|
Алгоритмическое описание деятельности человека-оператора
Для описания структуры деятельности человека-оператора в эргономике применяется целый ряд методов. Наиболее известным способом регистрации производственного процесса на рабочем месте является хронометраж, позволяющий фиксировать последовательность и продолжительность отдельных действий, составляющих совокупную изучаемую операцию. В результате этого устанавливаются нормы времени на выполнение тех или иных операций: обработки поезда, погрузки и выгрузки вагонов, расформирования состава и т.п. Но такой вид хронометража непригоден для фиксации операций производственного умственного труда диспетчерского аппарата. Это обусловлено тем, что внешнее проявление умственной операции не связано прямо с ее сущностью. Например, продолжительность нажатия кнопок ДСП при прокладывании маршрутов не отражает качественной характеристики умственных операций, связанных с решением задач организации работы станции в конкретных условиях. За одно и то же время ДСП проложит поездной маршрут для пассажирского и сборного поезда, хотя решаемые задачи будут качественно различны. Для изучения условий труда ДСП предложены усовершенствованные методы хронометража, учитывающие количество телефонно-селекторных переговоров, а также число и последовательность других выполняемых операций. Но и они не позволяют до конца вскрыть качественную специфику и сущность действий работников диспетчерских профессий. Поэтому для профессиографического исследования операторской деятельности диспетчерского аппарата широко применяется метод алгоритмического описания процессов управления [5, 7]. Сущность этого метода заключается в том, чтобы с помощью определенных символов дать одной формулой структуру деятельности, указав последовательность действий (элементарных операций) в зависимости от выполнения или невыполнения ряда условий, от которых зависит осуществление операций. Символическое изображение действий и проверяемых условий, которые располагаются в определенной последовательности, называется логической схемой или алгоритмом. При ее составлении прописными буквами (русскими или латинскими) обозначаются определенные действия (элементарные операции). Например, в работе ДСП это будут акты приема поезда, запроса о возможности отправления, самого отправления поезда и т.п. Строчными буквами обозначаются проверяемые условия, которые называются логическими. Например, в работе ДСП в качестве таких условий могут быть наличие свободных путей для приема, наличие разрешения на отправление поезда и т.п. Если логическое условие соблюдается, то его значение равно 1, а если не соблюдается – нулю. Естественная последовательность выполнения логической схемы – слева направо. Однако для того, чтобы в одной схеме отразить все возможные варианты последовательности выполнения действий, применяют особые символические значки – нумерованные стрелки. После каждого логического условия стоит нумерованная стрелка вверх (↑7), которая оканчивается в другом месте схемы (↓7). Если очередное логическое условие выполняется, то реализуется следующий член логической схемы (действие или логическое условие). Если оно не выполнено, то ищут тот член алгоритма, к которому опускается стрелка с тем же номером. Таким образом однозначно определяется последовательность действий человека в зависимости от реализации логических условий. Общее количество вариантов, которое может быть отражено в алгоритме, определяется по формуле где n – количество логических условий. Кроме перечисленных символических обозначений, для записи логических схем применяют еще один знак – , представляющий собой условный символ, который не имеет конкретного содержания, но используется для записи совокупности повторяющихся операций. Этот знак всегда ложное логическое условие. Около него, как и рядом с другими логическими условиями, стоит стрелка вверх. После него всегда выполняется оператор, к которому ведет стрелка, начинающаяся около этого знака. Изучим составление алгоритма работы на частном идеализированном примере работы дежурного на небольшом разъезде. Суть его работы заключается в выполнении действий, связанных с приемом и отправлением поездов. Движение поездов осуществляется по графику, а технические устройства (централизация и т.д.) работают исправно. Для составления алгоритма введем обозначения элементарных действий: С – сообщение с соседней станции об отправлении поезда; П – операции, связанные с приемом поезда; 30 – запрос о возможности отправления поезда; О – операции, связанные с отправлением поезда. Таким образом, совокупность действий дежурного по приему и отправлению поезда составит СПЗ00. Для того чтобы показать, что данная совокупность действий повторяется непрерывно, используем всегда ложное логическое условие . Тогда алгоритм выглядит следующим образом: Это означает, что последовательность действий будет протекать бесконечно. Данная совокупность действий не может быть признана типичной. В практике работы часто наблюдаются случаи отказа технических устройств, невыполнения тех или иных условий, связанных с движением поездов по перегонам. В результате этого возникают операции задержки отправления () и задержки приема поезда (). Эти операции имеют место в зависимости от реализации следующих логических условий: р – свободность и исправность маршрута приема поезда; q – свободность и исправность маршрута отправления поезда. Рассмотрим процесс составления алгоритма. После получения сообщения с соседней станции об отправлении поезда дежурный должен проверить выполнение логического условия р. Если условие соблюдено, то дежурный выполняет операции, связанные с приемом поезда (П). Если оно не выполняется, то по стрелке с номером 1 имеем следующий член формулы - задержка приема поезда. Психологически задержки действий вызывают большое воздействие на дежурного, так как приводят к несоблюдению своевременного пропуска поездов. Задержка приема поезда будет длиться до тех пор, пока не будут восстановлены технические устройства и (или) обеспечена свободность маршрута приема. Для того чтобы отобразить цикличность выполнения действий, разместим в алгоритме после члена формулы всегда ложное логическое условие , стрелка около которого должна приводить обратно к логическому условию р. В этом случае алгоритм будет иметь следующий вид: При составлении алгоритма стрелка около всегда ложного логического условия получает первоначальный условный номер (произвольное число, превышающее количество логических условий в формуле). В конце разработки всего алгоритма производится окончательная нумерация стрелок, стоящих около логических условий. После выполнения операций приема дежурный должен сделать запрос о возможности отправления поезда – З0. Получив согласие, дежурный проверяет реализацию логического условия q. Если оно выполнено, то он осуществляет операции, связанные с отправлением поезда – О. В противном случае дежурный по стрелке с номером 2, стоящей около логического условия q, переходит к осуществлению следующего члена алгоритма – задержка отправления поезда. Данная операция будет длиться до осуществления условия . Отражение цикличности выполнения действий может быть достигнуто за счет использования всегда ложного логического условия после члена формулы . Стрелка от этого условия должна приводить обратно к логическому условию q. Перечисленная последовательность операций и логических условий имеет вид: Таким образом, установлены последовательности операций, связанных с приемом и отправлением поезда. Их нужно объединить в единый алгоритм. Это достигается размещением второй последовательности операций после первой или же органичным включением в первую так, чтобы выполнялась сразу же последовательность операций при соблюдении всех логических условий (, ). После объединения алгоритм может иметь следующий вид (с учетом окончательной нумерации стрелок): 1) 2) Для того, чтобы обеспечить цикличность выполнения операторов СПЗоО, введем в алгоритм после О всегда ложное логическое условие, стрелка от которого идет к оператору С. Тогда логическая схема работы дежурного при наличии заданных операторов и логических условий может быть представлена в виде: В данном алгоритме имеются два логических условия. Поэтому возможны четыре варианта сочетания операций по приему и отправлению поездов, которые сведены в таблице 14.
Таблица 14 – Варианты сочетания операций по приему и отправлению поездов
Анализ вариантов показывает, что наибольшего напряжения от дежурного требует осуществление варианта 3. Дежурный должен, прежде всего, обеспечить прием поезда, а затем – его отправление в условиях занятости или неисправности маршрута. Невыполнение логического условия требует от дежурного необходимости выявления причин и характера неполадок, возможных путей устранения в зависимости от конкретной ситуации и принятия решения, подлежащего осуществлению. Это свидетельствует о том, что в рассмотренном алгоритме операции приема и отправления поездов могут быть детализированы в зависимости от применяемых средств сигнализации и связи при движении поездов на прилегающих перегонах, способа управления стрелками и сигналами. В алгоритм целесообразно включить также действия, связанные с устранением неполадок в работе и неисправностей технических средств. Поэтому составление логических схем деятельности человека-оператора представляет собой творческий процесс и требует наличия хороших знаний как общих принципов организации и управления, так и конкретных условий производства. Кроме приема и отправления поездов, на станциях выполняется большой объем маневровой работы, т.е. разнообразных внепоездных передвижений локомотивов и вагонов в пределах станции. В отдельных случаях могут допускаться маневры с выездом за пределы станции. На малых станциях маневровой работой руководит ДСП. Измерителем объема маневровой работы является маневровая операция, которая может состоять из нескольких примерно однородных маневровых передвижений. ДСП составляет и объявляет составительской бригаде план работы на каждые 1-2 часа, на основании которого составитель выполняет маневровые операции. При необходимости составитель разрабатывает свой план работы и объявляет его работникам, участвующим в маневрах. С учетом указанных предпосылок составим алгоритм деятельности ДСП при руководстве маневровой работой. При этом маневры производятся без выезда на главные пути. Для разработки логической схемы введем следующие обозначения элементарных действий и логических условий: Зи – прием запроса исполнителей о необходимости маневровых передвижений; Пмр – разработка плана маневровой работы (маневровой операции) и доведение его до исполнителей; Ум – установка маневрового маршрута; Пм – принятие мер по освобождению и установке маршрута; П – служебные переговоры по согласованию маневровых передвижений; рм – свободность и исправность маневрового маршрута; μмо – маневровая работа (операция) закончена; – всегда ложное логическое условие. С учетом принятых элементарных действий и логических условий алгоритм, отражающий деятельность ДСП при маневровой работе, будет иметь вид: Возможны четыре варианта последовательности работы приведенного алгоритма. При соблюдении логических условий и ДСП устанавливает маршрут для последнего маневрового передвижения и приступает к разработке очередного плана маневровой работы. Если а то основными являются действия ДСП по прокладке маневровых маршрутов. При ДСП должен выполнить анализ занятости и (или) исправности маневрового маршрута и принять меры по установке маршрута. В случае необходимости проводится корректировка разработанного плана маневровой работы. Более сложной является деятельность ДСП при организации маневровой работы с выездом на главные пути. Для составления алгоритма по решению указанной задачи введем дополнительные элементарные действия и логические условия: Ум1 – установка первой части маршрута из парка на главный путь; Ум2 – установка второй части маршрута с главного пути в парк; – задержка установки соответствующих частей маршрута; Т – задержка маневрового состава на главном пути; н – наличие перерыва в движении поездов («окна») по главному пути; – свободность и исправность соответствующих частей маневрового маршрута. Логическая схема действий ДСП при организации маневров с выездом на главные пути может быть представлена в следующем виде: В данном алгоритме четыре логических условия. Поэтому возможны 16 вариантов последовательности работы по данной логической схеме. Рассмотрим основные из них. Если все условия выполнены, то ДСП прокладывает последовательно первую и вторую части маршрута и может приступить к планированию и выполнению другой работы. При отсутствии «окна» для выполнения маневровой работы ДСП ведет служебные переговоры с ДНЦ о согласовании и сроках предоставления «окна». В случае занятости и (или) неисправности первой части маневрового, маршрута ДСП принимает меры по ликвидации причин невыполнения условия . Допустимая величина задержки, определяемая как разность продолжительности «окна» и затрат времени на выполнение маневров с занятием главных путей, лимитирует действие ДСП. Если указанная разность становится меньше нуля, то порядок действий ДСП становится тем же, что и при отсутствии «окна». При невыполнении условия ДСП останавливает маневровый состав на главном пути, принимая меры по устранению причин задержки. Это наиболее тяжелый вариант маневровой работы, вызывающий наибольшее напряжение у ДСП из-за прекращения движения по главному пути. Рассмотренные алгоритмы деятельности ДСП при выполнении маневровой работы могут быть детализированы в зависимости от местных условий, действующей системы централизации и т.д. Целесообразно включать также в логические схемы элементарные действия, связанные с контролем ДСП установленных маршрутов и времени выполнения маневровых операций. Оба алгоритма можно объединить в один, если ввести логическое условие проверки типа маневровых операций. Аналогичным образом могут составляться алгоритмы деятельности и других работников железнодорожного транспорта. Наблюдения за работой оператора и исследование специфики его труда показывают, что нельзя прямо отождествлять члены логической схемы с умственной деятельностью человека. За каждым элементарным действием скрыт сложный акт умственной деятельности, заключающийся в анализе и оценке ситуации с учетом актуальной информации, осуществлении прогнозирования, планирования и принятия решения. Однако на основании алгоритма устанавливаются возможные варианты действий, продолжительность которых может определяться с помощью хронометража, производится регистрация и анализ ошибок, допускаемых в том или ином элементе процесса, осуществляется поиск рационального устройства и компоновки пульта управления. Алгоритмическое описание процессов труда, подкрепленное психофизиологическими характеристиками элементов управляющих операций, позволяет достаточно эффективно анализировать трудовую деятельность человека в СЧМС.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|