Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние процесса секуляризации на личность.





Степень разработанности проблемы. Трудно найти в философии XX столетия проблему, которой бы было посвящено такое огромное количество исследований, как проблема кризиса личности в западной культуре XX века. Большинство великих мыслителей современной эпохи единодушны в признании этого кризиса, однако понимание его истоков являет собой пеструю мозаику разнообразных идей и мнений. И все же существует одно обстоятельство, оказавшее весьма значительное влияние на зарождение, развитие и углубление кризиса личности в западной культуре XX века, которое признается весьма многими исследователями этой проблемы. В качестве такового рассматривается дехристианизация западной культуры XX века.

У истоков осознания трагедии утраты человеком Бога стояли такие великие русские философы, как И.В. Киреевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, A.C. Хомяков и другие. Впоследствии сущность кризиса человека как потери им религиозно-духовных основ бытия, на основе обобщения исторических реалий XX века, глубоко исследовали такие крупные русские религиозные мыслители, как Н.А.Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и другие. Особенно большое значение для осмысления кризиса личности в западной культуре XX века имеют работы Н.А.Бердяева и И.А.Ильина.

Н.А.Бердяев усматривал причину кризиса личности в том, что человек понял свободу как своеволие, бунт против миропорядка. Путь своеволия оборачивается для человека тем, что он становится рабом своей биологической природы, самых низменных страстей, и, таким образом, свобода переходит в свою противоположность. Бердяев отмечал, что кризис личности в современной западной культуре проявляется и в том, что на смену вере в Бога приходит идолотворение и идолопоклонение, формами которых являются коммунизм, фашизм, национал-социализм. Уставший от свободы без Бога человек готов отказаться от нее во имя силы, которая устроит его жизнь внутренне и внешне.



Причину кризиса человека И.А.Ильин видел в утрате им религиозно-духовных основ бытия. Современные люди в своем большинстве оторвались от духовной почвы, не испытывают тяги к священному, для них нет безусловных запретов. Человечество заблудилось в своей жизни, проявлением чего являются общемировые и национальные потрясения. Причем, Ильин считает, что утрата человеком Бога имеет западные корни.

Трагический разрыв человека с Богом как основу кризиса личности в XX веке глубоко анализируют так же такие католические философы и теологи, как Р.Гвардини, Э. Жильсон, Г.Кюнг, Ж. Маритен, И.Б.Мец и другие.

Данные философы рассматривают кризис личности в западной культуре XX века как обусловленный противоборством науки и религиозного сознания, вследствие чего наука становится ведущей силой в системе духовной культуры Запада. Это обстоятельство является трагедией западной культуры, поскольку ориентирует человека на нехристианские ценности, погоню за прибылью, обусловливает разрушение гармонии в области духовной жизни. В результате этого торжествует бездуховная цивилизация, в которой Бог окончательно умер. В таком обществе результаты деятельности человека становятся противоположными его подлинно человеческим целям, возникает ситуация взбунтовавшейся против человека цивилизации, формируется «не культурная культура» (Р.Гвардини).

Утрату человеком Бога как глубинную причину кризиса личности в современном мире рассматривают такие представители религиозного экзистенциализма, как М.Бубер, Г.Марсель, К.Ясперс.

В частности, М.Бубер указывал, что в ситуации разрыва человека и Бога возникает ситуация «космической бездомности» человека, его «беспримерного» одиночества, которое не может преодолеть ни индивидуализм, ни коллективизм. С точки зрения Бубера, диалог человека с другими людьми спасителен и созидателен, когда он осуществляется при посредстве Бога, его заповедей о нравственности и любви.

Г.Марсель утверждал, что дехристианизация западной культуры приводит к «порче» духовной традиции, когда духовное производство становится средством «извлечения полезности». Деградация культуры, утратившей христианскую основу, ведет к порабощению личности, к ограничению возможностей ее творческого самовыражения, атрофии в ней духовного начала, забвению высших ценностей, гипертрофии обладания, порабощения человека техникой.

К.Ясперс считал, что разрушение христианства и рост рационализма приводят к формированию опасной самоуверенности человека, к разъединению людей. В западной культуре XX века, утратившей Бога, утверждается господство техники, человек лишается преемственности и традиций, его задача сводится к тому, чтобы совершать полезные функции. Вследствие этого человек ощущает глубокую неудовлетворенность, превращается в придаток машины и при этом теряет свою индивидуальность.

Кризисные явления в развитии личности в западной культуре XX века в связи с отпадением человека от Бога исследуют и современные протестантские философы К.Барт, К.Генри, А.Швейцер.

К. Барт утверждал, что человек в дехристианизированной культуре испытывает отчуждение от нее, поскольку обнаруживает, что такая культура не в состоянии ответить на его последние вопросы. Таким образом, он обнаруживает, что эта культура лишена существенного для него смысла. В свете своей центральной идеи о «бесконечной качественной дистанции» между человеком и Богом Барт одну из основных причин кризиса личности в современной культуре видит в обожествлении человека, его деяний.

К.Генри усматривал причины кризиса в западной культуре XX века в том, что в этот период впервые в истории производится попытка утверждать цивилизацию сознательно исключающую веру в то, что есть некий мир трансцендентной нравственности. Лишившись трансцендентных абсолютов, современная философия, этика и право зашли в тупик, что проявляется в том, что закон уже не страшен, этика не обязательна, разум утратил свою общепризнанную весомость.

А.Швейцер утверждал, что причиной кризиса личности в современной западной культуре является ее ориентация на ложные нерелигиозные ценности. Основными проявлениями этого кризиса он считал господство материального над духовным, общества над индивидом.

Кризис личности в западной культуре XX века анализируют и такие крупные социологи XX века, как А.Вебер, К.Манхейм, П.Сорокин, А. Тойнби.

С точки зрения А.Вебера, кризис личности в культуре Запада XX века заключается в распространении в ней ницшеанских идей и ценностей, таких, как хитрость, коварство, клевета, вплоть до подлости. Он пишет о том, что в современной культуре Ницше получил «всемирно-историческое значение».

К.Манхейм видел причину кризиса личности в современной западной культуре в существовании в ней прямо противоположных систем ценностей. Так, если религия призывает к любви и всеобщему братству, то философия просвещения и либерализма оценивает человека как высшую цель и утверждает в качестве основных ценностей богатство, уверенность, счастье. Вследствие этого возникает плюрализм ценностей, который делает невозможным определение принципов добродетельной жизни и общественной организации, нормативной модели человеческого поведения. Манхейм делает вывод о том, что машинный век оказался не в состоянии примирить между собой эти две системы противоположных идеалов, что способствует дезинтеграции человеческой личности.

Особенно большое значение для осмысления кризиса личности в западной культуре XX века имеет работа П.Сорокина «Кризис нашего времени», в которой подчеркивается экстраординарность кризиса охватившего всю культуру Запада. Сорокин связывал этот кризис с утверждением чувственной культуры, отказавшейся от Бога, которая приходит на смену идеациональной средневековой культуре, в центре которой стоял Бог.

Возникновение чувственной культуры означает тотальное распространение релятивизма, следствием чего является утрата критерия разграничения истины и заблуждения, добра и зла, распространение аморализма, культа грубой физической силы, духовная деградация человека.

А. Тойнби связывал кризис западной культуры с утратой христианства. И, поскольку человек не может жить без какой-либо религии, то падение влияния христианства на Западе приводит к распространению псевдорелигиозных антигуманных идеологий - национализма, индивидуализма и коммунизма.

Вместе с тем, кризисные явления в развитии личности западной культуры XX столетия в связи с дехристианизацией данной культуры признавали и философы, далекие от религии, строившие свои философские системы на основе ее активного отрицания.

Так, в нерелигиозном экзистенциализме М.Хайдеггера и А.Камю ситуация человека в мире без Бога осмысляется достаточно противоречиво, поскольку наряду с утверждением, что «Бог мертв», «все позволено», и человек оказывается в ситуации ни чем не ограниченной свободы, они признают безосновность и абсурдность жизни без Бога. Трагизм ситуации человека в мире без Бога, как указывает Хайдеггер, состоит в том, что человек продолжает остро ощущать Его отсутствие.

Кризис личности в западной культуре XX века в связи с дехристианизацией западной культуры рассматривает Э.Фромм. Он утверждает, что, если христианский монотеизм несовместим с отчуждением, поскольку делает высшей целью жизни развертывание человеческих возможностей, спасение человека, то современное идолопоклонство, возникающее как его отрицание, ведет к отчуждению человеческой сущности. В результате в условиях секуляризированной культуры запада XX века человек не стремится решить фундаментальные проблемы собственного существования.

Хотя исследованию кризиса личности в современной западной культуре в связи с ее дехристианизацией, как было показано выше, посвящено множество трудов самых блестящих мыслителей XX века, однако накануне третьего тысячелетия выкристаллизовались многие важные аспекты данной проблемы, которые не стали предметом теоретического осмысления ранее.

Прежде всего, хотя термин «секуляризация» используется практически всеми современными исследователями, начиная с религиозных ортодоксов и кончая далекими от их взглядов представителями протестантского модернизма и атеизма, однако его значение настолько расплывчато и поливариантно, что явления, квалифицируемые религиозными ортодоксами как безусловные проявления секуляризации, протестантскими модернистами рассматриваются как обнаружение истинной религиозности, освобожденной от ложных истолкований и наслоений. Вместе с тем, секуляризация как социокультурное явление не стала предметом специального теоретического исследования, хотя в современной гуманитарной литературе сформировались определенные подходы к ее пониманию. Такие авторы, как С.Бад, П.Бергер, Ю.А.Кимелев и другие усматривают сущность секуляризации в автономизации западной культуры по отношению к религии. Вместе с тем, данные авторы не рассматривают как проявление секуляризации процесс обмирщения самого западного христианства, что является не менее значительным проявлением секуляризации, чем падение авторитета религии в современной западной культуре. Определенные подходы к выявлению данного аспекта секуляризации содержатся в работах Г.Рормозера и И.Б.Меца. Однако, в целом, данный аспект секуляризации оказывается вне поля зрения большинства ее современных исследователей. Фрагментарность понимания секуляризации делает необходимым ее содержательное исследование, позволяющее дать такое определение секуляризации, в котором были бы отражены все аспекты данного социокультурного явления.

Вместе с тем, в современной философской и религиоведческой литературе проблема взаимосвязи процесса секуляризации и кризиса личности в культуре постмодерна изучена недостаточно полно. Так, если большинство мыслителей, о которых речь шла ранее, утверждают, что дехристианизация западной культуры в XX веке углубляется, и это обусловливает нарастание в ней кризиса личности, то такие современные исследователи, как П.Козловски и Г.С.Киселев полагают, что культура постмодерна противостоит безрелигиозной культуре модерна и близка к средневековью, поскольку в ней происходит возрождение религиозности, что может стать основой преодоления кризиса личности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.