Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЛОСКОСТОПИЕ (деформация стопы, сопровождающаяся опущением ее сводов)





 

Факторы, способствующие возникновению плоскостопия:

1. Слабые мышцы стопы и голени, ухудшение их эластических свойств.

2. Чрезмерное утомление в связи с длительным стоянием на одном месте.

3. Напряженный физический труд, сопровождающийся многократным подъемом тяжестей.

4. Плохо подобранная обувь (без каблуков, на очень высоких каблуках, с недостаточно гибкой подошвой).

Задачи физического воспитания:

1. Укрепление мышц и связок, поддерживающих свод стопы в правильном физиологическом положении.

2. Формирование правильного навыка постановки ноги при ходьбе.

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при плоскостопии

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
     
1. Специальная гимнастика 2. ОРУ в положении сидя 3. Систематическое укрепление передней и наружной поверхности голени 4. Приведение, повороты стопы внутрь, сгибание пальцев ног Чрезмерно высокую физическую нагрузку 1. Ношение неправильно подобранной обуви 2. Длительное стояние на одном месте в одной и той же позе 3. Многократные подъемы тяжестей  

 

Окончание таблицы

     
5. Упражнения с гимнастической палкой и мячом 6. Ходьба босиком по ковру 7. В теплое время года ходьба по песку, по траве, рыхлому грунту, бревну 8. Плавание («кроль») 9. Езда на велосипеде 10. Подвижные игры    

Упражнения для коррекции плоскостопия

I. Ходьба на носках с различными положениями рук /на поясе, в стороны, вверх, за голову, за спину/. Повторить в медленном темпе 2-3 раза, расстояний 20-36 м.

П. Ходьба на пятках с различными положениями рук. Повторить 1-2 раза, расстояние 15-20 м.

Ш. Ходьба на наружных краях стоп, руки на поясе. Повторить •2-3 раза, расстояние 10-15 м. в медленном темпе.

IJ. Ходьба на носках с полуприсяде, руки в сто­роны. Повторить 2-3 раза, расстояние 25-30 м.

У. Ходьба по канату, растянутому па полу. Повторить 3-4 ра­за в медленном темпе.

71. Ходьба по гимнастической палке, положенной на полу. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

УЛ. Ходьба босиком по обручу с различными положениями рук, обхватывая край обруча пальцами ног. Повторить 2-3 раза в медлен­ном темпе.

УШ. Руки на поясе, ходьба с подогнутыми пальцами ног по матам 3-5м. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

IX.Ходьба правым /левым/ боком по рейке гимнастической ска­мейки, обхватывая ее сводами стоп. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

X, Ходьба о поворотом стоп с приподниманием на носок каж­дой нота, Повторить 2-3 раза, расстояние 10-15 м.

XI* Ходьба по наклонной плоскости, Повторить.2-3 раза в мед­ленном темпе, расстояние 10-15 м...

ХП. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх и вниз, руки в стороны. Повторить 2-3 раза в медленном темпе.

ХШ. И.г - стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки и вернуться в исходное положение. Повторить 7-8 раз в медленном

темпе.

Х1У. И.п. - стоя на носках, руки на поясе /стопы параллельны/.

Покачивание, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки. Повторить в медленном темпе 8-10 раз.

ХУ. И.п. - стоя ноги врозь, носки повернуты внутрь, руки на поясе. Повороты туловища вправо о переводом правой стопы на внеш­ний край, а затем влево. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.

ХУ1. И.п. - стоя ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельно. Согнуть пальцы ног, надавливая ими на пол. Повторить 6-7 раз.

ХУЛ. И.п. - стойка ноги врозь, стопы параллельно на расстоянии ширины стопы, руки на поясе. Перекат с пяток на носок и об­ратно. Повторить 8-10 раз в медленном темпе.

■ХУШ. И.п. - о.с. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны. Повторить 8-Ю раз в медленном темпе.

XIX. Сидя на гимнастической скамейке или на стуле, правую ногу вперед, поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Повторить

4-5 раз каждой ногой.

XX. Сидя на полу с прямыми ногами, кисти рук в упоре сзади, разводя колени, подтягивать стопы до соприкосновения подвига. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

XXI. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки на поясе. Сги-бание пальцев ног /стоп/. Повторить 10-12 раз.

ХХП. Сед в упоре сзади. Приподнимание и перекатывание набивного мяча ногами, захватывая его стопами. Повторить 7-8 раз,

ДШ. Сидя на полу, подтягивание пальцами стоп легкого ков­рика, стремясь собрать его в складки. Повторить 3-4 раза.

ХХ1У. Захватывание пальцами ног различных, мелких предметов, поднимание их, переноска их на небольшое расстояние. В качестве мелких предметов можно использовать веревку, скакалку. Повторить

2-3 раза.

ХХУ. Собирание пальцами ног под стопу лежащей на полу ска­калки, веревки. Повторить 2-3 раза,

ХХЛ. Сидя на стуле, сгибание и разгибание пальцев ног. По- вторить 10—12 раз,

ХХУП. Прыжки на носках, руки на поясе, потки вместе. Повторить 15-20 прыжков в среднем темпе.

Приведенные выше упражнения способствуют укреплению опорно-дзигательного аппарата, мышц нижних конечностей, улучшению по­ходки и восстановления нормального положения стоп. Упражнения для коррекции плоскостопия должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних конечностей и туловища, плечевого пояса, нижних конечностей. В целях разгрузки мышечно-связочного аппарата и голени необходимо упражнения выполнять в положении сидя, упоре на коленях, лежа на спине. Обязательным условием лечения плоскостопия является комплексное применение массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии в сочетании с различ­ными общеразвивающими упражнениями.

 

Плоскостопие

Плоскостопие — деформация стопы, сопровождаю­щаяся опущением ее сводов. Наиболее часто встреча­ется так называемое статическое плоскостопие. При­чина его — слабость мышц, чрезмерное их утомление в связи с длительным стоянием, напряженный физи­ческий труд, сопровождающийся многократным подъ­емом тяжести. Может развиваться оно и у тех, кто но­сит плохо подобранную обувь — совсем без каблука или на очень высоком каблуке, с недостаточно гибкой подошвой. Ранние и беспокоящие признаки, характер­ные для плоскостопия: усталость ног, боль в икронож­ных мышцах во время ходьбы и к концу дня.

При начинающемся плоскостопии хороший эффект дают гимнастика и массаж. Усиливая кровообращение, эти процедуры повышают силу и эластичность мышц, способствуют лучшему натяжению связок, поддер­живающих своды стопы в правильном физиологическом положении. Упражнения и самомассаж снимают боль, способствуют формированию навыка правильной по­становки ноги.

Гимнастику вначале рекомендуется делать в поло­жении сидя, чтобы уменьшить нагрузку на ноги. Упражнения, которые мы предлагаем, укрепляют мыш­цы, расположенные на передней и наружной поверх­ности голени, на подошве. Эти мышцы участвуют в таких движениях, как приведение ее, повороты внутрь, сгибание пальцев. Полезны упражнения с предмета­ми — гимнастической палкой, мячом, булавой.

После систематической тренировки в течение 2— 4 недель можно рекомендовать упражнения в положе­нии стоя. Нагрузка на мышцы возрастет. Эффективны упражнения с предметами (катание ногой мяча, гимна­стической палки). Они укрепляют икроножные мышцы, способствуют углублению свода стопы.

Упражнения лучше всего выполнять босиком на ковре.

Прекрасное дополнение к гимнастике — ходьба босиком по песку, рыхлому грунту, бревну, плавание способом «кроль», езда на велосипеде, подвижные игры. Однако всякая тренировка должна быть умерен­ной; если мышцы переутомлены, снижается их тонус, свод стопы опускается.

В этом разделе мы рекомендуем только специаль­ные упражнения. 5—6 из них можно включать в комп­лекс утренней гимнастики. Столько же специальных упражнений следует выполнять и отдельно 2—3 раза в день.

В первые дни занятий надо выбирать простейшие упражнения. Они приведены в порядке возрастающей трудности.

 

Специальные упражнения при плоскостопии

Сидя на стуле

1. Поочередно поднимать носки и пятки. 6 -10 раз.

2. Сведение с усилием и разведение без напряжения носков ног. 6 -10 раз.

3. Описать поочередно круги внутрь и наружу стопами. 6 - 8 раз.

4. Согнуть пальцы ног и держать 3 - 6 с, потом разогнуть их. 6 -10 раз.

5. Согнуть и разогнуть правую ногу, подошва которой скользит по левой ноге, 4 - 6 раз. Тоже левой ногой.

6. Согнуть пальцы. Перекаты с пятки на носок. 6 -10 раз.

7. Удерживая мяч стопами, сгибание и разгибание ног в коленях. 6 - 8 раз.

8. Прижать подошвами к полу гимнастическую палку. Катать палку по полу 20 - 30 с.

9. Захватить пальцами ног маленький шарик; от­пустить. Повторять каждой ногой в течение 20 - 30 с.

 

В положении стоя (держась за спинку стула)

10. Перекаты с пяток на носки и обратно. 6 -10 раз.

11. Согнуть пальцы ног, переместить тяжесть тела на носки. 6 - 10 раз.

12. Наступить ногой на палочку катать пред­мет по полу 20 - 30 с каждой ногой.

13. Захватывать пальцами ног шарик и отпускать. 20 - 30 с каждой ногой.

14. Приседание на носках. 6 -10 раз.

15. Отведение правой ноги назад («ласточка»). Вариант А. Держась за спинку стула. Б. Не держась, 4 - 6 с. 3 раза. Тоже левой ногой.

16. Ходьба с перекатами с пятки на носок. 15 - 20 с.

17. Ходьба на наружной стороне стоп, согнув паль­цы ног. 15 - 20 с.

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног. 15 - 20 с.

Самомассаж

После физических упражнений следует сделать са­момассаж. Приступая к нему, необходимо прежде всего максимально расслабить мышцы.

В начальной стадии заболевания, особенно если уменьшены сила, объем мышц голени, нарушено их питание, ограничена подвижность стопы, самомассаж проводят энергично и интенсивно. Продолжительность самомассажа — от 4 до 6 мин.

При плоскостопии, сопровождающемся резкой болью и судорогами мышц, отеком стопы, напряже­нием ахиллова сухожилия, рекомендуется проводить расслабляющий и успокаивающий самомассаж. Следу­ет запомнить, что массирование не должно усиливать боль. Используется только легкий, неглубокий само­массаж, исключаются ударные приемы — рубление и поколачивание.

Длительность самомассажа — от 3 до 5 мин.

Сидя на стуле

Массируемая нога, слегка согнутая в коленном су­ставе, свободно опирается пяткой о пол, а подошвой на валик. Сначала делают обхватывающее поглажива­ние двумя руками всей ноги от пальцев до паховой области.

Затем полусогнутую ногу кладут на другой стул, под стопу подкладывают мягкий валик или подушечку. Производят выжимание мышц голени основанием ла­дони и большого пальца. Они скользят по икронож­ной мышце от пятки к подколенной области. А спе­реди движение массирующей руки выполняется от пальцев до коленного сустава.

Проделав несколько движений, приступают к щип-цеобразному разминанию. Пальцы массирующей руки кладут на переднюю поверхность голени и, надавливая ими, производят вращательные движения, одновре­менно продвигая руку вперед. Для усиления действия приема применяется отягощение с помощью другой руки.

После этого массируют заднюю поверхность голени, растирают ахиллово сухожилие — прямолинейно паль­цами от пятки до икроножной мышцы.

На икроножной мышце разминание делают одной или двумя руками. Мышцы плотно захватываются кистью и мягко разминаются между большим и четырь­мя остальными пальцами. Разминая таким образом мышцу, следует слегка отклонять ее в сторону от себя. Разминание можно усилить, надавливая на массирую­щую руку другой рукой.

Если мышцы вялые, выполняется рубление. Рассла­бив пальцы массирующей руки, ударяют ими по мыш­цам голени. Более энергично рубление делается на подошве. При сильном напряжении мышц — легкое растягивание: от середины мышцы пальцы продвигают в обе стороны прямолинейно и спиралевидно. Легкое потряхивание (сотрясение) совершают пальцами по всей длине мышц.

Самомассаж голени заканчивается обхватывающим поглаживанием.

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ

Факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Травмы.

2. Избыточная масса тела.

3. Неоправданное увеличение физической нагрузки.

4. Рефлекторные изменения в мышцах.

5. Гипоксия.

6. Нарушение кровообращения.

Задачи физического воспитания:

1. Восстановление функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате.

2. Улучшение крово-лимфотока, метаболизма в тканях опорно-двигательного аппарата.

3. Ускорение процесса регенерации костной ткани и органов.

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при заболеваниях суставов

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Движения в облегченных условиях с постепенным восстановлением утраченных функций 2. Ходьба 3. Плавание 4. Езда на велосипеде 5. Прогулки на лыжах 7. Элементы спортивных игр 8. Упражнения на тренажерах 9. Дыхательные упражнения Амплитуду движения в «проблемном» суставе, постепенно и последовательно увеличивая ее 1. Выполнение упражнений до болевых ощущений 2. Прыжки 3. Подскоки 4. Многоскоки 5. Упражнения с отягощениями стоя  

МИОПИЯ (БЛИЗОРУКОСТЬ)

 

Факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Наследственность.

2. Неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии.

3. Нарушение рефракции глаза – ослабление цилиарной мышцы и других глазных мышц.

4. Недостаточное физическое развитие.

5. Неправильное дыхание.

6. Несбалансированное питание.

7. Повышенные зрительные нагрузки.

Задачи физического воспитания:

1. Улучшения кровоснабжения в тканях глаза.

2. Улучшение деятельности мышц глаза, прежде всего аккомодационной мышцы.

3. Укрепление склеры.

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при миопии

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Ходьба 2. Бег в медленном темпе 3. Прогулки на лыжах. 4. Катание на коньках 5. Плавание 6. Велосипед 7. Настольный теннис 8. Туризм Нагрузку на зрительный анализатор 1. Поднятие тяжестей 2. Прыжки  

§ 30. Комплексы упражнений для коррекции близорукости,миопии

/по Э.С.Аветисову, Е.И.Левандо, Ю.И.Курпану/

I. И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

II. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть их на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

III. И.п. – о. с. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

IV. И.п. – о. с. Правую руку вперед, смотреть на конец пальца, расположенного по средней линии лица, мед­ленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

V. И.п. - сидя. Закрыть глаза, массировать их круговыми движениями безымянных пальцев: по верхнему веку от наружных уг­лов глаза кнутри. Выполнять в течение I мин.

VI. И.П. – о. с. правая рука в сторону. Медленно передвигать палец полусогнутой правой руки справа налево, голова на месте, следить глазами за пальцем. Медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо, голова на месте, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз.

VII. И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с. снять пальцы - с век. Повторить 3-4 ра­за.

Второйкомплекс

I. Передать мяч /волейбольный, баскетбольный, набивной/ от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5 - 7м. Повторить 12-15 раз.

II. Передавать мяч партнеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

III. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить

7-8 раз.

IV. Подбросить мяч правой рукой вверх и поймать. Тоже левой. Повторить

8-10 раз.

V. Бросить мяч о пол, дать ему подскочить и пой­мать: А. одной рукой. Б. двумя руками. Повторить 6-7 раз.

VI. Бросить теннисный мяч в мишень. Повторить 6-7 раз каж­дой рукой.

VII. Бросить мяч в баскетбольное кольцо одной и двумя ру­ками с расстояния 3, 4, 5 м. Повторить 10-12 раз.

VIII. Играть в настольный теннис - 20-25 мин.

IX. Играть в волейбол - 15-20 мин.

X. Бросить обруч вперед с приданием ему обратного вращения. Повторить 7-8 раз.

XI. Подбросить теннисный мяч вверх на высоту 3-4 м пой­мать его двумя руками. Повторить 10-12 раз.

ХП. Бросить теннисный мяч в цель с расстояния 6 -7 м. Повто­рить 7-8 раз.

Упражнения улучшают кровообращение, укрепляют мышцы глаз, облегчают зрительную работу на близком расстоянии, снижают утом­ление, способствуют расслаблению глазных мышц, улучшают бинокулярное зрение и циркуляцию внутриглазной жидкости и повышают тре­нированность цилиарноймышцы глаза. Эти упражнения рекомендуется выполнять не только в процессе учебных занятий, но самостоятельно во внеучебное время.

 

§ 31. Упражнения для профилактики утомления зрения

 

I. И.п. - о.с. 1-2. стойка на носках, руки вверх, проги­баясь в пояснице; 3-4. и.п. Повторить 5-6 раз в мед­ленном темпе.

II. И.п. - стойка ноги врозь руки перед грудью. Сжать и разжать пальцы. Повторить 10-12 раз,

III. И.п. - о.с. – наклон головы вперед, подбородок прижат к груди, руки вниз(прижаты к бедрам); 1-2. поворот головы к левому плечу, не отрывая подбородок от груди; 3-4 - и.п.; 5-6 -то же к правому плечу. 7-8 - и.п. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

IV. И.п. - стойка ноги врозь с нак­лоном вперед, руки в стороны. I. коснуться правой рукой носка ле­вой ноги; 2. и.п.; 3. то же правой рукой; 4 - и.п. Повторить 5-G раз к каждой ноге.

V. И.п. - лежа на спине, руки в стороны ладонями вверх, I. руки вперед(вертикально); 2 - и.п.; Повторить 7-8 раз.

VI. И.п. - лежа на животе, руки за голову (соединены в замок на затылке локтями, ладонями вперед). 1. лежа прогнувшись, руки вверх; 2.и.п.; 3. лежа прогнувшись, руки в стороны-; 4 - и.п. Повторить 5-G раз в медленном темпе,

 

 

МИОПИЯ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ

Факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Наследственная предрасположенность.

2. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации.

3. Измененная наружная оболочка глаза (склера).

Задачи физического воспитания:

1. Улучшение кровоснабжения тканей глаза.

2. Укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной мышцы.

3. Укрепление склеры.

 

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при миопии высокой степени

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Циклические плавные упражнения, не предъявляющие больших требований к органам зрения 2. ЛФК 3. Закаливание Нагрузку на зрительный анализатор 1. Прыжки 2. Резкие движения туловищем 3. Приседания 4. Значительные сотрясения тела 5. Удары по голове 6. Упражнения силового характера, сопровождающиеся натуживанием и резким напряжением мышц 7. Положения, когда голова наклонена 8. Упражнения с напряжением зрительного анализатора

Близорукость

Близорукость, миопия — заболевание глаз, при ко­тором человек плохо видит отдаленные предметы. Различают близорукость трех степеней: слабую — до 3,0 диоптрий (дитр), среднюю — от 3,5 до 6,0 дитр, высокую — от 6,0 и выше. Людям с близорукостью слабой степени можно выполнять физические нагруз­ки без ограничений, средней степенью — большие на­грузки нежелательны, высокой — противопоказаны. Но во всех случаях для профилактики прогрессирования близорукости, помимо общеразвивающих упраж­нений, необходимо использовать специальные, укреп­ляющие мышцы глаз.

Для тренировки наружных мышц глаза рекомен­дуется выполнять следующие упражнения (по Э. С. Аветисову и Е. И. Ливадо):

1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно в положении сидя (голова неподвижна).

8 - 12 раз.

2. Медленно переводить взгляд справа налево и

обратно. 8 -10 раз.

3. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. 4 - 6 раз.

 

Тренировка внутренних, цилиарных мышц глаза по методу Э. С Аветисова и К. А. Мац проводится в очках. Для этого к оконному стеклу на уровне глаз приклеи­вается круглая метка, диаметром 2—3 мм. Необходи­мо встать к стеклу с таким расчетом, чтобы глаза на­ходились на расстоянии 25—30 см от него. Взгляд пере­водится медленно с метки на неподвижный предмет, находящийся вдали на расстоянии 200—300 м и более. Продолжительность тренировки цилиарных мышц постепенно увеличивается с 2 мин до 10.

Специальные упражнения для глаз выполняются на фоне общеразвивающих (5—7) упражнений и череду­ются с ними. Продолжительность занятий колеблется в пределах от 10—15 до 25—30 мин. Тренировку мышц глаз желательно проводить не менее 2 раз в день, 3—4 раза в неделю в течение 3—4 месяцев, затем после некоторого перерыва специальные упражнения вновь повторяются.

 

Специальные упражнения для профилактики близорукости и ее прогрессирования

Сидя

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть их на 3 -5 с. 6 - 8 раз.

2. Быстро моргать в течение 15-20 с, пере­рыв на 5-10 с и повторить вновь 2 -3 раза.

3. Закрыть веки и массировать их, выполняя круго­вые движения пальцами. Продолжительность массажа до 1 мин. Можно массировать сразу оба глаза.

4. Тремя пальцами каждой руки слегка нажимать на верхнее веко в течение 2 - 3 с. 3-4 раза.

5. Палец правой руки поставить перед лицом на расстоянии 25 - 30 см от глаз. Медленно переводить взгляд с паль­ца вдаль и обратно. 10 -12 раз.

6. Смотреть на конец пальца вытянутой руки. Мед­ленно приближать палец к лицу до тех пор, пока он не начнет двоиться. 6 - 8 раз.

7. Указательными пальцами фиксировать кожу над­бровных дуг. Медленно закрывать глаза. Пальцы, удер­живая кожу, оказывают сопротивление мышце 8 - 10 раз.

8. II, III и IV пальцы рук положить так, что II па­лец находится у наружного угла глаза, III - на середи­не верхнего края орбиты и IV - у внутреннего угла гла­за. Медленно закрывать глаза. Пальцы оказывают это­му небольшое сопротивление. 8-10 раз.

 

Физические упражнения, рекомендуемые для тренировки внутренних (цилиарных) мышц глаз

1. Передача мяча (волейбольного, баскетбольного или набивного) от груди партнеру, стоящему на рас­стоянии 5 - 7 м. 12 - 15 раз.

2. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. По 7-10 раз каждой рукой.

3. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать.

7- 8 раз.

4. Передача мяча из-за головы. 10 -12 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать дру­гой (либо двумя). 8 - 10 раз.

6. Бросить мяч сильно об пол, дать ему возможность подпрыгнуть вверх, поймать одной или обеими руками.

6—7 раз.

7. Броски теннисного мяча в стену на расстоянии

5—8 м. По 6—8 раз каждой рукой.

8. Броски теннисного мяча в мишень. По 6—8 раз

каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он от пола отскочил к стене, а затем поймать его. Каждой рукой по 6—8 раз.

10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3—5 м. 12—15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча.

Выполнять 5—7 мин.

12. Нижняя передача мяча (волейбольного) партне­ру. Выполнять 5—7 мин.

13. Подача волейбольного мяча через сетку (пря­мая нижняя, боковая нижняя). 10—12 раз.

14. Игра в бадминтон через сетку и без нее. 15—20

мин.

15. Игра в настольный теннис. 15—20 мин.

16. Игра в большой теннис у стенки и через сетку.

15—20 мин.

17. Игра в пионербол и волейбол. 15—20 мин.

стоянии 10—12 м.

20. Броски обруча вперед с приданием ему обрат­ного вращения с таким расчетом, чтобы он вернулся.

 

В качестве примера рационального использования общеразвивающих и специальных упражнений приво­дим комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики

1. Основная стойка. Ходьба на месте с высоким под­ниманием колена. 25—30 с. Дыхание ритмичное. На два шага — вдох, на четыре шага — выдох.

2. Основная стойка: 1 — руки в стороны, 2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти — вдох, 3 — ру­ки в стороны, 4 — исходное положение (и. п.) — выдох. 3—4 раза. Темп средний.

3. Стоя, руки в стороны. Круговые движения рука­ми в одном и другом направлении. По 8—10 раз. Темп движения средний, дыхание произвольное, рит­мичное.

4. Стоя, ноги врозь, руки перед грудью: 1 — локти отвести назад, соединить лопатки, 2—3 — повернуть туловище в стороны, руки выпрямить и дважды отвести назад, 4 — и. п. Затем упражнение выполнить в дру­гую сторону. По 3—4 раза в каждую сторону. Темп движений средний. Голову поворачивать нерезко.

5. Стоя, выпад правой ногой вперед (правая согнута, левая — прямая), руки на поясе. Пружинистые присе­дания с поворотом кругом (нерезко) на каждый 8-й счет. По 6—8 раз. Дыхание произвольное.

6. Стоя, руки на поясе: 3 пружинистых приседания, 4 — и. п. 8—10 раз. Темп движений средний, дыхание произвольное.

7. Сидя на полу, упор руками сзади: 1 — поднять прямые ноги, 2 — опустить ноги. 8—10 раз. Темп дви­жения средний, в и. п. — вдох, при поднимании ног — выдох.

8. И. п. — то же: 3 пружинистых наклона туловища вперед прогнувшись, 4 — и. п. 4—6 раз. Темп движений средний, голову низко не опускать, смотреть вперед.

9. Сидя на стуле: 1 — круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлениях в мед­ленном темпе, с открытыми глазами — 25—30 с, 2 — переводить взгляд с дальнего предмета на кончик но­са и обратно — 30—45 с. Темп медленный, дыхание произвольное.

10. Стоя, руки на поясе. Прыжки на месте толчком двух ног (подскоки) — 10—15 с, с переходом на ходьбу на месте в среднем темпе — 15—20 с. Дыхание про­извольное.

11. Самомассаж глаз — 10—15 с.

12. Основная стойка: 1—2 руки скрестно перед грудью, поднять вверх — вдох, 3—4 расслабить мышцы рук и свободно их опустить. 3—5 раз.

НЕВРОЗЫ

 

Факторы, способствующие возникновению (обострению) заболевания:

1. Невропатическая конституция, характеризующаяся врожденной незрелостью высших механизмов вегетативной регуляции.

2. Перенапряжение силы и подвижности нервных процессов, образование инертных очагов патологического возбуждения и торможения под влиянием чрезвычайно сильных, однообразных, быстро сменяющихся, внезапных и отрицательных раздражителей.

3. Умственное переутомление, недосыпания, развивающиеся на фоне неправильного режима.

4. Соматические заболевания.

5. Эндокринные нарушения.

6. Злоупотребление алкоголем.

Задачи физического воспитания:

1. Применение средств эмоционального воздействия для создания активно- положительного отношения и устойчивого интереса к физической культуре.

2. Восстановление и развитие физических и функциональных возможностей студента при правильном, постепенном и постоянном использовании средств физической культуры.

3. Выполнение упражнений для «недогруженных» мышц во время активного отдыха.

4. Улучшение психоэмоционального состояния студентов при помощи игрового метода.

5. Использование средств физической культуры в научно обоснованном режиме дня студента.

 

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при неврозах

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Музыкальное сопровождение занятий 2. Уважение, доброжелательность, гуманное отношение преподавателя к личности студента 3. Адекватная и оптимальная физическая и эмоциональная нагрузка 4. Применение игрового метода 5. Комплексный подход в использовании средств и методов физического воспитания 6. Строгое соблюдение принципа постепенности и рассеивания физической нагрузки 7. Ходьба 8. Прогулки на лыжах 9. Езда на велосипеде 10.Плавание 11. Гребля 12. Игры 1. Метод показа при обучении физическим упражнениям студентов с астеническим неврозом 2. Метод рассказа при обучении физическим упражнениям студентов с истерическим неврозом 1. Думать о неприятности или о неприятной ситуации, если ее нельзя исправить 2. При закаливании значительный контраст между высокой и низкой температурой воды

Психологическая устой­чивость обретается только тогда, когда чёловек находится в гармонии с собой и окружа­ющим миром,.

Выход из стресса предус­матривает не только средства физической культуры, но и чисто пси­хологические приемы: напри­мер, прослушивание любимых

мелодий, просмотр детектив­ных кинолент или мультфиль­мов...

 

Профессор А. М. Вейн выделяет три аспекта влияния движений на психическую деятельность че­ловека. Во-первых, движения cпocoбcтвуют «сжиганию»

вредных веществ, выделив­шихся в момент стресса. Вто­рой психотерапевтический эффект физических упражнений - это переключение эмоций. В - третьих, они активизируют творческий процесс, стимули­руют интеллектуальную дея­тельность.

Однако представители умст­венного труда часто пренебре­гают физическими упражне­ниями. В течение 5-10 секунд произ­вольно напрягать и расслаб­лять мышцы рук и ног. Через 2 - 2,5 часа после начала работы необходима физкульт­пауза. Это 5- 8 движений, выполняемых преимущественно стоя. Основная нагрузка — на те органы и части тела, кото­рые бездействовали. При умст­венной сидячей работе пред­почтение следует отдавать движениям с участием крупных мышечных групп, воздействую­щих на подвижность позвоноч­ника, а также тренирующих систему мозгового кровообра­щения.

Примерный комплекс физкультпаузы в условиях учреждения.

Упражнение 1. Ходьба на месте в спокойном темпе с расслаблением мыщц рук и ног, 25—30 секунд, дыхание свободное.

Упражнение 2. Исходное положение (и. п.) - основная

стойка (о.с.) 1-2. под­нимаясь на правой ноге, отвести левую назад, руки вверх, вдох; 3 - 4. и. п., расслабленно потрясти опу­щенными руками, выдох. Пов­торить 6-8 раз.

Упражнение 3. И. п. - о. с, руки вперед, вдох. 1. присед на носках с махом руками вниз - назад, выдох; 2. - выпрямля­ясь, правую ногу в сторону и поворот туло­вище вправо с махом руками в стороны - назад, вдох, приставляя правую ногу, и. п. выдох; 3-4. то же, но с поворотом налево и отставлением левой ноги влево. Выполнить 10 - 12 раз.

Упражнение 4. И. п. стойка ноги врозь. 1. наклон вперед, руки в сторо­ны, выдох; 2.выпрямиться, потряхивая расслабленными опущенными руками, вдох; 3-наклон вправо, левая рука вверх, правая на пояс, выдох; 4. выпрямиться, потряхивая опущенными расслабленными руками, выдох; 5-8 - проде­лать то же, но с наклонои влево. Повторить 8- 10 раз.

Упражнение 5. Бег на месте, расслабленно потряхивая ки­стями. 30-35 секунд.

Упражнение 6. И. п. - стойка ноги врозь. Круги го­ловой поочередно влево и вправо 15-20 секунд, в спо­койном темпе, дыхание не задерживать.

От этой

схемы можно делать отступ­ления, как в подборе упражне­ний, так и в их очередности. Кроме того, при необходимости комплексы могут быть допол­нены самомассажем шеи и об­ласти предплечий, выполняе­мым сидя, с максимальным расслаблением мышц или элементами аутотренинга для успокоения.

В период между физкуль­турными паузами полезно провести физкультминут­ку. Прямо на рабочем месте выполняйте индивидуально по­добранные упражнения, многие из которых возникают непро­извольно: смена позы, дви­жения головой, плечами, расширение грудной клетки и т. п.

При ощущении тяжести в затылке надо повращать головой вправо и влево. Полезен также массаж и са­момассаж затылка (растира­ние пальцами). Можно легко подергать себя за волосы.

Если в обеденный перерыв осталось немного свободного времени, спокойно походите, делая при этом дыхательные упражнения: на 2--3 шага - вдох, 4-5 - выдох.

Чтобы снять утомление с наиболее загруженных си­стем организма, в конце рабо­чего дня полезно выполнить восстановительную гимнастику. Для людей с нервным и напряженным трудом это может быть примерно такой комплекс:

Упражнение 1. И. п. -

стойка ноги врозь. 1-2. сжав кисти в кулаки и сильно напрягая мышцы рук, поднять их через стороны вверх, потянуться; 3. стойка на носках, разжать кисти, напряженно развести пальцы; 4. в и. п. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. И. п. – о. с..1. шаг влево с поворотом туловища влево, руки влево; 2. поворот туловища вправо, руки вправо; 3. поворот ту­ловища влево, руки влево; 4. и. п. То же с правой ноги. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 3. И. п. - стойка ноги врозь. 1-2. наклон вперед, прогнувшись, руки вперед, смотреть вперед; 3. косну­ться руками пола; 4. и. п. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 4. И. п. - стоя, опираясь руками о стен­ку. 1-2. сгибая правую руку, пред­плечьем коснуться опоры; 3-4. и. п. То же с левой руки. Повто­рить 6-12 раз в удобном темпе.

Упражнение 5. И. п. - о.с. руки на пояс. 1.прыжок, ноги вместе; 2. прыжок на правой ноге, левую в сторону; 3. прыжок на левой ноге, правую в сторону; 4. прыжок на двух ногах. Повторить 10-16 раз. Перейти на ходьбу на месте с движениями рук через стороны вверх с полным дыханием.

Упражнение 6. И. п. – о.с.

1. согнуть правую ногу, руки на правом колене;

2 с толчком рук мах правой ногой назад, руки назад, посмотреть вверх; 3. держать. 4.и. п. То же с левой ноги. Повторить 10 -12 раз.

Упражнение 7. И. п. - о. с. 1. стойка на носках, руки вперед; 2. шаг правой ногой в сторону, сгибая руки в лок­тях, напряженно отвести их вниз - назад; 3. приставить правую ногу, стойка на носках, руки в стороны, закрыть глаза; 4. и. п. То же с левой ноги. Повто­рить 14-16 раз в убыстряю­щемся темпе.

Всем, кто во время учебы (работы) находится в одной и той же позе, следует обращать особое внимание на упражнения, связанные с движением голо­вы, шеи, плечевого пояса, кото­рые способствуют улучшению кровоснабжения мозга, повы­шению его работоспособности. Вот примерная схема комплек­са упражнений, улучшающих мозговое кровообращение (по Н. Э. Нагорному):

1. И.п. - о.с., сомкнув ноги. Расслабить мышцы шеи. Резкий поворот головы влево - вправо. Пов­торить 7-8 раз.

2. И.п. – о.с. рывком наклон головы назад, стараясь коснуться задней части шеи, затем вперед до касания подбородком впадины между ключицами. Повторить 6-7 раз.

3. И. п. то же. Круговые вращения головой справа налево, потом слева напра­во. Ухом старайтесь коснуться плеча (плечи не поднимать!). Повторить 3-4 раза.

Ритмичное дыхание с пау­зой на вдохе или выдохе приводит к периодическому уменьшению содержания кис­лорода в крови и вызывает ответную реакцию - стреми­тельное расширение сосудов мозга. Повороты (кружение) на месте, вальс, после которого появляется легкое головокру­жение, способствует трениров­ке мозговых сосудов, повыше­нию эластичности их стенок. Такие упражнения полезно включать п комплекс утренней гимнастики м выполнять в те­чение дня.

Чтобы при­близиться к норме двигатель­ной активности, рекомендуется выполнять следующее:

10-25 минут занятий утрен­ней гигиенической гимнастикой с водными процедурами;

Ходьба утром перед учебой (работой) 15-20 минут быстрым шагом, после учебы (работы)30-35 минут медленным и средним шагом,

 

вечером перед сном – 20-30 минут очень медленно;

2-3 раза в неделю по­сещать какую-либо физкультурно-оздоровительную секцию,

плавательный бассейн, лодоч­ную станцию, группу общефи­зической подготовки и т. д. Зимой обязательны системати­ческие, 1- раза в неделю, лыжные прогулки или посеще­ние катка;

в выходные дни – выезды на природу за город (лучше с ночевками в палатках).

За основу комплекса утрен­ней зарядки можно взять упражнения, необходимые имен­но вам по состоянию здоровья. Общее правило состоит в том, что зарядка должна быть ко­роткой, но энергичной, с вклю­чением как можно большего ко­личества мышечных групп, с со­блюдением ровного и полного дыхания через нос. Этим достигается большой поток нервных импульсов от растяги­вающихся мышц к мозгу, а полное дыхание и нарастаю­щая нагрузка обеспечивают лучшее кровоснабжение,







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.