Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гендерные отношения в совр. мире





Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году [1, с.7], в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» - социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. [17, с. 27]

Разные исследователи понимают термин «гендерные стереотипы» по-разному: 1) это схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин; 2) это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и феминности; 3) это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость и т. д. [22]

В понятие «гендерный стереотип» в данном исследовании включаются представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной, достаточно устойчивые, стандартизированные представления о женских и мужских моделях поведения, о системе социальных ролей и статусов, присущих мужчине и женщине.

Нередко происходит смешение половых и гендерных характеристик человека, и это приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий. По мнению Здравомысловой, на смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей. Но пол и гендер не являются взаимодополняющими значениями. Категория «пол» делает акцент на биологических различиях мужского и женского населения, а «гендер» подчёркивает социокультурное различие. [24]

Можно сделать вывод о том, что целесообразно использовать понятие «пол» как демографическую категорию, основанную на биологическом аспекте, а остальных случаях применять термин «гендер», отражающий социально обусловленную природу мужского и женского.

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее гендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными - политология, история, экономика. Российская социология в настоящее время находится в стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и в область эмпирических исследований. Новизна гендерного подхода в российской социологии имеет институциональный и когнитивный эффект. Развитие гендерного подхода в российской социологии предполагает социологически информированный анализ становления гендерных исследований на Западе. [ 5, с.1]

Термин «гендерный подход» возникает в социологии в 1970е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход - представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.

В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют 3 группы гендерных стереотипов:

К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. [ 9, с.12-13]

В гендерной социологии выделяют понятие гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе. Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определённого пола. С момента рождения на основе особенностей ребёнку приписывается акушерский, или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребёнок должен воспитываться. Гендерная социализация ребёнка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол ребёнка начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки.

Львиная доля рекламируемой продукции демонстрируется именно на фоне красивых женщин, частей женского тела или в целом женских тел. И так как желание приносит прибыль в потребительском обществе, женское тело, исторически отождествляемое с сексуальностью и природой, «плодоносит» не только в различной рекламной продукции, но и в сфере политики, экономики, социальных отношений.

В последнее время в рекламе, в основном зарубежной, образ женщины трансформируется и преподносится в совершенно непривычном для отечественного зрителя ракурсе. Именно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализоваться как личность. Исследования показали, что в более чем 85% различной рекламной продукции вопросы задают женские персонажи.

В сентябре 2010 года Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел масштабное исследование, посвящённое гендерному распределению в различных сферах деятельности. В опросе участвовали по 1800 респондентов (экономически активное население России старше 18 лет). Им было предложено оценить, кто, по их мнению, проявляет себя лучше в том или ином виде деятельности - мужчины или женщины. В большинстве случаев представления россиян соответствовали ситуации на рынке труда. Более половины россиян (58%) убеждены, что бухгалтер - исключительно женская профессия. Это подтверждается статистикой: представителей сильного пола в этой сфере всего 5%. Среди сугубо мужских ремёсел лидирует относительно молодая профессия программиста. Занятием для настоящих мужчин разработку компьютерных программ считают 79% опрошенных. Слабый пол, по мнению россиян, эффективнее в связях с общественностью, управлении персоналом, дизайне, рекламе, страховании и туризме. Респонденты уверены, что дамы лучше справляются с переводами, экологией, экономикой и преподаванием. Мужчинам опрошенные отводят такие занятия, как бизнес, управление проектами, логистика. По мнению респондентов, представители сильного пола лучше работают в качестве менеджеров по продажам, торговых представителей и спортивных тренеров. Мнение россиян подтверждает статистика. [25]

Существующие модели отношений в трудовой деятельности до сих пор поддерживаются гендерным стереотипами. Женщины в основном сосредоточены в определенных отраслях хозяйственной деятельности: легкая, пищевая, фармацевтическая, прядильная, швейная промышленность, образование, здравоохранение и др. Мужчины в тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажных работах, транспорте и т.д.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.