|
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ БОРЬБЫ САМБО В СССРСтр 1 из 7Следующая ⇒ МОЛОДОЙ САМБИСТ
Издательство «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» Москва 1970
А735 Т86 6—9—2 Тем. план 1970 № 83
СОДЕРЖАНИЕ От автора Из истории развития борьбы самбо в СССР Организация и содержание работы секции по борьбе самбо Организация занятий по борьбе самбо и методика обучения Форма организации и содержание занятий О методике обучения борьбе самбо Советы по организации занятий в секциях борьбы самбо Примерное поурочное распределение учебного материала по борьбе самбо (для 1-го года обучения) Специальные упражнения Простейшие виды борьбы Приемы самостраховки и страховки Стойки, передвижения, дистанции и захваты Подготовка к выполнению бросков Примерное поурочное описание приемов борьбы самбо (для 1-го года обучения) Защиты от приемов, контрприемов и комбинаций приемов Защиты и контрприемы от приемов в борьбе стоя Защиты и контрприемы от приемов в борьбе лежа
Лев Борисович Турин МОЛОДОЙ САМБИСТ Редактор А. И. Шавердова. Художник Г. Г. Бедарев. Художественный редактор О. Я. Айзман, Технический редактор Л. И. Ерохина. Корректор Л. В. Чернова.
Изд. №3858. Сдано в набор 13/IV-70 г. Подписано к печати I7/IX-70 г. № А10329. Бум. тип. № 2 глазированная. Формат 84Х108 1/32. Печ. л. 6,5. Усл. печ. л. 10,92. Уч.-изд. л. 10,05. Бум. 3,25. Тираж 100 000 экз. Цена 36 коп. Зак. 1013.
Издательство «Физкультура и спорт» Комитета по печати при Совете Министров СССР. Москва, К-6. Каляевская ул., 27. Ярославский полиграфкомбинат Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. Ярославль, ул. Свободы, 97.
ОТ АВТОРА
Борьба самбо — прекрасное средство физического развития и закалки — представляет собой чрезвычайно ценный по многообразию техники и оборонному значению вид спорта. Она способствует воспитанию таких качеств, как сила и ловкость, гибкость и быстрота, выносливость и решительность. Борьба самбо очень популярна среди молодежи. На заводах, в институтах, колхозах создаются секции для занятий борьбой самбо. Интерес к борьбе самбо в значительной мере связан и с движением за соблюдение гражданской дисциплины и с высоким уровнем организации общественного порядка. Советские граждане, вступая в народные дружины по охране и поддержанию общественного порядка, ставят своей целью принести там как можно больше пользы. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены. Овладение приемами борьбы самбо — одно из основных условий такой подготовленности. Настоящее пособие имеет целью оказать помощь общественным инструкторам и тренерам, ведущим учебно-тренировочную работу в спортивных секциях по борьбе самбо коллективов физической культуры и народных дружинах. В пособие включены основные приемы, овладение которыми необходимо для любого самбиста. Пособие знакомит читателей с принципами организации секции самбо, с методикой обучения и тренировки, с совершенствованием в технике борьбы самбо. При написании пособия частично были использованы материалы, изложенные в методическом письме Е. М. Чумакова «Методика обучения борьбе самбо» (Москва, 1957 г.), в учебнике для институтов физической культуры «Спортивная борьба» (коллектив авторов, ФИС, 1968 г.) и в «Программе по борьбе самбо для коллективов физической культуры» (ФиС, 1961 г.). Все замечания и предложения следует присылать по адресу: Москва, К-6, Каляевская ул., д. 27, издательство «Физкультура и спорт».
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИИ ПО БОРЬБЕ САМБО
Организация и задачи секции. Решая вопрос о создании секции по борьбе самбо, совет коллектива физической культуры должен предварительно провести большую подготовительно-организационную работу. Прежде всего следует выявить всех желающих заниматься борьбой самбо и подобрать одного или нескольких тренеров для работы в секции. При подборе тренеров следует иметь в виду, что на одного тренера должно приходиться не более 18—20 новичков или не более 10—12 самбистов-разрядников. До официального начала работы секции совет коллектива физической культуры совместно с тренерами должен решить вопрос о местах занятий секций и оснащении необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. Секция борьбы самбо в коллективе физической культуры объединяет желающих заниматься этим видом спортивной борьбы независимо от их общей физической и специальной подготовки к моменту вступления в секцию. При приеме в секцию новичок обязан предъявить разрешение врача заниматься борьбой самбо. Активисты, которым совет коллектива физической культуры поручит создание секции, при записи желающих вступить в нее должны позаботиться о том, чтобы все они прошли медицинский осмотр. Для начинающих, имеющих спортивные разряды по самбо, а также для спортсменов старшего возраста в секции должны быть созданы отдельные учебные группы. Распределение членов секции по учебным группам позволит правильно и интересно строить тренировки с учетом физических возможностей и квалификации занимающихся. Еще более желательно, чтобы для начинающих и для самбистов-разрядников были организованы раздельные группы. В каждой учебной группе должен быть избран староста, который является помощником тренера по организационным вопросам. В обязанности старосты входит поддержание порядка во время занятий, учет посещаемости и учет проделанной работы. Староста должен также помогать тренеру готовить оборудование и инвентарь к занятиям. В секции, где много учебных групп и несколько тренеров, необходимо создать тренерский совет. Постоянный обмен опытом и взаимные консультации позволят лучше организовать учебно-тренировочную работу. Для руководства работой секции на общем собрании спортсменов избирается бюро в составе 3—5 человек сроком на один год. Бюро выбирает из своего состава председателя и секретаря. Бюро совместно стренером или тренерским советом несет ответственность за правильное планирование и содержание работы секции. Главная задача секции по борьбе самбо — воспитать всесторонне физически развитых, сильных и смелых строителей коммунизма, готовых к труду и защите Родины. Эту задачу можно успешно решить, если совет коллектива физической культуры, бюро секции и тренеры будут повседневно воспитывать спортсменов в духе советского патриотизма, преданности делу строительства коммунизма. Кроме того, следует использовать все возможности для укрепления здоровья занимающихся. Повседневная работа секции заключается в совершенствовании технического и тактического мастерства самбистов, подготовке квалифицированных спортсменов-разрядников. Программа по борьбе самбо для коллективов физической культуры включает регулярное проведение спортивных соревнований в самой секции, а также участие в районных и городских соревнованиях. Кроме того, программа предусматривает подготовку из наиболее квалифицированных борцов инструкторов-общественников и спортивных судей по самбо. Планирование и учет работы секции. Успешная работа секции по борьбе самбо зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного планирования процесса тренировки. Поэтому рекомендуется, чтобы каждая секция имела перспективный план развития своей деятельности, а текущую работу строила на основе годовых и месячных планов работы, включающих следующие разделы: политико-воспитательная и агитационно-массовая работа; учебно-спортивная работа и работа, направленная на подготовку занимающихся к сдаче комплексов ГТО и ГЗР, а также общественных кадров, организация врачебного контроля и хозяйственная работа. В раздел политико-воспитательной и агитационно-массовой работы включены такие мероприятия, как: общие собрания членов секции, коллективные экскурсии, культпоходы, посещения спортивных соревнований, лекции и доклады, выпуск стенных газет и фотовыставок, организация показательных спортивных выступлений и спортивных вечеров, выпуск устных спортивных журналов, участие в агитпоходах, выступления с лекциями и докладами, изготовление агитационных плакатов, листовок и афиш, художественное оформление мест занятий и соревнований, коллективная читка газет и учебно-методической литературы, проведение политических и спортивных информации, организация социалистического соревнования между учебными группами секции, оказание шефской помощи другим коллективам, в частности сельским и школьным, и т. д. Приведенный круг вопросов, решение которых необходимо предусматривать в годовых и месячных планах работы, показывает, что, для того чтобы все это выполнить, надо привлечь не только старост учебных групп и членов бюро секции, но и других активистов. Многочисленный актив может и должен быть воспитан на конкретных, посильных и интересных поручениях, которые следует давать членам секции. Годовые и месячные планы работы секции должны быть хорошо известны всем членам секции. Поэтому эти планы рекомендуется обсуждать на общих собраниях членов секции или учебных групп. Бюро секции обязано систематически контролировать ход выполнения планов работы секции и о результатах проверки информировать членов секции. Раздел учебно-спортивной работы и работы по сдаче комплексов ГТО и ГЗР предусматривает решение таких вопросов, как распределение занимающихся по учебным группам, подбор преподавательско-тренерского состава, составление расписания занятий, обеспечение групп учебными материалами и учебно-отчетной документацией, рассмотрение обязательств по подготовке значкиста ГТО и ГЗР и спортсменов-разрядников, организация соревнований для сдачи нормативов комплекса ГТО и ГЗР, составление календарного плана спортивных соревнований и положений о соревнованиях, подбор и утверждение судейских коллегий, утверждение состава сборных команд, осуществление контроля за работой в учебных группах, проведение совещаний по обмену опытом и т. д. В разделе подготовки общественных кадров составляется план работы для подготовки из числа занимающихся в секции общественных тренеров и спортивных судей и оказания им методической помощи. В разделе организации врачебного контроля планируется проведение регулярных медицинских осмотров членов секции и врачебные консультации по интересующим членов секции вопросам. В разделе хозяйственной работы включаются все вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением секции: составление сметы расходов, приобретение и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, аренда и ремонт мест занятий, экипировка команд для участия в соревнованиях и т. д. Каждая секция борьбы самбо должна иметь следующие документы планирования учебно-тренировочной работы: учебный план; годовой график распределения учебных часов по периодам и месяцам занятий; рабочий поурочный план на каждую группу; конспекты уроков; расписание занятий в секции; календарный план спортивных мероприятий. Планирование занятий в секциях определяется программой по борьбе самбо для спортивных секций коллективов физической культуры. Учебно-тренировочный процесс каждого года занятий подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и послесоревновательный. В каждом периоде занятий решаются свои особые задачи, достигаются определенные цели. Длительность каждого периода определяется с учетом состава занимающихся и построения календаря спортивных соревнований. Подготовительный период для начинающих заниматься в секциях борьбы самбо продолжается 3—6 месяцев, в течение которых они должны изучить основы техники и тактики борьбы самбо, правила соревнований и подготовиться к участию в соревнованиях. В этот период начинающие борцы параллельно с обучением борьбе самбо и тренировкой занимаются другими видами спорта в объеме, необходимом для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО. Соревновательный период делится на несколько этапов и продолжается 6—8 месяцев, в течение которых занимающиеся изучают и совершенствуются в технике и тактике борьбы самбо; развивают физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость; совершенствуют морально-волевые качества: смелость, инициативу, настойчивость и стойкость; повышают общую физическую подготовку, занимаясь другими видами спорта; осуществляют подготовку и сдачу нормативных требований комплекса ГТО; готовятся к соревнованиям и участвуют в соревнованиях. Самбисты-разрядники в соревновательном периоде продолжают изучать новые приемы борьбы, совершенствуют свое спортивное мастерство и стараются показать на соревнованиях более высокие спортивные достижения. Учебно-тренировочный процесс в соревновательном периоде с разрядниками включает ряд этапов подготовки к соревнованиям, участие в них и непродолжительное снижение нагрузок перед новой подготовкой к соревнованиям. Длительность каждого этапа определяется подготовленностью спортсменов и масштабом соревнований. В предсоревновательном этапе основное внимание уделяется изучению и совершенствованию в технике и тактике, развитию качеств, необходимых для достижения победы. Соревновательный этап по времени соответствует длительности соревнований и имеет своей целью поддержать уровень наивысшей работоспособности до конца соревнований. Основное внимание на этом этапе уделяется режиму питания, построению тактических планов и их реализации в схватках, активному отдыху. Послесоревновательный этап по времени продолжается от конца соревнований до начала подготовки к следующим соревнованиям. Этот этап включает активный отдых, необходимый для восстановления сил, затраченных в соревнованиях, анализ прошедших соревнований и составление индивидуального плана по подготовке к следующим соревнованиям с учетом ошибок и недостатков, выявившихся в прошедших соревнованиях. В послесоревновательном периоде после активного отдыха приступают к тренировке, задача которой сводится к постепенному восстановлению уровня тренированности борца. Приводим примерный учебный план для секций борьбы самбо, действующий в коллективах физической культуры (табл. 1). Этот примерный план должен быть положен в основу конкретного учебного плана для секции или для отдельных групп занимающихся. Если в секции образовано несколько групп занимающихся (новички, спортсмены III разряда и т. д.), то учебные планы составляются отдельно для каждой учебной группы. Годовой график распределения учебных часов должен отвечать на вопрос, когда и что будут изучать члены секции, сколько времени отводится на изучение того или иного вопроса. Чтобы облегчить составление таких планов, приводим примерный график расчета учебных часов для группы 1-го года обучения (новички) (табл. 2).
Таблица 1 Примерный учебный план для секции борьбы самбо коллектива физической культуры
Пользуясь приведенным примерным графиком, легко составить графики расчета учебных часов для всех групп занимающихся. При этом надо только максимально учитывать программные требования. Рабочие поурочные планы (для каждой группы занимающихся) составляет тренер на основании учебного плана и программы на каждый месяц. В поурочном рабочем плане приводится перечень теоретического и практического материала (общеразвиваю-щие и специальные упражнения, приемы, защиты, контрприемы, комбинации, схватки), изучаемого в каждом уроке. На основании поурочного рабочего плана тренер (инструктор) составляет на каждый урок конспект занятий. Выполнения этого требования следует добиться обязательно. Предварительное конспектирование заставляет тренера лучше готовиться к занятиям, творчески подходить к решению методических вопросов, позволяет строить занятия наиболее интересно и содержательно, добиваться хороших результатов в усвоении материалов занимающимися. Приводим форму поурочного рабочего плана секции и схему конспекта урока:
Расписание занятий является важным организующим началом в работе секций борьбы самбо. Расписание должно быть составлено с учетом занятости занимающихся на основной работе или учебе, интенсивности работы и т. д. Рекомендуется расписание занятий составлять по следующей форме:
Расписание занятий должно быть размножено в нескольких экземплярах и вывешено в местах проведения этих занятий и там, где на производстве работает молодежь. Календарный план спортивных мероприятий секции составляют, как правило, на основании календарных планов вышестоящих спортивных организаций, но в него следует включить все соревнования, организуемые самой секцией или в которых будут принимать участие члены секции. Нецелесообразно включать в план те соревнования, в которых члены секции не будут принимать участие. Спортивный календарь должен быть известен не только всем членам секции. Его обычно вывешивают на видном месте, где работают члены секции. Делается это в целях популяризации борьбы самбо и привлечения общественного внимания к работе секции. Календарный план рекомендуется составлять по следующей форме.
В зависимости от особенностей группы и других условий занятий последовательность расположения приемов для обучения можно изменять. Можно изменять и объем материала, планируемого на каждый год обучения, за счет включения в него нового материала или сокращения старого. Механически следовать всем положениям программы не обязательно. Программные положения надо осваивать творчески, с учетом новых фактов, накопленных практикой, а если тренер убежден в правильности собственной методики обучения, в полноценности и полезности найденных им новых средств тренировки, новых приемов борьбы, их смело следует включать в план работы секции и в поурочные планы. В примерном учебном плане для секций борьбы самбо коллективов физической культуры часть учебного времени отводится на общую физическую и специальную подготовку борцов-самбистов. Однако, по нашему мнению, общей физической и специальной подготовкой надо заниматься не только на уроках, но и повседневно по индивидуальным планам. Приведенный выше примерный учебный план секции борьбы самбо может быть выполнен при условии, если учебные занятия будут проводиться 3 раза в неделю по 2 часа каждое. Решению задач, стоящих перед секцией борьбы самбо, должно быть подчинено не только текущее, но и перспективное планирование как для групп борцов, так и для отдельных спортсменов. В учебнике «Спортивная борьба» (ФиС, Москва, 1968 г.), например, рекомендуется следующая форма индивидуального перспективного плана (табл. 3).
В предложенной форме индивидуального перспективного плана, как мы видим, все разделы спортивного совершенствования взаимосвязаны. Учет работы секций. Для того чтобы наладить учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в секциях борьбы самбо, необходимо в каждой группе занимающихся иметь журнал (дневник). Помимо ведения общего журнала (дневника) работы секций полезно на каждого занимающегося в секции завести отдельную карточку, в которую заносить сведения о его спортивной деятельности и результатах участия в соревнованиях по следующей форме (табл. 4 и 5).
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В зависимости от поставленных целей и задач в секциях борьбы самбо используются различные формы организации занятий, которые подразделяются: на практические, теоретические, внеурочные и внесекционные.
Практические занятия
Основной формой организации практических занятий является урок. Уроки (занятия) по своему содержанию подразделяются: на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные. Продолжительность и содержание уроков определяются в зависимости от условий работы секции с учетом конкретных задач, стоящих перед группами занимающихся. Практика показала, что наиболее распространенной формой практических занятий в секциях борьбы самбо является проведение учебно-тренировочных занятий (уроков), во время которых занимающихся обучают борьбе самбо, технике и тактике борьбы, развивая и совершенствуя у них физические и волевые качества. Продолжительность урока 2—3 часа. Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Конкретную задачу и содержание каждого урока определяют в зависимости от учебно-тренировочного периода, состава занимающихся и условий проведения занятий. При этом конкретная задача решается, как правило, в подготовительной и основной частях урока. Вводная часть (5—10 мин.). Задача — сосредоточить внимание группы и умеренно разогреть организм занимающихся; средства — порядковые и строевые упражнения, ходьба, бег. Подготовительная часть (20—30 мин.). В подготовительной части урока выполняются общеразвивающие и специальные упражнения, имеющие целью подготовить мышцы, связки и системы организма занимающихся к занятиям в основной части урока. Средства — разминка, упражнения на гибкость, быстроту, силу, ловкость, выносливость, равновесие без снарядов и со снарядами, специальные подготовительные упражнения без партнера и с партнером, приемы самостраховки и страховки. Специальные упражнения выполняются после обще-развивающих в течение 10—12 мин. Подготовительная часть урока заканчивается 2—3-минутным активным отдыхом, во время которого занимающиеся готовят инвентарь, необходимый для основной части урока, распределяются на пары для изучения и совершенствования в технике борьбы и проведении схваток. Основная часть (60—90 мин.). Задача — изучение техники и тактики борьбы самбо, совершенствование в них, дальнейшее развитие физических и морально-волевых качеств. Средства — специальные упражнения, приемы борьбы самбо (броски, удержания, переворачивания, болевые приемы и др.)| учебные, учебно-тренировочные и тренировочные схватки. Заключительная часть (5—10 мин.). Задача— привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Средства — ходьба, упражнения на расслабление, строевые упражнения. Урок для борцов-разрядников при подготовке к соревнованиям на 2-м и на 3-м годах занятий может быть построен по такой схеме: Вводная часть: построение, постановка задачи перед занимающимися. Подготовительная часть: общая или индивидуальная разминка. Основная часть. Занятия по общим или индивидуальным планам: а) совершенствование ранее изученных технических приемов, борьбы; б) тренировочные схватки (условные или вольные). Заключительная часть: самостоятельное выполнение упражнений для успокоения организма: Построение. Подведение итогов занятий. Объявления. Содержание урока и время, отводимое на его части, на протяжении обучения и тренировки меняются в зависимости от объема знаний, навыков и спортивного опыта борцов. Вводную часть урока постепенно сокращают, меньше времени отводится на строевые упражнения. Подготовительную часть также постепенно сокращают. Упражнения подбирают в соответствии с основной задачей урока. Вначале применяются общеразвивающие упражнения для разминки, обеспечивающие постепенную подготовку мышц, суставов, связок и систем организма к повышенной нагрузке, затем — упражнения, задача которых — увеличить общий запас двигательных навыков борца. После этого занимающиеся выполняют специальные упражнения с партнером, простейшие виды борьбы и т. п. В подготовительной части урока способы самостраховки не изучают, а только повторяют. Способами страховки и самостраховки овладевают в начале основной части урока. Упражнения постоянно меняют как по характеру, так и по содержанию и дозировке. Повторные упражнения усложняют, а дозировку увеличивают. У борцов-самбистов старших разрядов подготовительная часть урока во многих случаях сводится к разминке. Основную часть урока постепенно увеличивают. Условные учебные схватки, где один борец атакует изученным приемом, а другой защищается, находясь в обусловленном положении (в стойке, лежа на животе и т. д.), проводятся специально для закрепления освоенного на уроке материала. В такой схватке заранее оговаривают захваты, положения нападающего и обороняющегося, а также действия того и другого. В тренировочных схватках борцы-самбисты закрепляют все изученные ранее приемы, а также совершенствуются в тактике, развивают физические качества. Нагрузка повышается постепенно, в каждом уроке и в ходе всех занятий. Наибольшая по интенсивности физическая нагрузка должна быть в конце основной части урока, во время ведения тренировочных схваток. Постепенно нарастающие требования способствуют росту физических качеств и повышают спортивное мастерство самбистов. Изучать защиту от приемов на том же уроке, когда разучивается прием, не рекомендуется. Защитой от приемов овладевают на следующем уроке, или когда проводятся занятия в совершенствовании разученлых приемов, или после того, как тренер убедится, что прием усвоен. Сначала разучивают простые защиты, а затем сложные. К изучению контрприемов приступают после того, как занимающиеся овладеют в схватках защитой от приема, которым атакует противник. Комбинации приемов разучивают только после того, как самбисты хорошо усвоят приемы, из которых они состоят, и когда партнер овладеет навыком защиты от первого приема комбинации и будет выполнять защиту автоматически. Приводим примерный план-конспект учебно-тренировочного занятия (урока) с группой начинающих борцов (табл. 6). Таблица 6 Примерный план конспекта урока по борьбе самбо с группой занимающихся Дата проведения Задачи: 1) изучение в стойке задней подножки; 2) изучение при борьбе лежа удержания сбоку.
Теоретические занятия
На теоретических занятиях борцы-самбисты, как того требует программа спортивных секций по борьбе самбо должны получить знания по истории развития физической культуры и спорта в СССР и по истории развития борьбы самбо, познакомиться с краткими сведениями о строении и функциях организма человека, о гигиене борца, врачебном контроле и самоконтроле, о предупреждении травм и об оказании первой помощи. Большое внимание в теоретических занятиях уделяется сведениям о технике и тактике борьбы самбо, основах методики обучения и тренировки, о принципах организации и правилах проведения соревнований по борьбе самбо и т. д. Желательно, однако, чтобы теоретические знания были не ограничены программными требованиями, а по возможности расширены за счет более глубокого изучения основ физиологии, психологии, биомеханики, педагогики, гигиены и других наук, имеющих отношение к спортивному совершенствованию занимающихся. Особенно это важно при подготовке из числа занимающихся общественных инструкторов и тренеров по борьбе самбо. К основным формам теоретических занятий относятся: урок, лекция, доклад или беседа, коллективный просмотр показательных спортивных выступлений, просмотр учебно-методических кинофильмов. Необходимо, чтобы к проведению теоретических занятий помимо тренера привлекались высококвалифицированные специалисты. Внеурочные формы организации занятий. Необходимость в организации самостоятельных внесекционных занятий возникает по разным причинам. Чаще всего самостоятельные индивидуальные или групповые занятия организуются для ликвидации отдельных пробелов (недостатков) в подготовке борцов-самбистов или в целях форсирования лучшей подготовки борцов к соревнованиям. Вместе с тем самостоятельные индивидуальные или групповые занятия рекомендуется широко использовать для повышения уровня общей физической и специальной подготовки борцов, для более глубокого ознакомления с теоретическими вопросами. Самостоятельные занятия надо обязательно организовывать, когда отдельные самбисты не смогут посещать занятий в секции (отпуск, служебная командировка или другие уважительные причины). Самостоятельные занятия, как индивидуальные, так и групповые, проводятся по специальному заданию тренера, ведущего постоянную учебно-тренировочную работу в секции. При организации самостоятельных групповых занятий рекомендуется широко использовать взаимную помощь обучаемых: сильный должен помочь слабому. К основным формам самостоятельных внесекционных занятий относятся: утренняя зарядка и ежедневные занятия физическими упражнениями после работы или учебы, гигиенические вечерние прогулки, занятия другими видами спорта, участие в показательных выступлениях и в судействе соревнований по борьбе самбо, наблюдение за тренировками и соревнованиями борцов-самбистов старших разрядов, изучение специальной литературы. Определяя индивидуальные и групповые задания для самостоятельных внесекционных занятий, тренер обязан познакомить з Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|