Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Молодёжь как специфическая социальная группа. Характеристика современной российской молодёжи.





Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.

1. особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3. высокая степень мобильности;

4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5. стремление к мах проявлению сил;

6. определённое критическое отношение к старому поколению;

7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10. стремление к идеалу.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Рос общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.

Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.

Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.

Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).

Для решения этих проблем разрабатываются программы «Молодёжь России».

 

 

Социология образования.

Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.
Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования.
Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: чем более развита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. В настоящее время о необходимости реформирования образования идет речь во всех продвинутых странах. Проблемы национального образования становятся приоритетными в программах многих политических лидеров. К примеру, Дж. Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том, что самый первый Указ, подписанный, Б.Н. Ельциным, назывался "Об образовании".
Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей Социология образования — отрасль социологического знания, которая изучает систему закономерностей развития и функциони­рования образования как социального института и его взаимодей­ствие с обществом. Институт образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторически переходящих систем образова­ния, способностью оказывать активное воздействие на функцио­нирование и развитие общества.

Система образования как институт включает следующие ком­поненты:

- органы управления образованием и подведомственные им
учреждения и организации;

- сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гим­
назии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты
повышения квалификации и подготовки преподавателей;

- творческие союзы, профессиональные ассоциации, обще­
ства, научные и методические советы и иные объединения;

Функции:

-передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

-генерирование и хранение культуры общества;

-социализацию личности, особенно молодежи, и ее интеграцию в общество;

-определение статуса личности;

-социальный отбор дифференциацию членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

— обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

-создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, аспирантура и т.д.);

-социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

- социальный контроль

 

Соц.антропология

Объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры [3]. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию. Объектом же социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими.

Сократ, Платон и киники впервые высказали мысль о том, что справедливость, порядок, нравственность существуют в природе и заключены в сущности человека, как естественное право, чем положили начало социологическому мышлению. Лукреций Кар впервые ввел понятие «прогресса» для объяснения развития искусства. Христиане не признавали естественного права и строили свое социальное учение на основе божественного закона, заложенного в человеческую природу актом творения. Активными последователями древних греков стали просветители XVII -XVIII веков, которые придерживались мнения, что во всех людях действует единый мировой разум, который делает естественное право для всех одинаковым. Это утверждение легло в основу многочисленных утопических социальных систем, соединяющих в себе учение о государстве, морали и человеке.

Идея человеческого прогресса, возрожденная в XVII веке Гроцием, Фонтенелем, Д. Локком, применяемая по отношению к общественному развитию и принятая мыслителями XVIII века, способствовала утверждению концепции о естественном происхождении и развитии социальных институтов - языка, права, религии и т. д. Постепенно сформировалось убеждение в том, что лучшего понимания человеческой природы и общественного развития можно достичь путем изучения примитивных обществ. Лучшим методом изучения социальных явлений был признан эмпирический метод, предложенный Ф.Бэконом и активно используемый в естественнонаучном познании.

Специалисты по истории социальной антропологии А.Р. Редклифф-Браун (1881-1955 гг.) и Э. Эванс-Причард (1902-1973гг.) считают, что история социальной антропологии начинается с Монтескье (1689-1755 гг.), большого почитателя Декарта и его идеи возведения рациональной культуры, на месте традиционной, которая сделает человека господином природы. Но для этого необходимо открыть общие причины (законы), влияющие на ход исторического развития народов. Монтескье считал, что «все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих. Отношения между ними могут быть получены путем сравнения наблюдений, полученных на материале большого числа различных обществ» (Эванс-Причард Э., 2003, с. 15). Социальные законы являются необходимым следствием, вытекающим из природы вещей. Его утверждение о том, что даже народы, не имеющие религий, имеют нечто напоминающее мораль, послужило через сто лет, благодаря стараниям Л. Леви-Брюля (1857-1939 гг.) и его знаменитой книги «Мораль и наука о нравах», основанием для изучения примитивных [народы, не имеющие письменности] обществ, особенностей их мышления.

Свой вклад в будущее развитие социальной антропологии внес экономист и философ А. Смит (1723-1790 гг.). Он попытался разработать общую теорию общества в курсе нравственной философии, которую преподавал в университете Глазго. В последующем он намеревался проследить прогрессивное развитие юриспруденции у разных народов от самых примитивных до цивилизованных. С целью выявления закономерностей влияния права на сохранение и умножение собственности. Считая, что таким образом можно получить надёжный способ усовершенствования законодательства и управления. Движущей силой человеческого поведения Смит считал эгоизм, а главный источник богатства народов видел в труде и утверждал, что разделение труда является мощным двигателем прогресса.

Крах революционных преобразований XVIII века обострил проблему социального регулирования. Начался активный поиск способов социальной реорганизации, но уже не с помощью кардинальных методов (войн и революций), а с помощью закона и воспитания. Создание искусственных законов и моральных систем, тоже не оправдало возложенных на них ожиданий, так как убедить человека в необходимости соблюдения искусственных предписаний, оказалось делом еще более сложным, чем организовать революционные преобразования, где мотивирующим началом выступал страх за свою жизнь, а не способ убеждения, рассчитанный на «доброго по природе человека». Тогда и появляются первые попытки, поставить социальную антропологию на научную основу, с тем, чтобы открыть законы социального взаимодействия и создать практическую теорию социального развития, дающую возможность эффективно регулировать общественные отношения.

Немаловажное значение для создания такой теории имело учение О. Конта, мы уже писали, что по своей значимости оно сопоставимо с учением Дарвина. И хотя его считают родоначальником социологии, но можно сказать, что все социальные науки обязаны ему тем, что он сумел придать эволюционный характер социальным процессам, сведя общественные явления к природным. Еще одной заслугой Конта перед социальной наукой, является наполнение позитивным содержанием понятия «социального прогресса», без которого «представления о социальных институтах увязли в неясных и химерических концепциях о круговых или колебательных движениях» (Эванс-Причард Э., 2003, с. 67). Идея «прогресса» давала объяснение многообразию форм социальной жизни и её институтов. По сути, философское изучение человеческого прогресса положило начало социальной антропологии, как самостоятельной отрасли знания. Конт первый ясно сформулировал содержание социологического закона, определив его как формулу, полученную на основании анализа культурного развития общества.

Теорию социальной эволюции сформулировал Г.Спенсер в 1860 году в очерке под заглавием «Социальный организм». Спенсер был одним из последователей Конта. Его выдающиеся способности систематизатора привели к созданию им «синтетической» философии, основывающейся на двух идеях: «трансформизма в органической жизни, или как стали говорить после Спенсера "органической эволюции". Второй была идея прогресса в человеческом обществе» (Редклифф-Браун А.Р., 2001, с. 276). При этом общество он определял как продукт надорганической эволюции, уподобляя его организму. Под социальным прогрессом он понимал: «накопление знаний и совершенствование техники, посредством изобретений и открытий, которое ведет от условий жизни диких племен к научным и техническим достижениям современных обществ» (Редклифф-Браун А.Р., 2001, с. 290).

Дальнейшему развитию социальных наук способствовало принятие идеи однолинейного развития общества, с вытекающими отсюда законами социального развития. Эти идеи развивались Мак-Леннаном (1827-1881 гг.) и Р. Смитом (1846-1894 гг.). Идея однолинейного развития общества требовала предельного упрощения всех культурных и религиозных явлений в древних обществах. Низведения их до уровня суеверий, в которых Бог являлся символом мистического единства группы, а ритуальные жертвоприношения рассматривались как символ единства рода, а не способ покаяния и почитания Божества. Эту концепцию в последующем развивал Э. Дюркгейм.

 

 

Социальная экология

В отечественной науке, особенно начиная с 70-х годов, такие учёные, как М. М. Будыко, Н. Н. Моисеев, Е. К. Фёдоров, И. Т. Фролов, С. С. Шварц и др., широко обсуждали острые проблемы экологического кризиса современной цивилизации, анализировали этапы развития общества и социокультурных ценностей в свете взаимоотношений природной, технической и социальной систем. Шел поиск оптимальных программ решения экологических проблем, рассматривались многообразные аспекты экологической переориентации экономики, технологии, образования, общественного сознания. В поле зрения социальной экологии попадают не только и не столько естественные процессы взаимодействия живых организмов с природной средой обитания, сколько процессы взаимодействия сложных эко- и социосистем с социальными по своей сущности, т.е. возникшими в результате активной общественной деятельности человека, взаимосвязями общества с искусственно созданными, до человека не существовавшими элементами среды, несущими на себе отпечаток деятельности людей. При этом разрушаются привычные перегородки между циклом естественных наук (о природе), с одной стороны, и социальных наук (об обществе и человеке как его субъекте) с другой, но одновременно конструируются новые, объединяющие предметные связи между этими двумя различными группами наук.

Таким образом, социальная экология изучает структуру, особенности и тенденции функционирования объектов особого рода, объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем. Эти, социоэкологические в своей сущности проблемы и выступают в качестве объекта социоэкологического исследования.

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследо­вание отношения между человеческими сообществами и окру­жающей географически-пространственной, социальной и куль­турной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Соци­альная экология рассматривает биосферу Земли как экологи­ческую нишу человечества, связывая окружающую среду и дея­тельность человека в единую систему «природа—общество», рас­крывает воздействие человека на равновесие природных экосис­тем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоот­ношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Пример локальной экологической проблемы – завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это – нарушение закона. Органы охраны природы или общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. При этом особой науки не требуется. Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс – почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае – разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором – точные гидрологические исследования для выработки рекомендаций по увеличению стока в Аральское море, в третьем – выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.

Со времени возникновения технической цивилизации на Земле сведено около 1/3 площади лесов, пустыни резко ускорили свое наступление на зеленые зоны. Так, пустыня Сахара продви­гается к югу со скоростью около 50 км в год. Катастрофических разме­ров достигло загрязнение Океана нефтепродуктами, ядохимика­тами, синтетическими моющими средствами, нерастворимыми пластиками. По неточным данным (в сторону занижения), сейчас в океан попадает около 30 млн т нефтепродуктов в год. Некоторые специалисты полагают, что нефтяной плёнкой покрыто около 1/5 площади океана1.

Быстрыми темпами происходит загрязнение атмосферы. Пока основным средством получения энергии остаётся сжигание горючего топлива, поэтому с каждым годом возрастает потребление кислорода, а на его место поступают углекислота, окислы азота, окись углерода, а так же огромное количество сажи, пыли и вредных аэрозолей.Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. 71% всей поверхности планеты занят водой, однако пресная вода составляет лишь 2% общего количества, и почти 80% пресной воды находятся в ледовом покрове Земли. В большинстве промышленных районов воды уже ощутимо не хватает, и её дефицит с каждым годом растёт.В целом на хозяйственно-бытовые нужды изымается 10% речного стока планеты. Из них 5,6% расходуются безвозвратно. Если безвозвратный забор воды будет и дальше увеличиваться в том же темпе, что и теперь (4-5% ежегодно), то к 2010 г. человечество может исчерпать все запасы пресных вод в геосфере[4].







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.