Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Посмотрим, что же говорят эти теории о понятии права.





Теория естественного права. Наиболее видными ее представителями являются Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье,Ж-Ж.Руссо, А.Н.Радищев. В настоящее время имеет значительное распространение в отечественной юриспруденции. Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право - это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются, т.е. признаются государством и, как правило, письменно закреплены.Естественное же право - это неписаное право, которое "живет" в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, о естественных, неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения (праве на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д.). Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать.

Историческая школа права. Её основоположниками являются немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта. Основное внимание уделяла вопросам возникновения и истории права. Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не дано Богом, а создается, складывается постепенно путем самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом.

Юридический позитивизм. Основные его представители - Д.Остин,К.Бергбом, Г.Ф.Шершеневич. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право - это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества.

Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизм, основоположником которого считается Г.Кельзен. С точки зрения нормативизма право - это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства.

Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р.Иеринг, Ф.Жени, Е.Эрлих, Р.Паунд. Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях.

Психологическая теория права. Ее родоначальником считается русский ученый Л.И. Петражицкий. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. Марксистско-ленинская теория права. Основоположники - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. С точки зрения марксистско-ленинской теории, право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм.

30. Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

«Право — есть искусство добра и справедливости» — РП.

Признаки права — это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

1. Нормативность — право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юри­дическое лицо, не произвольны, они определе­ны в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права — право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. Интеллектуально-волевой характер права — право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сто­рона права: право — форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдель­ных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного при­нуждения — если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль­но выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность, обес­печенность «будущего».

4. Формальная определенность — правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойствен­на и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нор­мативных актах, религиозные нормы-заповеди формулиру­ются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государ­ством, а другими организациями (общественными, религи­озными). Государство придает праву об­щеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

5. Системность — право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное сис­темное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:

естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права — права человека (возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину);

позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп);

субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуаль­ные возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).

31. Теория естественного права. Право имеет естественный характер и определяется природой человека (нравственность, духовность).

Основные компоненты:

- правовые принципы, идеи;

- права человека, определяемые природой.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающее в себя знание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

32. Юридический позитивизм возникает в начале XIX в., когда буржуазия

достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период

относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции.

Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости

созданного ею строя, в могуществе ее государства и права. Буржуазия видит в

своем праве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против

нарастающего рабочего движения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как

заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического

позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное

право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией

принуждения. Право есть результат только правотворческой функции

государства, независимой от экономических и классовых отношений.

Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность

права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях

кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является

основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и

классовых отношений. Свою задачу они видят в описании права, в формально-

логическом исследовании его догмы. Формально-догматический описательный

метод признается в качестве основного метода исследования. В рамках

юридического позитивизма создается концепция правового государства. Идеи

позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных

вариантах.

33. В юридической науке сложились два подхода к сущности права. В соответствии с первым подходом право выражает интересы господствующего класса, воплощает его волю и служит средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Этот подход выражает марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Сторонники другого подхода трактуют сущность права как средство компромисса для снятия противоречий в обществе, как средство согласия, уступок. По их мнению, при правовом решении проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс и лишь затем применяться принуждение.

Следует признать, что сущность права многообразна как само право. Вместе с тем можно выделить ее двойственный характер: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества - общесоциальная сущность.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.