|
Сравнение алгоритмов деятельности людей-операторов
При выполнении задачи необходимо, используя методы инженерной психологии, разработать варианты последовательности работы одного из алгоритмов деятельности человека-оператора и произвести сравнение двух алгоритмов на основе количественных характеристик трудовой деятельности оператора по этим алгоритмам. Исходными данными к задаче являются варианты алгоритмов и среднее число реализаций этих алгоритмов в течение смены, продолжительность которой необходимо принять равной 12 часам ( В содержании задачи нужно произвести анализ сложности алгоритма деятельности дежурного при пропуске поезда через обгонный пункт на двухпутном участке, оборудованном автоблокировкой. Полный алгоритм имеет вид:
Таблица 15 – Условные обозначения операторов
Алгоритмы для сравнения приводятся в таблице 16 и выбираются по последней цифре шифра студента.
Таблица 16 – Выбор алгоритмов для сравнения
Таблица 17 – Алгоритмы для сравнения
Таблица 18 – Условные обозначения логических условий
Вариант сочетания логических условий необходимо принять по предпоследней цифре шифра согласно таблице 19. Количество повторений алгоритма за смену принимается по таблице 20.
Таблица 19 – Варианты сочетания логических условий
Таблица 20 – Выбор количества повторений
Для варианта, соответствующего учебному шифру студента и базового, следует выполнить расчет показателей сложности частных алгоритмов и их сравнение, для чего определить: а) показатель стереотипности; б) показатель логической сложности; в) энтропию операторов; г) энтропию логических условий; д) среднюю скорость переработки информации (бит/с); е) интенсивность выполнения алгоритма (операции/с). После определения показателей алгоритмов необходимо сделать вывод о напряженности труда дежурного и учете возможности человека. В инженерной психологии для описания структуры деятельности человека-оператора применяется целый ряд методов. Одним из наиболее распространенных является метод алгоритмического описания, который опирается на положение о том, что всякое управление производится при помощи переработки информации, осуществляемой по соответствующим правилам – алгоритмам. Понятие «алгоритм» определяется как совокупность элементарных актов переработки информации. В качестве простейших составляющих алгоритма берутся оперативные единицы, которые как нечто цельное используются человеком в его работе. Такими единицами (элементарными действиями) являются восприятие или извлечение из памяти образов, понятий, суждений, а также действия, простые или сложные, но имеющие законченность в деятельности человека. Оперативные единицы могут быть двух видов. Во-первых, это логические условия (образ, понятие, суждение), которые фигурируют как информационные единицы в процессе формирования или выбора условия; во-вторых, «операторы», т. е. те или иные действия человека. Заметим, что понятие «оператор» как составляющая алгоритма берется в кавычки, понятие оператор применительно к человеку используется без кавычек. Рабочий процесс рассматривается как совокупность элементарных оперативных единиц переработки управляющей информации. Для записи алгоритма применяются две основные формы: логическая и блочная, или структурная схема алгоритма. В логической схеме алгоритма прописными (большими) латинскими буквами обозначаются «операторы», строчными (малыми) буквами – логические условия, определяющие выбор того или иного «оператора». Каждое логическое условие имеет два возможных исхода. От каждого символа логического условия начинается нумерованная стрелка ( Анализ схемы алгоритма позволяет получить некоторые количественные характеристики трудовой деятельности оператора: показатели стереотипности, логической сложности, скорости переработки информации, динамической интенсивности. Показатель стереотипности оценивается по наличию в алгоритме непрерывных последовательностей без логических условий, а также по длительности этих последовательностей. Этот показатель определяется по формуле
где
Показатель стереотипности достигает максимального значения, равного k, когда в алгоритме нет логических условий, т.е. последовательность действий оператора однозначно детерминирована и не зависит ни от каких условий. Минимально возможное значение этого показателя равно 1. Такое значение получается в том случае, если после каждого «оператора» следует логическое условие. Следовательно, в этом случае Показатель логической сложности определяется выражением
где
Этот показатель определяет необходимость перестройки системы действий в случае изменения системы сигналов. Он дает характеристику, обратную стереотипности, и может быть использован для оценки динамического компонента деятельности оператора. Возможные пределы изменения Энтропия «операторов» всех видов, т.е. среднее количество информации, перерабатываемое человеком-оператором при выполнении управляющих действий (бит) вычисляется по формуле
где Энтропия логических условий, т.е. среднее количество информации, перерабатываемое оператором при проверке логических условий в алгоритме, бит, определяется следующим образом
где Средняя информация по всем шагам трудового процесса равна сумме энтропии «операторов» и логических условий. Последний показатель является характеристикой неопределенности ожидания различных членов алгоритма. Средняя скорость переработки информации (бит/с) находится по формуле где τ – время выполнения алгоритма. Напряженность (интенсивность) выполнения алгоритма определяется числом элементарных оперативных единиц, выполняемых в единицу времени. Этот показатель, (операций/с) оценивается по формуле где k – общее число элементарных действий в алгоритме; m – общее число логических условий в алгоритме. Рассмотренные показатели выполнения алгоритма определяют сложность работы оператора, позволяют дать количественную оценку деятельности человека и могут использоваться для сравнительной оценки однотипных видов операторской деятельности. Однако при практическом использовании этих показателей нужно иметь в виду, что они определяют не столько сложность деятельности человека, сколько сложность записи алгоритма. Это ограничивает область применения алгоритмических методов в эргономике.
Пример решения задачи
Необходимо определить количественные характеристики алгоритма деятельности дежурного по станции при приеме и отправлении поездов. Число повторений алгоритма равно 100. Перепишем данный (базовый) алгоритм в упрощенном виде: Как видно из приведенного алгоритма, в нем имеется 5 групп операторов, в том числе одна группа, состоящая из 3 операторов и 4 группы – по одному оператору. Исходя из этого условия, пользуясь формулой (1) определим показатель стереотипности Логические условия распределены по 4 группам: 2 группы – по два и 2 группы – по одному. Отсюда показатель логической сложности по формуле (2) равен Для вычисления значений энтропии «операторов» и логических условий примем вероятности для всех «операторов» и логических условий равными. Тогда формулы (3) и (4) примут вид
где k – общее число «операторов».
где m – общее число логических условий. Вычисление двоичных логарифмов имеет определенные трудности. Можно воспользоваться заменой основания 2 на 10, т. е.
С учетом этого количество информации, перерабатываемое при выполнении управляющих действий
Количество информации, перерабатываемое при проверке логических условий:
Среднюю скорость переработки информации определим следующим образом: сумму энтропии «операторов» и логических условий умножим на число повторений алгоритма и разделим на продолжительность дежурства, т. е. Интенсивность выполнения алгоритма определяется
Для сравнения характеристик двух алгоритмов деятельности все данные сводятся в таблицу 21.
Таблица 21 – Сравнение характеристик алгоритмов
Примечание. Алгоритм по шифру является менее сложным по основным показателям. Профессиографирование
Деятельность человека – ведущий компонент производственного процесса. Любой конкретный вид трудовой деятельности осуществляется в рамках СЧМС. Это предопределяет наличие рабочих мест, приспособленных для выполнения определенных видов труда и для работников соответствующей квалификации с учетом их физических и психических возможностей и особенностей. В современном производстве имеет место исторически сложившиеся три типа труда: ручной, механизированный и автоматизированный, которые являются предметом исследования эргономики. Тем самым имеются объективные предпосылки для наличия большого количества профессий. Профессиографические исследования рассматривают широкий круг вопросов. Прежде всего, проводится анализ условий среды и пространственной организации рабочего места. Ниже приводится примерная схема проведения анализа пространственной организации рабочего места. Она включает [5]: 1) выделение основных типов сенсорной активности (зрительная, слуховая, зрительно-кинестетическая и т.п.); 2) выявление характера моторной активности; 3) пространственное определение зон сенсорной активности; 4) пространственное определение зон моторной активности; 5) составление эскиза расположения основного оборудования относительно работающего с указанием основных сенсорных и моторных зон; 6) составление эскиза расположения вспомогательного оборудования относительно работающего человека; 7) составление общего эскиза рабочего места; 8) анализ полученного материала. Путем наблюдения за оператором определяются основные и вспомогательные типы оборудования, зоны моторной и сенсорной активности. Затем путем опроса и наблюдения выявляются основное рабочее место и позы работающего. На основании эскизов выявляются несоответствия существующей пространственной организации рабочего места психофизическим и антропометрическим характеристикам человека и даются рекомендации относительно оптимальных путей реконструкции рабочего места. После этого приступают к профессиографическому анализу конкретного вида деятельности на данном рабочем месте. Такой анализ можно делать с помощью определенной схемы. В качестве типовой рекомендуется следующая схема профессиографической характеристики деятельности: 1) краткое описание основных рабочих операций и схема логических, временных и пространственных взаимосвязей между ними; потребное время на совершение операций; фактические временные затраты человека-оператора; 2) данные о функции анализаторов (органов чувств): какой анализатор ведущий; требования, предъявляемые к характеристике анализаторов (пороги восприятия, особенность распределения и переключения внимания и т.п.); 3) данные об оперативной и долговременной памяти (объем сведений, которые необходимо запоминать на короткие промежутки времени в процессе выполнения рабочих (технологических) операций, действий; характер материала долговременной памяти (преимущественно цифровой, образной и т.п.)); 4) данные об основных способах переработки информации: автоматизированные реакции выбора, операции слежения; виды процессов принятия решения (связанные с преобразованием понятий, наглядно-образным мышлением, вычислительные, творческие и т.п.); 5) данные о функциях двигательного и речевого аппарата: положение человека-оператора при выполнении основных рабочих операций, частота изменения этого положения; характер рабочих движений рук и ног (силовая нагрузка, амплитуда, сложность координации и т.п.); характер речевой деятельности (специфичность лексикона, требования к громкости, дикции и т.п.); 6) волевая и эмоциональная напряженность: частота возникновения ситуаций, требующих больших волевых усилий (выполнение работы при неблагоприятных условиях внешней среды, при отвлекающих воздействиях и т.п.); вид и степень эмоциональной напряженности (ситуация опасности, большой ответственности, дефицита времени и т.п.); 7) наличие особых психических состояний (апатии, сенсорной депривации, тревожности и т.п.); 8) структура (организация во времени и в пространстве) действий оператора в основных режимах работы: схемы последовательных переключений внимания; совместимость сигналов и двигательных реакций. Профессиографический анализ деятельности служит основой для разработки требований к профессионально важным качествам (свойствам, функциям) личности. Полученная на его основе профессиографическая характеристика деятельности используется для разработки профессиограммы человека-оператора. В качестве примера приведена схема типового содержания профессиограммы [14]. Профессиограмма содержит шесть разделов, отражающих деятельность оператора на конкретном рабочем месте в условиях окружающей среды.
СХЕМА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ
1. Общие сведения
1.1. Общая характеристика деятельности оператора
Цель деятельности (конечная цель, система частных промежуточных целей), специфический характер деятельности. Перечень основных операций, осуществляемых человеком-оператором для достижения цели.
1.2. Рабочее место оператора
Информационное и моторное поля рабочего места, рабочее сиденье. Информационные связи.
2. Краткая характеристика условий на рабочем месте
2.1. Особенности микроклимата и газовой среды
Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха. Состав газовой среды, атмосферное давление, вредные вещества в воздушной среде. Уровень освещенности, организация освещения.
2.2. Характеристика физических факторов
Механические колебания: вибрация, шум, ультразвук. Излучения: инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, электромагнитные, волны радиочастот. Профессиональные инфекции и биологические агенты. 2.3. Физиолого-гигиенические характеристики одежды и защитных приспособлений
Наличие и вид рабочей одежды, ее удобство в физиолого-гигиеническом и эксплуатационном отношении в различные периоды года. Наличие защитных устройств и спецснаряжения, удобство работы при их использовании.
2.4. Характеристика эстетических факторов
Светоцветовое оформление рабочего пространства и рабочего места, гармоничность звуковой среды, ароматичность запахов, интерьер рабочего места, эстетический уровень оборудования.
3. Данные о конструкции и организации рабочего места
3.1. Краткие сведения о конструкции и назначении рабочего места
Общее назначение рабочего места. Уровень механизации, специализации рабочего места. Приспособленность для конкретного вида труда и для работников определенной квалификации с учетом их физических и психических возможностей. Соответствие функциональным требованиям и предлагаемым условиям эксплуатации.Обеспечение быстроты, безопасности, простоты и экономичности обслуживания в нормальных и аварийных условиях. Рабочее сиденье и его конструкция.
3.2. Данные об организации рабочего места
Оснащение рабочего места средствами и предметами труда. Конфигурация и способ размещения панелей индикаторов и органов управления. Потребность в образе рабочего места (пульта). Необходимость использования рабочей поверхности для письма или других работ, для установки телефонных аппаратов, для хранения инструкций и других материалов. Размещение органов управления и других технических средств в зонах досягаемости. Организация информационного поля рабочего места, соблюдение углов обзора.
4. Характеристика деятельности
4.4.1. Краткое описание основных рабочих операций
Перечисление основных рабочих операций, схема логических, временных и пространственных взаимосвязей между ними. Потребное время на совершение операций. Фактические затраты времени человека-оператора.
4.4.2. Данные о функции анализаторов
Выделение ведущего анализатора. Требования, предъявляемые к характеристике анализаторов (пороги восприятия, особенности распределения и переключения внимания и т.п.).
4.4.3. Данные об оперативной и долговременной памяти
Объем сведений, подлежащий запоминанию на короткие промежутки времени. Условия изменения обстановки. Пространственные представления и их динамика. Характер материала долговременной памяти (цифровой, буквенный, образный и т.п.).
4.4.4. Данные об основных способах переработки информации
Указать основные способы переработки информации (операций слежения, логические операции и т.п.), виды процессов принятия решений (перекодирование и преобразование понятий, вычислительные, творческие т.п.).
4.4.5. Данные о функции двигательного и речевого аппарата
Рабочее положение и частота его изменения. Характер рабочих движений рук и ног (силовая нагрузка, амплитуда, сложность координации, гармоничность рабочих поз и трудовые движения, ритмичность движения и т.п.). Характер речевой деятельности: использование профессионального лексикона, требования к громкости и дикции и т.п.
4.4.6. Волевая и эмоциональная напряженность
Частота возникновения ситуаций, требующих больших волевых усилий (выполнение действий при неблагоприятных условиях внешней среды, при отвлекающих воздействиях и т.п.). Вид и степень эмоциональной напряженности (большая ответственность за выполнение задания, определенный риск, опасность для жизни, неожиданные ситуации и т.п.). Наличие особых психических состояний: апатии, тревожности и т.п.
4.5. Сведения о динамике психофизиологического состояния в процессе трудовой деятельности
4.5.1. Характер и степень изменения основных психофизиологических функций
Изменение основных психофизиологических функций при выполнении рабочих операций. Утомляемость оператора, снижение чувствительности анализаторов. Причины утомления.
4.5.2. Характеристика ошибок в работе оператора
Основные причины ошибок в зависимости от конструкции оборудования, размещения информационных элементов и органов управления, от тренированности, индивидуальных особенностей личности и т.п.
4.6. Заключение и выводы Отличительный признак деятельности оператора. Выявление наиболее слабого звена в деятельности. Предложения и рекомендации для профессионального отбора. Основные направления эргономической оптимизации.
Перед составлением профессиограммы студент должен на основе анализа разработать характеристику своей производственной деятельности и определить свои антропометрические данные (смотри рисунок 2 и таблицу 22). На основе этих параметров и в соответствии с рисунками 3, 4 и 5, а также таблицам 23, 24 и 25 определяются размеры рабочего места с регулируемыми и нерегулируемыми параметрами в зависимости от выполняемой работы. Это служит основой для разработки эскизного эргономического проекта компоновки рабочего места с указанием углов обзора и зон досягаемости. Примеры таких эскизных проектов приведены на рисунках 6 и 7.
Рисунок 2 – Антропометрические признаки в положении: а – стоя; б – сидя
Таблица 22 – Антропометрические данные (в сантиметрах) для определения размеров рабочих мест и зон досягаемости
Рисунок 3 – Зоны досягаемости моторного поля рабочего места: а – в горизонтальной плоскости; б – в вертикальной плоскости; I - при работе в положении сидя; II - при работе в положении стоя; 1 – оптимальная зона; 2 – зона легкой досягаемости; 3 – зона досягаемости; 4 – край рабочей поверхности
Рисунок 4 – Схема определения высоты рабочей поверхности, сиденья и пространства для ног на рабочем месте Рисунок 5 – Основные параметры диспетчерского пульта управления
Таблица 23 – Высота рабочей поверхности, сиденья и пространства для ног при работе сидя в зависимости от вида работы и роста работника на рабочем месте с регулируемыми параметрами
Таблица 24 – Высота рабочей поверхности при работе стоя в зависимости от тяжести работы и роста работника на рабочем месте с регулируемыми параметрами
Таблица 25 – Размеры рабочего места с нерегулируемыми параметрами
Рисунок 6 – Эскизный эргономичный проект компоновки КТС АРМ. Вид сверху. Вариант с 2-мя дисплеями
![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|