Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Государство и общество





ТЕОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методическое пособие

 

 

 

Екатеринбург 2009


Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов всех форм сокращенного обучения на базе среднего профессионального образования, обучающихся по непрерывным (сквозным) учебным планам

 

Рецензенты:

Кокотов А.Н.,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой Конституционного права УрГЮА

Берг Л.Н.,

кандидат юридических наук

Ответственный за выпуск

А.Н. Романов,

зав.кафедрой УрГЭУ права, кандидат юридических наук, доцент

Авторы:

А.С.Шабуров, доктор юридических наук, профессор;

В.И.Шерпаев, доктор политических наук, доцент;

И.В. Сошникова, старший преподаватель

 

Теория государства и права: Учебное пособие. Екатеринбург:

Издательство УГЭУ, 2008.

 

 

Разработано на основе государственных образовательных стандартов и посвящено объяснению вопросов теории государства и права, общих закономерностей их возникновения, функционирования, разработке идей их дальнейшего развития исходя из требований современного демократического, гражданского общества. Содержит методические указания по освоению учебного материала в соответствии с утвержденной программой, а также список рекомендуемой литературы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

Глава 1. Государство и общество

Понятие общества

Власть и управление в обществе

Место государства в политической системе общества

Гражданское общество и правовое государство

1.5. Взаимная ответственность государства и личности, государства

и общества

1.6. Правовое государство - этап в развитии государственности

1.7. Основные положения и принципы социального государства

1.8. Современные проблемы конституционализма и его модели

Глава 2. Общие понятия о праве

2.1. Методологические подходы к понятию права

2.2. Сущность права и его функции

2.3. Определение и признаки права

2.4. Принципы права

2.5. Права человека и международная организация их защиты

Глава 3. Правовое регулирование и его механизм

3.1. Понятие правового регулирования

3.2. Предмет правового регулирования

3.3. Методы, способы и типы правового регулирования

3.4. Виды и стадии правового регулирования

3.5. Механизм правового регулирования

Глава 4. Поведение людей в правовой сфере

4.1. Поведение людей и право

4.2. Правовое поведение

4.3. Правомерное поведение

4.4. Правонарушение

4.5. Объективно-противоправное деяние

4.6. Злоупотребление правом

Глава 5. Юридическая ответственность

5.1. Понятие, особенности и признаки юридической ответственности

5.2. Основание юридической ответственности

5.3. Функции юридической ответственности

5.4. Принципы юридической ответственности

5.5. Виды юридической ответственности

5.6. Проблема позитивной юридической ответственности

Глава 6. Законность и правопорядок

6.1. Содержание (требования) законности как режима

6.2. Основные принципы законности

6.3. Гарантии законности

6.4. Правопорядок

6.5. Основные пути укрепления законности и правопорядка

Глава 7. Система права

7.1. Понятие системы права

7.2. Элементы системы права

7.3. Основания деления права на отрасли

7.4. Общая характеристика системы российского права

7.5. Система права и система законодательства

Глава 8. Правовая система. Основные правовые системы современности

8.1. Понятие правовой системы

8.2. Романо-германская правовая система

8.3. Англо-саксонская правовая система

8.4. Мусульманская правовая система (мусульманское право)

Глава 9. Право и политика

9.1. Природа политики

9.2. Существо связи права и политики как формы общественной жизни

9.3. Политика, право и экономика

9.4. Взаимодействие политической и правовой систем

9.5. Политические права и свободы граждан

9.6. Правовая политика

9.7. Особенности правовой политики в России

9.8. Социальная политика

9.9. Военная политика и человеческий фактор

Глава 10. Политическая модернизация

10.1. Политический процесс в государстве

10.2. Избирательный процесс как вид политического процесса

10.3. Политические конфликты, кризисы и государственно-правовые способы их разрешения

10.4. Процессы демократизации и армия: утверждение законодательных основ и гражданского контроля

10.5. К вопросу об общенациональной идеологии в России

10.6. Политическая модернизация и развитие

Глава 11. Национальная безопасность государства

11.1. Проблемы войны и мира в политико-правовой мысли

11.2. Основные этапы российской военной политики

11.3. Геополитическое положение российского государства и его внешняя политика

11.4. Межнациональные противоречия, конфликты и пути их разрешения

11.5. Проблемы насилия и ненасилия борьбы с терроризмом в мире и российском обществе

11.6. Концепция национальной безопасности России

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Теория государства и права - это наука, представляющая собой систему знаний о государстве и праве. Она является вводной наукой в области юриспруденции, обобщающей все новое и ценное в смежных отраслях знаний.

Предметом исследования и изучения теории государства и права как специальной научной дисциплины являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, а также возможные пути дальнейшего их развития.

Цель преподавания дисциплины - связать проблемы правового образования в Российской Федерации с проблемами развития правового государства, обеспечить в обучении решительный поворот к праву в общественном сознании, поскольку от осуществления этой ключевой проблемы российской жизни во многом зависит успех демократических реформ, спокойствие и благосостояние общества, будущее России; познакомить студентов с современным видением правовой проблематики, основными понятиями и категориями юриспруденции, которые являются необходимыми для отраслевых наук.


Понятие общества

 

Государство - общественное явление. Оно возникло и существует в человеческом обществе, составляя его важнейшую часть.

Общество есть продукт взаимодействия людей. Оно представляет собой систему отношений людей в процессе производства и распределения материальных и духовных благ и воспроизводства человеческого рода.

В обществе выделяются четыре сферы жизнедеятельности людей, четыре сферы отношений:

-экономическая - сфера производства материальных благ, предметов жизнеобеспечения людей;

-социальная - сфера отношений человека как социального и биологического существа, сфера продолжения человеческого рода;

-духовная - сфера отношений человека как существа разумного.

Здесь осуществляется производство духовных благ, научных, религиозных, нравственных и т.д. идей;

-политическая - сфера осуществления управления обществом.

Поскольку общество не простая совокупность людей, а система отношений, оно не может существовать без социальных институтов, т.е. устойчивых, сформировавшихся объективно общностей, учреждений, объединений, в рамках которых и осуществляются отношения. В каждой сфере жизнедеятельности исторически сформировались специфические социальные институты. В экономической сфере - это производственные предприятия, бригады, трудовые коллективы. В социальной - род, семья, нация, класс и т.д. В духовной - религиозные объединения, научные школы и др. Важнейшими политическими институтами выступают политические партии, государство.

Анализируются важнейшие понятия в праве, его сущность, состоящая в том, что оно – способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований в различных сферах жизни (политической, экономической, социальной и т.д.), задачи реформирования общества посредством права; повышение роли права, правового регулирования, законности.

Закон, законность, международные организации защиты прав человека, нормативно-правовые акты, право, позитивное право, правовое регулирование, признаки права, принципы права, права человека, права и обязанности гражданина, постановления и распоряжения, приказы и инструкции, сущность права, указ президента, функции права, юридическая обязанность.

 

Принципы права

 

Право как специфический регулятор, отражающий меру свободы, базируется на определенных принципах. В основу его функционирования положены такие принципы, как гуманизм, справедливость, законность, ответственность за вину, единство прав и обязанностей, правосудие.

Благодаря указанным принципам и специфическим признакам право является эффективнейшим регулятором общественных отношений, вводя в жизнь идеи добра, справедливости, обеспечивая единство и определенность общественных отношений, их устойчивость и стабильное целенаправленное развитие. Поэтому право представляет собой особую социальную ценность. По этой причине оно требует соответствующего к себе отношения, постоянного совершенствования и охраны. Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого.

И самое главное, нормы права должны неукоснительно соблюдаться всеми. Требование неукоснительного соблюдения права характеризуются как законность. Именно она является важнейшим условием нормальной жизни общества, его граждан.

Нормативные правовые акты. Как указывалось, позитивное право существует не абстрактно, а в письменных актах – источниках, которые носят название нормативных правовых актов. В Российском праве существуют следующие нормативные акты:

Законы - акты, обладающие высшей юридической силой и принимаемые в особом порядке законодательным органом - высшим представительным органом государственной власти. Согласно Конституции они принимаются Государственной Думой, затем одобряются Советом Федерации. После одобрения они подписываются и обнародуются Президентом.

Указы Президента РФ. Они занимают в иерархии нормативных актов второе после законов место и не должны противоречить им.

В соответствии с законами и указами Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Указанные нормативные акты публикуются в “Российской газете” и “Собрании законодательства Российской Федерации”, где их и следует искать в случае необходимости применения.

Кроме того, в систему законодательства входят приказы и инструкции министерств и ведомств. (Приказы общего характера также публикуются в “Российской газете”.) Особые группы нормативных актов составляют актысубъектов федерации, акты органов местного самоуправления и локальные акты, действующие на предприятиях и в организациях.

Все указанные акты являются результатом правотворчества, содержат нормы права, в равной степени обязательные для исполнения.

Для того, чтобы сделать действующее законодательство максимально совершенным, прежде всего, необходимо при принятии законов обеспечивать оптимальный баланс государственных и общественных интересов. Очень важно, чтобы при принятии законов учитывались интересы всех групп и слоев населения. Закон сегодня должен в комплексе решать соответствующие вопросы, в полной мере регулировать общественные отношения, быть актом прямого воздействия, соответствовать ожиданиям общества. Законы должны делать жизнь людей проще, легче и комфортнее, быть понятными и доступными для каждого.

Например, Свердловская область по праву считается «первопроходцем» непростых дорог российского регионального законодательства. Она была первым субъектом Российской Федерации, разработавшей свой Устав в 1994 году. С появлением Устава в области начался процесс государственного строительства, возникла система выборных органов народовластия, легитимная система государственных институтов власти. Именно на среднем Урале впервые в России прошли общенародные выборы губернатора, появились первые региональные общественно-политические движения и партии. Свердловская область благодаря Уставу приобрела двухпалатный парламент, Уставной суд, должность Уполномоченного по правам человека. Впервые на региональном уровне именно на Среднем Урале был четко закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, разработана эффективная, реально работающая система сдержек и противовесов между этими ветвями (Э.Э. Россель).[33]


Поведение людей и право.

 

Право – важнейшее средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право – один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования. В свое время К.Маркс, характеризуя роль поведения в правовом регулировании подчеркивал, что помимо своих действий человек совершенно не существует для закона, не является его объектом. Поэтому действие человека – единственное, в силу чего он подпадает под власть действующего права.

Подчеркивая эффективность права как регулятора общественных отношений, нельзя, однако, характеризовать его как всесильное универсальное средство, способное регламентировать любые отношения, регулировать любые варианты поведения. Правовое регулирование (как и любое другое) имеет определенные пределы, выходить за которые законодатель не может. Они определяются характером отношений, особенностями поведения.

Предмет правового регулирования составляют наиболее важные с точки зрения государства и подконтрольные ему неоднократно повторяющиеся волевые действия людей. Именно эти, и только эти, действия могут быть урегулированы правом. Иные же варианты поведения (не волевые, неподконтрольные государству, единичные случаи,) так же как и мысли, чувства человека) государством регулироваться не могут, находятся вне сферы правового регулирования.

Будучи объектом правового регулирования, поведение людей является и его результатом. Нормы права представляют собой лишь формальное правило, возможность поведения людей. Характер же самого реального поведения зависит от самого человека, направляется его волей и сознанием. В зависимости от своих интересов, желаний, целей субъект может следовать правовому предписанию, а может и нарушать его, действовать вопреки нормам права. И это не случайно, ибо право регулирует только волевые, зависящие от воли человека варианты поведения.

Поскольку право регламентирует лишь поведение, подконтрольное государству, государство контролирует и оценивает поведение субъектов, реагируя на него соответствующим образом.

С позиций права поведение человека может оцениваться по-разному. Отдельные отношения людей находятся вне сферы правового регулирования, а потому вообще не оцениваются правом (отношения любви, дружбы и т.д.). Поведение людей в этой сфере характеризуется как юридически безразличное. Оно поддается лишь моральной оценке, либо оценивается с позиций религиозных догм и т.д.

Другие отношения, находясь в сфере правового регулирования и способные быть подвергнуты правовому регулированию, по той или иной причине законодательно не урегулированы (занятие спортом, музыкой, картежные игры и т.д.). Такое поведение определяется как юридически нейтральное.

Эти варианты поведения не имеют значения для юридической науки и практики, для юристов. Для них, и для граждан вообще, практическое значение имеет поведение, находящееся в сфере правового регулирования и урегулированное правом. В юридической науке оно трактуется как правовое поведение.

Правовое поведение

Правовому поведению присущ ряд признаков, которые отличают его от иных видов социального поведения.

Первый из них – социальная значимость. Всякое поведение человека влечет определенные последствия. (Напомним, что право регулирует лишь общественно значимые варианты поведения). Эти последствия могут быть либо общественно полезными, либо общественно опасными, наносящими окружающим вред.. Поэтому различные варианты поведения порождают и различную реакцию окружающих – одобрение или осуждение. В этом и заключается социальная характеристика (оценка) поведения.

Второй признак правового поведения – его психологизм, субъективность. Люди, как известно, наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. (А право, напомним, регулирует лишь волевое поведение). Совершая то или иное действие в правовой сфере, субъект ставит перед собой цели и задачи, соотносит его с имеющимися социальными требованиями, анализирует его с позиций того, какую пользу он принесет себе или обществу, другим людям. В зависимости от этого и принимается решение. Поэтому для окружающих, для государства важно определить, почему человек совершает то или иное деяние.

Вместе с тем, поведение человека в правовой сфере имеет специфические юридические признаки, характеризующие его связь с государством, с правом, с правовым регулированием.

Первый юридический признак такого поведения – правовая регламентация. Как объективные, так и субъективные моменты поведения отражаются в правовых предписаниях Эта сторона поведения очень значима. Сколько бы общественно полезным (или, напротив, вредным, опасным) ни было поведение, если оно не опосредовано правом, не является правовым, оно не обеспечивается принудительной силой государства.

Второй юридический признак правового поведения - подконтрольность его государству в лице правоприменительных правоохранительных органов

Третий юридический признак правового поведения заключается в том, что оно, как правовое, влечет за собой юридические последствия. Указанный признак имеет важное значение для характеристики поведения в правовой сфере. Именно правовое поведение является юридическим фактом, влекущим правовые последствия, порождает правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности.

Таким образом, правовое поведение можно определить как социально значимое, осознанное поведение индивидуальных либо коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.

Деятельность человека в правовой сфере может быть оценена и с социальной, и с юридической, и с субъективной стороны. Мы говорим о правомерном либо противоправном поведении, когда оно исследуется под углом зрения соответствия или несоответствия правовым предписаниям. Оно может быть общественно полезным либо общественно опасным (вредным), когда критерием оценки является его социальная значимость. Кроме того, при оценке поведения важен учет его субъективной стороны (Например, человек может совершать деяние умышленно, либо по неосторожности, быть виновным, либо невиновным в совершении проступка).

Поведение субъекта нельзя анализировать с позиций лишь какого-либо одного из указанных факторов. Односторонний подход не позволяет верно оценить поступок, дать правильную квалификацию его последствий, определить соответствующую реакцию на него со стороны общества и государства.

В частности, нередко правовой поступок оценивается только с юридической стороны. В этом случае всякое поведение, соответствующее нормам права, характеризуется как правомерное, а противоречащее им как правонарушение. При анализе же поведения не только с юридической, но и с социальной стороны обнаруживаются различные его варианты. Так, поведение, осуществляемое в рамках норм права, может быть общественно полезным, но может и наносить вред окружающим. Точно так же бывают случаи, когда действия,нарушающие нормы права,не влекут отрицательных последствий. Эти, разные по характеру явления, порождают и различную реакцию государства и различный характер регламентации.

С учетом сказанного в юридической науке и практике выделяются следующие виды правового поведения:

Правомерное поведение – социально полезное поведение, соответствующее нормам права.

Правонарушение – социально вредное поведение, нарушающее требования правовых норм.

Злоупотребление правом -социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых предписаний

Объективно противоправное деяниее - поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением требований норм права? либо деяние вредоносное, но совершенное при отсутствии вины. Сюда же следует отнести и противоправное поведение недееспособных.

 

Правомерное поведение

Првомерное поведениее – это общественно-необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права.

Признаки правомерного поведения.

1.Правомерное поведение – это, прежде всего, действия субъекта, т.е. это поведение, выраженное вовне. Нельзя характеризовать как правомерные мысли, желания человека, его религиозные или идеологические убеждения.

2.Правомерное поведение составляют лишь волевые действия, т.е. действия, совершенные субъектом по своей воле. Это добровольное поведение субъекта, обладающего сознанием, волей, способностью предвидеть возможные последствия своих действий.

3. Правомерное поведение с оциально полезное действие.Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные),а порой и необходимые для нормального функционирования общества, способствующее его стабильности и развитию.

4. Правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания, не нарушает их.

Только при наличии всех указанных признаков деяние можно характеризовать как правомерное.

Виды правомерных действий.

Имея одинаковые признаки, различные варианты правомерных действий неоднородны по своим внешним проявлениям,субъективным показателям. Поэтому в рамках правомерного поведения различаются его виды.

Правомерные действия можно классифицировать по разным основаниям: по субъектам, по субъективной стороне, по внешнему выражению деяний и т.д. В зависимости от субъектов права, совершающих правомерные действия, правомерное поведение делятся на индивидуальное или групповое. Если первое предполагает деятельность отдельного индивида, то во втором случае - это закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации – юридического лица.

С внешней, объективной стороны правовое поведение может выражаться в форме активных действий либо бездействия.

В зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации, различают юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат. Здесь правомерные действия выступают как юридические факты.

Очень важное значение имеет классификация правомерных действий по субъективной стороне. Субъективная сторона составляет мотивационную основу поведения, отражая отношение человека к своему деянию, степень ответственности при реализации правовых предписаний. В зависимости от характера мотивации различают следующие виды правомерных действий:

- Социально активное поведение, свидетельствующее о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует весьма активно, инициативно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни. Так, в производственной сфере это творческое отношение к труду, постоянное повышение его производительности, инициатива в работе. В политической -–активное участие в выборной кампании, обсуждении законопроектов и т.д.

- Законопослушное поведение – это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правовые предписания в этом случае реализуются добровольно, на основе надлежащего правосознания, сознательного отношения субъекта к праву, к своим действиям. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

- Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности. Субъект пассивно реализует правовые предписания, стремясь приспособиться к окружающим, желая получить одобрение коллектива, руководителя.

- Маргинальное поведение хотя и является правомерным, но в силу низкого уровня ответственности индивида находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (В переводе с латинского «маргинальный» – «находящийся на краю»). В этом случае человек действует правомерно не в силу убеждения в необходимости соответствующего поведения, а из-за боязни наказания или в ожидании поощрения. Как только возможность наказания или перспектива поощрения исчезает, человек нарушает норму права, действует противоправно. Например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в салоне находится контролер, который может наложить штраф за безбилетный проезд. При отсутствии контролера (отсутствии угрозы штрафа) такой пассажир проезд не оплачивает, нарушая норму права.

- Несколько особняком в это классификации стоит привычное поведение, когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Например, опытный шофер соблюдает правила дорожного движения, не осмысливая конкретные пункты нормативного акта, действуя как бы «автоматически»,в силу привычки.

С точки зрения права все указанные виды поведения – правомерны, т.е. соответствуют требованиям правовых норм и целям законодательства и не влекут каких-либо негативных последствий со стороны государства. Однако их социальная значимость различна. Социально активное поведение поддерживается государством. В различных сферах общественной жизни законодательно закрепляются различные меры поощрения социально активных лиц (благодарность, премирование, награждение грамотой, орденами и медалями,присвоение почетных званий и т.д.). Так, согласно ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ «работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности».а «за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам» (ч.2 указанной статьи). Конечно, социальная активность не может быть образом жизни всех граждан, однако от их активности во многом зависит характер развития общества и государства.

Наиболее массовый характер имеет законопослушное поведение.

Маргинальное и конформистское проведение нельзя считать желательным для общества. Однако, поскольку субъекты в данном случае не нарушают правовых норм, оно допускается государством. Сокращение подобного поведения осуществляется путем проведения воспитательной работы в целях повышения уровня правосознания и ответственности граждан.

В юридической литературе различаются подвиды правомерного поведения в зависимости от отраслевой принадлежности реализуемых в поведении норм. По этому основанию различают правомерное поведение, реализуемое в сфере конституционных, гражданско-правовых, административных, трудовых и др. отношений.

В правовой жизни общества правомерное поведение имеет высокую степень значимости. С одной стороны, оно направлено на удовлетворение субъектами своих потребностей, достижение определенного результата,а с другой – выступает гарантией законности и правопорядка, условием эффективности правового регулирования. Внедрение правового поведения в юридическую практику, в общественную жизнь осуществляется в процессе правового воспитания, повышения уровня правосознания, уровня политической и правовой культуры. Большое значение в этом процессе играют меры по совершенствованию действующего законодательства, правоохранительной и правоприменительной деятельности компетентных государственных органов. Велика роль и элементов гражданского общества: семьи, школы, общественных объединений граждан.

К сожалению, далеко не всегда субъекты действуют правомерно. Зачастую нормы права нарушаются, совершаются не только нежелательные, но и недопустимые, вредные для общества варианты поведения. Такое поведение – антипод правомерного, характеризуется как правонарушение.

 

Правонарушение

Правонарушение – общественно вредное, противоправное, виновно совершенное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность.

Признаки правонарушения.

- Прежде всего, правонарушение (как и правомерное поведение) –это всегда деяние людей, их внешне выраженные действия. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, убеждения, намерения человека, если они не проявились в действиях. По этому поводу К. Маркс указывал: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом». При этом под деянием понимается как активное действие, так и бездействие.

- правонарушение это деяние противоправное, т.е. противоречащее требованиям правовых предписаний. Противоправность как признак, характеризует юридическую сторону общественной опасности. Правонарушение-действие связано с нарушением правовых запретов (совершение кражи, переход на запрещенный сигнал светофора и т.д.), бездействие же предполагает нарушение юридических обязанностей (проезд в транспорте без билета, оставление человека в опасном состоянии без помощи и др.)

- Правонарушение – это общественно опасное деяние. Оно всегда наносит вред существующим в обществе ценностям, это деяние, посягающее на правопорядок, интересы общества и его членов.

- Правонарушение – это виновное деяние. То есть оно осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние, совершенное дееспособным субъектом сознательно. Конечно, степень виновности в различных видах правонарушений, в различных ситуациях различна, однако вина всегда при совершении правонарушения присутствует. На этот признак правонарушения указывает и законодатель. Так, ст. 14 УК РФ, характеризуя преступление, специально подчеркивает, что преступление – это виновно совершенное деяние.

- Правонарушение влечет за собой юридическую ответственность. Поскольку правонарушение - это поведение в сфере права (то есть «правовое») и является общественно опасным, государство не может быть равнодушным к такого рода деяниям. Правонарушители привлекаются государством к юридической ответственности. Конечно, далеко не всегда каждый правонарушитель реально привлекается к ответственности, но возможность наказания, юридической ответственности – сущностный признак правонарушения.

Следует учесть, что только в совокупности указанных признаков деяние можно считать правонарушением. Если в деянии отсутствует хотя бы один из них, его считать правонарушением нельзя.

Юридическое значение рассмотренные признаки получают через правовую категорию «состав правонарушения».

Состав правонарушения. – это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы:

- Субъект правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо. Субъектом может быть как индивид, так и организация. Однако субъектом преступления может быть только индивид.

- Объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т.д.

- Объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности. Причем, для характеристики правонарушения необходима связь между деянием и его последствиями. Важно, чтобы полученный вред был непосредственно связан с совершенным деянием., был его следствием. Как уже указывалось, деяние может быть как в форме действия, так и бездействия.

- Субъективная сторона правонарушения характеризует отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина. Правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Индивид должен осознавать, что он действует противоправно Следовательно, правонарушение предполагает свободу волеизъявления субъекта, наличие возможности выбора варианта поведения. Отсутствие указанной свободы, например, действия по выполнению приказа исключает ответственность субъекта. Нарушение норм права и нанесение ущерба может быть и при отсутствии вины. В этом случае нельзя говорить о правонарушении.

Следует отметить, что для характеристики деяния как правонарушения, необходимо наличие всех указанных элементов состава. Отсутствие хотя бы одного из них не позволяет квалифицировать действие как правонарушение. С другой стороны, наличие указанных элементов достаточно для признания деяния как правонарушения. Если в действии виновного присутствуют все элементы состава, для привлечения субъекта к ответственности нет необходимости искать какие-либо «дополнительные» условия, признаки деяния.

Виды правонарушений.

Совершаемые правонарушения неоднородны по своему характеру. Однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению их можно объединить в две группы: преступления и проступки.

Преступления - наиболее общественно опасные деяния (убийство. грабеж, разбой и т.д.). Формально - юридически все они закреплены в УК РФ. Если определяющим в этом единстве является социальная сторона(общественная опасность), то решающим – юридическая. Здесь характерен принцип «Нет преступления без указания в законе». Каким бы жестоким, общественно -опасным ни было деяние, если оно не запрещено УК, оно преступлением не является. Не знает уголовное право и аналогии.

Субъектом преступления может быть только физическое лицо. Не могут быть таковым и нести уголовную ответственность государственные органы, учреждения, юридические лица, партии и иные коллективные субъекты –организации. Дефиниция преступления закреплена в ст.14 Уголовного кодекса: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания».

Проступки представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не уголовным кодексом, актами иных отраслей права. Они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания. Хотя проступки крайне неоднородны, большинство юристов различают три их вида: Административные, гражданско-правовые и дисциплинарные. Наряду с ними отдельные ученые выделяют и иные виды проступков, в частности, процессуальные, финансовые, семейные и т.д.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юриди







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.