Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Механизм современного Российского государства





Согласно Конституции государственная власть осуществляет президент, Федеральное собрание (парламент), правительство, суды, а так же органы государственной власти РФ. Органы местного самоуправления не входят.

Президент РФ – главой государства, определяется основные направления внешней и внутренней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование всех органов госудаственной власти, представляет Россию в международных отношениях. Президент не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако осуществляет полномочия каждой из этих ветвей.

В сфере законодательной власти:

· Президент подписывает федеральные законы

· Президент издает нормативные указы

· Президент вправе распустить Парламент

В сфере исполнительной власти:

· Президент предлагает государственной думе кандидатура председателя правительства;

· Президент лично руководит рядом органов исполнительной власти (Министерство обороны, министерство иностранных дел, правовые органы)

· Президент может председательствовать на заседании правительства

В сфере судебной власти:

· Президент обладает правом помилования;

· Президент назначает федеральных судей;

· Президент предлагает кандидатуры Совета Федерации, судей конституционного суд, верховного суда РФ и высшего арбитражного суда РФ.

Федеральное собрание РФ – состоит из двух палат: верховная палата Совета Федерации и Нижняя палата Государственной думы. В Совет Федерации по два представителя от органов власти субъекта федерации.

Совет Федерации представляет интересы субъектов федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов избираемых населением по партийным спискам. Главная функция Федерального собрания – принятие федеральных законов. Кроме того гос. Дума утверждает председателя правительства РФ, управляющего центральным банком России и утверждает бюджет РФ.

Совет федерации утверждает генерального прокурора, назначает на должность судей конституционного суда, верховного и высшего арбитражного судов; утверждает указы президента о чрезвычайном или военном положении.

Правительство РФ осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Правительство формирует и исполняет государственный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную политику; управляет федеральной собственностью, реализует государственную политику в сфере образования, культуры и других сферах.

Правительство в РФ осуществляется только судами в порядке конституционного, гражданского, Административного и уголовного судопроизводств.

Органы государственной власти субъектов федерации создаются в субъектах самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя (прописанные в Конституции глава 1) и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов власти, установленных федеральными законами.

Предмет ведение федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ разграничены в Конституции.

Форма правления современного Российского государства – супер президентская (т.к. субъекты федерации образованны по…)

Политический режим – демократично консервативный

 

2. Правотворчество: понятие, принципы, формы.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Принципы.

профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

В зависимости от субъекта правотворчества., т.е. от того, кто «творит» право, принято выделять следующие основные формы (виды) правотворчества: правотворческая деятельность государства (государственное правотворчество); непосредственное правотворчество (референдумное правотворчество); делегированное правотворчество; договорное правотворчество; муниципальное правотворчество; корпоративное (локальное) правотворчество. Основной вид правотворчества — нормотворческая деятельность государства, где особой значимостью выделяется законотворчество, или законодательная деятельность.

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Билет 23.

1.Механизм государства: понятие, признаки, структура.

Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

 

Без механизма государство не существует. В структуре механизма государства выделяют государственный аппарат и материальные средства.

Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства.

Властными полномочиями обладают только органы государства. К органам государства примыкают госучреждения.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы).

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

 

2. Формы (источники) права: понятие, виды, их характеристика.

Форма права – это определённые государственной властью его внешние проявления, в которых содержание правовых принципов и норм закрепляется и обретает качество формальной определённости.

Источник права – это обусловленный характером правопонимания государственно-властный способ придания правовым нормам качественной формальной определённости и общеобязательности. Источники в социальном и мировоззренческом смысле важны для формирования национальной правовой системы, т. к.:

правовой обычай – сложившееся в какой-либо области социальной деятельности устойчивое поведение, не предусмотренное в конкретных правовых нормах, но признаваемое и защищаемое государством.

правовая доктрина – основанные на правосознании определённого автора, формализованные в его научных работах модели поведения, получившие официальное признание и защиту

нормативный договор – это разновидность соглашений социальных субъектов, содержащих правила поведения и обеспеченные государственной защитой. Договор не может нарушать какие-либо иные, созданные государством правовые нормы.

прецедент – нормативная идея, заложенная в обосновании решения государственного органа и ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в других государственных органах.

нормативно-правовой акт – это содержащий формализованную норму права, принятый в особом процессуальном порядке официальный документ, специально предназначенный для нормативного регулирования общественных отношений.

 

Билет 24.

1.Принципы организации и деятельности механизма современного российского государства.

Принципы, – это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Вторая группа принципов отражена в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы

формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

 

2. Система права: понятие, структура, характеристика основных элементов.

Система права — это система всех норм права, существующих в данном государстве.

Системность норм права выражается в том, что они:

а) иерархичны;

б) специализированы по отраслям;

в) одни нормы конкретизируют положения других норм;

г) одни нормы гарантируют реализацию других норм.

В строении системы права можно выделить следующие основные уровни:

а) отрасли- основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений.

б) подотрасли- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права.

 

в) институты- Внутри отраслей (подотраслей) права, в свою очередь, имеются более или менее обособленные группы тесно связанных между собой юридических норм.

г) отдельные нормы права.

 

Билет 25.

1.Принцип разделения государственной власти, его влияние на формирование механизма государства.

Разделение властей - исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена, прежде всего, на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту - принимать законы, правительству - обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам - осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (Конституция РФ ст. 10) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей.

При этом полномочия разграничены таким образом, что позволяют взаимно контролировать и сдерживать органам государства друг друга. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей, президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент, со своей стороны, может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.

 

Однако следует отметить, что Президент РФ в соответствии с Конституцией, наделен полномочиями во всех трех ветвях власти, однако его нельзя отнести к какой либо из них. Президент как самостоятельная фигура является, как бы четвертой ветвью власти.

 

2. Структура нормы права, характеристика ее элементов.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — место, временя и другие обстоятельства, при которых действует правило поведения данной нормы.

Диспозиция — само правило поведения или деятельности.

Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения.

 

Билет 26.

1.Государственный орган как элемент механизма государства: понятие, признаки, виды.

Государственный орган – это первичная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществления государственных функций и наделения для этого властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1. Осуществляется от имени государства контроль функции государства (полиция)

2. Имеет определенную компетенцию (совокупность решаемых задач)

3. Наделен властными полномочиями (совокупность прав и обязанностей)

4. Имеет территориальную

5. Образуется в порядке, установленном законом

6. Состоит из государственных служащих. А так же лиц, занимающих государственные должности (судьи, депутаты, президент, министры), находящихся в особых правовых в особенных правовых отношений с государством.

Классификация:

1. По принципу разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная.

2. По объему властных полномочий – органы власти федеральных и субъектов федерации

3. По способу образования первичнее (возникла в порядке монархического наследования, либо избираются населением)

4. По характеру компетенции: общей и специальной

5. По способу принятия решений: единоличные и коллегиальные

6. По правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные

 

2. Норма права: понятие, признаки, классификация.

Норма права есть отдельная клетка единого организма — системы права.

Таким образом, признаки нормы права совпадают с признаками права:

а) непосредственно исходят от государства и им же охраняются;

б) общеобязательны;

в) взаимосвязаны, составляют многоуровневую систему;

г) регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности участников.

По виду регулируемых общественных отношений
(по отраслям права):

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (дея­тель­ности);

в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.