Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Алгоритмическое описание деятельности человека-оператора





 

Для описания структуры деятельности человека-оператора в эргоно­мике применяется целый ряд методов. Наиболее известным способом ре­гистрации производственного процесса на рабочем месте является хро­нометраж, позволяющий фиксировать последовательность и продолжитель­ность отдельных действий, составляющих совокупную изучаемую опера­цию. В результате этого устанавливаются нормы времени на выполнение тех или иных операций: обработки поезда, погрузки и выгрузки вагонов, расформирования состава и т.п. Но такой вид хронометража непригоден для фиксации операций производственного умственного тру­да диспетчерского аппарата. Это обусловлено тем, что внешнее проявление умственной операции не связано прямо с ее сущностью. Напри­мер, продолжительность нажатия кнопок ДСП при прокладывании маршрутов не отражает качественной характеристики умственных операций, связанных с решением задач организации работы станции в конкретных условиях. За одно и то же время ДСП проложит поездной маршрут для пассажирского и сборного поезда, хотя решаемые задачи будут качест­венно различны. Для изучения условий труда ДСП предложены усовершенствованные методы хронометража, учитывающие количество телефонно-селекторных переговоров, а также число и последовательность других выполняемых операций. Но и они не позволяют до конца вскрыть качественную специфику и сущность действий работников диспетчерских профессий. Поэтому для профессиографического исследова­ния операторской деятельности диспетчерского аппарата широко применяется метод алгоритмического описания процессов управления [5, 7].

Сущность этого метода заключается в том, чтобы с помощью опре­деленных символов дать одной формулой структуру деятельности, ука­зав последовательность действий (элементарных операций) в зависи­мости от выполнения или невыполнения ряда условий, от которых за­висит осуществление операций. Символическое изображение действий и проверяемых условий, которые располагаются в определенной последовательности, называется логической схемой или алгоритмом. При ее составлении прописными буквами (русскими или латинскими) обознача­ются определенные действия (элементарные операции). Например, в работе ДСП это будут акты приема поезда, запроса о возможности от­правления, самого отправления поезда и т.п. Строчными буквами обо­значаются проверяемые условия, которые называются логическими. Например, в работе ДСП в качестве таких условий могут быть наличие свободных путей для приема, наличие разрешения на отправление по­езда и т.п. Если логическое условие соблюдается, то его значение равно 1, а если не соблюдается – нулю.

Естественная последовательность выполнения логической схемы – слева направо. Однако для того, чтобы в одной схеме отразить все возможные варианты последовательности выполнения действий, приме­няют особые символические значки – нумерованные стрелки. После ка­ждого логического условия стоит нумерованная стрелка вверх (↑7), которая оканчивается в другом месте схемы (↓7). Если очередное логическое условие выполняется, то реализуется следующий член ло­гической схемы (действие или логическое условие). Если оно не вы­полнено, то ищут тот член алгоритма, к которому опускается стрел­ка с тем же номером. Таким образом однозначно определяется последовательность действий человека в зависимости от реализации логи­ческих условий. Общее количество вариантов, которое может быть отражено в алгоритме, определяется по формуле

где n – количество логических условий.

Кроме перечисленных символических обозначений, для записи логи­ческих схем применяют еще один знак – , представляющий собой условный символ, который не имеет конкретного содержания, но ис­пользуется для записи совокупности повторяющихся операций. Этот знак всегда ложное логическое условие. Около него, как и рядом с другими логическими условиями, стоит стрелка вверх. После него всегда выполняется оператор, к которому ведет стрелка, начинающаяся около этого знака.

Изучим составление алгоритма работы на частном идеализированном примере работы дежурного на небольшом разъезде. Суть его рабо­ты заключается в выполнении действий, связанных с приемом и отпра­влением поездов. Движение поездов осуществляется по графику, а тех­нические устройства (централизация и т.д.) работают исправно.

Для составления алгоритма введем обозначения элементарных действий:

С – сообщение с соседней станции об отправлении поезда;

П – операции, связанные с приемом поезда;

30 – запрос о возможности отправления поезда;

О – операции, связанные с отправлением поезда.

Таким образом, совокупность действий дежурного по приему и от­правлению поезда составит СПЗ00. Для того чтобы показать, что дан­ная совокупность действий повторяется непрерывно, используем всегда ложное логическое условие . Тогда алгоритм выглядит следующим образом: Это означает, что последовательность действий будет протекать бесконечно.

Данная совокупность действий не может быть признана типичной. В практике работы часто наблюдаются случаи отказа технических уст­ройств, невыполнения тех или иных условий, связанных с движением поездов по перегонам.

В результате этого возникают операции задержки отправления () и задержки приема поезда ().

Эти операции имеют место в зависимо­сти от реализации следующих логических условий:

р – свободность и исправность маршрута приема поезда;

q – свободность и исправность маршрута отправления поезда.

Рассмотрим процесс составления алгоритма. После получения сооб­щения с соседней станции об отправлении поезда дежурный должен проверить выполнение логического условия р. Если условие соблюдено, то дежурный выполняет операции, связанные с приемом поезда (П). Если оно не вы­полняется, то по стрелке с номером 1 имеем следующий член формулы - задержка приема поезда. Психологически задержки действий вызыва­ют большое воздействие на дежурного, так как приводят к несоблюде­нию своевременного пропуска поездов. Задержка приема поезда будет длиться до тех пор, пока не будут восстановлены технические устрой­ства и (или) обеспечена свободность маршрута приема. Для того чтобы отобразить цикличность выполнения действий, разместим в алгоритме после члена формулы всегда ложное логическое условие , стрелка около которого должна приводить обратно к логическому усло­вию р. В этом случае алгоритм будет иметь следующий вид:

При составлении алгоритма стрелка около всегда ложного логического условия получает первоначальный условный номер (произвольное число, превышающее количество логических условий в формуле). В конце раз­работки всего алгоритма производится окончательная нумерация стре­лок, стоящих около логических условий.

После выполнения операций приема дежурный должен сделать запрос о возможности отправления поезда – З0. Получив согласие, дежу­рный проверяет реализацию логического условия q. Если оно выпол­нено, то он осуществляет операции, связанные с отправлением поезда – О. В противном случае дежурный по стрелке с номером 2, стоящей около логического условия q, переходит к осуществлению следующего члена алгоритма – задержка отправления поезда. Данная операция будет длиться до осуществления условия . Отражение цикличности выполнения действий может быть достигнуто за счет использования всегда ложного логического условия после члена формулы . Стрелка от этого условия должна приводить обратно к логическому условию q. Перечисленная последовательность операций и логических условий имеет вид:

Таким образом, установлены последовательности операций, связан­ных с приемом и отправлением поезда. Их нужно объединить в единый алгоритм. Это достигается размещением второй последовательности операций после первой или же органичным включением в первую так, чтобы выполнялась сразу же последовательность операций при соблюде­нии всех логических условий (, ). После объединения алгоритм может иметь следующий вид (с учетом окончательной нумерации стрелок):

1)

2)

Для того, чтобы обеспечить цикличность выполнения операторов СПЗоО, введем в алгоритм после О всегда ложное логическое условие, стрелка от которого идет к оператору С. Тогда логическая схема работы дежурного при наличии заданных операторов и логи­ческих условий может быть представлена в виде:

В данном алгоритме имеются два логических условия. Поэтому воз­можны четыре варианта сочетания операций по приему и отправлению по­ездов, которые сведены в таблице 14.

 

Таблица 14 – Варианты сочетания операций по приему и отправлению поездов

 

№ варианта p q Последовательность операций и порядок работы
      СПЗО, СПЗО, …
      СПЗО и далее как вариант 1
      и далее как вариант 2
      и далее как вариант 1

Анализ вариантов показывает, что наибольшего напряжения от де­журного требует осуществление варианта 3. Дежурный должен, прежде всего, обеспечить прием поезда, а затем – его отправление в условиях занятости или неисправности маршрута. Невыполнение логического условия требует от дежурного необходимости выявления причин и ха­рактера неполадок, возможных путей устранения в зависимости от конкретной ситуации и принятия решения, подлежащего осуществлению. Это свидетельствует о том, что в рассмотренном алгоритме операции при­ема и отправления поездов могут быть детализированы в зависимости от применяемых средств сигнализации и связи при движении поездов на прилегающих перегонах, способа управления стрелками и сигналами. В алгоритм целесообразно включить также действия, связанные с устра­нением неполадок в работе и неисправностей технических средств. Поэтому составление логических схем деятельности человека-оператора представляет собой творческий процесс и требует наличия хороших зна­ний как общих принципов организации и управления, так и конкретных условий производства.

Кроме приема и отправления поездов, на станциях выполняется боль­шой объем маневровой работы, т.е. разнообразных внепоездных передвижений локомотивов и вагонов в пределах станции. В отдельных слу­чаях могут допускаться маневры с выездом за пределы станции. На ма­лых станциях маневровой работой руководит ДСП. Измерителем объема маневровой работы является маневровая операция, которая может состо­ять из нескольких примерно однородных маневровых передвижений. ДСП составляет и объявляет составительской бригаде план работы на каждые 1-2 часа, на основании которого составитель выполняет маневровые операции. При необходимости составитель разрабатывает свой план работы и объявляет его работникам, участвующим в маневрах.

С учетом указанных предпосылок составим алгоритм деятельности ДСП при руководстве маневровой работой. При этом маневры производя­тся без выезда на главные пути.

Для разработки логической схемы вве­дем следующие обозначения элементарных действий и логических условий:

Зи – прием запроса исполнителей о необходимос­ти маневровых передвижений;

Пмр – разработка плана маневровой работы (манев­ровой операции) и доведение его до испол­нителей;

Ум – установка маневрового маршрута;

Пм – принятие мер по освобождению и установке маршрута;

П – служебные переговоры по согласованию ма­невровых передвижений;

рм – свободность и исправность маневрового маршрута;

μмо – маневровая работа (операция) закончена;

– всегда ложное логическое условие.

С учетом принятых элементарных действий и логических условий алгоритм, отражающий деятельность ДСП при маневровой работе, будет иметь вид:

Возможны четыре варианта последовательности работы приведенного алгоритма. При соблюдении логических условий и ДСП уста­навливает маршрут для последнего маневрового передвижения и при­ступает к разработке очередного плана маневровой работы. Если а то основными являются действия ДСП по прокладке маневровых маршрутов. При ДСП должен выполнить анализ за­нятости и (или) исправности маневрового маршрута и принять меры по установке маршрута. В случае необходимости проводится корректировка разработанного плана маневровой работы.

Более сложной является деятельность ДСП при организации манев­ровой работы с выездом на главные пути. Для составления алгоритма по решению указанной задачи введем дополнительные элементарные действия и логи­ческие условия:

Ум1 – установка первой части маршрута из парка на главный путь;

Ум2 – установка второй части маршрута с главно­го пути в парк;

– задержка установки соответствующих частей маршрута;

Т – задержка маневрового состава на главном пути;

н – наличие перерыва в движении поездов («окна») по главному пути;

– свободность и исправность соответствующих частей маневрового маршрута.

Логическая схема действий ДСП при организации маневров с выез­дом на главные пути может быть представлена в следующем виде:

В данном алгоритме четыре логических условия. Поэтому возможны 16 вариантов последовательности работы по данной логической схеме. Рассмотрим основные из них.

Если все условия выполнены, то ДСП прокладывает последова­тельно первую и вторую части маршрута и может приступить к плани­рованию и выполнению другой работы.

При отсутствии «окна» для выполнения маневровой работы ДСП ведет служебные переговоры с ДНЦ о согласовании и сроках предоставления «окна».

В случае занятости и (или) неисправности первой части мане­врового, маршрута ДСП принимает меры по ликвидации причин невыполнения условия . Допустимая величина задержки, определя­емая как разность продолжительности «окна» и затрат времени на вы­полнение маневров с занятием главных путей, лимитирует действие ДСП. Если указанная разность становится меньше нуля, то порядок действий ДСП становится тем же, что и при отсутствии «окна».

При невыполнении условия ДСП останавливает маневровый состав на главном пути, принимая меры по устранению причин задерж­ки. Это наиболее тяжелый вариант маневровой работы, вызывающий наибольшее напряжение у ДСП из-за прекращения движения по главному пути.

Рассмотренные алгоритмы деятельности ДСП при выполнении манев­ровой работы могут быть детализированы в зависимости от местных ус­ловий, действующей системы централизации и т.д. Целесообразно вклю­чать также в логические схемы элементарные действия, связанные с контролем ДСП установленных маршрутов и времени выполнения маневро­вых операций. Оба алгоритма можно объединить в один, если ввести логическое условие проверки типа маневровых операций.

Аналогичным образом могут составляться алгоритмы деятельности и других работников железнодорожного транспорта.

Наблюдения за работой оператора и исследование специфики его труда показывают, что нельзя прямо отождествлять члены логической схемы с умственной деятельностью человека. За каждым элементарным действием скрыт сложный акт умственной деятельности, заключающий­ся в анализе и оценке ситуации с учетом актуальной информации, осу­ществлении прогнозирования, планирования и принятия решения. Однако на основании алгоритма устанавливаются возможные варианты действий, продолжительность которых может определяться с помощью хронометража, производится регистрация и анализ ошибок, допускаемых в том или ином элементе процесса, осуществляется поиск рациональ­ного устройства и компоновки пульта управления. Алгоритмическое описание процессов труда, подкрепленное психофизиологическими хара­ктеристиками элементов управляющих операций, позволяет достаточно эффективно анализировать трудовую деятельность человека в СЧМС.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.