Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политические конфликты, кризисы и государственно-правовые





Способы их разрешения

Политические конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно возникает и развивается во взаимоотношениях субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения. Пример политического конфликта в российском обществе – события начала 90-х годов XX столетия. К осени 1993 года сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Конфликт приобрел характер острого кризиса.

Теоретически выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса (согласия) и заключения компромисса (соглашения с взаимными уступками), а для преодоления кризиса (поворотного пункта, исхода) необходимы кардинальные меры.

В данном случае были использованы все возможные способы разрешения конфликта. Были предприняты следующие политические акции 1993 г.: зак­лючение конституционного соглашения; проведение референду­ма о доверии Президенту; создание альтернативной конституци­онной комиссии; Конституционного совещания; учреждение Со­вета Федерации, наделение его законодательными полномочия­ми. Политическая амнистия в феврале 1994 года создала условия для реализации другой политической акции – подписания Договора об общественном согласии представителями властных структур, политических партий, обще­ственных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот право­мерно можно рассматривать как проявление крепнущего в обществе же­лания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.



Одна из крайних форм проявления конфликтной политичес­кой ситуации — политический переворот. Это открытая попыт­ка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить ста­бильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает пере­ворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.

В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попы­ток совершения революций. А потому проблема определения воз­можных стрессовых ситуаций, политических и социальных напря­жений и разработки наиболее эффективных средств их ослабле­ния и полного устранения стала одной из наиболее важных в по­литологии.

Неспособность общества восстановить внутреннюю стабиль­ность с помощью политических средств имела в России следстви­ем гражданскую войну после Октябрьской революции. Гражданская война как форма проявления общественных противоречий обычно бывает длительной и кро­вопролитной. Один из ее возможных результатов — полный рас­пад системы. Однако чаще гражданская война завершается побе­дой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.

Переломный момент, критическая ситуация в развитии политического процесса в по­литике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение,
поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой
в функционировании политической системы, расстройство прежних
взаимоотношений между правящей группой и подчиненными соци­альными слоями. Политическая обстановка, возникающая в резуль­тате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Лю­бой политический кризис может быть результатом конфликта и может перерасти в конфликтную ситуа­цию.

Различают несколько видов (типов) политических кризи­сов.

Правительственный кризис выражается в потере исполни­тельной властью контроля над ситуацией и разрешается пере­становками в правительстве или его отставкой в полном соста­ве.

Парламентарный кризис — это такое изменение соотноше­ния сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевает­ся, как правило, роспуском парламента и назначением новых вы­боров.

Конституционный кризис означает фактическое прекраще­ние действия Основного закона страны из-за утраты его легитим­ности. Выход из него состоит в качественном обновлении Консти­туции или принятии новой.

В ходе политической борьбы, столкновений интересов (со­циальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворчес­кая деятельность становится формой политического противо­борства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992—1993 гг. по вопросу о компетенции различ­ных ветвей власти носил не столько правовой, сколько полити­ческий характер.

Внешнеполитический, или международный, кризис обуслов­ливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и вза­имных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не при­вел к мировой войне.


 

                   
   
   
     
 
 
 

 

 


СХЕМА 3 Политический конфликт


 

 

Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процес­са, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или гос­подствующей социальной группы. Выход из него может быть обес­печен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Если выход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.

В развитых демократических странах большое значение при­дается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конфликтных и кризисных ситуаций. Оппозиция (противопоставление) понимается обычно в двух " аспектах:

как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим; как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства. Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организованного общества.

В позивном плане для разрешения, предотвращения конфликтов рассматривается плюрализм как концепция множественности, как концепция не сво­димости многих сущностных начал к одному единому, которая зародилась еще в философии древних греков, признававших равенство «стихий», таких как «земля», «вода», «огонь» и из тезиса Протагора, что человек есть «мера всех вещей». Что же касается его социальных форм, то он появил­ся с первыми проблесками демократических форм правления еще в Древней Греции.

Современный политический плюрализм означает различие многообразия политических партий, общественных объединений, организаций с присущими им идейными позициями и политическими плат­формами, которые способствуют осуществлению их интересов и целей.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.