Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Права человека и международная организация их защиты





 

Права человека - принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Права подразумевают законодательно закрепленную возможность получать индивидом материальные, духовные и иные блага, свободы - действовать по своему решению без чьей-либо санкции.

Права человека - важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации - основной показатель демократичности и прогрессивности общественного строя.

Первые представления о правах человека высказаны учеными древности. Аристотель, другие мыслители утверждали, что все люди от рождения имеют естественные права, обусловленные природой. В Средние века идея естественных прав всех людей и правового равенства граждан была отвергнута феодальным государством и права человека стали трактоваться как дарованные монархом привилегии. Возрождение и развитие концепции естественного права человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению, насилию и др. происходит в XVII в.

Первыми политико-правовыми документами, провозгласившими и закрепившими юридически основные права человека, являются Вирджинская Декларация (1776), Билль о правах конституции США (1789).

В настоящее время подписаны и введены в действие более 50 международных документов, провозглашающих и регулирующих права человека. В их числе: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, Американская декларация прав и обязанностей человека и основных свобод (1950), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Африканская хартия прав человека и народов (1981), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания(1984), Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989), Парижская хартия для новой Европы (1990).



Декларируемые этими и другими международными документами правовые нормы, права и свободы человека в разном объеме включены в конституции и другие законы государств.

В современной политической науке и политико-правовых документах права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и другие в зависимости от избранного подхода к их типологии. Всего регламентируемых прав более 40.

Гражданские права - это основополагающие, неотъемлемые права человека. Они включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности и жилища, защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, на тайну переписки и телефонных разговоров, свободу передвижения и выбора места жительства в стране, право покидать любое государство и возвращаться в свою страну, на равенство перед законом, на гражданство.

Политические права провозглашают и гарантируют возможности активного участия граждан в общественно - политических и других объединениях, союзах и ассоциациях, демонстрациях, шествиях, митингах и собраниях, свободу печати, радио, телевидения, право на получение информации, право на политическое убежище и др. При тоталитарном и авторитарном режимах политические права носят в основном разрешительный характер, при демократическом - регистрационный.

Реализация прав, в том числе в политической сфере должна стать жизненной потребностью личности. В свое время, говоря о пользовании правами личности, И.А. Покровский назвал эту потребность требованием «развивающейся личности».[34]

Экономические права обеспечивают индивиду свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности и проявление хозяйственной инициативы. Основные из них: право на труд, собственность, предпринимательство; распоряжение рабочей силой.

Социальные права направлены на обеспечение человеку достойного уровня жизни и социальной защиты: право на отдых, социальное обеспечение, жилище, оплату по труду, защиту здоровья, создание семьи, материнство и детство, благоприятную окружающую среду, образование, доступ к культурным ценностям, художественное и техническое творчество, право на свободу мысли, совести и религии.

Права человека могут носить характер индивидуального права - права индивида и коллективного права - права народов, национальных, сексуальных меньшинств и др.

Социальное неравенство, порожденное эксплуатацией, и в глобализированном мире остается родовым признаком капиталистических отношений.

Доходы 1 % самых богатых американцев в 2005 году достигли рекордной для послевоенной эпохи отметки 21,2 % от совокупных доходов всего населения США. В то время, как в 60-70-х г.г. прошлого века этот показатель составлял 8 %.[35]

Согласно «Докладу о развитии человека», подготовленного под эгидой ООН, в 1960 году разрыв в уровне доходов между пятой частью населения мира, проживающей в самых богатых странах, и пятой частью населения беднейших стран составлял 30:1. В 1997 году этот разрыв составлял уже 74:1.

Ситуация меняется только в худшую сторону. По данным ООН, в 2006 году на беднейшие 40 % населения приходилось лишь 5 % мирового дохода. При этом 80 % нашей планеты живет именно в развивающихся странах Востока и Юга.

Сегодня неуправляемый глобальный капитализм представляет реальную угрозу для безопасности всего человечества.

Академик Д.С. Львов, выступая 31 января 2006г. В Кремлевском Дворце съездов поставил вопрос: «Сколько нужно ресурсов, чтобы ликвидировать бедность как явление? Всего 8-9 млрд. долларов в год. А теперь возьмем известный район проживания элиты: Одинцовский район, Николина Гора. Одна сотка на Николаевой Горе сегодня стоит 60-80 тысяч долларов. Во всем мире введена норма налога на недвижимость около 1,5-2 % от рыночной стоимости земли.

Если только по Одинцовскому району взять 1,5 % налога с той земли, которой владеют олигархи, то мы получим 12 млрд. долларов в год. А теперь сравните эти 12 млрд. недополученного налога и 8 млрд., нужные для борьбы с бедностью. Вот вам элементарное решение задачи…»

Особым видом правовых гарантий прав и свобод личности являются юридические средства защиты, такие как конституционный контроль и надзор, судебная защита, административно-правовая защита, меры международной зашиты прав человека, а также создание национальных институтов по правам человека.

В основе деятельности Конституционного Суда РФ применительно к правам человека лежит его обязанность рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан и их объединений на нарушение их прав и свобод.[36]

Гарантии прав и свобод личности представляют coбой систему условий, средств и способов - экономических (свобода предпринимательской деятельности и т.п.), политических (многопартийность, плюрализм мнений и т.п.), социальных (общедоступность и бесплатность основного общего образования), юридических (процессуальных) - обеспечивающих каждому человеку правовые возможности для реализации его пав и свобод и получивших законодательное закрепление на самых различных уровнях - международном, внутригосударственном, региональном.

Сегодня существует такое понятие, как общепризнанность прав человека, т.е. они признаются как со стороны мирового сообщества, так и со стороны государства - члена этого сообщества. Общепризнанность прав человека означает, что ни одно из конституционных прав, идет ли речь о правах человека или правах гражданина, не может быть изъято государством или ограничено в объеме без необходимых, четко обозначенных в федеральном законодательстве оснований, в частности в целях обеспечения безопасности общества, государства и самого человека. Например, такого рода изъятия имеют место в уголовно-процессуаль­ном законодательстве, предусматривающем возможность ограничения неприкосновенности личности или жилища (обыск, арест).

Внутригосударственный правовой механизм защиты прав и свобод включает в себя конституционные и процессуальные гарантии.

Конституционные гарантии закреплены, прежде всего, в Конституции РФ, в гл. 1 об основах конституционного строя. Особенность конституционных гаран­тий состоит в том, что они обеспечиваются правотвор­ческой и правоприменительной деятельностью самого государства. В связи с этим представляет интерес точка зрения А.А. Уварова, который выделяет пять видов конституционных гарантий: гарантии - принципы, обеспечительные, стимулирующие, охранительные и гарантии защиты.[37]

Так, примером гарантии-принципа может служить ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.. К обеспечительным гарантиям относится обязанность государства обеспечить необходимый минимум социальных благ, например, бесплатное дошкольное образование (ч. 2. ст. 43 Конституции РФ), к стимулирующим - механизмы стимулирования полезной деятельности индивидов, в частности, в сфере жилищного строительства (ч. 2. ст. 39 Конституции РФ). В качестве охранительных га­рантий можно назвать предусмотренную ч. 3 ст. 41 Конституции РФ ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. И, наконец, гарантии защиты выступают на авансцену только тогда, когда уже произошло нарушение прав и свобод человека.

Права человека неразрывно связаны с его обязанностями: ”Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”, - говорится в ст.29 всеобщей Декларации прав человека. Но, подчеркивает Декларация, ”при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе”.

К основным обязанностям граждан относятся: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение предписаниям полиции (милиции), сохранение природы (окружающей среды), памятников культуры и др. В некоторых странах законодательно закреплены обязанность трудиться, участвовать в выборах органов власти, воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях, о своем здоровье и др.

Обязательными условиями реализации прав граждан являются: гарантии государства - экономические, политические, юридические и духовно-нравственные; хорошо отлаженный административно-хозяйственный механизм реализации провозглашенных государством прав; законодательно закрепленная ответственность органов власти, должностных лиц и рядовых граждан за соблюдение прав человека.

Жизнь людей полноценна лишь тогда, ”когда ее озаряют Права Человека”. Права человека и его основные свободы, их обеспечение и соблюдение тесно связаны с уровнем культурно - правового, а также экономического развития той или иной нации, региона. Поэтому в настоящее время эффективный контроль за соблюдением прав человека может осуществляться прежде всего международными региональными органами, которые имеют возможность учитывать если не все, то хотя бы большую часть местных особенностей. Именно таким органом является Совет Европы. Согласно ст.1 Статуса (Устава) Совета Европы, принятого в Лондоне 5 мая 1949г., целью этой организации является достижение единения членов в целях сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые ”являются их общим наследием и способствуют усилению их экономического и социального прогресса”. В центре деятельности Совета - обеспечение высокого стандарта защиты прав человека.

Основные вехи развития Совета Европы: подписание Европейской конвенции о правах человека (1950); вступление Конвенции в силу (1953), создание Европейской комиссии по правам человека (1954); вступление в силу права на подачу индивидуальных жалоб (1955); создание Европейского Суда по правам человека (1959); подписание Европейской социальной хартии (1961); вступление в силу Европейской социальной хартии (1965); подписание протокола №11, учреждающего единый Европейский Суд по правам человека (1994).

Согласно статусу двумя основными органами Совета Европы являются Комитет Министров и Парламентская (Консультативная) Ассамблея. Комитет Министров - принимающий решения относительно деятельности Совета Европы орган, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или их постоянных представителей. Парламентская Ассамблея - совещательный орган, в состав которого входят делегаты от 39 национальных парламентов (более 230 членов, которые избираются или назначаются национальными парламентами). Каждая страна посылает от 2 до 18 представителей, в зависимости от численности ее населения.

С момента вступления в силу Конвенции о защите прав человека любое государство получило возможность обращаться с петицией по поводу нарушения положений Конвенции в Комиссию по правам человека. Число членов Комиссии равно числу государств-членов Совета Европы, причем членами Комиссии не могут быть два или более представителя одного и того же государства. С1964 года помощь была предоставлена 780 подателям петиций.

Европейский Суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения соблюдения обязательств, взятых на себя государствами-участниками Конвенции.

Суд состоит из числа судей, равного числу государств-членов. В Суде не должно быть двух представителей одного и того же государства. Судьи избираются Консультативной Ассамблеей на девятилетний срок из списка лиц, представляемого государствами-членами Совета Европы. Каждый член Совета выдвигает трех кандидатов, из которых по крайней мере два должны быть гражданами этого государства. Судьи могут быть переизбраны. Судьи выступают в суде в личном качестве и в процессе исполнения своих обязанностей являются полностью независимыми. В течение всего срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов Суда или требованиями этого поста (п.7 ст.40 Конвенции).

В 1996 г. подписан протокол о присоединении России к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Это событие произошло одновременно с вступлением нашей страны в полноправные члены Совета Европы, европейской политической организации, объединяющей в своем составе 39 государств. В соответствии с подписанным протоколом Россия взяла на себя обязательства по обеспечению пользования основными гражданскими и политическими правами, закрепленными в ЕКПЧ, российскими гражданами. Кроме того, наша страна признала абсолютную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, решения которого будут обязательными для исполнения всеми органами государственной власти в Российской Федерации. Россия вышла на первое место по количеству жалоб (в среднем 10-12 тысяч в год), направляемых её гражданами в Европейский суд по правам человека.

Эту и другую весьма печальную для всех нас статистику сообщил на научной конференции в Российской академии наук судья Европейского суда от РФ А.В. Ковлер. По его данным, 26% от общего количества жалоб, поступающих в ЕС из 33 стран Европы, поставляет Российская Федерация. В 2008 году по ним было принято 345 постановлений, при этом 330 были полностью удовлетворены, и нарушенные права граждан восстановлены.

По каким же вопросам жалуются наши соотечественники в Страсбург? В первую очередь, это неисполнение российскими чиновниками различного уровня судебных решений. Например, профессор Ю.И. Скуратов, доктор юридических наук пишет:

«Работая в правовых структурах, я признавал и признаю лишь один вид послушания – послушание закону». И, обратившись с жалобой в Европейский суд, я выступил не против России, а против нарушения моих гражданских прав чиновниками во власти и судах, для которых единственным законом стало «указание сверху»[38]

Во-вторых, на невыплаты пенсий, пособий, «полевых» и «боевых» доплат для военнослужащих, компенсаций льготникам и ветеранам. Жалуются военные пенсионеры и уволенные в запас офицеры, не обеспеченные жильем и обманутые государством при выплате денежных компенсаций…

За последние два года значительно возросло количество жалоб на нечеловеческие условия содержания в следственных изоляторах и колониях, жестокое обращение и пытки, применяемые в отношении заключенных и военнослужащих срочной службы.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Это значит, что именно государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ).

Важнейшими организационно-правовыми гарантиями прав и свобод граждан является соответствующая деятельность государственных органов, и в первую очередь Президента РФ, гаранта прав и свобод гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). В обязанности Президента, в частности, входит: 1) обеспечение условий, при которых работали бы все государственные структуры в строгом соответствии с формулой «разрешено только то, что дозволено", в том числе в сфере обеспечения внутригосударственного механизма, реализации защиты правового статуса личности; 2) обеспечение согласованности функционирования всего государственного механизма в интересах общества и достижения общегосударственных целей; 3) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (с учетом общественного мнения); 4) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (ч.2 ст. 85 Конституции РФ); 5) осуществление oмилования (п. "в" ст. 89 Конституции РФ).

В ст. 45-55 Конституции РФ предусмотрен юридический механизм, который призван обеспечить переход от декларативного провозглашения личности высшей ценностью к реальному контролю за соблюдением прав и свобод. К сожалению, сегодня для российского общества "это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но труднодостижимый[39].

Сегодня социально-экономическое положение широких масс населения находится в совершенно неудовлетворенном состоянии, объектами каждодневных грубых посягательств стали некоторые основные права человека, и прежде всего право на жизнь и личную безопасность, а в целях противодействия нестабильному положению в обществе и последствиям региональных конфликтов должностные лица и члены местных администраций то там, то здесь организуют своего рода “облавы по национальному признаку”.

Среди основных путей правовой реформы - законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности.

Конституция РФ (Ч. 3 СТ. 55) предусматривает возможность ограничения федеральным законов прав и свобод человека и гражданина. Следует подчеркнуть, что, во-первых, речь может идти лишь о возможных ограничениях, но не обязательных, во-вторых, их перечень является исчерпывающим и соответствует общепринятым международным стандартам. Возможно, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, за исключением тех прав, которые предусмотрены в ст. 20-21, ч. 1 ст. 23, 24, 28-29, ч. 1 ст. 40, 46-54 Конституции РФ. В частности речь идет о праве на жизнь, праве на обеспечение достоинства личности, т.е. о тех правах, которые получили статус естественных и неотчуждаемых (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Учитывая, что на практике достаточно часто нарушаются права человека, важнейшая задача конституционного контроля — не допустить злоупотребления ограничениями, ибо они быть соразмерными грозящей опасности.

Еще одной гарантией осуществления прав и свобод человека является создание различных форм контроля гражданского общества над государственным аппаратом, в том числе привлечение представителей общественности к работе коллегиальных органов. Сюда относится, например, включение 10 представителей общероссийских общественных объединений и правозащитных организаций в состав Высшей квалификационной коллегии.[40] Кроме того, практически все без исключения общественные объединения в той или иной мере участвуют в общественном контроле в соответствующей сфере государственной деятельности.

Среди институтов защиты прав человека особое место занимает Уполномоченный по правам человека. Основными его задачами являются: восстановление, нарушенного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение и т.д.[41] Популярность этого института защиты прав человека (во всяком случае, в западных странах) обусловлена независимостью и неподотчетностью государственным органам, несменяемостью в течение всего срока полномочий, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур рассмотрения жалоб и т.п.

Для того, чтобы обеспечить приоритет прав личности, необходимо признание человека высшей ценностью не на словах, а на деле, т.е. создание системы реальной их защиты. Такая система должна включать в себя, во-первых, целенаправленную деятельность всех без исключения государственных органов (а не только судебных и иных правоохранительных органов), во-вторых, конкретные процедуры защиты и самозащиты в случае необходимости вплоть до возможности обращения в международные органы по защите прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции РФ), в-третьих, активное воздействие негосударственных структур (референдум и др.) на государственную власть.

Вместе с тем нет смысла противопоставлять гражданское общество и государство. В гражданском обществе создаются все условия для самореализации и автономии личности, исключающие любое вмешательство в жизнь индивида, позволяющие ему руководствоваться исключительно своими частными интересами, а государство обязано гарантировать их осуществление в повседневной жизни. Это связано с основным предназначением государства - обеспечивать свободу и безопасность общества путем охраны общественного порядка и разрешения с помощью права тех или иных социальных конфликтов. Более того, институт прав и свобод человека не может рассматри­ваться обособленно от всего механизма правового регулирования.

Советом Федерации принят конституционный закон “Об уполномоченном по правам человека”. Должность уполномоченного по правам человека в РФ, говорится в законе, учреждается “в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”.

Среди негосударственных институтов следует выделить специально созданный Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 ноября 2004 г., Совет призван осуществлять подготовку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.[42] Однако пока что эффективность его работы, так же как и работы Общественной палаты РФ, оставляет желать лучшего.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.