Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Готов ли ваш ребенок к школе?





Милосердова Г.В.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Книга предназначена для родителей, которые хотят вырастить творческую личность, разбудить фантазию, воображение и мышление ребенка. Вы узнаете, что должен знать и уметь ребенок, подготовленный к школе. Если вы что-то упустили, вы вполне можете наверстать упущенное, внимательно читая книгу.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 3

1. Человек родился..................................................................................................................... 6

2. Дошкольное детство............................................................................................................ 24

Год, месяц, день, час............................................................................................................ 54

3. Развитие правильной речи................................................................................................. 71

Свистящие звуки.................................................................................................................... 74

Шипящие звуки...................................................................................................................... 91

4. Учимся читать..................................................................................................................... 117

5. Учимся считать................................................................................................................... 136

Математические игры, примеры, задачи....................................................................... 142

 


Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие... Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними.

Я. Корчак

Введение

Возможно, листая эту книгу, вы удивитесь, при чем здесь совсем маленькие дети? Обещали подсказать, как подготовить детей к школе, а начали с малышей. Почти все родители полагают, что пять-шесть лет — как раз тот возраст, когда необходимо начинать готовить ребенка к школе. Они опоздали на пять-шесть лет. Тридцатилетний опыт работы в школе говорит о том, что самое простое — это научить читать и писать, в конце концов, неграмотных у нас нет. Почти все дети приходят в школу, умея, кто лучше, кто хуже, читать и писать, но это зачастую дети, просто хорошо «натасканные» на всевозможных подготовительных курсах. С каждым годом педагоги с грустью отмечают, что кругозор детей становится все уже и уже, и все меньше становится «почемучек». Да, современные дети прекрасно управляются с компьютером, мобильным телефоном, но далеко не все знают дату своего рождения, в каком городе они живут, как зовут и кем работают их родители, книги вообще уходят в область предания.

Знакомясь в первый день с детьми, прошу рассказать хоть что-нибудь о себе. Спрашиваю одного малыша:— Когда у тебя день рождения?

— Не знаю.

— А когда тебе дарят подарки? Он смотрит на меня недоуменно.

— Всегда!

Спрашиваю хорошенькую девчушку с огромными белыми бантами:

— А тебе хотелось пойти в школу?

— Но ведь все идут!

— Дети, как вы думаете, зачем нужна школа, что мы в ней будем делать?

Очень нестройный хор отвечает:

— Учиться.

Дети совершенно не виноваты в этом, просто родители под «подготовкой к школе» имели в виду приобретение навыков чтения и письма. Но нельзя забывать, что в школе ребенок попадает в новый, незнакомый мир, развивающийся по своим законам. И от того, как маленький человек сумеет адаптироваться в новой необычной среде, стать ее частью, зависит, сможет ли ребенок услышать и понять новый материал, научится ли применять его на практике, т. е. зависит его успеваемость. Новая обстановка, новые знания — это новая информация, которая требует принятия осознанных решений. Эти с таким трудом дающиеся решения отнимают гораздо больше сил и энергии, чем действия по привычке. Поэтому необходимо посмотреть, с каким багажом ребенок приходит в школу.

Одна мама привела в достаточно престижную школу девочку, найдя тысячу способов, чтобы ее туда приняли. Школа была полного дня, дети днем спали, делали уроки, гуляли. В конце полугодия она выяснила, что дочь очень плохо читает, еще хуже пишет, и начала во всем обвинять школу, говоря, что в детском саду ее убедили в прекрасной подготовке, заверив, что проблем в школе не будет. Потом выяснилось, что мама родила девочку, учась на последнем курсе института, бабушки не было, потом поиски работы, немного поработала и родила второго ребенка. Опять некогда обращать внимания на старшую дочь. Все заботы по развитию дочки мама все переложила на детский сад, потом на школу. Во второй класс они пришли в другую школу... Но это был уже «трудный» ребенок. Девочка была сильно закомплексована, плохо ладила с детьми, боялась отвечать и потребовалось приложить очень много усилий, чтобы ребенок раскрылся и начал получать радость от учебы и общения с детьми.

В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте — от года до семи-восьми лет». Все удачи и неудачи вашего ребенка — это ваши удачи и неудачи. Ни один садик, ни самые лучшие подготовительные занятия не заменят родительских усилий. Любой ребенок — это чудо природы, он неповторим, другого такого нет и быть не может. Общение с ним, пробуждение в нем личности — это всегда радость, источник душевного тепла, без которого ребенок не может развиваться. Новый человек познает мир, но ведь и мы вместе с ним каждый раз познаем что-то новое.

Все больше проникает в сознание родителей совет, что проявлять заботу о здоровье ребенка надо задолго до его рождения. Также бесспорно утверждение, что воспитывать ребенка надо с первых дней жизни. С самого рождения начинается процесс подготовки к школе, к дальнейшей жизни. Ученые считают, что 50% интеллекта закладывается к трем годам, 75% — к семи годам, остальные 25% мы добираем в течение всей оставшейся жизни, именно поэтому мы начинаем книгу с самого раннего возраста. Именно первый год жизни ребенка самый важный для его будущего. То, что не заложено в ребенке до трех лет, уже потеряно навсегда, нельзя наверстать упущенное.

Ученые исследовали дошкольников младшего возраста и убедились, что чем младше дети, тем меньше отличаются они по интеллектуальному уровню друг от друга.

Самая главная задача родителей — это развить и сохранить у ребенка живой интерес ко всему новому, желание попробовать открыть это новое самому, придумать что-нибудь и для себя и для других — тогда школа надолго останется самым радостным воспоминанием.

Любовь к ребенку заключается не в том, чтобы накупить ему дорогих игрушек, хорошо накормить и одеть, а в том, чему вы его научите.

 
 

1. Человек родился

Вот и появился на свет столь долгожданный ребенок. Важно с первых дней понимать, что это не просто ребенок, а Человек, личность. Он навсегда расстался с покоем и уютом, царившим вокруг него до появления на свет. Он тянется к материнской груди и, прильнув к ней, чувствует себя в безопасности. Мама для него в эти минуты — это весь мир. Время и терпение, которые дарит малышу мама, ее спокойствие дают возможность новому человеку обрести доверие к новой для него обстановке, привыкнуть к яркому, огромному, шумному миру. От того, насколько удовлетворена первичная потребность в безопасности, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь — будет ли он относиться к миру с доверием или превратится в замкнутое, недоверчивое существо, Не умеющее радоваться само и дарить радость другим.

Дело в том, что все дети от рождения гениальны, и задача родителей развить их природные способности, чтобы они не угасли. Шведский нейробиолог Холгер Хиден провел ряд экспериментов на «молекулярном уровне» и утверждает, что мозг постоянно требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные одного из этих факторов, особенно стимулирующей среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются. Именно поэтому нельзя научить говорить детей, выросших в сообществе животных.

Большинство родителей почему-то считают, что в первый год жизни малыша их основная задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, чист, хорошо одет и совершенно не думают о его развитии. «Придет время всему научится» — стандартный ответ. И, к сожалению, не понимают, что в таких условиях замедляется его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Почему-то никто не спрашивает, когда с ребенком надо начинать разговаривать, все это делают с первого момента его жизни, когда, кажется, он и не воспринимает ничего. Но ведь никто точно не знает, когда и что дети начинают понимать. Приведу один пример: Катя родилась в счастливой благополучной семье, но мама не могла совсем оставить работу, поэтому родители ребенком занимались по очереди. Если мама была занята, а отцу надо было ехать куда-нибудь по делам, он, не задумываясь, ставил на сиденье верх от коляски с лежащей Катей и отправлялся по делам. Когда Кате было пять месяцев, отец трагически погиб. И вот спустя месяц или чуть больше мама повезла Катю на прогулку, по дороге встретила знакомую и остановилась поговорить. Во время разговора они вдруг обратили внимание, что Катя куда-то смотрит, хлопает радостно ладошками, улыбается, гулит. Оказалась, что рядом остановилась машина, точная копия той, что была у ее отца, темно-синие «Жигули». Как мог такой маленький ребенок запомнить и выделить ее из сотни других темно-синих машин? У меня иногда ощущение, что если бы ребенок мог говорить с самого рождения, мы бы узнали о себе много интересного.

Когда с малышом постоянно разговаривают, то этим побуждают его к ответному лопотанию. Старайтесь говорить четко, предельно понятно, эмоционально, никогда не пытайтесь говорить детскими неправильными словами. Говорите все время, что угодно, можете даже читать хорошие стихи, детей завораживает их ритм, певучесть. Если ребенку с младенчества показывают и называют предметы, у него быстрее складывается о них определенное представление, и он, конечно, раньше будет готов произнести слова, их обозначающие. Если вы хотите, чтобы в дальнейшем слово «надо» не вызывало неприятия, с самого рождения говорите: «Машенька, ты проснулась! Машенька хочет быть чистенькой, поэтому надо умыться!», «Время еды. Машеньке надо кушать» и т. д. Слушая бессчетное количество раз слова «хочу» и «надо» с ласковой интонацией, ребенок настолько привыкнет к ним, что это позволит ему и вам в дальнейшем избежать множества проблем.

Ребенок еще мал, чтобы сидеть, но это не значит, что он должен все время лежать на спине. Группу детей в первые месяцы жизни несколько раз в день клали на животики. Они довольно быстро стали поднимать головки и рассматривать окружающие предметы, которые меняли. Через несколько месяцев они опережали в психическом развитии детей, которые лежали на спине. Многие родители первое время держат детей весь день в колясках, в этих условиях бедные крошки вынуждены смотреть только на потолок. Кладите детей только в кроватки, у которых прутья, чтобы был максимальный обзор.

С самого раннего возраста ребенок должен играть все свободное от сна время — это необходимо для его полноценного развития. Первые погремушки знакомят его с формой и звуком. Он впервые выступает как исследователь и экспериментатор, изучает предметы, пробует их на зубок, растягивает, сжимает, бросает и внимательно наблюдает, что будет. Когда ребенок начинает ползать и ходить, игрушки должны способствовать развитию координации — мяч, шары, каталки, маленький велосипед. Игрушки знакомят малышей и с животным миром. С увеличением возраста детей игрушки должны усложняться, чтобы развивать ловкость и точность движений, умение различать форму, величину и цвет. Конструкторы развивают мышление и тонкую координацию мелких движений. Старайтесь покупать такие игрушки, чтобы ребенок не слышал ваших окриков: «Осторожно! Поломаешь. Испортишь, знаешь, сколько она стоит». Ребенку это совершенно безразлично, он не понимает стоимости денег, а удовольствие от игры пропадает.

В три-четыре месяца можете начинать показывать и читать книги, но делать это необходимо очень дозированно, чтобы ребенок не успел устать. Как вы разговаривали с несмышленышем, так же вы читаете ему книжки. Надо все время идти чуть-чуть впереди его возможностей, чтобы ему было куда стремиться. Нормально развитый ребенок, даже не умея еще говорить, к году очень образно рассказывает «Нашу Таню», «Идет бычок, качается» и др. Ваша задача привить малышу любовь к книгам, интерес к ним. Многие мамы почему-то полагают, что, когда ребенок ложится спать, самое время почитать книгу. Постарайтесь избежать этой ошибки, в дальнейшем она приведет к тому, что книга будет восприниматься как снотворное. У вас нет другого времени, тогда скажите: «Дорогой, давай посидим на диване (в кресле, где угодно) почитаем немного, а потом ты сразу ляжешь спать, и тогда я расскажу тебе сказку или спою песенку». Все равно ребенок потребует что-нибудь на ночь.

Очень большое значение для развития ребенка имеют массаж, гимнастика, для развития речи и мелкой моторики очень полезно с самого раннего возраста массировать кончики пальцев. Ученые провели эксперимент с грудными детьми: если их ставить на ноги, то они инстинктивно начинают переставлять ножки. Эти дети не только пошли значительно раньше, но и интеллектуально намного превосходили сверстников. Месяца в четыре в кроватке можно сделать перекладину, за которую малыш мог бы цепляться, как за пальцы, а когда он станет самостоятельно сидеть, лучше днем выпускать его из тесной кроватки на пол, чтобы он свободно исследовал местность. Очень быстро он начнет ползать по всей квартире. Конечно, гораздо удобнее посадить малыша в манеж и заниматься своими делами. Однако для ребенка лучше, если вы просто уберете подальше то, что бьется или может упасть и ударить малыша.

Возможно, некоторые родители скажут: «Ну, что она тут рассказывает! Что заложено генетически, то и будет». Да, нельзя изменить цвет волос, глаз, особенности физического строения тела, но уровень знаний, отношение к окружающему миру, социальные потребности можно изменить, так как приобретается это в ходе воспитания и обучения. Как реализуется генетическая программа, зависит от условий, в которых живет ребенок: помогут ли взрослые раскрыться потенциальным возможностям ребенка или нет. Если не удовлетворяется потребность ребенка в любви, в эмоциональном контакте, если он не чувствует себя в безопасности, переживает состояние внутреннего беспокойства, тревоги, то это задерживает развитие психики. Если окружающая среда бедна стимулами, отличается монотонностью, бедностью красок, однообразием предметов, то это может подавить острый интерес ребенка к окружающему миру.

На 6-м месяце ребенок активно берет предметы, он уже осознанно к ним тянется, даже пытается их ломать. Чуть позже он не ломает их, а постепенно переходит к экспериментированию. Малыш сжимает и растягивает их, бесконечно бросает их на пол, это ведь так интересно — все игрушки, падая, издают разный звук, даже пробует на вкус. Возможно, именно в эти моменты он становится творцом, но ему еще нужна помощь. Играйте с ним, этому тоже необходимо учить, иначе малыш будет, что называется «вариться в собственном соку». Не давайте сразу много игрушек, двух-трех вполне хватит, зато потом предложите одну старую игрушку и одну новую. Ребенок предпочтет, новую, и это стремление — надежный показатель развития, причем в любом возрасте. Очень важно, чтобы ребенок стремился расширить свой кругозор. В этом возрасте можно играть в игру «Давай меняться». Вы даете малышу слоненка, а взамен попросите у него обезьянку. Играйте так по несколько минут в день, и вы поймете, как ребенок усваивает новые правила.

Играя с ребенком, выразительно читайте ему забавные потешки, сопровождая чтение показом, действием, объясняя, как кто говорит.

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Кате спать не даешь?

 

* * *

Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые.

Зубки белые.

 

* * *

Баю-бай

Баю — бай, баю — бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою Машу не буди.

 

* * *

Ладушки

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!

 

* * *

Идет коза

Идет коза рогатая.

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет —

Забодает, забодает, забодает!

 

* * *

Сорока-белобока

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

— Ты дров не рубил,

Воды не носил.

Кашу не варил

— Тебе нет ничего!

 

Читайте эту потешку, загибая ребенку по очереди все пальчики.

 

Умывая ребенка, приговаривайте:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

В это же время, с 3 до 6 месяцев, у детей формируется избирательное отношение к взрослым. К незнакомым людям они внимательно приглядываются, потом как повезет: улыбнется или заплачет. Малыши намного тоньше улавливают любую фальшь, неискренность, отсутствие настоящей теплоты и нежности, их трудней обмануть, чем взрослых. После 6 месяцев завершается первичная социализация, происходит четкое разделение на «своих» и «чужих».

К восьми месяцам основным источником радости у ребенка становится игра. Достаньте коробку с кубиками, покажите, как аккуратно они уложены в ней, и вынимайте бережно по одному. Если вы разом будете переворачивать всю коробку, вы никогда не сможете приучить малыша к аккуратности и порядку. Поставьте один кубик и скажите: «Это стул», затем посадите на него маленькую зверюшку, через несколько дней малыш сам будет сажать на «стул» всех подряд, проверяя, кто усидит, а кто упадет.

В этом возрасте ребенок должен уже четко показывать на картинках собаку, кошку и других животных, он даже может сказать, кто как разговаривает. Родители уже читают детям А. Барто и К. Чуковского. Можно, конечно, включить магнитофон, несамостоятельно слушать ребенку еще тяжело, необходимо чтобы кто-то сопереживал вместе с ним.

Наконец настал долгожданный миг — ребенок сделал свой первый самостоятельный шаг. Теперь он уже не младенец, и перед ним необъятный мир, который просто необходимо познать. Постарайтесь в этот трудный для вас период поменьше препятствовать ребенку, запугивать, приговаривая: «Осторожно! Упадешь! Ударишься!». Чем дольше родители считают своих детей маленькими, беззащитными, тем позже они приобретают самостоятельность, уверенность, инициативу, мы сами делаем их инфантивными. Дети быстро учатся падать, инстинктивно изгибаются, оберегая голову. Поучительный пример приводят в своей книге «Мы и наши дети» (М., 1979) Л. и Б. Никитины. Малыш успешно овладел искусством падения и смело ковылял по комнатам, но однажды его отвезли на целый день к бабушке. На следующий день ребенка, как обычно, пустили в самостоятельное путешествие по квартире. Как же родители огорчились, когда их ребенок упал и ударился головкой. Оказалось, что бабушка, боясь, что ребенок ударится, все время поддерживала его головку. Вот он решив, что так будет всегда, и погасил защитную реакцию.

Когда ребенку исполняется год, вы вдруг в какой-то момент обнаруживаете, что это уже не младенец, а маленький человек, со своими вкусами, пристрастиями, он что-то хочет, а что-то активно отвергает. В период 1-2 года практически все дети, если им в чем-то отказали или их не поняли, могут устроить истерику: падать на пол, неистово кричать, бить руками или ногами по полу. Это можно назвать «испытанием на прочность». Не надо пугаться, возмущаться, уговаривать, лучше всего этого просто не заметить. Минут через пять, максимум десять ребенку станет скучно и он сам перестанет кричать.

В этом возрасте ребенок уже рвется играть с другими детьми, хотя еще не умеет этого. Как правило, он пристраивается рядом и играет сам, просто наблюдая за ними. Затем ребенок понемногу пытается играть с детьми, и это очень сложный период, потому что ему надо научиться понимать, что он не центр Вселенной, что у других детей могут быть совсем другие желания, что одной машинкой или куклой можно играть по очереди, а не тянуть только к себе.

Как и овладение ходьбой, речь отражает изменения в формах общения и детей, и взрослых. Родители тоже должны изменить свое отношение к ребенку, нельзя игнорировать его возросшие возможности и социальные потребности. Если взрослые этого не поймут, то и у них, и у детей возникнет много трудностей, только дети будут страдать по вине родителей.

Родители должны говорить правильно, не пытаясь подражать детскому лепету, не употреблять уменьшительные слова: домик, кустик ведь детям они скорее всего кажутся огромными и очень много читать и рассказывать. Детям, которым мало читали с раннего возраста, не умеют сосредоточенно слушать, у них рассеянное внимание, поэтому часто возникают проблемы в школе. В этом возрасте очень хороши книги В. Сутеева с их прекрасными иллюстрациями и простыми, доходчивыми текстами. Внимание детей еще очень неустойчиво, они часто отвлекаются, поэтому сначала можно просто рассмотреть картинки, а в следующий раз прочитать текст. Чтобы понять текст, ребенку вовсе не обязательно знать значение каждого слова в нем, достаточно, чтобы слово в сочетании с другими словами выражало мысль, доступную для понимания ребенка. Постепенно внимательное, вдумчивое прослушивание, а позже и чтение станет навыком, привычкой.

К концу второго года ребенок уже не говорит: «Коля хочет гулять, есть, пить», он начинает осознавать себя как личность и гордо заявляет: «Я хочу». В этот период дети часто стараются противодействовать взрослым, отказываются от чего-либо, даже если этого очень хотят. Важно проявить характер и чтобы считались с его желаниями. Мама Пети рассказывала, что она придумала игру: когда сын не хотел есть или спать, она говорила: «Ну и прекрасно! Спать (есть, гулять, играть) сегодня запрещается». Тут же следовал вопль: «Но я хочу спать (есть, гулять, спать)». Мама, так и быть, уступала и на какое-то время наступал покой. Потом повторялось все опять, но в какой-то момент малыш сообразил и спросил: «Мы что, так играем?». «Конечно», — сказала мама. Больше проблем не было. Если уж очень хотелось посопротивляться, Петя просил поиграть в «запрещательную игру».

Как правило, бунт ребенка обусловлен тем, что он перерос те формы опеки, которые ему предлагают родители. По отношению к ровесникам дети гораздо реже проявляют упрямство. Бунт относится к тем, кто больше притесняет, опекает, заботится. Поэтому не ущемляйте ребенка, не мешайте ему что-то делать самому. Да, он сделает плохо, неумело, осторожно подскажите как лучше, или просто переделайте потом сами, а ребенку скажите: «Ты вчера делал то-то и то-то. Я очень рада, что ты мне помогаешь, но давай немного поучимся и постараемся, чтобы получилось еще лучше. Мы потом расскажем об этом папе, и он будет гордиться тобой». Дети всегда, что бы они ни делали, ждут поощрения, похвалы, да и делать-то стараются все, чтобы заслужить нашу любовь.

Этот период очень трудный. Сохраните упрямство, эгоцентризм, капризность — и вырастет себялюбивый, черствый, ненадежный человек. Будете решительно подавлять неприятные формы поведения — превратите ребенка в робкое, неуверенное, пассивное существо. Трудно дать рецепты на все случаи жизни, в конце концов и дети все различны. Задача родителей заключается в том, что они должны не только любить своих детей, но и с самого раннего возраста видеть в них личность и уметь уважать ее. Вы хотите, чтобы вас слушали, но и вам надо научиться внимательно выслушивать проблемы и просьбы ребенка, разрешать все, что не опасно для жизни, выполнять обещанное, но уж если «нельзя», то должно быть всегда и у всех «нельзя». Даже самому маленькому ребенку желательно объяснить, почему это «нельзя», чтобы он понял — это не ваша сиюминутная прихоть, а по каким-то причинам опасно. Необходимо хвалить, поощрять все хорошее, что делает ребенок, а вот с наказанием не следует торопиться. Иногда надо просто объяснить, что вот в этом случае ты был не прав и поэтому такой результат. Если ребенок просто капризничает, иногда имеет смысл этого не заметить. Главное, чтобы ребенок понял, что никакие хныканье, слезы, рыдания не помогут добиться желаемого, а когда поймет — все станет на свои места. Но даже если вы сердитесь, постарайтесь избегать гневных интонаций в голосе, никогда не кричите, если не хотите впоследствии услышать, как кричит, возмущаясь, ребенок.

Примеры игр-занятий

1. Предложите ребенку помаршировать левой-правой. Спросите, какой рукой кукла должна кушать, или в какой руке воин держит пистолет. Придумывайте тысячи вопросов, пока ребенок не усвоит где правая, а где левая рука, поскольку даже в первом классе дети иногда путаются.

Игра «Зарядка». Ребенок выполняет те упражнения, которые вы попросите.

— Подними вверх правую руку;

— Закрой левый глаз (открой);

— Подпрыгни вверх 5 раз (стоп);

— Присядь (встань) и т. д. Такие задания можно придумывать до бесконечности.

2. Играя в какую-нибудь игру, посадите в ряд три игрушки, допустим, кошку, зайку и медвежонка. Спросите, кто сидит слева, кто — справа, кто — посредине. Играйте до тех пор, пока ребенок не станет безошибочно называть. Таким же образом разыгрывайте, кто спереди, кто сзади. Предположим у папы перед компьютером лежит ручка, попросите ее принести и уточните, что она лежит перед компьютером, так же тренируйтесь, что лежит слева и справа.

3. Покажите ребенку картинку с фруктами или овощами и спросите его: «Что это?». Обычно дети начинают перечислять те фрукты и овощи, названия которых знают. Объясните, что они все вместе называются одним словом: фрукты, овощи. Ведь когда мы приходим в парк, не перечисляем все деревья по названиям, а просто говорим: «Как много деревьев».

При запоминании названий овощей и фруктов вам опять помогут загадки.

 

Он зеленый, полосатый.

Как воздушный шар, пузатый,

А разрезали — смотри:

Мякоть красная внутри.

До чего хорош на вкус

Называется... Как?

 

* * *

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят... Что?

* * *

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался (лась)?

Молодец!

Ну, конечно,...Что?

 

* * *

Выросли на дереве

Вкусные сережки,

Круглые и красные,

Кислые немножко.

Чтобы слов не тратить лишних.

Сразу скажем: это... Что?

 

4. При изучении животного мира вам помогут загадки, прибаутки и небылицы. Желательно, чтобы ребенок выучил их наизусть. Не относитесь пренебрежительно к загадкам, они заставляют работать воображение и приучают логически мыслить. Но не читайте сразу много загадок, и не спешите подсказывать, лучше задавайте наводящие вопросы. Небылицы позволяют ребенку не только развить фантазию, но и побуждают к творчеству.

 

Синяя косынка.

Темненькая спина,

Маленькая птичка

Звать ее...

(Синичка)

* * *

Кто виляет весело хвостом?

Кто умеет сторожить дом?

Кто грызет большую кость в углу?

Кто калачиком свернулся на полу?

Кто кота прогнал из кухни прочь?

Кто пролаял напролет всю ночь:

«Гав! Гав! Гав!»

(Собака)

 

* * *

Рогатая, хвостатая

Стояла и молчала.

Хвостатая, рогатая

Внезапно замычала.

Кто это хвостатый?

Кто это рогатый?

Кто это мычал?

Ну-ка отгадай?

(Корова)

* * *

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю.

(Рыба)

 

* * *

Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.

(Улитка)

 

* * *

Птичку чуть видно,

А голос слышно.

Цари ее боятся,
Короли страшатся.
Кто ее убьет,
Тот свою кровь прольет.
(Комар)

 

* * *
Хвост крючком,
Рыльце пятачком,
Пуговицы в два ряда,
Ниже плеч голова.
Под плетнем ходит,
Ничего не болит, а стонет.
(Свинья)
* * *
Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
* * *
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягонькие,
А коготки востры.
(Кошка)
* * *
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(Еж)

 

* * *
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила.
Ване ягод приносила.
Ее хвост отдать просила.
Лиса рожью шла.
Лиса грош нашла.
Лиса мыльце купила,
Лиса рыльце умыла.
Волк шел стороной.
Лиса улицей,
Волк пел петухом.
Лиса курицей.
Волк саночки купил.
Лису в сани посадил.
Не доехав до села,
Лиса выскочила.

 

* * * Это, братцы, да не чудо ли?  
Бегала дубинка с мальчиком в руках,  
А за ним тулупчик с бабой на плечах.  
Кнут схватил собаку парить мужика,  
А мужик со страху влез на ворота.  
Деревня закричала: «Озеро горит!»  
Сено со дровами тушить пожар спешит.  
Ехала деревня мимо мужика.  
Вдруг из-под собаки лают ворота,  
  Выбежала палка с бабою в руке
  И давай дубасить коня на мужике.
  Лошадь ела сало,
  А мужик овес,
  Лошадь села в сани,
  А мужик повез.
     

 

Короткие небылицы вы можете придумать и сами, главное требование — абсурдность: птичка поет, потому что у нее нет голоса, мы сели в автобус, чтобы въехать в квартиру, т. д.

5. Игра «Что я делаю?». Вы показываете, как умываетесь, причесываетесь и т. д, а ребенок должен каждый раз угадывать ваши действия. Потом меняйтесь ролями. Эти игровые действия имеют большое значение для развития ребенка, поскольку причесываетесь совсем не расческой, а допустим линейкой, т. е. это игра «понарошку», как говорят дети, развивает воображение.

6. Проводите игры, которые развивают восприятие цвета, формы и величины. В настоящее время продаются пособия из цветного картона, там много разной величины и цвета геометрических фигур. Начинайте с кругов, треугольников и квадратов. Если вы не хотите покупать набор, можете сделать его из цветного картона. Фигуры должны быть основных цветов радуги и четырех разных размеров. Разбирая цвета, предложите малышу поискать в квартире такие же, можете даже поспорить, кто больше найдет. Вначале возьмите две фигуры, объясните, как они называются, и попросите ребенка обвести их цветным карандашом и раскрасить, желательно так, чтобы не выходить за контуры. При этом, показывая треугольник, пусть малыш обведет его пальчиком, почувствует его острые уголки и разницу, ведь кружок такой гладенький. Когда он усвоит эти две фигуры, покажите квадрат и прямоугольник. Наложите один на другой, чтобы малыш видел разницу. Обводите их карандашом и раскрашивайте. С фигурами можно поступать так же, искать прямоугольный или квадратный стол, книги, да что угодно, можете даже дать ему кусок веревки, чтобы он замерял длину и ширину. Усвоив эти четыре фигуры, а в наборе их много, возьмите отдельно круги и сравните их по размеру: большой, меньший, еще меньший и самый маленький. Так же делайте со всеми фигурами. Когда ребенок четко освоил название фигур, начинайте делать с ним аппликации. Конечно, делать в основном придется вам, но постепенно он научится. Начинайте с самого простого: чередование красного круга и желтого квадрата (рис. 2), можно сделать бусы, выложив синие и красные круги (рис. 3). Ребенку трудно еще клеить, поэтому помогайте ему нанести клей. Положить кружок на нужное место. Вы можете даже к восторгу ребенка сделать из четырех кругов неваляшку (рис. 4). С возрастом усложняйте аппликации.

7. Ребенок уже умеет считать пальчики, но он еще довольно долго не сможет соотносить цифры с количеством предметов. Чтобы ему помочь, вырежьте из картона цифры, высотой примерно десять сантиметров, и наклейте сверху шероховатую бумагу. Не предлагайте сразу много цифр, ограничьтесь первыми пятью. Пусть он их обводит, раскрашивает, а вы, показывая цифры, предложите принести ему столько игрушек, сколько обозначает цифра.

 
 

Посадите три игрушки в ряд и около каждой положите цифру, затем спросите:

 

«Какая цифра находится между 1 и 3. Какая цифра находится справа от цифры 2, какая слева?» Купите счетные палочки и предложите ребенку построить из них треугольник. Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? Внутри фигуры можно положить цифру «три», а по углам посадить по игрушке. Тут же можно придумать и задачи: было три зверюшки, а мишка ушел собирать малину. Сколько зверушек осталось? Чтобы научить сравнивать предметы по размеру, сложите маленький треугольник и большой. «Какой больше?» Так же стройте из палочек большой и маленький квадраты, убирайте стороны, спрашивая: «Сколько осталось?». Постепенно усложняйте задания. Предложите ребенку выложить узор: два красных квадрата и два синих круга. Начните вы, чтобы малыш понял закономерность, а он пусть продолжит.

Нарисуйте столько кругов, сколько указано цифрой:

3-

1-

2-

Предлагайте детям для сравнения разной длины, ширины и толщины пластилиновые колбаски или рисуйте ленты, пояски для раскрашивания разными цветами. Ваша задача научить ребенка различать предметы до цвету, форме, размеру.

Предложите следующие задания:

Зачеркни все цифры 5.

Обведи по столько треугольников, сколько указано на рисунке.

Постепенно увеличивайте цифры, давайте аналогичные задания или придумывайте их сами, но постарайтесь, чтобы к четырем годам малыш мог уверенно считать до десяти и обратно.

 

Предложите для проверки следующие задания.

Из каких фигур составлена елочка?

 

Сколько треугольников?

Сколько квадратов?

Сложи такую елочку.

Из каких фигур составлен робот?

Сколько кругов? Сколько прямоугольников?

Есть ли к







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.