /Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. – М, Республика, 1997. С. 208-324. (Лекция VIII «Прагматизм и религия»). 17. Джуссани Л. Религиозное чувство. – М, Христианская Россия, 2004. 18. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. – СПб, Академический проект, 2000 19. Дильтей В. Построение исторического метода в науках о духе. // Дильтей В. Сочинения в 6 т. Т. 3. – М, Три квадрата, 2004. С.10-413. 20. Дубова Е.Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа. Автореф. дис. к.филос.н. – М, 1999. 21. Ефремова Н.В. Проблема бессмертия в философии классического ислама. // Универсалии восточных культур. – М, Восточная литература, 2001. С. 180-199. 22. Жане П. Неврозы и фиксированные идеи. – СПб. 1903. 23. Жизнь, ее происхождение и развитие. / Отв.ред. Э.А. Асратян. – М. Наука, 1967. // Наука против религии: издание в 3 кн. 24. Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и Новом Завете. – Интернет-страница «Православие и ислам». 25. Иеромонах Алексий (Кузнецов): Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – М, изд. моск. подворья Троице-Сергиевой лавры, 2000 (1-е изд. СПб, 1913). 26. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М, Рарогъ, 1993. 27. Иоанн (игумен). Лествица. – Изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвин женского монастыря, 1992. 28. Константинов А.В. Психологический подход в религиоведении. // Вторые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. – Изд-во СПбГУ, 2005. С. 244-249. 29. Константинов А.В. Семантика священного и религиозный опыт. // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. – Изд-во СПбГУ, 2006. С. 252-256. 30. Косова Н.М. Психология религии в США: состояние и перспективы развития.// Религии мира. История и современность. Ежегодник 1985. М, Наука, 1986. С. 22-37. 31. Кречмер Э. Гениальные люди. – СПб, Академический проект, 1999. 32. Кюльпе О. Введение в философию. /Пер. с нем. под ред. С.Л.Франка; ст. И.В.Журавлева. – М, Изд-во ЛКИ, 2007. 33. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога. // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. – СПб, Изд-во СПбФО, Алетейя, 2000. С. 218-231. 34. Лебон Г. Психология социализма. – СПб. Макет, 1996. 35. Лекторский В.А. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии).// Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. Научные труды/ Под ред. И.Т. Касавина. – М, Канон+, 2006. С. 235-245. 36. Маслоу А. Психология бытия. – Рефл-бук, Ваклер, 1997. 37. Минин П.М. Мистицизм и его природа. – Киев, Пролог, 2003. 38. Михельсон О.К. Психология религии. // http://www.narcom.ru/ideas/socio/146.html 39. Мусехишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Некоторые замечания к психологии молитвы: когнитивный аспект. // Московский терапевтический журнал / Гл. ред. А.Б. Фенько. – М, Психологический институт им. Л.Г. Щукиной, 1998. С. 31-55. 40. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. – М, Прогресс, 1984 (глава «Измененное сознание: наркотики, медитация и гуру», с. 83-103). 41. Попова М.А. Критика психологической апологии религии. – М, Мысль, 1973. 42. Попова М.А. Фрейдизм и религия. – М, Наука, 1985. 43. Психологические аспекты буддизма: сб.ст. – Новосибирск, Наука, 1986. 44. Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. – Мн-М, 2001. 45. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре.// О человеческом в человеке: сб.ст. – М, Политиздат, 1991. С. 298-326. 46. Ранк О. Миф о рождении героя. – М, Рефл-бук; К, Ваклер, 1997. 47. Ранкур-Лаферьер Д. Традиция почитания икон Богоматери в России глазами американского психоаналитика. – М, Ладомир, 2005. 48. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. – СПб, 1901. 49. Розанов В.В. Психология русского раскола.// Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. – М, Республика, 1992. 50. Рязанова Е.В. Психология религии.// Введение в общее религиоведение: учебник/Под ред. И.Н. Яблокова. – М, Университет, 2001. 51. Смирнова Е.Т. Введение в религиозную психологию: учебное пособие. – Самара, БАХРАХ-М, 2003. 52. Тиллих П. Динамика веры. // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. – М, Юрист, 1995. С. 132-215. 53. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. – СПб, Петербургское Востоковедение, 1997. 54. Тульпе И.А. Психология религии для философии религии.// Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. – Изд-во СПбГУ, 2006. С. 285-290. 55. Тульпе И.А. Страсть и религия.// Вестник СПбГУ, сер.6, вып.1, 2007. С. 26-34. 56. Феррер Х. Новый взгляд на трансперсональную теорию: Человеческая духовность с точки зрения соучастия. – М, 2004. 57. Франк С.Л. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию.// Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб, Наука, 1995. С. 419-632. 58. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Я и Оно. – М-Харьков, 2000. С. 861-914. 59. Фрейд З. Тотем и табу.// Я и Оно. – М-Харьков, 2000. С. 363-527. 60. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. // Я и Оно. – М-Харьков, 2000. С. 915-1038. 61. Фролова Е.А. Индивидуальное бытие, искомое, но не найденное.// Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. – М, Восточная литература, 1998. С. 115-146. 62. Фромм Э. Искусство любви. – Мн, Полифакт, 1990. 63. Хрестоматия по православной психологии/Сост. свящ. Е. Левченко. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2005. 64. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, Питер, 2004. 65. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. – СПб, Алетейя, 1994. 66. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. – СПб, Лань, 1999. 67. Эткинд А.М. Русские скопцы: опыт истории. – Звезда, 1995. №4. 68. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. – М, Медиум, 1994. 69. Юнг К. Совесть с психологической точки зрения.// Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М, Мартис, 1997. 70. Юнг К., фон Кранц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М, Серебряные нити, 1997. 71. Alport G. The Individual and his Religion: A Psychological Interpretation. – London, Macmillan, 1969. 72. Amaro J.W.F. Psychology, Psychoanalysis and Religious Faith.// http://www.psywww.com/psyrelig/amaro.html. 73. Coe G.A. What is Christian education? – New York: Chas. Scribner's Sons, 1929. 74. Fuller E.R. Psychology and Religion: Eight Points of View. – London & NY, University Press of America, 1977. 75. Heiler F. Prayer: A study in the history and psychology of religion. – London, 1932. 76. Hermeneutical Approaches in Psychology of Religion/Ed. by J.A. Belzen. – Amsterdam-Atlanta, 1997. 77. Leuba J. The Psychological Study of Religion: It’s Origin, Function, and Future. – NY, MacMillan, 1912. 78. Leuba J. The Psychology of Religious Mysticism. – London, NY, 1925. 79. Meissner W.W. Ignatius of Loyola. The Psychology of a Saint: New Haven & London: Yale Univ. Press. 1992. 80. Pratt J.B. The Religious Consciousness: A Psychological Study. – NY, Hafner Publishing Company, 1971 (Facsimile of the 1920 edition). 81. R.W. Hood, B. Spilka, B. Hunsberger, R. Gorsuch. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. – The Gilford Press, NY-London, 1996 (2 edition).
Формы контроля Тематика курсовых работ
1. Религиозная душа как предмет психологического исследования. 2. Пределы применимости описательного метода в психологии религии. 3. Возможности и ограничения метода интроспекции в научном исследовании религии. 4. Соотношение веры и знания с психологической точки зрения. 5. Варианты постановки проблемы сознания в психологии религии. 6. Норма религиозного поведения в свете особенностей религиозной мотивации. 7. Состояния войны и мира в душе религиозного человека. 8. Предпосылки чуда в природе и в религиозном сознании. 9. Между верой и лицемерием: религиозная душа в поисках самодостоверности. 10. Видение как элемент религиозной жизни и как признак душевной болезни. 11. Психологический анализ молитвы. 12. Образование души в ходе аскетической практики. 13. Педагогические усилия и личное участие ребенка в деле религиозного воспитания. 14. Действительное и мнимое исцеление в религии. 15. Религиозное лидерство с психологической точки зрения. 16. Психологический портрет пророка Мухаммада. 17. Психологический портрет Франциска Ассизского. 18. Психологический портрет Мартина Лютера. 19. Психологический портрет протопопа Аввакума. 20. Психологический портрет современного православного прихожанина.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
В ходе самостоятельной работы студентам необходимо приобрести навыки анализа, конспектирования, пересказа и критики научного текста. Проанализировать научный текст значит, прежде всего, выявить его логическую структуру. Овладеть этим навыком поможет следующая методика: при первом прочтении текста надо составить самое общее представление о его содержании; при втором прочтении следует выделить те слова, которые регулярно повторяются и, по всей видимости, являются терминами; после этого важно понять точное значение терминов, установив, каково соотношение между ними. Конспектированием можно вполне овладеть только после усвоения приемов анализа. С одной стороны, конспект в сжатой форме выражает содержание прочитанного текста, а с другой – является начальной формой критического отношения к тексту. Поэтому умение составить конспект, актуальное во времена относительно ограниченного доступа к информации, когда многие книги можно было прочитать только в библиотеке, не утратило значения и в эпоху электронных средств хранения и передачи знаний. При конспектировании необходимо отчетливо понимать, какие элементы текста несут основную смысловую нагрузку (определения и тезисы, обозначающие авторскую позицию по тому или иному вопросу) и какие выполняют служебные функции (иллюстрация к тезису, альтернативный вариант аргументации и т.п.). В грамотно составленном конспекте последовательно воспроизводится логика рассуждений автора, но, как правило, опускаются служебные детали. Успешный пересказ научного текста должен опираться на результаты проведенного анализа и конспект. В интересах доступности восприятия в устном выступлении необходимо пояснять мысль автора посредством ярких, запоминающихся примеров. В завершение пересказа желательно обозначить свое отношение к прочитанному тексту. Критика научного текста требует предварительного понимания замысла автора. Прежде чем выразить согласие или несогласие с автором, следует определить, на какие вопросы он пытается ответить в данном тексте. Затем, исходя из презумпции разумности автора, необходимо выяснить, последователен ли он в поиске ответов на поставленные вопросы. После этого допустимо обсуждение того, насколько актуальна рассматриваемая тема и нет ли более удачных опытов разработки той же проблематики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Факультет Кафедра религиоведения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ» (3 курс, 5 семестр)
Автор: кандидат философских наук Нешитов П.Ю.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022200 «Религиоведение»
Санкт-Петербург Содержание учебно-методического комплекса Госстандарт Рабочая программа 1. Организационно-методический раздел 2. Тематический план 3. Содержание курса 4. Темы и вопросы для практических занятий 5. Литература 6. Формы контроля
2. Самостоятельная работа студентов
3. Методические рекомендации по прохождению дисциплины 4. Учебно-методическая карта дисциплины
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|