Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЕ Методика обучения обществознания как педагогическая наука.





Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Основные фак­торы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения обществознания с другими науками.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обнов­ления содержания курса в 90-е годы XX века.Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы

Раздел I.

ДЕ Цели, содержание и структура курса «Обществознание».

Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер. Содер­жание дисциплины и его особенности. Место обществознания в учебном плане основной и средней школы. Интегративные и модульные курсы. Государственный общеобразова­тельный стандарт курса обществознания для основной и полной средней школы. Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Структура курса. Варианты изучения обществознания в старшей школе. Вариативные программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений: анализ и сравнительная ха­рактеристика.

ДЕ Формирование социальных компетенций в курсе обществознания.

К понятию «социальные компетенции». Характеристика ключевых компетенций. Базовые социальные компетенции. Компетентностный подход и обществоведческое образование. Изучение обществознания и личный опыт учащихся.

ДЕ Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изуче­нии обществознания в 10-11 классах.

Методологические основы со­держания курса. Сущность ци­вилизационного и формационного подходов как методов анализа всемирно-исторического процесса. Формационная теория, структура формации. Различные подходы к понятию «цивилизация». Основные теории, взгляды на развитие цивилизации. Типы цивилизаций, их своеоб­разие, основные черты, ценности, достижения. Структура цивилизаций. Алгоритм для характеристики цивилизаций. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов. Методические пути реализации циви­лизационного подхода в содержании курса «Обществознание».

Учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Вариативные учебники. Новые учебные пособия и учебные книги, рабочие тетради, задачники, их харак­теристика. Хре­стоматии, дидактические материалы, тесты, ста­тьи. Методическая литература дляучителя. Основания структурирования содержания учебно-методического комплекса по предмету. Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Основные струк­турные компоненты содержания учебных пособий. Передовой опыт, его отражение в журнальных стать­ях по методике преподавания обществознания. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно-тематического планирова­ния, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разде­лов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Методические рекомендации и методические пособия как вариан­ты расширенного планирования.

Раздел II

Деятельность учителя и учащихся

ДЕ Методика формирования основных понятий, теоретических положений при изучении курса

Структурно-функциональный анализ содержания учебного ма­териала. Структурные единицы знаний (онтологическая, оценоч­ная, ориентировочная). Формирование центральных понятий кур­са «человек», «общество», «цивилизация», «культура» и др. Клас­сификация понятий, логические пути, этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения, средства формирования понятий, идей, теорий. Роль системы заданий в раз­витии мышления учащихся. Формирование умения оперировать полученными знаниями. Роль межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей в формировании теоретических знаний. Планирование работы учителя по формированию системы знаний учащихся. Особенности методики формирования основных понятий курса.

ДЕ Межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи при изучении курсов «Обществознание».

Интегративный характер курса, его значение в раскрытии ос­новных ценностей мировой цивилизации, понимании роли челове­ка в цивилизации. Содержание и форма межпредметных связей, роль в формировании знаний о цивилизациях прошлого и современности. Опора на исторические знания уча­щихся - важное средство реализации межпредметных связей. Связь курса с современностью. Особенности реализации межпредметных и внутрипредметных связей при изучении курса. Методические приемы и средства осуще­ствления межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей, их роль в ликвидации дублирования, перегрузки учащих­ся. Планирование работы учителя по реализации всех видов и форы связей. Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как форма реализации межпредметных связей.

ДЕ Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса.

Принципы развивающего обучения. Деятельностный подход - один из основных в обучении обществознанию. Пути активиза­ции познавательной самостоятельной деятельности, ее основные уровни. Сущность самостоятельной работы, ее основные виды при изучении курса. Влияние самостоятельной работы на формирова­ние и развитие умений учащихся. Роль проблемных и познава­тельных заданий в развитии познавательной самостоятельности школьников.

Требования к системе заданий. Организация обучения на трех уровнях познавательной деятельности учащихся. Формирование и развитие уме­ний учащихся как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь приемов учебной работы и соответствующих им при­емов умственной деятельности — необходимое условие развития мышления учащихся. Развитие познавательного интереса, опреде­ленных способностей личности к самостоятельному анализу и оцен­ке явлений окружающей действительности, умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся.

ДЕ Методика использования различных источников знаний по обществознанию.

Источники знаний, их классификация. Учет исторического кон­текста источника. Функции документов. Возрастные возможнос­ти учащихся, их учет при отборе источников- Приемы работы с документами. Пути активизации познавательной деятельности уча­щихся при работе с источниками, роль системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная). Приемы работы с текстом. Внеучебная информация, ее роль. Ме­тодические особенности использования материалов средств массо­вой информация при изучении курса.

Раздел III

ДЕ Основные типы и формы учебных занятий по обществознанию.

Классификация уроков. Влияние содержания на выбор типов и форм уроков. Основные требования к уроку в основной и полной средней школе. Отбор методичес­ких приемов и средств учебной работы в деятельности учителя и учащихся, адекватных выбранному типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их возмож­ности. Нетрадиционные формы уроков обществознания. Иннова­ционные модели обучения, их технологии. Интерактивные формы обучения.

ДЕ Проверка знаний и умений учащихся по курсу обществознания.

Функции проверки на уроках обществознания. Содержание и методика проверки званий и умений, ее особенности. Формы, виды и приемы проверки. Требования к провер­ке в основной и полной средней школе. Мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками. Текущая и отсроченная проверка. Устный, пись­менный и практический контроль. Приемы активизации класса во время проверки. Задания и задачи. Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование. Критерии оценки. Обеспечение успеха в деятельности учащихся. ЕГЭ по обществознанию.

ДЕ Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин.

Необходимость подготовки учителя к преподаванию обществоведческого курса. Этапы подготовки учителя к уроку. Анализ действу­ющих программ, учебных пособий, учебно-методической литерату­ры. Анализ научной литературы. Отбор содержания к уроку. Струк­турно-функциональный анализ учебного материала. Планирование результатов обучения, средств их достижения. Разработка конспекта урока. «Учебный пакет» к уроку (цели, основное содержание урока, разнообразные задания, сред­ства обучения, эталоны проверки знаний и умений учащихся, ди­дактические материалы для дополнительной углубленной работы). Рабочая таблица к уроку и ее основное содержание. Анализ урока обществознания в основной и полной средней школе.

Тематическое планирование

1. Дисциплина

Индекс по ГОС, Наименование: ДПП.ДС.02, Методика преподавания обществознания

2. Специальность

Шифр по ГОС, Наименование 032600, «История»

3. Группа

Шифр группы, курс, семестр И-060, 4 курс, 7 семестр

4. Преподаватель

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Костыря Анна Васильевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран

 

Модули дисциплины

Наименование модуля Лекции Практики/ семинары Лабораторные Сам. работа Всего, часов
  Методика преподавания обществознания          
  Всего          

 

Тематический план

Модуль 1

№ темы Тема Вид занятий Обязательно Кол-во часов Множитель Контроль по модулю
  Лекции          
  Обществоведческая подготовка в современной школе Лек        
  Цели, содержание и структура курса "Обществознание" Лек        
  Компетентностный подход на уроках обществознания Лек        
  Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изучении обществознания в 10-11 классах Лек        
  Особенности методики формирования основных понятий, теоретических положений курса Лек        
  Требования к УМК по обществознанию Лек        
  Организация интерактивной деятельности учащихся на уроках Лек        
  Характеристика ресурсов к уроку обществознания Лек        
  Особенности проверки знаний и умений учащихся по обществознанию Лек        
  Практические занятия (семинары)          
  Анализ содержания Государственных стандартов по обществознанию Пр/сем        
  Анализ школьных программ Пр/сем        
  Анализ УМК по обществознанию Пр/сем        
  Реализация цивилизационного подхода при изучении обществознания в 10-11 классах Пр/сем        
  Способы формирования основных понятий курса Пр/сем        
  Использование межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей при изучении курса Пр/сем        
  Методика использования различных источников знаний на уроках Пр/сем        
  Пути реализации компетентностного подхода в преподавании обществознания Пр/сем       +
  Административное тестирование          
  Контроль самостоятельной работы          
  Контроль самостоятельной работы КСР        
  Самостоятельная работа          
  Урок обществознания: определение целей Сам.р.        
  Альтернативные программы по обществознанию Сам.р.        
  Формы занятий Сам.р.        
  Решение задач по обществознанию Сам.р.        
  Использование социального опыта учащихся на уроках обществознания Сам.р.        
  Социальный проект Сам.р.        

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.