Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 7. Профессиональное взаимодействие





Цель: актуализировать представления участников о профессио­нальном взаимодействии психолога с клиентом.

Содержание: выявление моделей профессионального взаимо­действия психолога с клиентом. Обсуждение предпочитаемых стра­тегий взаимодействия психолога с клиентом.

Ход занятия

Рефлексия предыдущего занятия.

Процедура 1.Я как клиент

Назначение: работа с проекциями.

Инструкция. Каждый по очереди садится на «горячий» стул. Задача остальных — посмотреть на участника, находящегося на «горячем» стуле, и представить, что он пришел к ним на прием. Поделитесь теми мыслями, чувствами, фантазиями, которые возникают у вас относительно данного потенциального клиента. Например: «Если бы ты был моим клиентом, я бы очень трево­жился. Мне кажется, что ты очень требовательный»; «Если бы ты был моим клиентом, я думаю, мы бы поладили. Иногда я бы чувствовала себя твоей мамой»; «Ты — самый худший клиент, ко­торого я могу себе представить. Ты бы постоянно спорил и конку­рировал со мной».

Обсуждение: какие проекции «попали в точку», какие явились неожиданными, какие огорчили, какие Вы не принимаете?

Процедура 2.Профессиональное взаимодействие

Назначение: осознание участниками тренинга моделей, лежа­щих в основе представлений о профессиональном взаимодействии с клиентом.

Инструкция. Упражнение проводится в несколько этапов. Для его проведения необходимы карандаши, мелки, фломастеры и бу­мага разных форматов. На первом этапе тренер предлагает: «На­рисуйте картинку, которая бы отражала суть взаимодействия пси­холога с клиентом».


Данная процедура позволяет актуализировать представления психологов о своем профессиональном взаимодействии в образ­ной форме, а также создает условия для дальнейшей рефлексии. После завершения работы рекомендуется провести групповое обсуждение картинок с опорой на образы, предложенные каждым автором, в направлении выявления функциональной взаимозави­симости психолога и клиента.



Например, участница А нарисовала следующую картинку: че­ловек под зонтом в дождь, где человек — клиент, дождь — проблема, а зонт — психолог. Участнице были заданы следующие вопросы:

S Хочет ли сам зонт оказаться мокрым, в то время как чело­век совсем сухой?

S Что чувствует зонт, зная, что им пользуются только в дожд­ливую погоду?

V Что будет с человеком, если зонт поломается или не откроется? S Чувствует ли зонт, что он «над» человеком? S Как быть, если дождь настолько силен, что зонт не может помочь?

•S Может ли человек научиться сам не мокнуть под дождем? s Что делать зонту, если его постоянно носят с собой даже в хорошую погоду? и т.п.

Ознакомление с картинками друг друга в форме такого обсуж­дения позволяет членам группы проанализировать свои представ­ления о профессиональном взаимодействии и соотнести их с представлениями других членов группы, а, кроме того, потрениро­ваться в важном консультативном навыке — навыке задавать вопросы.

На втором этапе участникам тренинга со сходными представ­лениями предлагается объединиться в подгруппы с целью созда­ния общеподгруппового рисунка. С помощью данной процедуры можно создать синтезирующие образы.

На третьем этапе участники других подгрупп разгадывают кар­тинки друг друга. В ходе такой деятельности появляется возмож­ность глубоко проанализировать и осмыслить каждый образ, так как в обсуждении принимают участие и авторы рисунков, и члены других подгрупп. На данном этапе роль руководителя сводится к организации и активизации групповой дискуссии, фасилитации группового процесса, а также в помощи участникам в осознании тех смыслов, которые они вкладывали в свои рисунки.

Четвертый этап направлен на интенсификацию представлений о профессиональных взаимоотношениях с клиентом. Его следует начать общегрупповой рефлексии по итогам предыдущего этапа.


Для этого группу нужно разделить на три новых подгруппы (на­пример, предложив рассчитаться на первый-третий). Каждой из подгрупп предлагается сделать доклад по одной из трех случайно выбранных общеподгрупповых картинок. При этом можно пред­ложить следующие вопросы:

Психолог: какой он?

Каковы цели деятельности психолога?

Клиент: кто он — больной, требующий лечения, или человек, которому нужна помощь?

Как распределяется ответственность за результаты консульти­рования между психологом и клиентом?

Опишите взаимоотношения между психологом и клиентом, и т.п.

При этом внимание членов группы акцентируется на ключе­вых моментах их собственных представлений о работе с клиентом, что предполагает владение основными положениями психотера­певтических теорий относительно характера взаимоотношений в системе психолог—клиент. Главная цель данного этапа заключает­ся в том, чтобы члены группы смогли прояснить и осмыслить свое собственное отношение к клиенту. При этом участникам тре­нинга не стоит навязывать какую-либо психотерапевтическую ориентацию. Основной упор необходимо направить на их соб­ственные переживания, возникавшие в процессе работы в группе, и отрефлексирование предыдущего опыта, актуализировавшегося здесь и теперь. Критерием эффективного выполнения упражне­ния является осознание каждым членом группы своей собствен­ной модели построения отношений с клиентом, ее сильных и сла­бых сторон.

Процедура 3.Я и другие: грани взаимодействия

Назначение: осознание предпочитаемых стратегий взаимодей­ствия с другими людьми.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга в парах. Дайте возможность рукам встретиться. Не разводя ладоней, попробуйте несколько стратегий взаимодействия (кон­такта):

Вы активны, ваш партнер совершенно пассивен, не уклоняется от контакта, не проявляет инициативы, самостоятельных движе­ний не делает (как воск).

Вы активны, партнер активен, но не проявляет инициативы, и делает только движения, следующие за вашими движениями.

Вы активны, партнер проявляет активность, делает движения, противоборствуя любому вашему движению.


Обмен ролями: партнер активен, вы противодействуете любо­му его движению.

Партнер активен, вы активны, но не проявляете инициативы, и делаете только движения, следующие за движениями партнера.

Вы пассивны, не проявляете инициативы, партнер активен.

Теперь объединитесь в четверки и обсудите, какая из ролей была наиболее сложной, какая роль показалась привычной. Какие чувства возникали?

Спроецируйте данное упражнение на ваше профессиональное взаимодействие с клиентом. Реальный клиент может поддаваться, может сопротивляться. С каким клиентом вам проще, привычнее?

Какие чувства могут возникнуть при встрече с клиентом, ве­дущим себя неприятным для вас образом?

Интеграция полученного опыта. Ритуал прощания.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.