Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5.Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения





С учетом бюджета, цен и потребительских свойств товаров покупатели формируют спрос на отдельные товары
Спрос — зависимость между количеством товара, которое массовый потре­битель добровольно покупает в течение некоторого периода, и ценой данного товара.
Величина спроса — количество товара, которое массовый потребитель же­лал бы купить в течение некоторого периода (месяца, года) при определенной цене данного товара.
Функция спроса — зависимость цены товара от объема спроса на данный товар: Р = f(q), где Р — цена единицы товара; q — количество единиц товара, приобретаемых в течение некоторого периода.
Кривая спроса (DD) — изображение функции спроса, некоторая модель по­ведения массового потребителя, описывающая характер реакции потребителя на изменение цены товара. Служит инструментом качественного анализа, яв­ляется наглядным выражением понятия потребительского спроса, его теорети­ческим описанием. Особое значение имеет не конкретный вид кривой спроса, а ее характер (выпуклая, убывающая функция).
Изменение величины спроса от цены характеризуется движением точки спроса вдоль кривой спроса.  
Изменение спроса как зависимости величины спроса от цены характери­зуется сдвигом кривой спроса вправо-вверх при увеличении, влево-вниз при уменьшении. Численные значения кривой спроса отражают потребление товара за не­который период при прочих равных условиях (постоянство бюджетного ограничения и цен прочих товаров) и при неизменной в течение опреде­ленного периода цене товара. Потребительский спрос формируется с учетом функции полезности по­требления, бюджетного ограничения и цены товара: при фиксированной цене товара Р и известной величине бюджетного ограничения В опреде­ляется объем покупки q, при котором значение функции полезности V(q) максимально, а стоимость покупки V= pq не превышает выделенного ли­мита, т. е. pq < b. Модель формирования кривой спроса. Поскольку функция полезности возрастающая, оптимальный объем покупки всегда определяется грани­цей бюджетного ограничения; при различных ценах товара Pi, Р2, Рз вы­бор потребителя определяется условием полного использования выде­ленного бюджета (точками а, Ь, с). Перенося соответствующие значения цен и объемов покупки на плоскость (р, q), получаем кривую спроса.
Совокупный спрос (суммарный объем спроса) — сумма величин спроса от­дельных потребителей при данной цене. Определяется путем сложения кривых спроса отдельных потребителей по горизонтали. На практике собирается стати­стика по различным потребителям или группам.

 

       
   
 

 
 


 


 


 



 


 

 

Монополия — ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец ка­кого-либо товара, не имеющего субститутов. Существуют практически не пре­одолимые барьеры на входе.

МСт = ЕМС

График иллюстрирует преиму­щества конкуренции по сравне­нию с монополией.

 

В условиях совершенной конкуренции Рс и объем выпуска продукции отрасли определяются пересечением кривой спроса Л и кривой отраслевого предло­жения, которая есть совокупность кривых МСС фирм отрасли. Для конкурентной фирмы MR = R поскольку спрос на ее продукцию совершенно эластичен.

QT Qc

В условиях монополии фирма тождественна отрасли. Предельный доход бу­дет меньше, чем цена. Графически кривая MR лежит ниже кривой спроса. Вы­бирая положение МС = MR, максимизирующее прибыль, монополия выбирает объем производства Qm и цену Рт:

Ом < Ос; Рм > Рк; Пм > 0.

Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и на­значать более высокую цену, чем сделал бы конкурирующий производитель.

Монополия характеризуется производственной неэффективностью, по­скольку Р > min АС, и неэффективностью распределения ресурсов — Р > МС.

       
   
 
 

 

 


Способы ведения конкурентной борьбы

 

Конкуренцию различают 1) добросовестную; 2) недобросовестную.

 

Добросовестная конкуренция  
Основными методами являются:
  • повышение качества продукции
  • снижение цен ("война цен")
  • реклама
  • развитие до- и послепродажного обслуживания
  • создание новых товаров и услуг с использованием
достижений НТР и т.д.

 

Недобросовестная конкуренция  
Основными методами являются:
  • экономический (промышленный шпионаж)
  • подделка продукции конкурентов
  • подкуп и шантаж
  • обман потребителей
  • махинации с деловой отчетностью
  • валютные махинации
  • сокрытие дефектов и т.д.
 

 








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.