Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Публичная устная защита реферата и задачи рецензента (оппонента)





Реферат, написанный студентом, но не прошедший этапа публичной защиты и коллективного обсуждения в студенческой группе, не может считаться полностью завершенной самостоятельной научной работой студента, ибо выпадает такая важная дидактическая часть научной работы, как развитие у студента умения кратко и доказательно устно излагать суть реферата, аргументировано отстаивать выводы своей научной работы при публичной её защите.

В процессе устной защиты своего доклада по реферату студенты развивают навыки владения речью, общения с аудиторией, а также умение грамотно, научно, тактично, аргументировано доказывать свою мысль, отстаивать свои взгляды, убеждения. Это происходит в процессе проявления ими при защите реферата уровня своих знаний по исследуемой проблеме, логики анализа и находчивости, когда до­кладчик выслушивает рецензии своих оппонентов, а затем отвечает на их и других студентов группы вопросы, соглашаясь или доказательно отвергая их замечания и поправки.

Для студентов важно знать примерный срок не только написания, но и защиты реферата, а также кто из сокурсников будет у каждого из них официальным оппонентом (рецензентом). Поэтому преподаватель каждому из студентов и их оппонентам (рецензентам) в начале семестра указывает конкретную дату выступлений и докладчиков, и их оппонентов (рецензентов).

Устная защита студентом своего аналитического реферата, как и его написание, также требует серьёзной подготовительной работы.

На выступление докладчику дается примерно 10 – 15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата), согласно его структуры, и, стоя перед часами, 3 – 4 раза репетирует, устно пересказывая своё будущее выступление на семинарском занятии, стремясь уложиться в отведённое время и отобрать для доклада только те факты и выводы, которые наиболее хорошо воспримутся слушающей аудиторией и качественно отобразят высокий уровень аналитических исследовательских параметров его реферата.

Задача научного руководителя в том, чтобы студент ясно осознал следующее – цель устного доклада по рефератупоказать в кратком, логическом, аргументированном и ораторски красивом выступлении свои способности к аналитическому мышлению и кратко, но максимально полно и доказательно излагать содержание своего реферата.

Основной задачей устного выступления докладчика является стремление студента не максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: «Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, цель и задачи реферата)? Как называется глава и в чём, как, какими примерами отдельные её положения аргументируются (из перечня названных обобщений и утверждений автора) и к какому выводу в конце главы пришёл автор (эти вопросы касаются и других глав)? К какому общему выводу (выводам) пришёл автор в разделе «Заключение», обобщив материалы и выводы глав, и какие практические рекомендации следуют из его работы? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»).

Так, автор рефератов при защите может воспользоваться следующим примером устного изложения своего материала:

«Тема моего реферата «___________» (называет тему).

«Его структура состоит из: введения, главы 1-й (называет её), главы 2-й (называет её), заключения, списка использованной литературы и приложения (если есть)».

Затем докладчик кратко с примерами по главам рассказывает, стремясь ответить на вопрос: «О чём и как кратко говорится в каждом разделе структуры реферата?».

«Во Введении я обосновал актуальность взятой проблемы. Она состоит в..... В настоящее время она является одной из сложнейших (спорных, интересных) в виду того, что... (раскрыть почему?).

Исходя из вышеизложенного, во введении главной целью научного исследования определил(используются слова типа «исследовать», «проанализировать», «изучить» и т.п.)…

Задачами реферата являются...(главы реферата есть его задачи).

В главе 1 "_________________" главной целью я поставил(а).... При её раскрытии я исходил (а) из следующих задач:... (перечисляете).

Так, в данной главе рассмотрена(ы) проблема(ы)...., которую(ые) на основе следующих … фактов (аргументов, процессов, явлений, обобщений и т. п.) я разрешил(а) следующим образом…».

 

Студент, перечислив микропроблемы главы, в устном своём выступлении две – три из них подтверждает примерами, каким образом или на основании каких аргументов он сформировал свою точку зрения.

В устном выступлении студент вправе использовать и иные методы краткого освещения содержания главы, характеризующие качество его аналитических способностей, например:

«Повышенное внимание вызвала и такая проблема, как... Опираясь на... называет аргумент(ы), я пришел(шла) к выводу, что...

В этой главе меня заинтересовал и такой вопрос, как...

После обобщения ряда фактов, документов..., а также высказываний, например историков (философов, культурологов, политологов...) А. И.Сорокина, И. О. Иванова, В. Н. Шевченко, которые изложены ими в ряде работ (или в работе)..., я пришел(шла) к выводу(ам)...».

В конце рассуждения по первому основному вопросу плана (по главе реферата) докладчик делает вывод примерно следующими словами:

«В целом же» или «Из вышесказанного следует...», или «Таким образом, из вышеприведённого анализа вытекает, что...», Вывод по первой главе заключается в том, что…» или «В итоге, автор исследования пришел (пришла) к следующему выводу….».

После этого он переходит к аналитическому освещению таким же образом второй главы реферата, где в процессе повествования следует вновь следующий порядок:

– назвать цель и задачи главы;

– перечислить её наиболее важные и интересные, с точки зрения автора, им исследованные научные проблемы;

– аргументировать две – три из них наиболее яркими, весомыми фактами, доказательствами;

– в конце краткой характеристики содержания главы назвать вывод(ы) данной главы.

Вместе с тем, если в тексте основные проблемы главы автор реферата перечисляет и анализирует в целом, то выводы по ним он вправе озвучить после их единичного перечисления или в конце главы через их обобщение.

Раздел реферата «Заключение»есть обобщение выводов, которые были сделаны ранее по главам. В данном разделе реферата студент говорит:

«В процессе исследования проблем темы «________» я в заключение пришел к следующим выводам:...

Они позволили мне сформулировать некоторые практические рекомендации, например:....».

Докладчик, завершая устное поструктурное изложение, характеристику аналитической сущности своего реферата, в конце своего выступления даёт краткое описание использованных источников, называя и характеризуя использованные источники:

«Список использованной литературы состоит из ___ количества работ. Из них __ (количество) первоисточников, в том числе из них __ монографий, __ статей из научных сборников и журналов».

Заключение в реферате студента должно соответствовать поставленным во «Введении» целям и задачам, сущности текстового анализа и выводам каждой главы реферата.

Высшим эталоном Заключения является наличие во второй его части предложений по практическому внедрению, с точки зрения автора реферата, целесообразных задач и конкретных мероприятий по улучшению или активизации созидательных процессов по теме реферата.

Очень желательно, чтоб дома, готовясь к публичной защите реферата, каждый студент, засекая время устно вслух 3-4 раза отрепетировал свое устное выступление с докладом, отрабатывая дикцию, тембр голоса, определил бы манеру своего выступления и стремился, при этом, уложиться по времени своего будущего выступления в 10 минут доклада о своём реферате, лишь изредка заглядывая в текст, не читая весь текст подряд.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.