|
Преподаватель: Козаченко Е.В.Стр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Психология конфликта» Преподаватель: Козаченко Е.В. Луганск ВНУ им. В. Даля 2009 ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения. I. Вопросы для самоподготовки 1. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой. 2. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов. Функциональная («равновесная») и «конфликтная» модели. Трактовка конфликта в работах Р. Дарендорфа и Л. Козера. Изучение конфликтов в отечественной науке. 3. Психологическая традиция изучения конфликтов. 3.1. Конфликт как интрапсихический феномен (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон). 3.2. Ситуационные подходы: конфликт как реакция на внешнюю ситуацию (М.Дойч, М.Шериф). 3.3. Конфликт как когнитивный феномен (К. Левин, Ф. Хайдер). 4. Современные тенденции в подходе к конфликтам. 5. Методы изучения конфликтов.
II. Задания для самостоятельной работы. 1. Какая общая черта характерна для философско-социологической и психологической традиций изучения конфликта? 2. Определите собственную позицию в позитивном и негативном видении конфликта. 3. Конфликт – это источник развития. Приведите аргументы «за» или «против». III. Законспектировать следующие работы: 1. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. – М.: ИСАН, 1991. – С. 70-74. 2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. - №5. – С. 142-147. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С.100 – 115. 4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Питер, 2001. – С.14-18, 35-40.
IV. Выписать все ключевые понятия. V. Рекомендуемая литература. 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ,1999. - 446с. 2. Анцупов А.Я., ШипиловА.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ЮНИТИ, 1992. – 364с. 3. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология.- Харьков: Университет внутренних дел, 1997. 4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. 5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996. 6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс,1998. 7. Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: Теории поведения личности в конфликте. I. Вопросы для самоподготовки 1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. 2. Характеристики основных стратегий поведения личности в конфликте. 3. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт. 4. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко и др. 5. Типы конфликтных личностей.
II. Задания для самостоятельной работы: 1. Как взаимосвязаны выделенные различными авторами стратегии поведения в конфликте? Определите стратегию поведения, которая вам импонирует (обоснуйте свой ответ). 2. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена. 3. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте? 4. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов: а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение; б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив; в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен; г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью; д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению. 5. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?
III. Законспектировать следующие работы: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. 1999. – Гл. 14. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – С. 195-208. 3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл.3. 4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – С. 348-350.
IV. Выписать все ключевые понятия. V. Рекомендуемая литература: 1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн. 2000. Гл. 15. "Управление конфликтами". 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. 3. Козлов А.С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. 1999. 4. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. СПб. 1999. 5. Основы конфликтологии./ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1997. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 ТЕМА: Технологии эффективного общения И рационального поведения в конфликте.
I. Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. 2. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. 3. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. 4. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.
II. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения. 2. Сформулируйте психологический закон общения. 3. Выберите вариант правильного ответа: Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей: · Добиться убеждения соперника в своей правоте; · Добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника; · Добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником; · Добиться превосходства в переговорном процессе над соперником; · Овладеть инициативой в споре. 4. Технологии рационального поведения в конфликте это: а) совокупность способов психологической корркции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций; б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте; в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями; г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе; д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
III. Законспектировать следующие работы: 1. Социология Практикум / Сост. И отв. Ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С. 194-203. 2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С. 465-469. 3. Ладанов И.Д Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997. – С.256. 4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 13.
IV. Выписать все ключевые понятия. V. Рекомендуемая литература: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32, 35. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. 3. Конфликтология. /под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3, 13. 4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. 5. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 Тема: Психология переговорного процесса По разрешению конфликтов.
I. Вопросы для самоподготовки: 1. Переговорный процесс, его функции и основное содержание. 2. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. 3. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодейстивие им. 4. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. II. Задания для самостоятельной работы: 1. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия. 2. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»? 3. Выберите вариант правильного ответа: К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:
Где S1 и S2 - субъекты конфликта; П – посредник (медиатор). а) коньюктивный; б) конгруэнтный; в) дизъюктивный; г) смешанный; д) линейный. 4. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угроза, блеф? III. Законспектировать следующие работы: 1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С.319-323. 2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С.144-146. 3. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992. - № 2. – С. 87-95.
Семинарское занятие №5 Семинарское занятие №6 Тема: Групповые конфликты
I. Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие групповых конфликтов и их структура. 2. Классификация групповых конфликтов. 3. Конфликт типа "личность – группа" и его особенности. 4. Межгрупповые конфликты, их причины и функции. 5. Классификация межгрупповых конфликтов. 6. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.
II. Задания для самостоятельной работы: 1. Объясните понятие «групповая атрибуция». 2. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта. 3. К групповым конфликтам относятся конфликты: а) личность – группа; б) группа – группа; в) личность – группа и группа – группа; г) руководитель – коллектив; д)микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива. 4. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров: а) конфликт между руководством и коллективом; б) конфликт между лидером и микрогруппой; в) конфликт между администрацией и персоналом; г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом; д) конфликт между подразделениями внутри организации? 5. Перечислите варианты конфликтов «личность – группа».
III. Законспектировать следующие работы: 1. Полозова Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. – М.,1981. - № 2. – С.94-98. 2. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии /Отв. Ред Б.Ф. Ломов. – М., 1981. – С. 148 – 167.
V. Рекомендуемая литература: 1. Агеев В.С Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. 2. Кэмпбелл Д.Т. Реалистическая теория группового конфликта. – Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1997. 3. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 1958. 4. Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Психология конфликта» Преподаватель: Козаченко Е.В. Луганск ВНУ им. В. Даля 2009 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|