|
Психологические традиции изучения конфликтов.⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы). Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями — аффектами, с действием познавательных стереотипов — способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т.е. ведущего к усилению конфликта, поведения. В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995): 1. возникновение объективной конфликтной ситуации; 2. осознание объективной конфликтной ситуации; 3. переход к конфликтному поведению; 4. разрешение конфликта. Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению — это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Психологическая традиция изучения конфликтов I.Конфликт как постоянный элемент душевной жизни (Фрейд, Хорни) I.Конфликт как постоянный элемент душевной жизни (Фрейд, Хорни) Интрапсихическая интерпретация Представление о конфликте как интропсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена Зигмундом Фрейдом. Конфликт - часть внутренней силы индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию. Руководствуясь принципами удовольствия, в силу внешних ограничений человек вынужден отказываться от их удовлетворения. Следовательно, это порождает психический конфликт, который может быть нормально разрешен, а может привести к психическим расстройствам. Самыми сложными являются конфликты между влечениями "Я" и сексуальным влечениями. Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины, возникающих у него истинных влечений. По Фрейду конфликт, вызываемый несознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами составляют внутреннюю структуру жизни индивида. Конфликтность закладывается с детства (человек - раб своего детства). Он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни. Цель воздействия - вытеснение из сознания причин, породивших внутренние конфликты и их решение на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям. II.Исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию (Дойч, Шериф) Ситуационные подходы М.Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию; М.Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов.Ситуационный подход в исследовании конфликтов был реализован в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детерминантах их возникновения. Предметом ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешненаблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. Конфликт - форма реализации на внешнюю ситуацию. Наиболее частая реакция - агрессия. Наибольший вклад в изучение ситуационное определение конфликта внес Марк Дойч. Конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Дойч создал концепцию "кооперация-конкуренция". III. Конфликт как когнитивный феномен (Курт Левин) Когнитивистские подходы: С точки зрения когнетивистов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которая становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта. Когнетивисты предложили специфическую схему, где конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе. Не решенными до настоящего времени в психологии остаются проблемы с определением конфликта и объемами его понятия. 27. Тренинг Т, как метод психологического воздействия. В современной психологии понятие «тренинг» имеет множество трактовок, что приводит к обозначению словом «тренинг» самых разны активных форм, приемов, а также способов и средств, используемых в психологии. Само слово «тренинг» (от англ. training) означает обучение, тренировку или дрессировку. Емельянов Ю.Н. определяет этот термин как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Групповой п-ический Т представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Ю. Н. Емельянов: "При этом термин "Т", в структуре русской п-ической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением ". Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Т – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом. Основной целью социально-психологического тренинга, как считает В.П. Захаров [10], является овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. Целями специально организованных Т-гов становятся личностный рост, обучение новым п-ическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.
Спецификой работы тренинговых групп является осознание в процессе работы гр уппы особенностей поведения каждого участника; развитие умений и навыков делового общения; сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Макаров Ю.В. считает, что тренинг – это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. Социально-психологический тренинг является одной из форм групповой психокоррекционной работы. Существуют различные классификации групп. Ковалев А.Г. различает тренинг-группы, группы обучения и группы встреч. Специфические черты Т-гов: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны); определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу); акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь"; применение активных методов групповой работы; объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. Основными средствами воздействия в тренинговой группе выступают: групповые нормы (это определенные правила, вырабатываемые и принимаемые группой), групповая поддержка (оказывает положительное влияние на самооценку, повышает степень уважения к себе, способствует самораскрытию в группе), обратная связь, групповые ожидания (ожмдание определенных моделей поведения в соответствии с ролью, которую он играет в группе). В процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы " оттаивания", "изменения", "замораживания". В процессе работы тренинговая группа проходит ряд этапов развития: Макаров Ю.В. предлагает такую классификацию методов социально-психологического тренинга: дискуссионные методы (групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.); игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.); релаксационные методы (техники релаксации и медитации); психогимнастические упражнения. 1. Т как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего; 2. Т как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; 3. Т как форма активного обучения, целью которого является передача п-ических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; 4. Т как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных п-ических проблем. Специалист, проводящий Т: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|