Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы правовых институтов.





Правовой институт – часть отрасли права. Институт уголовной ответственности в уголовном праве – принцип индивидуализации наказания.

Институт своевременной уголовной ответственности, в котором существует принцип двойной ответственности за одно и то же преступление.

 

35. Мораль и право – из методички

Единство: 1.нормативность морали и права заключается в том,что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том,что они распространяются на все общественные отношения; 3. общность заключается в том,что эти соц.институты обслуживают общий экономич.базис, идеологию и политику.

Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.д.; 2. по сфере действия – н.п. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а н.м. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепление в офиц. нормативных актах, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида.

Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в качестве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич.санкциями и ем самым защищает необходимый минимум нравственности.

37. Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативноорганизационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Правовое регулирование включает следующие стадии:

1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;

4) применение права. Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между 1й и 2й или 2й и 3й стадиями.

Предмет правового регулирования та сфера общественных отношений,

которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

• властеотношения;

• отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;

• отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

38. Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

  1. правовые нормы;
  2. правоприменительные акты;
  3. правовые отношения;
  4. акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования:

  1. простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;
  2. сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.

Используются следующие методы правового регулирования:

  1. централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;
  2. децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.

Способами правового регулирования являются:

  1. запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;
  2. дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;
  3. позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).

Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.

Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).

Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:

  1. от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
  2. юридической значимости: основные; вспомогательные;
  3. функционального назначения: регулятивные; охранительные;
  4. характера права: материальные; процессуальные;
  5. времени действия: однократные; многократные;
  6. формы деятельности: нормативные; индивидуальные;
  7. предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;
  8. предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.

Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

Таким образом, механизм правового регулирования позволяет:

  1. собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.;
  2. определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.

Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.

По сути правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.

Структура правосознания

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько компонентов:

- Рациональный компонент (взгляды, представления, идеи о праве);

- Психологический компонент (чувства, эмоции, вызываемые правом и выражающие определенное отношение к действующему или желаемому праву);

- Поведенческий компонент (установка на определенное поведение в правовой сфере, готовность действовать определенным образом - в соответствии или вопреки праву).

Традиционно в рамках правосознания выделяют два крупных комплекса:

Правовую идеологию

Правовую психологию.

Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне.

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие.

Функции правосознания

· Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

· Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

· Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

· Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Виды правосознания

· Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

· Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

· Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

· Массовое — правосознание обширных масс людей.

· Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания: 1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни

1.Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации, таким образом, перечисленные формы психолого-правовой деятельности реализуется не иначе как через социальное поле общества.

2. Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе.

42. Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

  1. деспотичный характер государственной власти;
  2. особенность исторического развития государства;
  3. использование репрессивного законодательства;
  4. пробелы в законодательстве, в правовой системе;
  5. наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
  6. отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
  7. переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
  8. несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

  1. широкое распространение и повсеместность;
  2. неподконтрольность;
  3. наличие в государстве разнообразных форм его проявления;
  4. дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);
  5. соединение нигилизма с разными формами протеста;
  6. распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

  1. сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
  2. массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
  3. распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
  4. так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;
  5. массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  6. понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:

  1. гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
  2. укрепление режима законности на территории государства;
  3. осуществление верховенства основного и других законов государства;
  4. совершенствование правовой системы государства;
  5. осуществление правового порядка в государстве;
  6. повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
  7. проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

43. Правовая культура — многозначная характеристика одной из сторон жизни общества Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень знания права, на которую опираются, исполнительная власть должностные лица также она характеризуется интенсивностью убеждении в ценности права.

Структура правовой культуры профессиональный и традиционно бытовой пласты

Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства

Состав правовой культуры

1) духовные характеристики

2) материальные придатки права — юридические учреждения их организация отношения

3) роль права судебной нотариальной и других систем в обществе

4) стиль культура работы этих систем

5) отношения государства с гражданами защита их законных интересов как соотношение правовой куль туры с другими системами общей культуры — политической научной художественной

6) работа законодательных органов и т д.

Типы правовой культуры

1)идеолого – психологическая

2) нормативная (фиксируемая совокупностью норм права)

3) поведенческая (указывает на характер правовых действий)

4) объективированная (закрепляющая результаты правовой деятельности)

Повышение правовой культуры:

1) формирование чувств права и законности;

2) освоение достижений логико правово мышления;

3) совершенствование законодательства

4) повышение уровня законопроектных работ;

5) увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

6) совершенствование юрисдикционной или другой правоприменительной деятельности;

7) разделение полномочий законодательных, исполнительных судебных учреждений;

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения соблюдения права, профилактики правонарушений. Своим адресатом правовое воспитание имеет граждан, должностных лиц;

Правовая культура функционирует и взаимродействует с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной, эстетической, религиозной и. т. д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются подству черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества так и отдельным ее областям.

44. С понятием “форма права” тесно связано понятие “источник права”. Будучи многозначным термином, оно в одном из своих значений совпадает с понятием “форма права”. Причем данная категория используется в литературе гораздо чаще, чем термин “форма права”.

Источник права — форма выражения го­сударственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения су­ществования права определенного содержания.

Виды источников права

1. Правовой обычай — санкционированный госу­дарством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы.

Юридическая норма может быть выражена в различных формах.

Исторически в раннеклассовых обществах юридиче­ская норма появляется в виде правового обычая, кото­рый регулирует все сферы общества (трудовые, религиозные, брачно-семейные). Постепенно выделяются наиболее важные — имущественные общественные от­ношения, появляется власть, полнота власти принад­лежит верхушке общества, доминирующее положение которой определяется имущественным положением. Власть начинает нуждаться в закреплении своего стату­са, с этой целью выбираются соответствующие обычаи, которые санкционируются государством.

Правовой обычай — самый первый источник права

Правовой обычай — самая органичная демократич­ная форма права

Недостатки правового обычая:

1) чтобы укрепился обычай уходит много времени,

2) на отмирание обычая уходит тоже много времени,

3) правовой обычай из всех форм права наименее формализован (появляется возможность двоякого тол­кования)

В России правовой обычай занимает незначитель­ное место

2. Прецедент — решение судебного илиадминистративного органа по конкретному вопросу приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным.

Виды прецедента:

— судебный (решение суда (обычно это высшая су­дебная инстанция в стране) по конкретному делу кото­рое затем становится образцом обязательным прави­лом для решения аналогичных дел в будущем)

— административный

— кассационный (решение, принятое в результате кассации, т. е. обжалования)

В раннеклассовых обществах прецедент утверждал­ся как решение судебных органов, затем — как решение высшего судебного органа

Недостатки прецедента

— при использовании прецедента резко сужается круг субъектов правотворчества;

— прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

3. Нормативно-правовой акт — акт правотворче­ства принятый в особом порядке строго определенны­ми субъектами и содержащий норму права. Он рассчи­тан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед дру­гими источниками права:

— государственные органы, принимающие эти акты имеют большие координационные возможности для вы­явления общего интереса

— в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным

способом оформления устоявшихся норм.

45. Нормативно-правовой акт — акт правотворче­ства принятый в особом порядке строго определенны­ми субъектами и содержащий норму права. Он рассчи­тан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет преимущества перед дру­гими источниками права:

— государственные органы, принимающие эти акты имеют большие координационные возможности для вы­явления общего интереса;

— в силу определенных правил изложения нормативный акт является наиболее целесообразным спо собом оформления устоявшихся норм— на него легко ссылаться вносить необ­ходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Ему присущи следующие особенности:

— исходит от строго определенных субъектов (на­пример, указ Президента России, постановление Правительства РФ),

— принимается в четко установленном порядке;

— имеет установленную форму и реквизиты (на звание указание на орган, подпись должностного лица, печать дата издания),

— он может быть относительно быстро принят из мене или отменен;

— имеет временные, пространственные пределы действия,

— он всегда содержит юридическую норму.

Классификация нормативно-правового акта:

1) по критерию сферы действия:

а) внешние,

б)внутренние,

2) по критерию субъектов правотворчества:

а) акты референдума;

б) акты органов государственной власти;

в) акты президента;

г) акты органов государственного управления (пра­вительство, министерства ведомства)

д) акты должностных лиц;

Юридическая сила нормативно-правового акта (какие акты приоритетнее)

— обладающие высшей юридической силой — за­коны;

— обладающие меньшей юридической силой — подзаконные акты;

4. Нормативный договор — соглашение между раз­личными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международно­го права. В ряде случаев нормативный договор использу­ется во внутригосударственном праве (Федеративный до­говор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между админист­рацией предприятия и трудовым коллективом и др).

5. Юридическая доктрина — мнения, идеи и кон­цепции выдающихся ученых-юристов. В римском пра­ве научные труды некоторых известных юристов зача­стую клались в основу решения юридических дел

6. Религиозные тексты (священные книги и сборни­ки, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике) Этот источник применя­ется в первую очередь в мусульманском праве (Коран — собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизне­описание пророка Мухаммеда)

Акт при­ме­не­ния нор­мы пра­ва - это офи­ци­аль­ный пра­во­вой до­ку­мент, со­дер­жа­щий ин­ди­ви­ду­аль­ное го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ное пред­пи­са­ние ком­пе­тент­но­го ор­га­на, ко­то­рое вы­носит­ся им в ре­зуль­та­те раз­ре­ше­ния кон­крет­но­го юри­ди­че­ско­го спо­ра.

При­зна­ки ак­тов при­ме­не­ния норм пра­ва: - име­ет вла­ст­ных ха­рак­тер и ох­ра­ня­ет­ся при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва; - акт при­ме­не­ния - ин­ди­ви­ду­аль­ный пра­во­вой акт; - пра­во­при­ме­ни­тель­ные ак­ты долж­ны быть за­кон­ны; - ак­ты при­ме­не­ния норм пра­ва из­да­ют­ся в ус­та­нов­лен­ной фор­ме и уме­ют точ­ное на­име­но­ва­ние.

Клас­си­фи­ка­ция ак­тов при­ме­не­ния норм пра­ва про­из­во­дит­ся по раз­лич­ным ос­но­ва­ни­ям. В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­тов, при­ме­няю­щих нор­мы пра­ва, ин­ди­ви­ду­аль­ные пра­во­вые ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся на сле­дую­щие ви­ды: – ак­ты пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; – ак­ты ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти; - ак­ты пра­во­ох­ра­ни­тель­ных го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов (су­да, про­ку­ра­ту­ры, ар­бит­ра­жа и др.); - ак­ты го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля (на­ло­го­вой ин­спек­ции, та­мо­жен­но­го ор­га­на и др.).

В за­ви­си­мо­сти от со­дер­жа­ния об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний и при­ме­няе­мых к ним норм пра­ва пра­во­при­ме­ни­тель­ные ак­ты под­раз­де­ля­ют­ся: - на ре­гу­ля­тив­ные, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют кон­крет­ные юри­ди­че­ские пра­ва и обя­зан­но­сти в свя­зи с пра­во­мер­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей (на­при­мер, при­каз рек­то­ра учеб­но­го за­ве­де­ния о за­чис­ле­нии в вуз; ре­ше­ние ор­га­на со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния о на­зна­че­нии пен­сии); – на ох­ра­ни­тель­ные, из­да­вае­мые в свя­зи с со­вер­ше­ни­ем от­дель­ны­ми людь­ми пра­во­на­ру­ше­ний (при­го­вор су­да, по­ста­нов­ле­ние сле­до­ва­те­ля о при­вле­че­нии по­доз­ре­вае­мо­го в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го, про­тест про­ку­ро­ра).

Та­ким об­ра­зом, ак­ты при­ме­не­ния норм пра­ва яв­ля­ют­ся важ­ней­шим сред­ст­вом реа­ли­за­ции пред­пи­са­ния пра­во­вых норм.

46. Для начала следует отметить, что закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Вообще, законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Такое особенное их положение предопределяется следующими характерными чертами, присущими закону как виду нормативно-правового акта:

• закон принимается только соответствующими компетентными законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом (референдум);

• закон обладает высшей юридической силой. Ни один государственный орган, кроме того, который издал соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять содержание какого-либо закона;

• закон регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения;

• закон содержит нормы исходного, первичного характера;

• закон принимается в особом, официально утвержденном процессуальном порядке.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства, т. е. в зависимости от занимаемого места, все законы как источники права подразделяются на следующие виды:

1. Конституционные законы — данные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. В частности, к конституционным законам относятся следующие виды нормативно-правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации и республик, входящих в ее состав;

б) законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию Российской Федерации;

в) законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции Российской Федерации.

Категория «конституция Российской Федерации» может быть рассмотрена с двух аспектов: фактического и юридического. Фактическая конституция подразумевает под собой реальные общественные отношения, а юридическая конституция — правовое оформление данных общественных отношений.

Конституция — это акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации определен перечень конкретных федеральных конституционных законов (14). При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, однако на эти голоса может быть наложено вето Президента Российской Федерации, который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов.

2. Текущие (обыкновенные) законы — данные законы принимаются на основе и для исполнения федеральных конституционных законов. Обыкновенные законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества. В свою очередь все текущие федеральные законы (законы Российской Федерации) подразделяются на две следующие группы:

а) органические (кодифицированные) законы — данные законы принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых правовых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в Основах законодательства Российской Федерации, а также в отраслевых кодексах;

б) чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

3. Подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на следующие виды по различным критериям:

• в зависимости от характера полномочий на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе делегированных парламентом полномочий; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации;

• в зависимости от юридической значимости на: нормативные указы (данные указы содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни и имеют общеобязательный характер) и правоприменительные указы (данные указы носят индивидуально-разовый характер, принимаются по конкретным вопросам государственного управления);

б) распоряжения Президента Российской Федерации;

в) указы и распоряжения президентов республик, входящих в состав Российской Федерации;

г) постановления Правительства Российской Федерации, которые могут быть приняты:

• во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации;

• по вопросам собственной компетенции.

д) распоряжения Правительства Российской Федерации;

е) приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств;

ж) уставы; постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти; приказы и инструкции министерств и ведомств субъектов Российской Федерации;

з) решения представительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

и) нормативные акты общественных организаций;

к) международно-правовые акты, которые в свою очередь подразделяются на два вида:

• директивы — данные международно-правовые акты дают возможность выбора способов, средств, форм реализации международных обязательств;

• постановления — это требования, содержащие определенные правовые предписания и подлежащие непосредственному исполнению каждой стороной.

47. Для начала следует отметить, что законодательная деятельность — это сложный и многогранный процесс. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией Российской Федерации и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти.

В законотворческом процессе можно выделить следующие основные стадии издания законов:

1) законодательная инициатива,

2) обсуждение законопроекта,

3) принятие закона,

4) опубликование (обнародование) закона.

Законодательная инициатива — это предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

К числу субъектов, которые обладают правом законодательной инициативы, относятся следующие должностные лица (государственные органы):

• Президент Российской Федерации,

• Члены Совета Федерации,

• Государственная Дума, депутаты Государственной Думы Российской Федерации,

• Правительство Российской Федерации,

• Члены (депутаты) законодательных органов субъектов Российской Федерации,

• Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации.

После регистрации законодательные проекты направляются в рабочие органы для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними. Данные законодательные проекты направляются в Государственную Думу, которая является законодательным органом.

Обсуждение законодательного проекта происходит на заседании Государственной Думы, оно начинается с доклада инициатора законопроекта. Некоторые особо важные законопроекты могут обсуждаться всенародно, т. е. путем проведения референдума.

Непосредственное рассмотрение текста законодательного проекта может производиться либо постатейно, либо по разделам, либо в целом. На стадии обсуждения законодательного проекта допускается внесение в него поправок, изменений и дополнений. Кроме того, изменения, вносимые в законодательный проект, могут выражаться в исключении ненужных положений. В зависимости от степени подготовленности представленного на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законодательного проекта возможны три варианта дальнейших действий:

• принятие законопроекта,

• отклонение законопроекта,

• отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие законодательного проекта — это отдельная самостоятельная стадия законотворческого процесса, и она может быть различной в зависимости от степени важности принимаемого нормативного акта. Так, например, принятие федерального либо федерального конституционного закона осуществляется на заседании Государственной Думы Российской Федерации. Для этого необходимо, чтобы за законодательный проект положительно проголосовало соответственно более 1/2 либо не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Некоторые федеральные и федеральные конституционные законы после утверждения их Государственной Думой направляются на дальнейшее рассмотрение в Совет Федерации Российской Федерации, где соответственно для их принятия требуется, чтобы положительно проголосовало более 1/2 либо не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Текст принятого законодательного проекта подписывается и обнародуется Президентом Российской Федерации. В случае же несогласия Президента с представленным законопроектом он может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, а далее — в Совет Федерации.

После того как законодательный проект окончательно прошел стадию обсуждения и принятия, он подлежит официальному опубликованию. Опубликование — это основной из имеющихся вид оглашения, обнародования закона. Вообще, опубликование — это самостоятельная стадия законотворческого процесса, которая имеет очень важное юридическое и социальное значение. Все федеральные (в том числе конституционные) законы подлежат опубликованию в течение 7 дней со дня подписания их Президентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собрания Российской Федерации — в течение 10 дней.

Федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и иные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации после их официального опубликования в государственных средствах массовой информации — «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства» и др. В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио либо переданы по каналам связи, а также разосланы государственным органам.

48. а) Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т.е. правила общего характера, модель поведения. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк. Например:<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.