|
Тема 5.Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения
С учетом бюджета, цен и потребительских свойств товаров покупатели формируют спрос на отдельные товары
| Спрос — зависимость между количеством товара, которое массовый потребитель добровольно покупает в течение некоторого периода, и ценой данного товара.
| Величина спроса — количество товара, которое массовый потребитель желал бы купить в течение некоторого периода (месяца, года) при определенной цене данного товара.
| Функция спроса — зависимость цены товара от объема спроса на данный товар: Р = f(q), где Р — цена единицы товара; q — количество единиц товара, приобретаемых в течение некоторого периода.
| Кривая спроса (DD) — изображение функции спроса, некоторая модель поведения массового потребителя, описывающая характер реакции потребителя на изменение цены товара. Служит инструментом качественного анализа, является наглядным выражением понятия потребительского спроса, его теоретическим описанием. Особое значение имеет не конкретный вид кривой спроса, а ее характер (выпуклая, убывающая функция).
| Изменение величины спроса от цены характеризуется движением точки спроса вдоль кривой спроса.
| Изменение спроса как зависимости величины спроса от цены характеризуется сдвигом кривой спроса вправо-вверх при увеличении, влево-вниз при уменьшении.
Численные значения кривой спроса отражают потребление товара за некоторый период при прочих равных условиях (постоянство бюджетного ограничения и цен прочих товаров) и при неизменной в течение определенного периода цене товара.
Потребительский спрос формируется с учетом функции полезности потребления, бюджетного ограничения и цены товара: при фиксированной цене товара Р и известной величине бюджетного ограничения В определяется объем покупки q, при котором значение функции полезности V(q) максимально, а стоимость покупки V= pq не превышает выделенного лимита, т. е. pq < b.
Модель формирования кривой спроса. Поскольку функция полезности возрастающая, оптимальный объем покупки всегда определяется границей бюджетного ограничения; при различных ценах товара Pi, Р2, Рз выбор потребителя определяется условием полного использования выделенного бюджета (точками а, Ь, с). Перенося соответствующие значения цен и объемов покупки на плоскость (р, q), получаем кривую спроса.
| Совокупный спрос (суммарный объем спроса) — сумма величин спроса отдельных потребителей при данной цене. Определяется путем сложения кривых спроса отдельных потребителей по горизонтали. На практике собирается статистика по различным потребителям или группам.
|
| | | | | | | | |
| | |
|
|
|
Монополия — ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара, не имеющего субститутов. Существуют практически не преодолимые барьеры на входе.
График иллюстрирует преимущества конкуренции по сравнению с монополией.
В условиях совершенной конкуренции Рс и объем выпуска продукции отрасли определяются пересечением кривой спроса Л и кривой отраслевого предложения, которая есть совокупность кривых МСС фирм отрасли. Для конкурентной фирмы MR = R поскольку спрос на ее продукцию совершенно эластичен.
QT Qc
В условиях монополии фирма тождественна отрасли. Предельный доход будет меньше, чем цена. Графически кривая MR лежит ниже кривой спроса. Выбирая положение МС = MR, максимизирующее прибыль, монополия выбирает объем производства Qm и цену Рт:
Ом < Ос; Рм > Рк; Пм > 0.
Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель.
Монополия характеризуется производственной неэффективностью, поскольку Р > min АС, и неэффективностью распределения ресурсов — Р > МС.
Способы ведения конкурентной борьбы
Конкуренцию различают
1) добросовестную;
2) недобросовестную.
|
Добросовестная конкуренция
| Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием
достижений НТР и т.д.
|
Недобросовестная конкуренция
| Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|