Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ БОРЬБЫ САМБО В СССР





МОЛОДОЙ САМБИСТ

 

 

Издательство

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»

Москва 1970

 

А735

Т86

6—9—2

Тем. план

1970 № 83

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Из истории развития борьбы самбо в СССР

Организация и содержание работы секции по борьбе самбо

Организация занятий по борьбе самбо и методика обучения

Форма организации и содержание занятий

О методике обучения борьбе самбо

Советы по организации занятий в секциях борьбы самбо

Примерное поурочное распределение учебного материа­ла по борьбе самбо (для 1-го года обучения)

Специальные упражнения

Простейшие виды борьбы

Приемы самостраховки и страховки

Стойки, передвижения, дистанции и захваты

Подготовка к выполнению бросков

Примерное поурочное описание приемов борьбы самбо (для 1-го года обучения)

Защиты от приемов, контрприемов и комбинаций приемов

Защиты и контрприемы от приемов в борьбе стоя

Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа

 

Лев Борисович Турин

МОЛОДОЙ САМБИСТ

Редактор А. И. Шавердова. Художник Г. Г. Бедарев. Художественный редак­тор О. Я. Айзман, Технический редактор Л. И. Ерохина. Корректор Л. В. Чер­нова.

 

Изд. №3858. Сдано в набор 13/IV-70 г. Подписано к печати I7/IX-70 г. № А10329.

Бум. тип. № 2 глазированная. Формат 84Х108 1/32. Печ. л. 6,5. Усл. печ. л. 10,92.

Уч.-изд. л. 10,05. Бум. 3,25. Тираж 100 000 экз. Цена 36 коп. Зак. 1013.

 

Издательство «Физкультура и спорт» Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва, К-6. Каляевская ул., 27.

Ярославский полиграфкомбинат Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Ярославль, ул. Свободы, 97.

 

 

ОТ АВТОРА

 

Борьба самбо — прекрасное средство физического развития и закалки — представляет собой чрезвычайно ценный по мно­гообразию техники и оборонному значению вид спорта. Она способствует воспитанию таких качеств, как сила и ловкость, гибкость и быстрота, выносливость и решительность.



Борьба самбо очень популярна среди молодежи. На заво­дах, в институтах, колхозах создаются секции для занятий борьбой самбо.

Интерес к борьбе самбо в значительной мере связан и с движением за соблюдение гражданской дисциплины и с вы­соким уровнем организации общественного порядка.

Советские граждане, вступая в народные дружины по ох­ране и поддержанию общественного порядка, ставят своей целью принести там как можно больше пользы. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены. Овладение приемами борь­бы самбо — одно из основных условий такой подготовлен­ности.

Настоящее пособие имеет целью оказать помощь общест­венным инструкторам и тренерам, ведущим учебно-тренировоч­ную работу в спортивных секциях по борьбе самбо коллекти­вов физической культуры и народных дружинах. В пособие включены основные приемы, овладение которыми необходимо для любого самбиста.

Пособие знакомит читателей с принципами организации секции самбо, с методикой обучения и тренировки, с совершен­ствованием в технике борьбы самбо.

При написании пособия частично были использованы ма­териалы, изложенные в методическом письме Е. М. Чумакова «Методика обучения борьбе самбо» (Москва, 1957 г.), в учеб­нике для институтов физической культуры «Спортивная борь­ба» (коллектив авторов, ФИС, 1968 г.) и в «Программе по борьбе самбо для коллективов физической культуры» (ФиС, 1961 г.).

Все замечания и предложения следует присылать по ад­ресу: Москва, К-6, Каляевская ул., д. 27, издательство «Физ­культура и спорт».

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИИ ПО БОРЬБЕ САМБО

 

Организация и задачи секции. Решая вопрос о созда­нии секции по борьбе самбо, совет коллектива физической культуры должен предварительно провести большую под­готовительно-организационную работу. Прежде всего сле­дует выявить всех желающих заниматься борьбой самбо и подобрать одного или нескольких тренеров для работы в секции. При подборе тренеров следует иметь в виду, что на одного тренера должно приходиться не более 18—20 но­вичков или не более 10—12 самбистов-разрядников.

До официального начала работы секции совет коллек­тива физической культуры совместно с тренерами дол­жен решить вопрос о местах занятий секций и оснащении необходимым спортивным оборудованием и инвентарем.

Секция борьбы самбо в коллективе физической куль­туры объединяет желающих заниматься этим видом спор­тивной борьбы независимо от их общей физической и спе­циальной подготовки к моменту вступления в секцию. При приеме в секцию новичок обязан предъявить разре­шение врача заниматься борьбой самбо. Активисты, кото­рым совет коллектива физической культуры поручит соз­дание секции, при записи желающих вступить в нее дол­жны позаботиться о том, чтобы все они прошли медицинский осмотр.

Для начинающих, имеющих спортивные разряды по самбо, а также для спортсменов старшего возраста в сек­ции должны быть созданы отдельные учебные группы. Рас­пределение членов секции по учебным группам позволит правильно и интересно строить тренировки с учетом физи­ческих возможностей и квалификации занимающихся. Еще более желательно, чтобы для начинающих и для сам­бистов-разрядников были организованы раздельные группы.

В каждой учебной группе должен быть избран старо­ста, который является помощником тренера по организа­ционным вопросам. В обязанности старосты входит под­держание порядка во время занятий, учет посещаемости и учет проделанной работы. Староста должен также по­могать тренеру готовить оборудование и инвентарь к заня­тиям.

В секции, где много учебных групп и несколько трене­ров, необходимо создать тренерский совет. Постоянный обмен опытом и взаимные консультации позволят лучше организовать учебно-тренировочную работу.

Для руководства работой секции на общем собрании спортсменов избирается бюро в составе 3—5 человек сро­ком на один год. Бюро выбирает из своего состава пред­седателя и секретаря. Бюро совместно стренером или тре­нерским советом несет ответственность за правильное планирование и содержание работы секции.

Главная задача секции по борьбе самбо — воспитать всесторонне физически развитых, сильных и смелых стро­ителей коммунизма, готовых к труду и защите Родины. Эту задачу можно успешно решить, если совет коллек­тива физической культуры, бюро секции и тренеры будут повседневно воспитывать спортсменов в духе советского патриотизма, преданности делу строительства коммуниз­ма. Кроме того, следует использовать все возможности для укрепления здоровья занимающихся.

Повседневная работа секции заключается в совер­шенствовании технического и тактического мастерства самбистов, подготовке квалифицированных спортсменов-разрядников.

Программа по борьбе самбо для коллективов физи­ческой культуры включает регулярное проведение спор­тивных соревнований в самой секции, а также участие в районных и городских соревнованиях. Кроме того, про­грамма предусматривает подготовку из наиболее квали­фицированных борцов инструкторов-общественников и спортивных судей по самбо.

Планирование и учет работы секции. Успешная работа секции по борьбе самбо зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного планирования процесса тренировки. Поэтому рекомендуется, чтобы каждая сек­ция имела перспективный план развития своей деятель­ности, а текущую работу строила на основе годовых и месячных планов работы, включающих следующие раз­делы: политико-воспитательная и агитационно-массовая работа; учебно-спортивная работа и работа, направленная на подготовку занимающихся к сдаче комплексов ГТО и ГЗР, а также общественных кадров, организация врачеб­ного контроля и хозяйственная работа.

В раздел политико-воспитательной и агитационно-мас­совой работы включены такие мероприятия, как: общие собрания членов секции, коллективные экскурсии, культ­походы, посещения спортивных соревнований, лекции и доклады, выпуск стенных газет и фотовыставок, органи­зация показательных спортивных выступлений и спортив­ных вечеров, выпуск устных спортивных журналов, уча­стие в агитпоходах, выступления с лекциями и доклада­ми, изготовление агитационных плакатов, листовок и афиш, художественное оформление мест занятий и сорев­нований, коллективная читка газет и учебно-методической литературы, проведение политических и спортивных информации, организация социалистического соревнова­ния между учебными группами секции, оказание шефской помощи другим коллективам, в частности сельским и школьным, и т. д.

Приведенный круг вопросов, решение которых необхо­димо предусматривать в годовых и месячных планах ра­боты, показывает, что, для того чтобы все это выполнить, надо привлечь не только старост учебных групп и членов бюро секции, но и других активистов. Многочисленный актив может и должен быть воспитан на конкретных, по­сильных и интересных поручениях, которые следует давать членам секции.

Годовые и месячные планы работы секции должны быть хорошо известны всем членам секции. Поэтому эти планы рекомендуется обсуждать на общих собраниях членов секции или учебных групп.

Бюро секции обязано систематически контролировать ход выполнения планов работы секции и о результатах проверки информировать членов секции.

Раздел учебно-спортивной работы и работы по сдаче комплексов ГТО и ГЗР предусматривает решение таких вопросов, как распределение занимающихся по учебным группам, подбор преподавательско-тренерского состава, составление расписания занятий, обеспечение групп учеб­ными материалами и учебно-отчетной документацией, рассмотрение обязательств по подготовке значкиста ГТО и ГЗР и спортсменов-разрядников, организация соре­внований для сдачи нормативов комплекса ГТО и ГЗР, составление календарного плана спортивных соревнова­ний и положений о соревнованиях, подбор и утверждение судейских коллегий, утверждение состава сборных команд, осуществление контроля за работой в учеб­ных группах, проведение совещаний по обмену опытом и т. д.

В разделе подготовки общественных кадров составля­ется план работы для подготовки из числа занимающих­ся в секции общественных тренеров и спортивных судей и оказания им методической помощи.

В разделе организации врачебного контроля планиру­ется проведение регулярных медицинских осмотров чле­нов секции и врачебные консультации по интересующим членов секции вопросам.

В разделе хозяйственной работы включаются все во­просы, связанные с материально-техническим обеспече­нием секции: составление сметы расходов, приобретение и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, аренда и ремонт мест занятий, экипировка команд для участия в соревнованиях и т. д.

Каждая секция борьбы самбо должна иметь следую­щие документы планирования учебно-тренировочной ра­боты: учебный план; годовой график распределения учеб­ных часов по периодам и месяцам занятий; рабочий по­урочный план на каждую группу; конспекты уроков; расписание занятий в секции; календарный план спортив­ных мероприятий.

Планирование занятий в секциях определяется про­граммой по борьбе самбо для спортивных секций коллек­тивов физической культуры. Учебно-тренировочный процесс каждого года занятий подразделяется на три пе­риода: подготовительный, соревновательный и послесоревновательный. В каждом периоде занятий решаются свои особые задачи, достигаются определенные цели. Длительность каждого периода определяется с учетом состава занимающихся и построения календаря спортив­ных соревнований.

Подготовительный период для начинающих заниматься в секциях борьбы самбо продолжается 3—6 месяцев, в течение которых они должны изучить основы техники и тактики борьбы самбо, правила соревнований и подготовиться к участию в соревнованиях. В этот пери­од начинающие борцы параллельно с обучением борьбе самбо и тренировкой занимаются другими видами спорта в объеме, необходимом для подготовки к сдаче норм ком­плекса ГТО.

Соревновательный период делится на не­сколько этапов и продолжается 6—8 месяцев, в течение которых занимающиеся изучают и совершенствуются в технике и тактике борьбы самбо; развивают физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гиб­кость; совершенствуют морально-волевые качества: сме­лость, инициативу, настойчивость и стойкость; повышают общую физическую подготовку, занимаясь другими вида­ми спорта; осуществляют подготовку и сдачу норматив­ных требований комплекса ГТО; готовятся к соревнова­ниям и участвуют в соревнованиях.

Самбисты-разрядники в соревновательном периоде продолжают изучать новые приемы борьбы, совершен­ствуют свое спортивное мастерство и стараются показать на соревнованиях более высокие спортивные достижения.

Учебно-тренировочный процесс в соревновательном периоде с разрядниками включает ряд этапов подготов­ки к соревнованиям, участие в них и непродолжительное снижение нагрузок перед новой подготовкой к соревно­ваниям. Длительность каждого этапа определяется под­готовленностью спортсменов и масштабом соревнований.

В предсоревновательном этапе основное внимание уде­ляется изучению и совершенствованию в технике и такти­ке, развитию качеств, необходимых для достижения по­беды.

Соревновательный этап по времени соответствует дли­тельности соревнований и имеет своей целью поддержать уровень наивысшей работоспособности до конца соревно­ваний. Основное внимание на этом этапе уделяется режи­му питания, построению тактических планов и их реализа­ции в схватках, активному отдыху.

Послесоревновательный этап по времени продолжает­ся от конца соревнований до начала подготовки к следу­ющим соревнованиям. Этот этап включает активный от­дых, необходимый для восстановления сил, затраченных в соревнованиях, анализ прошедших соревнований и сос­тавление индивидуального плана по подготовке к следу­ющим соревнованиям с учетом ошибок и недостатков, выявившихся в прошедших соревнованиях.

В послесоревновательном периоде пос­ле активного отдыха приступают к тренировке, задача которой сводится к постепенному восстановлению уровня тренированности борца.

Приводим примерный учебный план для секций борь­бы самбо, действующий в коллективах физической куль­туры (табл. 1).

Этот примерный план должен быть положен в основу конкретного учебного плана для секции или для отдель­ных групп занимающихся. Если в секции образовано не­сколько групп занимающихся (новички, спортсмены III разряда и т. д.), то учебные планы составляются от­дельно для каждой учебной группы.

Годовой график распределения учебных часов должен отвечать на вопрос, когда и что будут изучать члены секции, сколько времени отводится на изучение того или иного вопроса. Чтобы облегчить составление таких планов, приводим примерный график расчета учебных часов для группы 1-го года обучения (новички) (табл. 2).

 

Таблица 1

Примерный учебный план для секции борьбы самбо коллектива физической культуры

 

Содержание Учебные группы
1-й год обучения новички 2-й год обучения (III раз­ряд) 3-й год обучения (II разряд)
Теоретические занятия
1. Физическая культура и спорт в СССР
2. Краткий обзор развития борьбы самбо в СССР
3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
4. Гигиена борца. Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи  
5. Теоретические сведения о технике и тактике борьбы
6. Основы методики обучения и тренировки
7. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований
8. Оборудование, инвентарь и уход за ними
9. Указания борцам перед соревнованиями
Итого часов
Практические занятия
1. Общая физическая подготовка
2. Специальная подготовка
3. Изучение техники и тактики борьбы самбо. Тренировка
4. Участие в соревнованиях Проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий
Итого часов
Всего часов

 

 

Пользуясь приведенным примерным графиком, легко составить графики расчета учебных часов для всех групп занимающихся. При этом надо только максимально учи­тывать программные требования.

Рабочие поурочные планы (для каждой группы зани­мающихся) составляет тренер на основании учебного плана и программы на каждый месяц.

В поурочном рабочем плане приводится перечень тео­ретического и практического материала (общеразвиваю-щие и специальные упражнения, приемы, защиты, контр­приемы, комбинации, схватки), изучаемого в каждом уроке.

На основании поурочного рабочего плана тренер (ин­структор) составляет на каждый урок конспект занятий. Выполнения этого требования следует добиться обяза­тельно. Предварительное конспектирование заставляет тренера лучше готовиться к занятиям, творчески подхо­дить к решению методических вопросов, позволяет стро­ить занятия наиболее интересно и содержательно, доби­ваться хороших результатов в усвоении материалов зани­мающимися.

Приводим форму поурочного рабочего плана секции и схему конспекта урока:

 

Расписание занятий является важным организующим началом в работе секций борьбы самбо. Расписание должно быть составлено с учетом занятости занимающихся на основной работе или учебе, ин­тенсивности работы и т. д.

Рекомендуется расписание занятий составлять по следующей форме:

 

 

Расписание занятий должно быть размножено в не­скольких экземплярах и вывешено в местах проведения этих занятий и там, где на производстве работает моло­дежь.

Календарный план спортивных мероприятий секции составляют, как правило, на основании календарных пла­нов вышестоящих спортивных организаций, но в него сле­дует включить все соревнования, организуемые самой секцией или в которых будут принимать участие члены секции. Нецелесообразно включать в план те соревнования, в которых члены секции не будут принимать участие. Спортивный календарь должен быть известен не только всем членам секции. Его обычно вывешивают на видном месте, где работают члены секции. Делается это в целях популяризации борьбы самбо и привлечения обществен­ного внимания к работе секции. Календарный план ре­комендуется составлять по следующей форме.

 

 

В зависимости от особенностей группы и других усло­вий занятий последовательность расположения приемов для обучения можно изменять. Можно изменять и объем материала, планируемого на каждый год обучения, за счет включения в него нового материала или сокращения старого.

Механически следовать всем положениям программы не обязательно. Программные положения надо осваивать творчески, с учетом новых фактов, накопленных практи­кой, а если тренер убежден в правильности собственной методики обучения, в полноценности и полезности най­денных им новых средств тренировки, новых приемов борьбы, их смело следует включать в план работы секции и в поурочные планы.

В примерном учебном плане для секций борьбы самбо коллективов физической культуры часть учебного време­ни отводится на общую физическую и специальную под­готовку борцов-самбистов.

Однако, по нашему мнению, общей физической и спе­циальной подготовкой надо заниматься не только на уро­ках, но и повседневно по индивидуальным планам.

Приведенный выше примерный учебный план секции борьбы самбо может быть выполнен при условии, если учебные занятия будут проводиться 3 раза в неделю по 2 часа каждое.

Решению задач, стоящих перед секцией борьбы самбо, должно быть подчинено не только текущее, но и перспек­тивное планирование как для групп борцов, так и для отдельных спортсменов.

В учебнике «Спортивная борьба» (ФиС, Москва, 1968 г.), например, рекомендуется следующая форма ин­дивидуального перспективного плана (табл. 3).

 

В предложенной форме индивидуального перспектив­ного плана, как мы видим, все разделы спортивного со­вершенствования взаимосвязаны.

Учет работы секций. Для того чтобы наладить учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в секциях борьбы самбо, необходимо в каждой группе занимаю­щихся иметь журнал (дневник). Помимо ведения общего журнала (дневника) работы секций полезно на каждого занимающегося в секции завести отдельную карточку, в которую заносить сведения о его спортивной деятельности и результатах участия в соревнованиях по следующей форме (табл. 4 и 5).

 

 

 

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

В зависимости от поставленных целей и задач в секци­ях борьбы самбо используются различные формы орга­низации занятий, которые подразделяются: на практичес­кие, теоретические, внеурочные и внесекционные.

 

Практические занятия

 

Основной формой организации практических занятий является урок. Уроки (занятия) по своему содержанию подразделяются: на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные. Продолжительность и содержание уроков определяются в зависимости от условий работы секции с учетом конкретных задач, стоящих перед группами за­нимающихся.

Практика показала, что наиболее распространенной формой практических занятий в секциях борьбы самбо является проведение учебно-тренировочных занятий (уро­ков), во время которых занимающихся обучают борьбе самбо, технике и тактике борьбы, развивая и совершен­ствуя у них физические и волевые качества.

Продолжительность урока 2—3 часа. Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Конкретную задачу и содержание каж­дого урока определяют в зависимости от учебно-трениро­вочного периода, состава занимающихся и условий про­ведения занятий. При этом конкретная задача решается, как правило, в подготовительной и основной частях урока.

Вводная часть (5—10 мин.). Задача — сосредо­точить внимание группы и умеренно разогреть организм занимающихся; средства — порядковые и строевые уп­ражнения, ходьба, бег.

Подготовительная часть (20—30 мин.). В подготовительной части урока выполняются общеразвивающие и специальные упражнения, имеющие целью подготовить мышцы, связки и системы организма зани­мающихся к занятиям в основной части урока.

Средства — разминка, упражнения на гибкость, бы­строту, силу, ловкость, выносливость, равновесие без сна­рядов и со снарядами, специальные подготовительные уп­ражнения без партнера и с партнером, приемы самостра­ховки и страховки.

Специальные упражнения выполняются после обще-развивающих в течение 10—12 мин.

Подготовительная часть урока заканчивается 2—3-ми­нутным активным отдыхом, во время которого занимаю­щиеся готовят инвентарь, необходимый для основной час­ти урока, распределяются на пары для изучения и совер­шенствования в технике борьбы и проведении схваток.

Основная часть (60—90 мин.). Задача — изуче­ние техники и тактики борьбы самбо, совершенствование в них, дальнейшее развитие физических и морально-воле­вых качеств. Средства — специальные упражнения, прие­мы борьбы самбо (броски, удержания, переворачивания, болевые приемы и др.)| учебные, учебно-тренировочные и тренировочные схватки.

Заключительная часть (5—10 мин.). Зада­ча— привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Средства — ходьба, упражнения на расслабление, строевые упражнения.

Урок для борцов-разрядников при подготовке к со­ревнованиям на 2-м и на 3-м годах занятий может быть построен по такой схеме:

Вводная часть: построение, постановка задачи перед занимающимися.

Подготовительная часть: общая или инди­видуальная разминка.

Основная часть. Занятия по общим или индиви­дуальным планам: а) совершенствование ранее изучен­ных технических приемов, борьбы; б) тренировочные схватки (условные или вольные).

Заключительная часть: самостоятельное вы­полнение упражнений для успокоения организма: По­строение. Подведение итогов занятий. Объявления.

Содержание урока и время, отводимое на его части, на протяжении обучения и тренировки меняются в зави­симости от объема знаний, навыков и спортивного опы­та борцов.

Вводную часть урока постепенно сокращают, меньше времени отводится на строевые упражнения. Подготови­тельную часть также постепенно сокращают. Упражне­ния подбирают в соответствии с основной задачей урока.

Вначале применяются общеразвивающие упражнения для разминки, обеспечивающие постепенную подготовку мышц, суставов, связок и систем организма к повышенной нагрузке, затем — упражнения, задача которых — увели­чить общий запас двигательных навыков борца. После этого занимающиеся выполняют специальные упражне­ния с партнером, простейшие виды борьбы и т. п.

В подготовительной части урока способы самострахов­ки не изучают, а только повторяют. Способами страховки и самостраховки овладевают в начале основной части урока.

Упражнения постоянно меняют как по характеру, так и по содержанию и дозировке.

Повторные упражнения усложняют, а дозировку уве­личивают.

У борцов-самбистов старших разрядов подготовитель­ная часть урока во многих случаях сводится к разминке. Основную часть урока постепенно увеличивают.

Условные учебные схватки, где один борец атакует изученным приемом, а другой защищается, находясь в обусловленном положении (в стойке, лежа на животе и т. д.), проводятся специально для закрепления освоенного на уроке материала. В такой схватке заранее оговарива­ют захваты, положения нападающего и обороняющегося, а также действия того и другого. В тренировочных схват­ках борцы-самбисты закрепляют все изученные ранее приемы, а также совершенствуются в тактике, развивают физические качества.

Нагрузка повышается постепенно, в каждом уроке и в ходе всех занятий. Наибольшая по интенсивности физи­ческая нагрузка должна быть в конце основной части уро­ка, во время ведения тренировочных схваток. Постепенно нарастающие требования способствуют росту физических качеств и повышают спортивное мастерство самбистов.

Изучать защиту от приемов на том же уроке, когда разучивается прием, не рекомендуется. Защитой от прие­мов овладевают на следующем уроке, или когда прово­дятся занятия в совершенствовании разученлых приемов, или после того, как тренер убедится, что прием усвоен. Сначала разучивают простые защиты, а затем сложные. К изучению контрприемов приступают после того, как занимающиеся овладеют в схватках защитой от приема, которым атакует противник.

Комбинации приемов разучивают только после того, как самбисты хорошо усвоят приемы, из которых они со­стоят, и когда партнер овладеет навыком защиты от пер­вого приема комбинации и будет выполнять защиту ав­томатически.

Приводим примерный план-конспект учебно-трениро­вочного занятия (урока) с группой начинающих борцов (табл. 6).

Таблица 6

Примерный план конспекта урока по борьбе самбо с группой занимающихся

Дата проведения

Задачи: 1) изучение в стойке задней подножки;

2) изучение при борьбе лежа удержания сбоку.

 

Части урока Содержание урока Дозиров-ка (к-во) Методические указания
Вводная, 10 мин. Построение группы, расчет по порядку, рапорт дежурного тренеру. Проверка присутствующих. Постановка задачи урока. Проведение беседы: оборудо­вание, инвентарь и уход за ни­ми. Строевые упражнения: «В одну шеренгу СТАНОВИСЬ!», «РАВНЯЯСЬ!», «СМИРНО!». Повороты: «Налево!», «Напра­во!», «Кругом шагом — МАРШ!» Ходьба на носках, руки на поясе, руки к плечам, в стороны-вверх, за голову. Ходьба на пятках, на внешней и внут­ренней сторонах стопы, руки на поясе   Следить за правильной осанкой при выполнении строевых упражнений, поворотов, чтобы руки были прижаты и не болтались
Подгото- вительная, 30 мин. Ходьба спортивная, сгибая руки в локтях и действуя энергично, отводить их вперед и назад, темп нарастающий с пе­реходом на бег. Бег боком, переходя на подскоки, скре­щивая ноги; бег с захватом ле­вой стопы правой рукой и нао­борот, бег с ускорениями. За­кончить бег и перейти на ходь­бу, замедляя ее.    
Приступить к выполнению упражнений на ходу: 1) отведение прямых рук вверх-назад 2) вращение рук, вытянутых в сторону, вперед и назад 3) с выпадом правой ноги левую руку отводить вверх-назад и наоборот 4) наклонить туловище (вперед и назад), на раз-два наклониться вперед, на три-че­тыре выпрямиться 5) повороты туловища (влево и вправо), руки вытянуть вперед и соединить пальцы в замок. На раз делать выпад ле­вой ногой вперед, а руки и ту­ловище повернуть влево-назад. На два — в другую сторону 6) наклонять туловище влево и вправо. Руки скользят от подмышки вниз к бедру 7) медленно приседать и вы­прямляться 8) из положения полного приседа руки положить на плечи впереди стоящего и проделать одновременно всей груп­пой подскоки. Подняться и перейти на бег, постепенно замедляя его, перейти на ходьбу             Смотреть, чтобы ноги не сгибать Следить за тем, чтобы поворачи­вать не только руки, но и туло­вище     Не нарушать строй, выполнять в такт с группой
Перестроить группу для вы­полнения упражнений на мес­те: 1) лежа на спине, поднимать поочередно ноги и опускать их 2) сидя ноги врозь, наклоняясь вперед, правой рукой доста­вать левый носок, а левую ру­ку отводить назад, а затем наоборот 3) лечь на живот. Согнуть но­ги в коленях и обхватить их за подъемы. Притягивать ноги руками, прогнуться, затем вер­нуться в исходное положение 4) встать на колени, руки вытянуть вперед, пальцы сое­динить в замок. Поворачивая туловище и отводя руки вле­во, присесть на правую сто­рону и наоборот 5) из положения стоя на ко­ленях руки на поясе прогибать­ся назад, касаясь головой ковра 6) из положения лежа на спине согнуть ноги в коленях, ступни поставить на ширину плеч. Руками упереться в ко­вер за головой. Помогая себе руками, прогнуться в поясни­це, стараясь стоять на ногах и руках, как бы образуя «арку» 7) из положения лежа на спи­не встать на мост и делать движения вперед и на­зад, касаясь спиной ковра, а затем вставая на лоб 8) сесть на ковер и согнуть правую ногу, правой рукой об­хватить ее изнутри, левой — захватить за носок. Выполнить круговое вращение ступней. То же проделать с другой ступней 9) кувырок вперед через го­лову из положения полного при­седа 10) кувырок прыжком вперед 11) кувырок через голову на­зад 12) из положения основной стойки, ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполнить вра­щение в тазобедренном суставе 13) отжаться из упора лежа за кистями 14) имитация приемов: задняя подножка и бросок через спину 15) борьба одной рукой лежа на животе.                         По 3  
Основная часть, 40 мин.   Способы самостраховки: Падение вперед с коленей на кисти, на живот и грудь, руки за спиной. Перекат по спине Падение на спину из положения сидя, приседа, основной стойки Падение на бок из положе­ния сидя на ковре, полного приседа, полуприседа, основ­ной стойки Перекаты с одного бока на другой      
1) Изучение приемов в стойке — задняя подножка 2) борьба лежа — удержание сбоку Учебная схватка: выполне­ние задней подножки (2+2) Борьба лежа — удержание сбоку (2+2)    
Заключи-тельная 10 мин. Построение группы. Ходьба, упражнения на расслабление Подведение итогов урока    

 

 

Теоретические занятия

 

На теоретических занятиях борцы-самбисты, как того требует программа спортивных секций по борьбе самбо должны получить знания по истории развития физической культуры и спорта в СССР и по истории развития борьбы самбо, познакомиться с краткими сведениями о строении и функциях организма человека, о гигиене бор­ца, врачебном контроле и самоконтроле, о предупрежде­нии травм и об оказании первой помощи.

Большое внимание в теоретических занятиях уделяет­ся сведениям о технике и тактике борьбы самбо, основах методики обучения и тренировки, о принципах организа­ции и правилах проведения соревнований по борьбе сам­бо и т. д.

Желательно, однако, чтобы теоретические знания бы­ли не ограничены программными требованиями, а по воз­можности расширены за счет более глубокого изучения основ физиологии, психологии, биомеханики, педагогики, гигиены и других наук, имеющих отношение к спортивно­му совершенствованию занимающихся. Особенно это важно при подготовке из числа занимающихся общест­венных инструкторов и тренеров по борьбе самбо.

К основным формам теоретических занятий относят­ся: урок, лекция, доклад или беседа, коллективный про­смотр показательных спортивных выступлений, просмотр учебно-методических кинофильмов. Необходимо, чтобы к проведению теоретических занятий помимо тренера при­влекались высококвалифицированные специалисты.

Внеурочные формы организации заня­тий. Необходимость в организации самостоятельных внесекционных занятий возникает по разным причинам. Чаще всего самостоятельные индивидуальные или груп­повые занятия организуются для ликвидации отдельных пробелов (недостатков) в подготовке борцов-самбистов или в целях форсирования лучшей подготовки борцов к соревнованиям.

Вместе с тем самостоятельные индивидуальные или групповые занятия рекомендуется широко использовать для повышения уровня общей физической и специальной подготовки борцов, для более глубокого ознакомления с теоретическими вопросами.

Самостоятельные занятия надо обязательно органи­зовывать, когда отдельные самбисты не смогут посещать занятий в секции (отпуск, служебная командировка или другие уважительные причины).

Самостоятельные занятия, как индивидуальные, так и групповые, проводятся по специальному заданию тренера, ведущего постоянную учебно-тренировочную рабо­ту в секции. При организации самостоятельных группо­вых занятий рекомендуется широко использовать вза­имную помощь обучаемых: сильный должен помочь слабому.

К основным формам самостоятельных внесекционных занятий относятся: утренняя зарядка и ежедневные заня­тия физическими упражнениями после работы или учебы, гигиенические вечерние прогулки, занятия другими вида­ми спорта, участие в показательных выступлениях и в судействе соревнований по борьбе самбо, наблюдение за тренировками и соревнованиями борцов-самбистов стар­ших разрядов, изучение специальной литературы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.