Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды рынков и их классификация





В зависимости от объектов купли-продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют: товарный рынок; финансовый рынок и рынок труда, рынок информации.    
Товарный рыноквключает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации.  
Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения.  
Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых.  
В рынок информациивходит рынок инноваций и рынок информационного продукта. Рынок инноваций является специфической областью купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием «ноу-хау», т.е. достижения НТП. Рынок информационного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта.
Финансовый рынок включает рынок капитала (инвестиционный), рынок кредита и ценных бумаг, валютно-денежный рынок.

 

Рынок капиталапредполагает вложение капитала как в производственную, так и непроизводственную сферу. Кредитный рынок – это рынок заемного капитала. На рынке ценных бумаг продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя. Валютно-денежный рынок осуществляет куплю-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты.  
Рынок труда –это рынок купли-продажи рабочей силы, выступающей как товар.
  По территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства) рынки делятся на местный (локальный), региональный внутри страны, национальный (внутренний), региональный по группе стран и мировой (внешний).
Местный рынок ограничивается одним или несколькими районами страны.
Национальный рынок охватывает сферой обмена всю национальную территорию.
Мировой рынок включает сферу международного обмена. В составе внутреннего и мирового рынка могут выделяться региональные (зональные) рынки.
По механизму функционирования рынки бывают: свободными – на основе свободной конкуренции в результате прямых контактов независимые участники процесса купли-продажи сами устанавливают объем продаж и цены; монополизированными – условия производства и обращения определяет один или группа производителей (продавцов); регулируемыми – ведущая роль в регулировании рыночных отношений принадлежит государству, которое использует различные экономические рычаги воздействия.
По степени насыщенности выделяют: равновесный, в котором объемы спроса и предложения примерно совпадают; дефицитный, где спрос превышает предложение; избыточный, когда предложение превышает спрос.
  По организации рыночного обмена рынки бывают: оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются продавцами у производителей или на торговых биржах; розничными (купля-продажа единичных товаров в небольшом количестве).Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук; экспортными (вывоз за границу товара и капитала для реализации на внешних рынках); импортными (ввоз товаров и других ценностей из-за границы для реализации на внутреннем рынке).

 

По формам собственности различают частный, кооперативный и государственный рынки . По степени соблюдения законности различают легальный (официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки.
Нелегальный рынок – это подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография) – «черный» рынок, либо торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсутствии лицензии, патентов, без торговых знаков, при неуплате или неполной уплате сборов, налогов, пошлин) – теневой рынок.  

 

Схематически классификацию рынков можно изобразить следующим образом

(см. рис. 6.2.1.)

 

 

 


по степени насыщенности  

 

 

           
     
 
 
 

 

 


                               
     
 
       
 
       
 
 

 

 


Рис.1. Классификация рынков

Функции рынка

1.Регулирующая. Рынок оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар растет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Рынок воздействует на темпы, пропорции, а также на обновление производства.

 

  2.Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг.  

 

3.Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.  
4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.  
5.Информационная. Рынок представляет собой разнообразный источник информации, необходимый всем его субъектам: информацию об общественно - необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен.  
6.Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда.  
7.Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.  
8.Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкротами. Производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество.  
9.Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание результатов труда. Если же купля -продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде.
10.Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерно расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.