|
Социальные организации: типология, модели функционирования, патология.Соц. орг. - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определённых целей, т. е. организация как элемент соц. структуры. Соц. организации имеют ряд основных черт: 1) Они создаются для реализации определённых целей. 2) Члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам. Т. о. соц. орг. - сложная система, связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в неё членов. 3) Разделение труда, его специализация по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур. 4) Хар. черта орг. - управляющие подсистемы формируют свои мех-мы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов орг-ии. В числе важнейших средств знач-ую роль играют институциональные или внутриорганизационные нормы. Соц. орг. хар-ся синергетическим эффектом (общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий его субъектов). Типология соц. орг-ий. Сущ-ет много типологий соц. орг-ий, нонаиболее распространённой явл-ся деление на формальные и неформальные. Главным критерием разделения служит степень формализации сущ-их в системах связей, статусов и норм. 1) Формальная орг. Основные элементы форм. орг-ии (по сути дела, мех-зм функционирования): а) Разделение труда. Разд. тр. в орг-ии выступает в виде должностей, за каждой из которых закреплены определённые функции. Должностные позиции образуют иерархическую структуру: во-первых, по сходству функциональных задач (в различных орг-ых подразделениях), во-вторых. по принципу руководства - подчинения (в лестнице зависимостей). Должностные функции выступают здесь и как определённые полномочия. Такая структура должностей явл-ся в то же время и структурой власти. б) Система коммуникаций, образующая каналы организационных связей. Эти каналы обеспечивают прохождение деловой инф-ии и явл-ся средством служебного общения. в) Различные регуляторы, нормирующие и планирующие её деятельность. К ним относятся принятые нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и формы вознаграждения, стимулирования и принуждения. Форм. орг-ия рациональна и безлична. 2) Неформ. орг-ия. Проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и соц.- психологическая. Внеформ. орг. - спонтанно развиваемая членами данной орг-ии система связей. отношений, деятельности, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Следовательно, осн. черты (по сути дела, мех-зм функционирования): а) спонтанность (незапланированность возникновения), б) сущ-ие и функц-ие параллельно с форм. орг-ей, в) служебное, деловое содержание, Обычно, внеформ. орг-ии компнесируют недостатки форм-ой. Соц.-психологическая орг. Эта система отношений не имеет производственного назначения, поводом для её возникновения явл-ся взаимный интерес. Т.о. эта орг-ия представляет собой спонтанную общность людей, основанную на их личном выборе. Осн. эл-ты (мех-зм функц-ия): а) лидерство (фактор самоуправления), б) престиж (шкала признаний, в соответствии с которой каждый занимает свою позицию, по сути социометрия), в) сетименты (симпатии, привязанности... и неприязни, антипатии...) Организационная патология. Может быть сведена к понятию дисфункции. Орг. дисфункция означает целенедостижение. 1) Патология организационного строения: а) Господство структуры над функцией (возникла проблема - создаём организацию). Это приводит к росту бюрократизма. б) Бюрократизм (рутина, неразбериха, аппаратность). в) Стагнация (потеря способности реагировать на изменяющиеся условия внутренней и внешней среды и развиваться). 2) Патология управленческих решений: а) "Маятниковые" управленческие решения (новое решение заменяет прежнее лишь на время, после чего происходит возвращение к старому, т. е решение колеблется, как маятник, от одной крайности к другой). б) Дублирование организационного порядка. Организационный порядок - форма самоорганизации, механизм соц. управления. В нашей деловой культуре не признана ценность организационного порядка и его постоянно пытаются подпирать дополнительными управленческими воздействиями
17. Экономические отношения\ Экономическая социология, как специальная социологическая теория по определению Г.Н. Соколовой, исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки, главные из которых — социальные механизмы регулирования экономических отношений и процессов, экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, экономическая культура, экономическое поведение. Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объект экономической социологии – это взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных (Соколова Г.Н., 1995) Экономическая социология рассматривает поведение человека в системе хозяйственных отношений с несколько других позиций, чем экономическая теория. Для «экономического взгляда» свойственны следующие характеристики человека, как хозяйствующего субъекта: человек независим, т.е. самостоятелен в принятии решения; человек эгоистичен, т.е. стремиться к максимальной выгоде; человек рационален, т.е. делает выбор, только рассчитав издержки; человек информирован, т.е. обладает достаточной информацией о средствах достижения цели. С точки зрения «социологического взгляда» человек в системе экономики рассматривается в совокупности своих социальных связей, т.е. включенности в различные социальные структуры. В результате человек не всегда может быть независимым, он должен подчиняться общественным нормам, человек не всегда эгоистичен, он бывает и альтруистичен; человек не всегда рационален в своих поступках и не всегда достаточно информирован. В результате человеческий фактор придает развитию экономики социальный характер. Изучение социального характера позволяет выявлять дополнительные резервы повышения эффективности экономической деятельности. В рамках различных методологических подходов имеют место различные трактовки предметной области экономической социологии. Например, в США и Западной Европе социологию экономической жизни понимают как широкое поле социальных проблем экономической деятельности, актуализируя по необходимости ту или иную проблему и создавая для ее разрешения ту или иную концепцию. Согласно Г.Н. Соколовой, предмет экономической социологии – это социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также типов экономического поведения этих субъектов В социологическом аспекте под социальным механизмом регулирования экономических отношений понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Регулятивные свойства механизмов определяются, с одной стороны, правовыми, экономическими и социальными институтами, а с другой - социально-экономическим положением разных социальных субъектов, состоянием их экономического мышления, взаимодействием экономических интересов.
Труд и трудовые отношения Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов. Социально-трудовые отношения – отношения между социальными группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие – универсальное свойство общностей и явлений. Если оно базируется на общности целей и интересов, то принимает форму сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные взаимоотношения, соперничество. Любая организация, предприятие состоит из людей. Они являются центральным фактором любой модели управления и, нередко, наиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или ошибочные решения, выпускают высококачественную продукцию или "гонят брак”, действуют на благо фирмы или в ущерб ее интересам. Достаточно долго преобладал так называемый "технократический” подход к работнику. До конца XIX в., т.е. до начала промышленной революции, увеличение трудовой отдачи от работника достигалось в основном за счет увеличения рабочего времени и численности занятых. Иными словами, человеческие возможности использовались в основном экстенсивным образом. Развитие машинного производства потребовало большей регламентации действий работника, обеспечения соответствия деятельности человека и машины. Первым начал исследования в этой области американский инженер Ф.У. Тейлор в 90-х годах ХIХ в. на предприятиях компании "Мидвейл Стилл”. Внедренная им жесткая система регламентации труда, определяющая способ выполнения, последовательность, темп трудовых действий, порядок чередования труда и отдыха, устанавливающая прямую связь оплаты труда с выполнением напряженных заданий, привела к резкому росту интенсивности и производительности труда Человек совершенствовался как физическая система, как механизм – отсюда и появившееся название "технократический подход”. Все определяла техника – человек должен был адаптироваться к ней, добиваясь максимального соответствия технической системе. Роль эмоций, взаимоотношений, ожиданий и социальных ценностей работников во внимание не принималась. Проведенный Элтоном Мэйо в 1929 г. на заводе "Вестерн-Электрик” в г. Хотгорн эксперимент над бригадой работниц, длившийся пять лет, показал влияние социально-психологических факторов (взаимоотношения в группе, информированность, удовлетворение трудом) на результаты совместной деятельности. Результатом стала книга "Учение о человеческих отношениях”, заложившая основы широко известной сегодня "теории человеческих отношений”. Трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей. Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей. Все трудовые коллективы имеют общие свойства: наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;организационная оформленность в рамках социального института; общественно-политическая значимость деятельности; отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи; социально-психологическая общность членов коллектива; управляемость; наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач. Проблемы молодежи. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|