Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 6. Использование межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей при изучении курса





1. Интегративный характер содержания курса.

2. Содержание и форма межпредметных связей, их роль в формировании знаний по обществознанию.

3. Опора на исторические знания как средство реализации межпредметных связей.

4. Методические приемы и средства осуществления межпредметных связей.

5. Планирование работы учителя по их реализации.

ПОНЯТИЯ: интеграция, межпредметные связи

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выполняется индивидуально.

Составить фрагмент тематического планирования с указанием межпредметных связей по географии и истории к главе «Человек и природа» в курсе «Введение в обществознание» 8-9 класс. Задание выполняется письменно.

Основная литература:

  1. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания. Часть 1. – М., 2001
  2. Введение в обществознание 8-9 класс./ Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Бравина М. А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - № 10.

2. Боголюбов Л. Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществоведения в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 3.

3. Программы для общеобразовательных школ по истории и географии.

Занятие 7. Методика использования различных источников знаний на уроках

1. Документ на уроке обществознания, приемы работы с ним.

2. Использование материалов средств массовой информации при изучении курса

3. Использование личного опыта учащихся при изучении обществознания.

ПОНЯТИЯ: источники, классификация источников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выполняется по группам.

Разработать фрагменты уроков с использованием документов, материалов средств массовой информации, социального опыта учащихся.

I группа

Глава «Личность и мораль» Введение в обществознание. 8-9 класс.

II группа

Глава IY. «Материально-производственная деятельность человека» Человек и общество. Часть 1. 10 класс.

III группа.

Глава IY. «Социальное развитие». Человек и общество. Часть 2. 11 класс.

Основная литература:

  1. Введение в обществознание 8-9 класс./ Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2005.
  1. Человек и общество. Обществознание. Часть 1. 10 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2005.
  2. Человек и общество. Обществознание. Часть 2. 11 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2005.

Дополнительная литература:

  1. Боголюбов Л. Н., Рутковская Е. Л. Задания к документам на экзамене по обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 10.
  2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы. Пособие для учителя. – М., 2003.
  3. Мельников А. А. Методы социологических исследований. Урок по обществознанию в 11 классе.. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 3.
  4. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 классы. /Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2004.
  5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» 10-11 классы в двух частях / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2004.
  6. Соболева О. Б. Использование личного опыта учащихся при изучении обществоведения. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 10.
  7. Соболева О. Б. Привлечение социального опыта старшеклассников в курсе обществоведения. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 9.
  8. Сологуб С. В. Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. - № 6
  9. Тысько Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 14
  10. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

Занятие 8. Пути реализации компетентностного подхода в преподавании обществознания

  1. К понятию «ключевые социальные компетенции».
  2. Классификации компетенций.
  3. Пути реализации подхода.

ПОНЯТИЯ: компетенции, компетентность, компетентностный подход.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 1 и 2 задания – выполняются индивидуально, 3 и 4 - выполняются по группам.

1. Решить любые две задачи (письменно)

2. Напишите эссе на любую из предложенных тем.

2. Определите возможные варианты организации проектной деятельности при изучении главы «Социальное развитие». Классифицируйте их. Свое решение обоснуйте.

3. Запланируйте использование личного социального опыта учащихся при изучении этой главы. Какие методы и формы вы выберете? Почему именно эти? Возможен ли педагогический риск при реализации вашего варианта? Если «да», как избежать его?

ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Задачи к разделу «Социальная система общества».

Автор – Кравченко А. И.

Задача №1.

Инвалидность – не только состояние здоровья, но и определенный социальный статус. Он влияет на образ и стиль жизни. В свою очередь, окружающие реагируют на инвалида совсем не так, как на здорового человека.

Отношение здоровых людей к инвалидам стало темой эксперимента, проведенного в 1988 году американцем Х. Швартцем.Он состоял вот в чем. Небольшой группе студентов показали фотографию девушки, перенесшей травму спинного мозга. Это была Эллен Стол – первая женщина-инвалид, попавшая на страницы «Плейбоя».

Испытуемым надо было оценить ее личностные качества. Обычно печатающиеся в порнографических журналах люди рассматриваются окружающими как аморальные существа. Половине испытуемых сообщили, что девушка – инвалид. Эксперимент показал: когда респондентам известен факт инвалидности, человек оценивается выше.

Задания:

  1. Какие результаты мог бы дать эксперимент, будь он проведен в нашей стране?
  2. Какие еще статусы могли бы изменить мнение респондентов? Приведите несколько примеров.

Задача № 2.

Ø Мужчинам запрещают появляться в дорогих ресторанах без галстука.

Ø В арабских странах одеяние женщин скрывает не только тело, но и его очертания.

Ø Майор не имеет право носить форму полковника.

Ø В западном обществе не принято подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем обществе – модно.

Ø Ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Ø В Англии в XIV веке парламент принял правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя.

Ø Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разное отношение к студентам.

Задание: Как вы думаете, почему?

Задача №3.

Ø Дисциплинированное поведение скорее результат принудительного, нежели добровольного подчинения нормам общества.

Ø Индивиды стремятся подчиняться только тем законам и правилам, которые считают справедливыми и разумными.

Ø В повседневной жизни людям чаще приходится сталкиваться с соблюдением культурных стандартов поведения, нежели с соблюдением юридических законов.

Ø Человек, долгое время пробывший в социальной изоляции, а затем вернувшийся в общество, стремится щепетильнее следовать общепринятым нормам.

Задание: согласны ли вы с этими суждениями?

Задачи к разделу «Право».

Авторы: Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю., Иванова Л. Ф.

Задача № 1.

Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выборов президента страны. Но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списках избирателей.

Задание: как следует поступить гражданину:

Ø уйти, не проголосовав

Ø добиться внесения своей фамилии в списки?

Ответ аргументируйте.

Задача № 2.

В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала статью, содержащую подробности семейной драмы, рассказанной ей случайной попутчицей, указав имена и фамилии участников. Женщина подала на журналистку в суд.

Задание: оцените данную ситуацию с точки зрения демократических ценностей. Ответ аргументируйте.

Задача №3

Гражданин проголосовал на выборах под влиянием телепередачи об одном из кандидатов.

Задания:

  1. Какова роль СМИ в современном обществе?
  2. Можно ли подобный выбор считать свободным и осознанным?
  3. Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять право на свободное волеизлияние?

Темы эссе

1. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев).

2. «Человек вне общества – или бог, или зверь». (Аристотель)

3. «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А. Пьерон)

4. «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше).

5. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Миллекен)

6. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».В. Г. Белинский

Алгоритм работы над сочинением-эссе:

1) ознакомление с предложенными темами;

2) определение смысла предложенных высказываний; выбор темы;

3) осмысление проблемы в контексте исторической или обществоведческой наук: ее сущности, возможных линий раскрытия;

4) формулирование своего отношения к высказыванию;

5) определение терминов, понятий и обобщений, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;

6) отбор фактов, примеров из истории, общественной жизни, которые убедительно обосновывают собственную позицию.

Примерная структура эссе.

Вступление. Фиксируется внимание на проблеме. Ясное, четкое определение своей позиции (я согласен…, я не согласен, не могу присоединиться…, есть то, с чем я согласен, и то, что, на мой взгляд, спорно). Ставятся ключевые вопросы, выявляются противоречия.

Основная часть. Тезис – аргументы (не больше двух), тезис – аргумент, тезис – аргумент.

Заключение. Фиксируется внимание на проблеме. Вывод автора. Наиболее яркая мысль, резюмирующая рассуждение.

Стиль! Эмоциональный, экспрессивный, художественный! Короткие, простые, разнообразные фразы.

Основная литература.

  1. Баранов П. А. Компетентностный подход к анализу результатов освоения курса обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 4
  2. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения. //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002, № 9, с.22-33.
  3. Государственные образовательные стандарты (федеральный компонент). //Преподавание истории в школе. – 2004. № 5.

Дополнительная литература.

1. Ильина М. В. Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. - № 8

2. Брандт М. Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 1.

3. Боголюбов Л. Н. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 6, с.31-34.

  1. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 9.
  2. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. № 3.
  3. Сергеев И. С. Освоили метод учебных проектов: что дальше? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 9

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

    1. Особенности школьного предмета «обществознание».
    2. Воспитательный потенциал предмета.
    3. Роль обществознания в формировании ключевых компетенций.
    4. Гражданские компетенции.
    5. Активные и интерактивные стратегии преподавания.
    6. Особенности контроля и оценивания в курсе обществознания.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Тема Вопросы, отведенные на самостоятельное изучение Форма работы Проверка конспектов Экспресс-опрос Письменная работа коллоквиум
  урок обществознания: определение целей 1. Основные требования к уроку обществознания. 2. Особенности содержания предмета. 3. Структурно-функциональный анализ содержания урока и определение целей.   1. Подготовка сообщения. 2. Подготовка сообщения. 3. Работа с литературой.         + +   +  
  Альтернативные программы по обществознанию 1. Требования к авторским программам 2. Анализ авторских программ 1.Подготовка сообщения. 2. Конспект     +       + +
  Формы занятий 1. Типы и формы учебных занятий: а) в основной школе б) в старшей школе. 2. Традиционные формы: лекция, семинар, лабораторные, практические и зачетные занятия. 3. Нетрадиционные формы: проектная технология, дискуссия, диспут, мозговой штурм, игра 1. Работа с литературой. 2. Подготовка сообщения   3. Подготовка сообщения.     +     +   +         +     +  
  Решение задач по обществознанию 1. Задачи как средство и способ формирования компетенций 2. Задачи по обществознанию: общая характеристика 3. Алгоритм решения задач 1. Подготовка сообщения.   2. Подготовка сообщения. 3. Работа с литературой   +     +   + +     +    
  Использование социального опыта учащихся на уроках обществознания 1. Социальный опыт учащихся как средство обучения 2. Методические требования к использованию социального опыта как средства обучения 3. Зоны риска Работа с литературой 2. Конспект +         +     +     + +
  Социальный проект 1. Метод проектов в изучении обществознания 2. Классификация проектов 3. Методика организации проектной деятельности 1. Работа с литературой 2. Работа с литературой 3. Работа с литературой         +       + +    

План-схема для работы над сообщением.

1. Составьте план своего сообщения.

2. Подберите литературу по данной теме, проанализируйте ее.

3. Сформулируйте выводы.

4. Продумайте аргументы, подтверждающие выводы

5. Во время выступления следите за логикой речи и ее правильностью.

 

План-схема по составлению конспекта

    1. Прочтите текст, выделите в нем логически законченные части
    2. Сформулируйте главные мысли, основные положения запишите тезисами.
    3. Ведите запись своими словами.
    4. Применяйте систему подчеркивания, выделяйте большими буквами наиболее важное, используйте условные обозначения и сокращения.
    5. Оставляйте в конспекте широкие поля для дополнений, различных заметок, записи незнакомых имен и терминов, требующих разъяснения.
    6. Соблюдайте правила цитирования: цитату брать в кавычки, указывая в скобках источник.






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.