Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 4. Профессиональные страхи





Цель: осознавание и проработка участниками собственных профессиональных страхов.

Содержание: диагностика, обсуждение и коррекция профессио­нальных страхов.


Ход занятия

Процедура 1. Мое состояние

Назначение: диагностика эмоционального состояния членов группы.

Инструкция. Поделитесь своим настроением, состоянием. Что произошло после последней встречи в вашей жизни? С какими мыслями вы пришли сегодня на группу?

Процедура 2. Диагностика представлений участников тренин­га о профессиональных страхах

Назначение: выявление представления о страхах, связанных с профессиональной деятельностью; очертить «проблемное поле» профессиональных страхов.

Инструкция. В каждой профессии есть свои «плюсы» и «ми­нусы», свои светлые и темные стороны. Профессия психоло­га-консультанта — не исключение. Попробуйте сейчас несколько минут подумать: что Вас пугает в профессии психолога-консуль­танта? Что есть в ней страшного для Вас? Подумайте об этом, за­пишите свои страхи на листе бумаги и возвращайтесь в круг.

В ходе рассказа участников о своих страхах ведущий группы отмечает, о каких страхах говорит каждый участник, и фиксирует эту информацию.

Процедура 3. Присвоение проекции профессионального страха

Назначение: присвоение себе своего собственного страха.

Инструкция. Для выполнения этого упражнения в группе должно быть достаточное количество энергии. Ведущему необхо­димо спросить, готова ли группа поддержать достаточно энергоем­кое подвижное действие. Если группа согласна, ведущий дает инструкцию каждому из членов группы.

«Вы — пациенты палаты № 6 психиатрической клиники име­ни Ф. Перлза. Сейчас я расскажу, кто из вас и чем болеет. Затем в течение 10 мин вы — больные, а я — главврач. Я буду следить за тем, чтобы вы все остались целыми и невредимыми». Далее веду­щий зачитывает каждому его страх (записанный ведущим при вы­полнении предыдущего упражнения) и предлагает делать те дей­ствия, которых он боится, по отношению к другим людям. (Если ведущий группы владеет клинической психологией, он может ста­вить «диагнозы» на основании страхов).

Например, если участник боится негативной оценки со сторо­ны клиента, он должен подходить к каждому и давать негативную оценку всему, что видит: внешности, походке, одежде. Участник, который страшится начала профессиональной деятельности, дол­жен пугать каждого и заставлять ничего не делать. Участник, счи-


тающий себя профессионально некомпетентным, говорит каждому: «Ты ничего не умеешь. Ты ничего не знаешь. Ты полный ноль». Участник, который боится обесценивания, должен сам обесцени­вать каждого.

Этот эксперимент требует от ведущего определенных артисти­ческих навыков, эмоциональности при демонстрации предлагае­мых способов поведения. Он несколько раз подчеркивает, что важно выполнить действие до конца, раскрепоститься, подойти к каждому члену группы и совершить то действие, которого сам опасается от других.

Этот эксперимент базируется на следующей идее. В основе страха лежит некоторый интроект. Развернув его, спроецировав во внешний мир, можно высвободить ту энергию, которая направ­лена на слияние со страхом. Исследование своего страха путем его проигрывания позволяет встретиться со своей ресурсной частью: «Мне не нужно бояться негативной оценки, так как я сам могу дать оценку своей деятельности. Мне не нужны указания, так как я сам способен определить, что мне нужно делать».

В случае, если эксперимент позволил исследовать свой страх, участники группы получают позитивный опыт обращения с ним и обнаруживают ресурсные составляющие своих страхов.

При обсуждении полученного опыта можно предложить до­полнительное действие: сказать, какую позитивную функцию вы­полняет страх.

Процедура 4. Работа с представлениями о «страшном» клиенте

Назначение: фасилитировать диалог между внутренними фе­номенами участников тренинга: «пугающим» клиентом и испуган­ным терапевтом.

Инструкция. Возьмите один или несколько кусков пластили­на, положите их перед собой. А теперь закройте глаза и слепите «страшного» клиента. Не открывайте глаз до конца упражнения. Когда закончите лепить, можете открыть глаза, но при этом ниче­го не переделывайте.

После того, как все завершили процесс лепки, ведущий пред­лагает каждому по очереди взять в руки свой персонаж и произ­нести от его имени: «Я — страшный клиент X. Я пугаю X тем, что...» Важно стимулировать рассказ о том, какие именно дей­ствия совершает клиент, что он говорит, как себя ведет, После того, как X из роли страшного клиента рассказал о нем, происхо­дит обмен ролями. X ставит фигурку на стол, на пол, перед собой и от своего имени говорит что-то страшному клиенту. Возможно, «страшный» клиент захочет что-то ответить. Диалог продолжает-


ся, пока есть интерес, или пока не прояснится ресурс для взаимо­действия. Например, X может сказать: «Я тебя боюсь, и одновре­менно ты мне интересен. Я хочу с тобой работать». Или: «Я хочу тебя раздавить, потому что ты злой и агрессивный. Я тоже не умею обращаться со своей внутренней агрессией. Я попробую на­учиться выражать собственную агрессию и взаимодействовать с агрессивными людьми».

Если группа небольшая — до 7-8 человек — целесообразно проделать это действие с каждым участником в общем круге. В большой группе можно разбиться на пары или тройки и проде­лать те же действия. Главная задача ведущего или того, кто играет роль психолога в паре (тройке) — не навязывать свою точку зре­ния, а просто поддерживать диалог между «пугающим» клиентом и испуганным терапевтом.

Ведущий обращает внимание, пытается ли участник переде­лать клиента, чего именно он боится, готов ли к диалогу со «страшным» клиентом. Желание «переделать» клиента из-за того, что он «некрасивый», «ущербный», «не такой, как все», должно быть обсуждено с участником, который его слепил. Важно удерживать участника от действий и привести к осознава-нию того, что мы переделываем другого по своему «образу и по­добию», в то время как задача психолога — помочь клиенту най­ти себя. Если участник настаивает, нужно дать ему возможность «перелепить» страшного клиента, однако потом обсудить данное действие в группе. В обсуждении можно поднимать темы приня­тия, стыда и др.

В конце предлагается рефлексия: что я понял о себе в ходе выполнения этого упражнения.

Процедура 5. SWOT-анализ

Назначение: провести стратегический и тактический анализ дея­тельности психолога-консультанта в современных условиях.

Инструкция. SWOT — это аббревиатура четырех английских слов:

S — Strengths — сильные стороны;

W — Weaknesses — слабые стороны;

О — Opportunities — возможности;

Т — Threats — угрозы.

Разбейтесь на две подгруппы. Одна подгруппа будет представ­лять собой организацию по оказанию консультативных услуг. Все члены организации — это психологи-консультанты, работающие в команде, например, кадровое агентство, центр по оказанию психо-


логических услуг и т.п. Вторая подгруппа — общее собрание част­нопрактикующих психологов-консультантов.

Каждая из подгрупп должна заполнить табл. 1. Она заполня­ется в два этапа. Вначале заполняются квадранты, относящиеся к внешнему окружению: сперва — «Возможности», а затем — «Уг­розы». На втором этапе заполняются квадранты, относящиеся к внутренним позициям организации (частнопрактикующего кон­сультанта): «Сильные стороны» и «Слабые стороны». Важно строго соблюдать указанную последовательность, т.е. первым должен быть анализ «возможности/угрозы». Анализ сильных и слабых сторон организации психологов-консультантов (деятель­ности частнопрактикующего психолога) на втором этапе жела­тельно увязывать с соответствующими результатами, которые были выявлены и зафиксированы на первом этапе, а также при работе с профессиональными страхами. Зафиксированные в таблице позиции должны быть прочитаны вслух каждым участни­ком анализа. При этом те позиции, с которыми согласны все или большинство участников, можно выделить как уже достигнутый результат анализа. Позиции, по которым возникли разногласия, противоречия, нужно подвергнуть дополнительному аналитичес­кому обсуждению.

Таблица I

SWOT-анализ — первичный стратегический анализ на период...

Возможности Сильные стороны
   
   
   
   
   
Угрозы Слабые стороны
   
   
   
   
   

Возможности ____________ Сильные стороны _______________

Угрозы ________________ Слабые стороны _______________

Внешнее окружение Организация

(частнопрактикующий психолог)


Процедура 6. Подведение итогов дня

Назначение: рефлексия полученного опыта.

Инструкция. «Давайте каждый поделится полученным опы­том. Что удалось понять о себе и своей профессии в ходе сегод­няшней работы?»

Ритуал прощания.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.