Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внимание как проблема общей, возрастной и педагогической психологии.





Л-ть и ее П-ическая структура.

С момента возникновения психологии как науки она дала множество определений личности, которые изменялись и конкретизировались. В XIX веке существовало множество определений личности, сейчас их значительно меньше, но более 100 все же существует. В начале XX века американский психолог Джеймс считал, что «личность – это все, что можно назвать своим» (это индивидуальность).

По А.Н. Леонтьеву, «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека», «личность – субъект деятельности».

Л. в психологической науке относиться к категории базовых понятий. Лев Семен. Выготский «Л. – это культурная форма поведения, когда человек активно вмешивается в свои отношения с окруж. средой и сам изменяет свое поведение»). Серг. Леонид. Рубинштейн «Л.- это социально детерминированная совокупность внутренних условий человека, через которую преломляются все внешние воздействия». Лидия Ильин. Божович «Л.- это уровень развития психики, которая характеризуется: 1) человек может управлять своим поведением и деятельностью

2) воспринимает себя как единое целое и отделяет от своего окружения».

Борис Герасим. Ананьев заметил, что появившийся на свет как индивид (т.е. принадлежность к человеческому роду) человек включается в систему общественных отношений и процессов, в результате чего преобретает особое социальное качество – он становится личностью.

Структура личности по А.В. Петровскому представлена тремя составляющими: 1) внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема включает темперамент, характер и способности человека; 2) интериндивидная подсистема (не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия рассматриваются как проявления личности каждого из участников групп); 3) метаиндивидная (надиндивидная) подструктура –это «вклад в др. людей», который субъект осуществляет через свою деятельность, т.е. это процесс «продолжения себя в других» не только в момент взаимодействия, но и за его пределами. Процесс продолжения субъекта в другом индивиде называется персонализацией.

Структура Л. по Богословскому Структура л. включает 4 основных компонента:

1) направленность л. (избирательное отношение человека к действительности –цели, мотивы деятельности, потребности, интересы, ценности и т.д.;

2) возможности, реализуемые в способностях, обеспечивающих успех деятельности личности;

3) характер как стиль поведения в обществе;

4) надстройка над предыдущими компонентами –система управления, понятия «Я», самосознание личности. Кроме того, в структуру л., по Богословскому, включены психические процессы, свойства, состояния.

Структура л. по С.Л. Рубинштейну:

1) направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении);

2) знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности);

3) индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях).

Структура Л. по К.К. Платонову:

1) подструктура направленности (объединяет отношения и моральные черты л.);

2) форм отражения (охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни);

3) социального опыта (включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения);

4) биологически обусловленная подструктура (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга).

По А.Г. Ковалеву:

1)направленность (определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок);

2) характер(определяет стиль поведения личности в соц. среде. В нем проявляется содержание форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества);

3) возможности (включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности);

4) система упражнений (обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль, коррекцию действий и поступков, жизни и деятельности).

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности. 2. Развитие направленности, характера и способностей личности. 3. Развитие психологической структуры деятельности личности.

Основные тенденции психического развития: 1 выражается в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, осознанному взаимодействию с ним. 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоционально-волевой сферы. 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченной, к абстрактно-логическому ее осмыслению. 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и усложнением всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершенствования личности. 5 свидетельствует о характере завершения процесса формирования личности, возможных направлениях ее адаптации к социальному и профессиональному окружению.


Деятельность и ее психологическая структура, виды деятельности.

Психологическая теория д. была создана в отечественной психологии и развивалась более 50 лет. Ее касались в своих исследованиях Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. и др. психологи. Основой теории д. стал тезис о том, что бытие, деятельность человека определяют его сознание. А.Н. Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) наиболее полно изложил теорию деятельности.

В основе теории д. лежат принципы:

Сознание – не замкнуто, оно должно быть выведено в деятельность субъекта.

Деятельность - активный целенаправленный процесс.

Принцип единства сознания и поведения.

Виды и свойства восприятия.

Модальность – это вид восприятия; деление на виды основано на преобладающей роли того или иного анализатора в отражении объекта. Напр., слуховое восприятие будет обеспечено при доминировании слухового анализатора в ходе восприятия Предметность – следующая характеристика восприятия – родовой признак восприятия. Каждый воспринимаемый предмет мы относим к классу подобных ему предметов.

Целостность – это такое свойство восприятия, благодаря которому мы опознаем предмет по его отдельным признакам. Увидев скрывшийся за поворотом, вдруг мелькнувший вдалеке пионерский красный галстук, мы не сомневаемся, что это был школьник пионерского возраста.

Константностью восприятия называется относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов при измерении условий их восприятия. Константность – относительное постоянство свойств предметов потому, что, напр., значительное удаление объекта приводит к исчезновению константности величины.

Константность восприятия формы предмета – в том, что квадрат, напр., мы воспринимаем квадратом, даже если он расположен под углом В соответствии с тем, какой анализатор играет доминирующую роль в восприятии, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия.

Другого типа классификации восприятия являются формы существенной материи: пространство, время, движение.

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ:

1. В зависимости от форм отражения: пространства, времени, движения.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - Это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специальных анализаторов нет. В основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения.

· ВОСПРИЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЕНИЙ

· ВОСПРИЯТИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЕНИЯ

· ВОСПРИЯТИЕ ТЕМПА И РИТМА

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЙ - Это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

· ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.)

· ФОРМА ДВИЖЕНИЯ (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.)

· АМПЛИТУДА (размах движения (полная, неполная))

· СКОРОСТЬ (быстрое и медленное движение; при циклических движениях – быстрый или медленный темп)

· ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ (краткое, длительное)

· УСКОРЕНИЕ (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое)

· НАПРАВЛЕНИЕ (направо, налево, вверх, вниз)

2. В зависимости от цели: преднамеренное, непреднамеренное.

3. В зависимости от степени организации: организованное (наблюдение) – отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система; неорганизованное.

«Рефлекс на отношение» - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенности отношений между ними. В результате в мозге формируется отчетливый образ, полученный в процессе анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЙ.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные свойства восприятия: избирательность, предметность, апперцепция (зависимость восприятия от прежнего опыта человека), осмысленность, константность, целостность.

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.


Интеллект и умственное развитие УР. Основные понятия, теории, подходы.

Слово «интеллект» происходит от латинского и в переводе означает «разумение», «понимание», «постижение». Единого понимания данного термина до сих пор не существует. Под интеллектом понимают индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающей возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Пиаже видел сущность интеллекта в обеспечении адекватной адаптации человека.

В структурно-генетическом подходе Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой. В конгнитивистском походе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. При факторно-аналитическом подходе рассматривают устойчивые факторы интеллекта (Ч.Спирмен, Х. Айзенк, Векслер). Основные критерии по которым рассматривается интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, интеграции, абстракции, обобщения, сравнения. Отечественная психология (Выготский, Гальперин Петр Яковлевич) исходит из принципа единства интеллекта и личности, большое значение уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, и их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. При этом признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономический условий жизни.

1. биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации». 2. педагогическая: «способность к обучению – обучаемость». 3. структурный подход, сформулированный А. Бене: И-т как «способность адаптации средств к цели» – совокупность тех или иных способностей. Совокупность познавательных процессов ч-а определяет его И-т. Векслер «И-т это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. И-т рассматривается как способность ч-а адаптироваться к окружающей среде.

Структура интеллекта: По Кеттелу:

1) текучий – зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется

приспособление к новым ситуациям.

2 ) кристаллизованный – отражает прошлый опыт.

Р. Стернберг предложил факторный анализ понятия интеллект. Выделяет три формы

интеллектуального поведения: 1. Вербальный - запас слов и понятий, общая

эрудиция понимания оттенков смысла.2. Способности решать задачи.

3. Практический интеллект: умение добиваться поставленных задач.

Большинство зарубежных исследователей определяют интеллект через процедуру

измерения, т.е.способность решать тестовые задачи. Наиболее полно этот подход

проявляется в факторных моделях интеллекта

Факторные модели.

Интеллект является латентным, т.е. дан исследователю через косвенное

проявление при решении жизненных задач. Отсюда он может быть измерен.

Поведенческих проявлений интеллекта всегда больше, чем его свойств.

Отсюдаможно создать множество задач для выявления одного свойства.

Они будут отличаться уровнем трудности.

Решение может быть правильным и неправильным, но любую задачу

можно решить за бесконечно большое время.

Монофакторный

Ч.Спирмен работал над проблемой познавательной способности. Проведя диагностику

познавательных процессов выявил, что они коррелируют между собой. Он предложил,

что успех любой познавательной деятельности связан с факторами интеллекта.

Обозначил G – общий фактор, все остальные виды деятельности подчиняются G.

Таким образом, в основе поведения лежит один G – фактор, остальные подчиняются.

С. Бард модель также иерархична, но выделяет 5 уровней, которые соподчиняются G,

который отожествляет с процессами выполнения.

Г.Айзенк –интеллект состоит из разных модальностей: вербальный, числовой и

пространственный. Кубическая модель интеллекта – на одной грани познавательные

процессы, на другой модальности.

Вывод: интеллект представлен в виде генерального фактора и множеством других факоров,

которые соподчиняются G. Диагностический смысл в том, что методика в рамках

этой концепции измеряет только уровень интеллекта.

Мультифакторный

Терстоун - используя процедуру факторного анализа предложил другую концепцию

интеллекта. В сфере интеллекта существует целый ряд независимых факторов:

словесное понимание; беглость речи; память; скорость восприятия.

Стенберг формирует мультифакторную модель интеллекта- способность адаптации. Выделяет адаптивные компоненты:

вербальные способности; социальную активность; решение задач и т. д.

Джон Гилфорд кубическую модель, рассматривает интеллект в трех измерениях: операции-понимание,запоминание и др.

;информация- образная, символическая; содержание – отношения, классы, единицы.В целом получится 120 факторов интеллекта,

не связанные между собой.

Умственное развитие - это совокупность знаний, умений и умственных действий, которые сформировались в процессе их приобретения и достигли некоторого уровня. Умственное развитие отражает содержание, формы и способы мышления, т.е. это уровень мышления при к-ом имеет значение не только объем знаний, но и качество (глубина, осмысленность, динамичность).Уровень умственного развития отражает общие типичные возрастные особенности мыслительной деятельности, которые касаются объема и качества знаний, а также запаса определенных умственных действий.

 

Теории темперамента.

Гуморальная - Гиппократ – люди различаются соотношением 4-х основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи, черной желчи.

Клавдий Гален – тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им выделены 13 типов темперамента, затем сведены до 4-х: сангвиник – кровь, флегматик – слизь, мокрота, холерик – желчь, меланхолик – черная желчь.

Конституциональная теория Кречмера: выделил 4 конституциональных типа:

Лептосоматик - хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные и худые нижние конечности (астеник).

Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или ср. ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.

В соответствии с данными типами строения тела он выделил следующие типы темперамента:

Шизотимик – астеническое телосложение, замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, но не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению.

Иксотимик – атлетическое телосложение, спокойный невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Циклотимик – пикническое телосложение, эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Концепция темперамента У.Шелдона – тело и темперамент - два взаимосвязанных между собой параметра человека. По его мнению, структура тела определяет темперамент, который является его функцией: Эндоморфный – (из эндодермы образ-ся внутренние органы). Мезоморфный – (из мезодермы – мышечная ткань).

Эктоморфный – (из эктодермы – кожа и нервная ткань).

Павлов выделил 3 свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств выделил 4 типичные комбинации в виде 4 типов ВНД. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника (характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность); сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика ( характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений); сильный, неуравновешенный - темперамент холерика ( характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний); слабый - темперамент меланхолика ( малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении).

Борис Михайлович Теплов - к темпераменту относил устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента: эмоциональная возбудимость – способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия; возбудимость внимания – способность замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя; сила эмоций; тревожность; реактивность произвольных движений; активность волевой целенаправленной деятельности; пластичность- ригидность; резистентность; субъективация.

Б.М.Тепловым и В.Д.Небылицыным выделены и описаны (к Павловской концепции) 2 свойства нервных процессов: лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов) и динамичность (легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов).

Закономерности развития.

1. Стадиальность – существуют стадии психического развития, именуемые возрастом.

2. Преемственность – использование достижений предшествующих стадий развития в ходе дальнейшего психического развития.

3. Цикличность (спираливидность) – любое психическое явление (память, мышление и др.), развивается в каждом возрасте, но приобретает новые качественные особенности.

4. Неравномерность – различные виды и свойства познавательных процессов, личностные качества развиваются в разное время. Неравномерность развития приводит к зоне актуального развития и к зоне ближайшего развития. Зона актуального развития – те психические явления, которые закончили свое развитие. Зона ближайшего развития – те психические явления, которые в данном возрасте еще развиваются.

Сензитивный период развития – период повышенной чувствительности психических явлений внешним воздействиям. Повышенно чувствительны те психические явления, которые только развиваются.

5. Индивидуальные особенности развития – вариации типичного хода развития, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного ребенка.

6. с-лизация - процесс усвоения (в отличии от животных, к-ые приспосабливаются и активного воспроизводства с-льного опыта.

7. интериоризация –переход общественных представлений в соз-е отдельного ч-а (перевод внешнего во внутреннее), экстериоризация – перевод из внутреннего во внешний план.

8. активность ребенка =д-сть (одна из форм активности – развивающиеся задатки.

9. потребности и ведущая д-сть –источник развития. Ведущая д-сть обуславливает псих-ое развитие ребенка, ведет к новообразованиям. Новообразование –образование новых свойств, качеств л-ти; система мотивов; другие виды д-сти.

10. необратимость развития - чел-к не может вернуться на предыдущую стадию.

11. скачкообразность – скачки в развитии ребенка. Основные противоречия: -между внутренними и внешними факторами с-льной ситуации; -между потребностью и д-стью; - между старым образом жизни, возможностями, потребностями и требованиями, предъявляемыми к чел-ку.

12 акселерация – ускорение темпов развития.

 

4. Психологический возраст – это конкретное относительно ограниченное во времени развитие индивида как личности, характеризуемое закономерным характером физиологического и психологического изменения, происходящего на данном этапе развития и не связано с индивидуальным различием.

Характеристики развития.

Социальная ситуация развития (ССР) – совокупность внутренних и внешних условий, которые определяют развитие в определенном возрасте.

Внутренние условия: 1) потребности возраста; 2) аффективные переживания (обусловлены тем, в какой степени удовлетворяются потребности возраста).

Внешние условия – сюда относятся положение ребенка в системе общих отношений.

Ведущая деятельность – вид деятельности, который определяет возникновение изменений познавательных процессов и личности в данном возрасте.

В процессе развития ребенка выделяют 2 типа ведущих видов деятельности.

1 тип – деятельности, развивающие мотивационную сферу (общение в младенческом возрасте, игра, интимно-личностное общение подростков).

2 тип – деятельности, развивающие операционно-технические деятельности (знания, умения, навыки). Это предметная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность юношеского возраста.

Психические новообразования – качественные изменения психики, которые возникают к концу возраста: 1) новообразования познавательных процессов; 2) новообразования личности; 3) предпосылки формирования новых видов деятельности.

6. Наличие критических периодов (по Л.С.Выгодскому). Он ввел 2 понятия.

1) Стабильный возраст. Развитие происходит на протяжении длительного времени, изменения накапливаются медленно, внешне не выражены.

2) Критический возраст. Развитие происходит в короткие сроки, характеризуются бурными изменениями, ярко выражены внешне. Основной смысл кризиса – изменение отношений с окружающими людьми: требования взрослых начинают не соответствовать уровню психологического развития ребенка, следовательно, необходимо их изменение.

Кризисы детского возраста (основные критические периоды).

1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис семи лет; 4) кризис подросткового возраста; 5) кризис юношеского возраста.

Кризисы взрослого возраста (основные критические периоды).

1) кризис, обусловленный окончанием учебного заведения и началом трудовой деятельности; 2) кризис середины жизни (40-50 лет); 3) кризис пенсионного возраста; 4) кризис смерти.

 

Понятие о воображении.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Главное назначение воображения как психического процесса в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Специфика воображения в том, что оно характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение – это псих-ий процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при к-ом образы отличаются от реальной действительности. Воображение всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением, эмоциями. Помимо индивидуального воображения существует также и коллективное воображение. Оно отражено в произведения народного искусства, в рассказах, сказках, легендах.

 

2. Виды воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.Воображение бывает активным и пассивным. Активное делится на воссоздающее и творческое, а пассивное – на преднамеренное и непреднамеренное. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний). Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могу служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Грезы не контролируются полностью. Особая форма воображения – мечта. Мечта – это возможное и желаемое, представляемое в воображении. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

3. Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

1 представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2 регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

3 участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4 формирование внутреннего плана действий – способности выполнять в уме, манипулируя образами.

5 планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса регуляции.

Функции воображения: 1. позволяет ч-у представить в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует; 2. воображение необходимо, чтобы в образной форме решать нек-ые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в соз-и образами вещей, с к-ыми эти задачи связаны; 3. воображение помогает ч-у выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или будущее, проиграть в уме соответствующие действия; 4. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения ч-а, можно судить о его П-ии. Предполагается, что в продуктах фантазии ч-а непосредственно отражаются его П-ические особенности; 5. Психотерапевтическая функция воображения состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на П-ическое состояние и поведение ч-а. Воображение в этой его функции широко используется во многих методах практической П-ии (аутогенная тренировка, гештальттерапия, нейролингвистической программирование).

Способы создание образов воображения: 1. синтезирование; 2. агглютинация - объединение частей образов в один (козлообразный мужик –черт); 3. акцентирование; 4. гиперболизация; 5. аналогия; 6. типизация - выявление много раз повторяющегося распространенного явления, типичного (в искусстве, литературе).

4. Развитие воображения в игровой деятельности.

Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение и прогрессивное изменение по ряду существенных признаков: разнообразие фантазий ч-а (каждый раз по одному и тому же поводу ч- придумывает что-то новое). 2. оригинальность фантазий ч-а (отличие от того, что придумано другими). 3. детализированность фантазий, то насколько проработаны, прописаны в деталях продукты фантазий. 4. Интеллектуализированность фантазий. О ней можно судить по тем мыслям, к-ые вызывает у других людей продукты фантазий данного ч-а. 5. эм-ность фантазий. Чем больше разнообразных эмоций, переживаний и чувств вызывает продукт фантазий ч-а у других людей, тем выше эм-ный заряд фантазий.

В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре Игра - это символическая деятельность, в которой объекты получают условные наименования и в дальнейшем используются не по своим натуральным свойствам а по тем, которыми обусловлены данные наименования.

Классификация игр по признаку символизации.

1. Если символические названия даются предметам, то игра с ними называется предметной.

2. Если условные наименования даются самим игрокам, такая игра называется ролевой.

3. Если условные наименования даются группам играющих, игра называется «по правилам» (казаки – разбойники).

На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. В игре детей 3-4-летнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки.

В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Воображение ребенка на самом деле богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого.

Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.


Виды мышления.

По форме: Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Это наиболее ранний – исторически и онтогенетически – вид мышления. И.М.Сеченов назвал этот период «стадией предметного мышления». Ребенок решает мыслительную задачу, непосредственно манипулируя предметом, напр., разбирая игрушку. Сегодня с помощью практичес







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.