|
Распоряжение, которое будет выполненоВоспользовавшись универсальной схемой, совершенно аналогично можно простроить структуру эффективного распоряжения. Итак, • если вы — шеф и даете задание подчиненному, • если вы в рамках общих договоренностей даете задание своему коллеге, • если вы даете задание своему ребенку (жене, мужу и другим близким людям), то как дать задание эффективно? Вы знаете, что это не такое простое дело, и по крайней мере на ваш вопрос: «Ну что, задание дал? Все сделано?» — вы не раз слышали ответы типа: - Ага, с ним, пожалуй, договоришься! - Да, но нервы он потрепал... С ним без скандала невозможно! - Я сказал, а он не сделал... - Ну сделал, правда, не совсем то. - Ой, а я не знаю... Забыл проверить! При этом не всегда проблема в обычной безответственности, чаще встречаются проколы скорее технического характера: распоряжение просто отдавалось «не так». Что такое «Не так!»? Понаблюдав суть и детали, часто можно сказать, что: • Нет ПРИСТРОЙКИ. • Некачественное ВЕДЕНИЕ. Иногда можно заметить и сформулировать недостатки в другой терминологии: • Не произведен ЗАХВАТ. • Слабо и фрагментарно проведен ПРИЕМ. • Нет ФИКСАЦИИ. Максимально подробно описать недостатки неэффективного распоряжения можно использовав универсальную схему боевой схватки, но еще лучше — сразу описать все необходимые подробности в позитиве. • Как следует грамотно отдавать распоряжения. Итак, Эффективное распоряжение
Простые подсказки для руководителя Позитив и конструктив Учить себя грамотно отдавать распоряжения надо с самых простых вещей, а именно — с правила позитива и конструктива: Не говори, что плохо. Говори, что сделать надо. Обычно: даем усиленную негативную оценку, но не даем прямого распоряжения. - Что у вас за бардак? (И пошел дальше...) Грамотнее — наоборот: негативную оценку снизить (от мягкого смягчения до никакой и выше до положительной) и дать прямые, конкретные распоряжения. - Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа! Но сейчас — наведите порядок. Раскладка по главному алгоритму: «Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа!» • «Хорошо» — лидерский комментарий: оценили положительно, что имеет одновременно несколько смыслов: мотива-ция-энергетизация и — «Я имею право вас оценивать». То есть: «Вы мне подчинены». «Я вижу» — «я за вами слежу, вас контролирую, и это нормально». «У вас бодрая работа»— два напоминания и мотиватор. Напоминание раз: о том, что здесь работа (а не тусовка, например), и два: работа должна быть бодрой. Мотиватор — энергетизирующая положительная оценка. В результате — ПРИСТРОЙКА (немного сверху), одновременно ЗАХВАТ. «Но сейчас — наведите порядок». ПРИЕМ после ЗАХВАТА. ВЕДЕНИЕ, следующее из ПРИСТРОЙКИ. А где ФИКСАЦИЯ? Правильно, фиксация тут пропущена — по крайней мере не указана. А нужна ли тут фиксация и какая? Нужна: например, внимательный взгляд, отслеживающий реакцию на ваше распоряжение. Дождались кивка или движения в сторону наведения порядка — хорошо, ваш взгляд потеплел, вы улыбнулись и взглядом их отпустили. • Положительное подкрепление. То есть заодно — и дрессировка. Захват Умение делать захват — это, пожалуй, самая «коронка», самая секретная техника успешных руководителей. При знании этой техники делается она несложно: как правило, типичный простой захват можно разделить на три основных этапа. 1. Вынуть человека из его ситуации. Отвлечь. Вывести человека в нейтральное положение, попросив отложить то занятие, которым он сейчас занят. «Подойди сюда, пожалуйста!» (Встань, посмотри на меня, отложи на секундочку свою книгу и так далее...) Даже если человек свободен, его все равно, как правило, приходится отвлекать: от его приятного ничегонеделания. Чтобы в этот момент не вызвать сопротивления, лучше избегать интонации приказа или наезда; предпочтительно использовать мягкую, спокойную просьбу или веселую, многообещающую провокацию: вроде как приглашаю поиграть... • Все люди — дети, и это работает. 2. Вставить его в нужную ситуацию: произвести предварительную организацию. «Возьми блокнот!» (Ручку, подержи эту вещь и так далее..,) 3. Дать ключевую команду: «Запиши: тебе сейчас нужно...» Если человек не выполняет просьбу или отвлекается, захват нужно повторить или усилить: для этого часто используется пауза... Вы прерываете незаконченную речь и соответствующие действия... И внима-а-тельно смотрите на этого славного и такого интересного человечка... • Пауза действует и один на один, а в окружении группы, когда человек задерживает остальных, — тем более. В варианте с детьми иногда проще всего использовать реальный физический захват и фиксацию: мягко, обтекая — обняли, одна рука фиксирует плечо, другая — голову... • Вырываться трудно, а главное — не хочется! Попутно можно чмокнуть в щечку или просто попросить: «Обними мамочку, мне так приятно...» Когда ребенок размякнет, с ним легче найти общий язык. • Любовь и захват—это так рядом! Возможных вариантов захватов — море, особенно если включать сюда создание соответствующих эмоциональных состояний: от беспокойства и любопытства до жадности и восторга. «Захватил внимание», «захватывающий рассказ», «захватывающее зрелище» — это все про то же, про чарующее искусство коммуникативного захвата. Инструктаж Это успокаивает любого сотрудника. От этого в восторге женщины! Это понимают даже дети. Это чудодейственное средство — лидерский инструктаж. Люди часто недооценивают его силу, но все мудрые администраторы и опытные родители прибегают к нему в затруднительных ситуациях. Действительно, сколько проблем просто не возникло бы, если бы вместо требовательных приказов, воодушевляющих пассажей или обиженных претензий — звучал бы четкий и спокойный инструктаж: «Возьмите. Сделайте. А потом вот это. Ну и хорошо». Теперь прочитайте следующий текст и отметьте все места, которые делают его убедительным. - Возьмите блокнот и ручку, садитесь вот сюда и записывайте. К праздничной встрече вам надо будет купить вино, конкретно десять бутылок красного, десять белого — все на ваш выбор — и пять бутылок водки. - Вы что? (Можно взять маленькую паузу, спокойно глядя милой женщине в глаза... Пусть услышит, что она только что сказала!) - Я вам еще не говорил, что, когда дает распоряжение руководитель, сотруднику надо его не перебивать, а дослушать до конца? (мини-транс.) Ваше мнение мне понадобится минут через пять, я вам скажу. Спасибо. А теперь отметьте все обороты в тексте, где был использован инструктаж. Сколько моментов совпадения? ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|