Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С-льная П-ия групп. Общие проблемы малой группы. Групповая динамика.





1. Понятие социальной психологии групп. Группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью, осознают свою принадлежность к этому образованию Выполняя социальные функции, человек является членом многих групп. Предметом анализа социальной психологии становится содержательная характеристика групп и специфика их воздействия на личность. Группа - субъект социальной деятельности и ее психологические характеристики: интересы группы, групповые ценности, мнение, цели. По Ю.А.Шерковину, группа - общность взаимодействующих людей во имя осознаваемой цели, объективно выступающая как субъект деятельности. Чтобы определить влияние общества на личность через группу, надо рассматривать группу как ячейку общества. Параметры группы - ее композиция (состав), структура, групповые процессы, нормы и ценности, система санкций. Состав группы в каждом конкретном случае может быть возрастным, профессиональным или основанным на какой-либо характеристике членов группы. Структура группы - структуры предпочтений, власти, коммуникаций, групповой деятельности, структура эмоциональная (межличностных отношений). Групповые процессы - процессы организации разных видов групповой деятельности. Другая часть параметров касается положения индивида в группе как ее члена. Напр., это статус или позиция как место индивида в группе. Динамическим аспектом статуса является роль, т.е. функции, заданные индивиду группой. Если собрать набор функций, которые приписываются каждой из позиций индивида в группе, то получится роль матери, отца и т.д. Система «групповых ожиданий» - тоже характеристика индивида в группе - ожидаемые образцы поведения, соответствующие роли. Существуют групповые нормы и санкции для контроля поведения индивида. Нормы - установленные обществом модели, эталоны должного поведения. Санкции - механизмы, с помощью которых группа возвращает индивида на путь соблюдения групповых норм. Для социальной психологии характерно деление групп на условные и реальные, причем, все основные исследования сосредоточены на реальных группах (реальные лабораторные и реальные естественные). МГ делятся на становящиеся и уже сложившиеся. Т.о. все группы и являются объектом исследования социальной психологии.

2. Общие проблемы малой группы (МГ). МГ - та первичная среда, в которой личность делает свои первые шаги как социальное существо. 1-ые исследования МГ в 20-е гг. XX в. фиксировали факт одновременного присутствия людей рядом. Оказалось, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивидов. Этот эффект был назван социальной фасилитацией. Торможение действий индивида под влиянием присутствующих - эффект социальной ингибиции.

2-ой этап развития - переход к изучению действия людей в группе. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие. Социальная жизнь, ее сложность вызывала интерес к МГ. МГ стоит на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии. Успехи в диагностике также стали причиной изучения МГ.

Но к 30-м гг. XX в. в США абсолютирзировали МГ как идеальный объект исследования.

МГ - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (т.о. общественные отношения в ней проявляются в личных контактах). Пределы МГ - от 2-3 до 30-40 человек. Споры о количестве ведутся до сих пор.

Диада – простейшая первичная форма общения на эмоциональном контакте.

Распространены 3 классификации МГ. 1) Ч.Кули делит все группы на первичные (это группы с непосредственным контактом) и вторичные (в них используются посредники или средства связи). 2) Э.Мэйо раздели группы на формальные (четко заданы позиции членов, их роли, система подчинения, т.е. в них отношения строятся по вертикали) и неформальные (существуют внутри формальных групп, нет заданных отношений по вертикали, могут возникать сами по себе вне формальных групп). 3) Г.Хаймен выделил группы членства (реальная группа) и референтные группы. Открыл феномен референтных групп (те группы, в которые индивиды реально не включены, но нормы которых принимают). В дальнейшем Г.Келли выделил две функции референтных групп: сравнительную и нормативную, т.е. он подтвердил, что референтная группа нужна индивиду для сравнения своего поведения с ней или с нормами, на которые стоит равняться.

3. Групповая динамика. В соц.психологии существуют 3 основные направления исследования МГ.

1-ое связано с именем Дж.Морено. Он считал, что в обществе есть макро- и микроструктуры. Все конфликты и напряжения в обществе обусловлены их несовпадением. Напр., система симпатий - антипатий индивида не вмещается в макроструктуру, и наоборот, ближнее окружение индивида - не обязательно то, какое ему нравится, поэтому нужно гармонизировать отношения макро- и микроструктур.

2-е связано с именем Э.Мэйо, «хоторнскими экспериментами», где он изучил в компании Вестерн Электрик понижение производительности труда. Сначала он изучал влияние освещения на производительность, затем, улучшив условия труда, ввел перерывы в работе, изменил оплату, но главное - открыл переменную - осознание рабочим потребности ощутить себя членом группы (т.е. эта переменная - социабельность). Т.о. возникновение неформальных отношений на производстве повысило производительность труда. Это открытие Мэйо воплотил в «доктрине человеческих отношений», в которой он и открыл два типа структуры в группе – формальную и неформальную.

3-е - «школа групповой динамики» - основатель К.Левин. Опираясь на его «теорию поля», стали изучать динамику социального поведения. Через познание психических и социальных сил, влияющих на поведение, эта идея была применена к анализу психических и социальных сил и их изменение в лабораторных условиях в группах с заданными характеристиками. Совокупность этих исследований стала называться групповой динамикой. Сотрудники Левина исследовали внутригрупповые конфликты, эффект групповой деятельности, в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения решений. МГ имеет ряд статических (границы, состав, композицию) и динамических (процессы внутри группы) характеристик. В процесс образования МГ входят не только способы формирования МГ, но и психологические механизмы: 1) феномен группового давления на индивида - конформизм; 2) процесс групповой сплоченности; 3) проблема лидерства; 4) процесс принятия групповых решений; 5) становление коллектива как стадии развития группы. Феномен «группового давления» называется иначе феноменом конформизма - психологическая характеристика личности, ее позиции по отношению к группе. Существует внешняя (только внешнее приспособление) и внутренняя конформность (индивид усваивает мнение большинства). Экспериментально доказана позиция негативизма, т.е. полное отрицание стандартов группы.

По А.В.Петровскому, в реальной группе существует 3 типа поведения: 1) групповая внушаемость - бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы; 3) коллективизм (единообразие поведения как результат сознательной солидарности личности с группой). М.Дойч выделил 2 вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, а члены группы воспринимают это как норму) и информативное (давление оказывает меньшинство, а член группы воспринимает его лишь как мнение, на основе которого он может сделать свой выбор). При изучении сплоченности учитывают эмоциональную основу межличностных отношений. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности» вычисляемый как отношение числа взаимных выборов к общему числу возможных выборов - это формальная характеристика МГ.

В рамках отечественной психологии проблема сплоченности разработана А.В.Петровским на основе «стратометрической концепции групповой активности», а позже на основе теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Главная идея, что всю структуру группы можно представить состоящей из 3-х (позже из 4-х) слоев: А) «ядро», цели группы; Б) целостно-ориентационное единство; В) эмоциональные контакты, межличностные отношения. Где А, Б, В - это одновременно и уровни развития групповой сплоченности и уровни развития групп.

На уровне В - поверхностный слой, групповые отношения строятся только на уровне эмоциональных контактов; на уровне Б - дальнейшее сплочение группы в ходе совместной деятельности; А - ядерный слой внутренних отношений, интеграция группы, ее сплоченность, общие для всех цели.

Что касается лидерства в МГ - это одна из проблем социальной психологии. Лидер - это такой член МГ, который выдвигается группой для организации ее при решении конкретных задач; остальные члены группы принимают его. Лидера считают элементом групповой структуры. Особое качество группы, связанное с общей деятельностью и указывающее на высший уровень ее развития, называется коллективом.

По А.С.Макаренко, важный признак коллектива - не любая совместная деятельность, а социально-позитивная, отвечающая потребностям общества. Первый признак коллектива - его направленность, которая обеспечивает такое качество личностей, которые в него входят. Каждый член коллектива должен признавать совместную деятельность как фактор образования коллектива, его развития.

Существует несколько моделей развития групп по стадиям, наиболее удачная попытка – психологическая теория коллектива А.В.Петровского. Главная идея его концепции – «деятельностное опосредование – системообразующий признак коллектива». Типология групп А.В.Петровского имеет 2 вектора: 1) вектор Х - наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений с содержанием групповой деятельности; 2) вектор Y – общественно-значимая деятельность групп. Векторы образуют пространство, в котором расположены все группы, функционирующие в обществе.

Группа № 1 – коллектив. Группа № 2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования межличностных отношений деятельностью, т.е. это группа еще не доросшая до уровня коллектива. Группа № 3 – антиобщественная группа, но степень опосредования межличностных отношений совместной деятельностью высока (это преступная группа, банда). Группа № 4 – антиобщественная группа со слабой выраженностью опосредованности антисоциальной деятельностью (т.е. она менее опасна, чем гр. № 3, но прогрессу все равно препятствует). Группа № 5 – группа с очень слабой степенью выраженности содержания деятельности и такой же слабой степенью значимости деятельности для групповых процессов.

Развитие групповой динамики включает пять основных элементов: 1. феномен группового давления на индивида (конформизм- нонкнформизм); 2. процесс групповой сплоченности; 3. проблема лидерства; 4. становление коллектива как стадия развития группы; 5. процесс принятия групповых решении








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.