Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Программа и схема изучения ОЗ.





Программа и схема изучения ОЗ.

Факторы среды, воздействующие на ОЗ:

1. Социально-экономические: условия труда, быта, отдыха, уровень и качество питания, географические и индустриальные условия.

2. Биологические: пол, возраст, конституция, наследственность.

3. Экологические (природно-климатические):

состояние среды обитания, климат, метеорологические и гидрогеологические условия.

4. Физические: радиация, температура.

5. Медицинские: уровень развития здравоохр-я, обеспечение и качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи.

6. Химические: курение, наркотизация, алкоголизм, лекарства, химикаты, канцерогены.

 

Профилактическое направление ОЗ.

Является одним из главных принципов системы

здравоохр-я и медицинской науки. Это комплекс социально-экономических и медико-гигиенических мероприятий, направленных на устранение причин, факторов риска и условий, провоцирующих и инициирующих возникновение болезней.

Идеи профилактической медицины предложены еще в XVIII-XIX веках русскими учеными-медиками Мудровым, Пироговым, Боткиным, Остроумовым.

Основной принцип предупредительной медицины

в России – диспансеризация (диспансерный метод)

работы амбулаторно-поликлинических учреждений.

Профилактическая активность является одним из

важнейших критериев здорового образа жизни.

Принцип профилактики наиболее полно отражает

гуманистическое содержание и социальное предназ-

начение медицинской деятельности.

Профилактика – совокупность действий, направле-

нных на охрану здоровья, предупреждение возник-

новения и распространения болезней и травм,

улучшение физического развития населения и обес-

печения долголетия и высокой трудоспособности.

Виды профилактики:

1. Индивидуальная.

2. Общественная (коллективная, групповая).

3. Первичная: система социально-экономических и

медицинских мер, направленных на предупреждение

возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качество питания, физическая активность, оздоровление окружающей среды).

4. Вторичная: комплекс медико-социальных мер, направленных на снижение риска обострения/рецидива/осложнения хронического заболевания (диспансерное динамическое наблюдение, специфическое лечение,реабилитация).

5. Третичная: подразумевает социальную, трудовую,

психическую и медицинскую реабилитацию.

Формирование здорового образа жизни:

Это основное направление первичной профилактики.

Методы формирования ЗОЖ:

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья населения: обеспечение населения необходимой медико-гигиенической информацией о ЗОЖ.

2. Пропаганда профилактики факторов риска.

3. Стимулирование деятельности государственных и общественных организаций по созданию условий для ЗОЖ населения.

4. Вовлечение всех медработников в санитарно-

просветительскую и воспитательную деятельность.

5. Создание общественных организаций/движений

за формирование ЗОЖ.

 

Санитарное просвещение.

Это раздел здравоохр-я, содержание которого является гигиеническое обучение и воспитание населения основам сохранения ОЗ.

С 1989 г. в России реорганизована службы санитарного просвещения и создана службы формирования здорового образа жизни.

Основные принципы: Научность, правдивость, объективность, дифференцированность и целенаправленность, массовость, систематичность,

последовательность, комплексность, профильность.

Цель пропаганды ЗОЖ – формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на сохранении и укреплении здоровья, обсепечении высокого уровня трудоспособности и достижения активного долголетия.

Экономика здравоохр-я.

Это отраслевая экономическая наука, изучающая

действия экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения.

Основные разделы:

1. Макроэкономический уровень: характеризует экономическую эффективность здравоохр-я.

2. Микроэкономический уровень: характеризует экономические проблемы внутри самой системы здравоохр-я.

Основные задачи:

1. Изучение роли здравоохр-я в общей экономики

(обеспечение социальной, экономической и медицинской эффективности здравоохр-я).

2. Изучение вопросов финансирования здравоохр-я.

3. Изучение методов рационального и эффективного

использования материалов, финансов и трудовых ресурсов здравоохр-я.

4. Изучение подходов и методов ценообразования на

различные виды медицинских услуг.

Основные показатели экономики здравоохр-я:

1. Экономическая эффективность – тот прямой или косвенный положительный вклад, который вносит здравоохр в рост национального дохода путем улучшения здоровья населения.

2. Медицинская эффективность – степень достижения медицинского результата, характеризующаяся изменением уровня и характера заболеваемости и ее тенденции в сторону улучшения состояния здоровья.

3. Социальная эффективность – оптимизация уровня

рождаемости, снижение показателей смертности, увеличение продолжительности жизни, что в конечном итоге сказывается на количестве и качестве рабочей силы.

 

Страховая медицина.

Это система здравоохр-я, финансирование которой

осуществляется из трех источников – государство,

предприятие и гражданин; это чрезвычайно мобильная система товаро-рыночных отношений, где в качестве товара выступают конкретные медицинские услуги, а потребителем/покупателем этих услуг являются государство, предприятие, гражданин. Обеспечение страховой медицины осуществляется путем медицинского страхования – заключение договоров, сбор денег, оплата услуг.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это

составная часть государственного социального страхования.

Федеральный фонд ОМС – страховые взносы – страхователи (органы гос управления и работодатели) – территориальный фонд ОМС – страховые медицинские организации – ЛПУ.

В РФ закон об ОМС: каждый страховой полис дает право на 160 видов бесплатной МП.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) – это

финансово-коммерческая деятельность, которая предусматривает платежи страхователей (предприятия, граждане) в условиях рыночной экономики за оказание дополнительных (установ-

ленных сверх базовой программы ОМС) мед услуг.

Преимущества страховой медицины:

1. Решение актуальных проблем в здравоохр-и.

2. Внедрение новых дорогостоящих эффективных

и апробированных медицинских технологий и

методов диагностики и лечения.

3. Гарантия предоставления высококвалифирова-

нной медицинской помощи (по МЭС).

4. Увеличение объема финансирования здравоохр-я.

5. Доходность, рентабельность, доступность.

6. Высокая организованность и мобилизованность

населения на сохранение и заботу о собственном

здоровье благодаря их участию в финансировании.

7. Оптимизация медицинских ресурсов и экономии-

ческая эффективность.

8. Стимулирование медперсонала к постоянному

повышению профессионализма, усиление требова-

ний к качеству лечения и срокам выздоровления.

9. Контрактная система приема на работу врачей.

Недостатки страховой медицины:

1. Конфликтные ситуации между страховыми

компаниями и ЛПУ, между гражданами и страхов-

щиками.

2. Ломка сложившихся стереотипов в психологии

граждан и медперсонала.

3. Неэффективность систем страховой медицины

при недоразвитии общегосударственной системы

социальной защиты граждан.

 

Планирование в здравоохр-и.

Это одна из важнейших функций управления, задачей которой является нахождение оптимальных соотношений между потребностью населения в ЛПП и возможностями ее удовлетворения на определенном этапе развития общества.

План здравоохр-я – составная часть государственного плана социально-экономического развития страны,направленная на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов на достижение результата.

Виды плана: Территориальные, отраслевой, текущие

(до 1 года), перспективные (до 5 лет), комплексные.

Принципы планирования:

1. Региональность планирования: осуществление

планирования на уровне региона, с учетом приоритетов

и первостепенных задач региона.

2. Научность планов: обоснованность показателей плана, которые должны опираться на данные, характеризующие тенденции заболеваемости и потребности населения в МП.

3. Реальность планов: выполнимость планов, основанная на знании и балансе потребностей в МП и экономической возможности региона.

4. Связь текущего и перспективного планирования.

5. Оптимальное сочетание отраслевого и территориального планирования.

Методы планирования:

1. Аналитический: используется для сравнительной оценки исходного и достигнутого уровня при составлении плана и анализе его реализации; определяют обеспеченность населения медперсоналом, больничными койками и др.

2. Сравнительный: дает возможность определить направление процессов развития (заболеваемость, смертность).

3. Балансовый: позволяет выявить диспропорции во время выполнения плана (баланс подготовки кадров и рост ЛПУ).

4. Нормативный: применяется при составлении плана на основе балансового метода; используются нормы и нормативы потребности населения в МП, потребности в койках по общему количеству и по специальностям, штатного медперсонала, мед и спец оборудования, мягкого инвентаря, мебели, хозяйственного оборудования, транспорта, числа АПУ, процента госпитализации, сроков пребывания в

стационаре, числа лабораторных анализов.

5. Экономико-математический.

Основные разделы планирования в здравоохр-и:

1. Развитие сети учреждений здравоохр-я.

2. Потребность и подготовка медицинских кадров.

3. Инвестирование в строительство и оборудование ЛПУ.

4. Материально-техническое снабжение.

5. Финансирование (бюджет) всего здравоохр-я и его разделов.

Методы планирования медицинских коек:

Потребное число коек определяется по показателям работы больничной койки, проценту отбора на стационарное лечение и уровню заболеваемости.

К=А х Р х R/Д х 100 или Г/F; где К – потребное число коекна 1000 жителей, A – уровень заболеваемости на 1000 жит,Р – процент отбора на госпитализацию, R – средняя длительность пребывания на койке, Д- среднегодовая занятость койки,Г – объем госпитализации, F – оборот (функция) койки.

Методы планирования врачебных должностей:

Потребность во врачебных должностях определяется по количеству населения, заболеваемости населения в расчете на 1жителя, функции врачебной должности.

В = Л х Н/Ф; где В – необходимое количество врачебных должностей данной специальности, Л – норматив количества посещения на 1 жителя в год, Ф (Б х С х Г) – функция врачебной должности, Н – среднегодовая численность населения.

 

&. Организация здравоохр-я в развивающихся странах.

К развивающимся странам относятся страны Африки, Восточного Средиземноморья, Латинской Америки.

Для этих стран характерны: низкий уровень материально-бытовых условий, высокий уровень бедности населения, плохое санитарно-гигиеническое состояние, несбалансированное питание, недостаток питьевой воды, низкий уровень

производственных условий, низкий образовательный уровень, высокий удельный вес сельского населения, низкая плотность населения.

Системы здравоохр-я: Государственная, страховая и частнопредпринимательская (развита в Латинской Америке).

До 80-х годов вследствие военных конфликтов, обретении национальной независимоти, деколонизации система здравоохр-я находилось в субсидированном состоянии.

В 80-х годах под влиянием программ ВОЗ стала улучшаться первичная МП, благодаря улучшению санитарной обстановки, значительному увеличению охвата населения вакцинацией, сокращению рождаемости, широкому применению оральной регидратационной терапии.

Однако возрастают эпидемии СПИДа, туберкулеза, малярии, а также возрастают темпы роста стоимости медикаментов и медицинской технологий, что затрудняет развитие здравоохр-я и ощущается нехватка финансирования, недоразвиты системы

медицинского страхования.

 

Санитарная статистика.

Статистика – это самостоятельная общая наука,

изучающая закономерности массовых общественных

явлений в неразрывной связи с их качественными

особенностями методов обобщающих показателей.

Санитарная (медицинская) статистика – это основной метод исследования ОЗ; это отрасль статистической науки, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохр-м.

Основные разделы СС:

1. Общетеоретические и методические основы СС.

2. Статистика здоровья населения.

3. Статистика здравоохр-я.

Задачи СС:

1. Изучение здоровья населения и факторов его опред-х.

2. Анализ, оценка и планирование МП.

3. Специальные научные исследования.

Организация КСГИ.

Независимо от типа МСИ их целесообразно производить в определенной последовательности

(принцип этапности).

Этапы КСГИ:

I. Составление плана и программы исследования.

II. Сбор статистического материала:

Основные источники статистической информации

о здоровье населения:

1. Данные социально-экономической статистики.

2. Данные государственных учреждений и общественных организаций.

3. Результаты социологических иссл населения.

4. Опрос: интервью – индивидуальное, групповое,

свободное, стандартизированное, творческое,

глубокое, клиническое.

5. Анкетирование: анкета – именная, анонимная,

полуанонимная, учетная, коллективная, закрытая,

открытая, полузакрытая.

6. Наблюдение: гласное, негласное, длительное,

моментальное, фотографическое, хронометраж,

самонаблюдение, ауторегламентированное,

скрытое.

7. Корреспондентский метод.

8. Бюджетный метод.

9. Анамнестический метод.

III. Разработка статистического материала.

IV. Анализ получ данных, выводы и рекомендации.

 

19. Содержание плана КСГИ:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования (устанавливается преимущест-

венная ориентация исследования на прикладной/

теоретический результат).

3. Задачи исследования (формируются в соответствии с целью исследования; минимум 5-6).

4. Объект исследования.

5. Методика исследования.

6. Объем и место исследования.

7. Временной период проведения исследования.

8. Кадры.

9. Руководство и финансирование.

Содержание программы КСГИ:

1. Единица наблюдения – первичный элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих учету.

2. Статистические документы:

официальные – история болезни, амбулаторная карта, отчеты медицинских учреждений, статистический талон, карта выбывшего из стационара, врачебное свидетельство о смерти; неофициальные – карты выкопировки из историй болезни, анкеты.

3. Перечень вопросов и учетных признаков:

Анкета – заранее разработанный перечень вопросов,

Ответы на которые дают сведения о единице набл.

4. Группировки – это разбивка однородных учетных

признаков на отдельные группы.

Виды: Качественные (атрибутивные) и количественные (вариационные).

5. Составление макетов таблиц: Таблицы должны иметь четкое и краткое название и номер; в таблицах различают подлежащее – основной признак изучаемого явления и сказуемое – признаки, характеризующие подлежащие.

Виды таблиц:

1. Простая – дает количественную характеристику

какого-го признака, итоговая сводка по 1 признаку.

Признак Число больн
   
Итого  

2. Групповая – подлежащее характеризуется

несколькими сказуемыми, но признаки не взаимосвязаны.

Призн Пол Возраст Всего
       
Итого      

3. Комбинированная – подлежащие характеризуются несколькими сказуемыми и признаки взаимосвязаны.

КСГИ.

КСГИ (МСИ) – исследование состояния здоровья отдельных групп населения в связи с анализом влияния на них комплекса социально-экономических, биологических, природно-климатических, социально-гигиенических факторов и условий жизни в целом на ОЗ.

Виды КСГИ:

1. По объему: сплошное, выборочное.

2. По времени: текущее, единовременное.

3. По способу выполнения: выкопировка

информации из мед док, мед осмотры,

спец соц-гиг и соц иссл

(опрос, анкетирование).

 

21. Методы КСГИ:

1. Санитарно-статистический: позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения в целом и оценить эффективность и качество работы ЛПУ общей и специализированной сети.

2. Исторический: позволяет проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.

3. Социологический: включает наблюдение. анкетирование, интервьирование.

4. Эпидемиологический: исследование распространенности заболеваний

(оценка заболеваемости).

5. Экономический (бюджетный):

позволяет установить влияние экономики на здравоохр-я и здравоохр-я на экономику государства.

6. Метод экспертных оценок: позволяет оценить уровень здоровья населения, качество оказания медицинской помощи с помощью привлечения квалифицированных специалистов в той или иной области здравоохр-я.

7. Гигиенический.

8. Математический.

9. Экспериментальный: постановка различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы различных служб здравоохр-я.

10. Выборочное исследование во время

всеобщей переписи населения в стране.

 

23. Объекты КСГИ:

Возрастно-половые и социальные группы:

1. Малая социальная группа: рабочий коллектив

промышленного предприятия, коллектив учебного

заведения.

2. Территориально-бытовая группа: жители города,

села, района, области.

3. Семья – группа лиц, связанных кровным родством

или усыновлением/удочерением, общим бюджетом,

жилищем и внутрисемейной взаимопомощью.

4. Группы населения по состоянию здоровья: не болеющие, эпизодически болеющие, длительно и

часто болеющие, больные с хроническими болезнями.

5. Инвалиды.

Типы выборок:

1. Случайная выборка: формируется путем отбора

единиц наблюдения наугад (по алфавиту, по жребию) или по специальным таблицам случайных чисел.

2. Механическая выборка: формируется с помощью

арифметического подхода к отбору единиц наблюдения (день поступления в стационар, номера мед документов)

3. Типическая (типологическая) выборка: генеральная совокупность предварительно разбивается на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы; пропорциональный типологический отбор – отбор числа единиц наблюдения пропорционально числу типических групп; непропорциональный типологический отбор – отбор разных чисел единиц

наблюдения из каждой типической группы (при изучении заболеваемости можно выделить несколько классов болезней и в каждом классе сформировать выборочную совокупность из лиц, подлежащих изучению).

4. Серийная выборка (гнездовой отбор): формируется с помощью отбора целых групп, серий/гнезд (деревня, районы, больницы), в состав которых входят организованные единицы наблюдения.

5. Метод многоступенчатого отбора: по количеству

этапов различают одноступенчатый, двухступенчатый, трехступенчатый, четырехступенчатый.

6. Метод направленного отбора.

7. Когортный метод: когорта в демографии –

совокупность людей, переживших одно и то же

демографическое явление в течение одного года.

8. Метод копи-пара (парных сочетаний): подбор для каждой единицы наблюдения копи-парыпо одному или нескольким признакам.

9. Метод основного массива при отборе групп.

10. Монографическое описание – тщательное,

глубокое изучение одного субъекта, ЛПУ.

 

Относительные показатели.

Относительные показатели – это статистические

величины, характеризующие изучаемую статистическую совокупность при альтернативном

распределении по качественным признакам.

Весьма распространены и постоянно применяются

в медицине и здравоохр-и.

Необходимы для сравнения и сопоставления одной

статистической совокупности с другой.

Относительные показатели рассчитываются путем

отношения (деления) одной абсолютной величины

на другую х 100, 1000, 10000 и выражаются в %, промилле, продецимилле.

Виды ОП:

1. Экстенсивные: показатели структуры, удельного

веса (доли части от целого). Для расчета необходимо

составить пропорцию: часть явления/явление в целом х 100%. Графически отображаются в виде

секторных и внутристолбиковых диаграмм.

2. Интенсивные: показатели частоты изучаемого

явления в среде, продуктом которой они являются

(рождаемость, заболеваемость, смертность).

Графически отображаются в виде линейных, столбиковых, радиальных диаграмм, картограмм и

картодиаграмм. Применяются в случае определения

уровня, частоты, распространенности того или иного явления, сравнения ряда различных совокупностей по степени частоты явления (сравнение заболеваемости мужчин и женщин), выявленные в динамики изменений в частоте явлений в наблюдаемой совокупности (сдвиги в распространенности инфекционных болезней в городе Х).

3. Показатели соотношения: отражают степень

развития того или иного явления в данной среде

(обеспеченность населения койками, врачами).

4. Показатели наглядности: получают при сравнении

нескольких чисел, полученных за разный период

времени в динамике с одним из них, принятым за 100%.

 

Вариационный ряд в МСИ.

Это ряд числовых измерений определенного изучаемого признака, отличающихся друг от друга по своей величине, расположенных в определенном порядке.

Состоит из вариант (V) и соответствующих частот (р).Варианта (V) – каждое числовое значение изучаемого признака. Частота (р) – абсолютная численность отдельных вариант в совокупности, указывающих сколько раз встречается данная варианта в вариационном ряде.

Требования к составлению вариационного ряда:

1. Группы вариант должны располагаться в опреде-

ленной последовательности: вариационный ряд бывает возрастающим и убывающим.

2. Интервал (i) в группе вариант может быть одинаковым; разница интервалов между вариантами зависит от числа наблюдения или исследования.

3. Вариационный ряд должен быть непрерывным.

4. Вариационный ряд может быть развернутым или

свернутым (сгруппированным).

Методика обработки:

Если вариационный ряд сгруппирован, то вычисление среднего значения производят в каждой группе V1 и р.

 

И условий жизни населения.

Корреляция – понятие, означающее взаимосвязь между явлениями/признаками, проявляющимся при массовом сопоставлении рассматриваемых признаков. Может быть представлена в виде таблицы, графика и коэффицента корреляции.

Формы проявления количественных связей:

1. Функциональная связь – любому значению одного из признаков соответствует определенное значение другого; характерно для физико-химических процессов.

2. Корреляционная (статичная) связь – значению каждой средней величины одного признака соответствует несколько значений другого взаимосвязанного с ним признака.

Коэффицент корреляции (rxy) измеряет силу связи между явлениями, ее тесноту и направленность.

Виды корреляционной связи:

1. По направленности: Прямая (положительная; изменения признаков однонаправленные), обратная(отрицательная; изменения признаков разнонаправленные).

2. По силе связи: Полная: r+-1; Сильная (высокая, большая):

=-0,7+-1. Средняя: +-0,3+-0,7 Слабая (малая, низкая):0+-0,3

Нулевая

Методы определения коэффицента корреляции:

1. Ранговый метод:

rxy=1-6Ed2/n(n2-1), где 6 – постоянный коэффицент,

d – разность рангов, n – число наблюдений.

Средняя ошибка коэфф корр m=1-r2/√n; достоверно если r>3

2. Квадратичный метод:

Rxy=Edx dy/√Ed2x Ed2y; m=1-r2xy/√n.

3. Метод множественной корреляции.

4. Способ корреляционных решеток.

Значение корреляц связи в медицине и здравоохр-и: выявление разнообразных связей между явлениями и процессами, необходимое для оценки физическогосостояния индивидуума и коллектива, определяет влияния на здоровье отдельных групп населения благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды.

 

Демография как наука.

Демография (demos – народ, graphia – описание) – это наука о народонаселении в его общественном развитии.

Медицинская демография – наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с социальногигиеническими факторами.

В Мире последние 150 лет идет интенсивный рост

населения. В 2000 году зафиксировано 6,6 млрд жителей на планете. Население РФ 143 млн.

Мировая тенденция – постарение населения, за счет

увеличения лиц пожилого и старческого возраста,

снижения рождаемости и доли детей в населении).

Основные разделы МД:

1. Статика населения – это численный состав населения на определенный момент времени.

Изучается по основным признакам: пол, возраст, национальность, социальное положение, профессия, род занятий, семейное положение, образование, язык, место жительства, плотность расселения населения, культурный уровень. Основным и наиболее достоверным источником сведений о статике населения служит регулярная всеобщая перепись населения.

2. Динамика населения: изучает движение и изменение количества населения, которое может происходит путем механического движения (миграционные процессы) или естественного движения (рождаемость, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность жизни) населения.

Естественное движение населения: изменение численности населения данной территории в результате взаимодействия непосредственных демографических явлений – рождаемость, смертность; оценивается посредством статистических показателей (коэффицентов).

 

Семья.

Семья - группа лиц, связанных кровным родством

или усыновлением/удочерением, общим бюджетом,

жилищем и внутрисемейной взаимопомощью.

Семья – это ячейка общества. Семья – это помощник медперсонала. Семья – это объект медико-социальных исследований.

Типы семей:

1. Большая семья (полная): состоит из родственников, включая несколько поколений, супружеские пары.

2. Малая семья (нуклеарная): состоит из супружеской пары с потомством.

3. Неполная семья: без одного родителя (ребенок и

мать-одиночка, дети и отец-вдовец).

4. Молодая семья.

Основные функции семьи:

1. Биологическая (репродуктивная): для воспроизводства населения необходимо 3 ребенка в семье.

2. Экономическая. 3. Социализаторская.

4. Культурная. 5. Просветительская.

6. Воспитательная. 7. Социальная.

8. Эпидемиологическая. 9. Психологическая.

10. Медицинская.

Стадии (фазы) развития семьи:

1. Подготовительная: период добрачного знакомства, ухаживания. Медико-генетическое

консультирование, мед осмотр.

2. Стадия эволюции семьи: создание семьи – брак,

формирование семьи - от брака до рождения

первого ребенка.

3. Стадия созревания семьи: расширение семьи – от рождение первенца до рождения последнего ребенка; полно расширение семьи – до выхода из

семьи первого ребенка.

4. Сужение семьи: от выхода первого ребенка

до ухода последнего ребенка.

5. Исчезновение семьи: смерть супругов.

Оценка состояния здоровья семьи по группам:

1. Неболеющие (здоровые) семьи: члены семьи

не обращались за МП в течение года, ведут ЗОЖ.

2. Малоболеющие семьи: до одного случая заболевания в год в среднем на одного члена семьи, до 8 дней нетрудоспособности в среднем на одного работающего члена семьи, отсутствие хронических больных в семье, отсутствие явных отклонений от ЗОЖ.

3. Среднеболеющие семьи: до двух случаев заболеваний в год в среднем на одного члена семьи, 8-15 дней нетрудоспособности в среднем на одного работающего члена семьи, отсутствие хронических заболеваний, входящих в перечень диспансерных групп, имеются отклонения от ЗОЖ.

4. Многоболеющие (больные) семьи: более двух случаев заболеваний в год в среднем на одного члена семьи, более 15 дней нетрудоспособности в среднем на одного работающего члена семьи, тяжелые хронические заболевания, серьезные нарушения ЗОЖ.

5. Семьи тяжелого медико-социального риска: семьи с инвалидами, алкоголиками, наркоманами, психическими больными, семьи беженцев, безработных, нищих.

Оценка здоровья по социально-психологической

характеристике:

1. Психологически здоровые семьи: спокойная эмоциональная атмосфера в семье, забота, внимание и дружные взаимоотношения между членами семьи, психологическая и сексуальная совместимость, взаимоподдержка, стабильность и участие. Оптимальное выполнение социальной функции.

2. Психологически нездоровые семьи: натянутые, недружные отношения между членами семьи, взрослыми и детьми. Нарушение выполнения социальной функции.

3. Семьи на гране социально-психологического кризиса: постоянная конфликтная ситуация, конфронтации, частые ссоры, драки, пьянство, дестабильная семья на гране распада. Социальная функция не выполняется в целом. Полная супружеская несовместимость.

Приоритетные в медико-социальном плане:

1. Рисковые по медико-биологическим параметрам:

с больными-алкоголиками, наркоманами, хрониками, инвалидам, психбольными, часто и многоболеющие.

2. Рисковые по социально-демографическим параметрам: неполные, многодетные, семьи-мигранты.

3. Рисковые по социально-экономическим параметрам.

4. Рисковые по социально-психологическим параметрам.

5. Рисковые по социально-гигиеническим параметрам: малоимущие семьи, с низким уровнем дохода, низкообразованные и малограмотные, профвредности, ведение неЗОЖ, социально-дезадаптированные.

Медицинская функция семьи включает

основные элементы:

1. Создание необходимых дифференцированных

условий членам семьи в связи с их возрастно-физиологическими потребностями и особенностями состояния здоровья (пожилые, дети, беременные женщины, больные острыми и хр заб и др.).

2. Стремление семьи к выполнению роли

помощника медицинского персонала, участие

членов семьи в диспансеризации, профилактике

семейной патологии, выполнении требований

к иммунизации, своевременное обращение

за медицинской помощью при заболевании.

3. Получение семьей медицинских и гигиенических знаний и стремление всех членов семьи к постоянному их совершенствованию.

4. Соблюдение семьей гигиенических и медицинских требований к рождению, воспитанию и социализации детей.

5. Выполнение семьей медицинских рекомендаций и назначений по лечению и реабилитации больного члена семьи.

6. Соблюдение семьей здорового образа жизни и постоянное стремление к его формированию в семье.

7. Выполнение семьей психологических требований взаимопомощи, взаимозаботы между взрослыми членами семьи и детьми, создание здоровой психологической атмосферы в семье.

8. Подготовка членов семьи к само – и взаимопомощи при несчастных случаях, травмах и остро возникающих заболеваниях.

МСКБ.

Международная Статистическая Классификация

Болезней и проблем, связанных со здоровьем – это

важнейший статистический нормативный документ,

изучающий состояние здоровья населения в странах

мира-членах ВОЗ; является системой группировки

болезней и патологических состояний, отражающих

современный этап развития медицинской науки.

Создана Бертильони в 1893 году и утверждена в Париже на международой конференции в 1900 году.

Каждые 10 лет производится пересмотр МКБ.

МКБ-10 вышла 1 января 1993 г.

Принципы построения МСКБ:

1. Этиологический: для 1, 19, 20 классов.

2. Локалистический: для 3, 5-14 классов.

3. Общепатогенетический (неизвестная этиология,

неопределенная локализация): для 2, 4 классов.

4. Болезни связанные с определенными физиологи-

ческими/возрастными состояниями: для 15,17 классов.

5. Прочие: 18, 21.

Содержание МСКБ:

3 тома:

I том – основная классификация,

II том – инструкция к применению,

III том – алфавитный указатель.

Состоит из 21 классов, рубрики (блоки), субрубрики,

нозологические единицы (диагнозы).

Класс I - Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Класс II - Новообразования

Класс III - Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

Класс IV - Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Класс V - Психические расстройства и расстройства поведения

Класс VI - Болезни нервной системы

Класс VII - Болезни глаза и его придаточного аппарата

Класс VIII - Болезни уха и сосцевидного отростка

Класс IX - Болезни системы кровообращения

Класс X - Болезни органов дыхания

Класс XI - Болезни органов пищеварения

Класс XII - Болезни кожи и подкожной клетчатки

Класс XIII - Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Класс XIV - Болезни мочеполовой системы

Класс XV - Беременность, роды и послеродовой период

Класс XVI - Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

Класс XVII - Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения

Класс XVIII - Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

Класс XIX - Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

Класс XX - Внешние причины заболеваемости и смертности

Класс XXI - Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения

 

Заболеваемость с ВУТ.

Это совокупность всех случаев заболеваний в

данном году, сопровождающихся временной

утратой трудоспособности и выдачей листка

нетрудоспособности (больничный лист).

Ежегодно в среднем регистрируются 1200-

1500 промилле ЗВУТ, из них дети 1700,

подростки 1400 промилле.

Основная цель анализа ЗВУТ – это разработка

мероприятий по снижению забол-ти рабочих

на каждом конкретном предприятии.

Структура ЗВУТ - удельный вес % отдельных

причин ВУТ по случаям/дням в общем числе

случаев/дней временной нетрудоспособности.

Показатели ЗВУТ:

1. Число случаев ВУТ на 100 рабочих в год

(показатель частоты, интенсивности забол-ти)=

число случаев ВУТ/средняя численность рабочих

х 100; средние показатели 60-120 случаев.

2. Число дней ВУТ на 100 рабочих в год

(показатель тяжести заболеваний)=

число дней ВУТ/ средняя численность рабочих

х 100; средние показатели 600-1200 дней.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.