Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преподаватель: Козаченко Е.В.





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям

и

самостоятельной работе

по дисциплине «Психология конфликта»

Преподаватель: Козаченко Е.В.

Луганск

ВНУ им. В. Даля

2009
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения.

I. Вопросы для самоподготовки

1. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой.

2. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.

Функциональная («равновесная») и «конфликтная» модели.

Трактовка конфликта в работах Р. Дарендорфа и Л. Козера.

Изучение конфликтов в отечественной науке.

3. Психологическая традиция изучения конфликтов.

3.1. Конфликт как интрапсихический феномен (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон).

3.2. Ситуационные подходы: конфликт как реакция на внешнюю ситуацию (М.Дойч, М.Шериф).

3.3. Конфликт как когнитивный феномен (К. Левин, Ф. Хайдер).

4. Современные тенденции в подходе к конфликтам.

5. Методы изучения конфликтов.

 

 

II. Задания для самостоятельной работы.

1. Какая общая черта характерна для философско-социологической и психологической традиций изучения конфликта?

2. Определите собственную позицию в позитивном и негативном видении конфликта.

3. Конфликт – это источник развития. Приведите аргументы «за» или «против».

III. Законспектировать следующие работы:

1. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. – М.: ИСАН, 1991. – С. 70-74.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. - №5. – С. 142-147.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С.100 – 115.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Питер, 2001. – С.14-18, 35-40.

 

 

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература.

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ,1999. - 446с.

2. Анцупов А.Я., ШипиловА.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ЮНИТИ, 1992. – 364с.

3. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология.- Харьков: Университет внутренних дел, 1997.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс,1998.

7. Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

 

 

ТЕМА: Теории поведения личности в конфликте.

I. Вопросы для самоподготовки

1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.

2. Характеристики основных стратегий поведения личности в конфликте.

3. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт.

4. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

5. Типы конфликтных личностей.

 

 

II. Задания для самостоятельной работы:

1. Как взаимосвязаны выделенные различными авторами стратегии поведения в конфликте? Определите стратегию поведения, которая вам импонирует (обоснуйте свой ответ).

2. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.

3. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте?

4. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

5. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?

 

III. Законспектировать следующие работы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. 1999. – Гл. 14.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – С. 195-208.

3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл.3.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – С. 348-350.

 

 

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература:

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн. 2000. Гл. 15. "Управление конфликтами".

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001.

3. Козлов А.С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. 1999.

4. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. СПб. 1999.

5. Основы конфликтологии./ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1997.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: Технологии эффективного общения

И рационального поведения в конфликте.

 

 

I. Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности.

2. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии.

3. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.

4. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

 

II. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.

2. Сформулируйте психологический закон общения.

3. Выберите вариант правильного ответа:

Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:

· Добиться убеждения соперника в своей правоте;

· Добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;

· Добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;

· Добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;

· Овладеть инициативой в споре.

4. Технологии рационального поведения в конфликте это:

а) совокупность способов психологической корркции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;

б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;

в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;

д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

 

 

III. Законспектировать следующие работы:

1. Социология Практикум / Сост. И отв. Ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С. 194-203.

2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С. 465-469.

3. Ладанов И.Д Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997. – С.256.

4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 13.

 

 

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32, 35.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология. /под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3, 13.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994.

5. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.

 

 


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Психология переговорного процесса

По разрешению конфликтов.

 

I. Вопросы для самоподготовки:

1. Переговорный процесс, его функции и основное содержание.

2. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

3. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодейстивие им.

4. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

II. Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.

2. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?

3. Выберите вариант правильного ответа:

К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

 

Где S1 и S2 - субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).

а) коньюктивный;

б) конгруэнтный;

в) дизъюктивный;

г) смешанный;

д) линейный.

4. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угроза, блеф?

III. Законспектировать следующие работы:

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С.319-323.

2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С.144-146.

3. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992. - № 2. – С. 87-95.

 

Семинарское занятие №5

Семинарское занятие №6

Тема: Групповые конфликты

 

I. Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие групповых конфликтов и их структура.

2. Классификация групповых конфликтов.

3. Конфликт типа "личность – группа" и его особенности.

4. Межгрупповые конфликты, их причины и функции.

5. Классификация межгрупповых конфликтов.

6. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

 

II. Задания для самостоятельной работы:

1. Объясните понятие «групповая атрибуция».

2. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта.

3. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность – группа;

б) группа – группа;

в) личность – группа и группа – группа;

г) руководитель – коллектив;

д)микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.

4. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров:

а) конфликт между руководством и коллективом;

б) конфликт между лидером и микрогруппой;

в) конфликт между администрацией и персоналом;

г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;

д) конфликт между подразделениями внутри организации?

5. Перечислите варианты конфликтов «личность – группа».

 

 

III. Законспектировать следующие работы:

1. Полозова Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. – М.,1981. - № 2. – С.94-98.

2. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии /Отв. Ред Б.Ф. Ломов. – М., 1981. – С. 148 – 167.

 

V. Рекомендуемая литература:

1. Агеев В.С Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

2. Кэмпбелл Д.Т. Реалистическая теория группового конфликта. – Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1997.

3. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 1958.

4. Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям

и

самостоятельной работе

по дисциплине «Психология конфликта»

Преподаватель: Козаченко Е.В.

Луганск

ВНУ им. В. Даля

2009
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.