|
Классификация и оценка тяжести труда
Под тяжестью труда понимается степень совокупного воздействия всех факторов, составляющих условия труда. Это понятие применимо как к физическому, так и к умственному труду. Исходным методологическим положением при установлении степени тяжести труда, его категории служат реакции и изменения в организме человека в процессе работы. Под влиянием конкретных условий труда формируется то или иное качественно определенное состояние организма человека. Науке известны три таких состояния. Оно может быть нормальным, патологическим или находящимся между ними, пограничным состоянием, характеризующимся различной степенью перехода от первого ко второму. В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда был принят так называемый эффект Сеченова. Суть его заключается в следующем: если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида деятельности на другой показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект); в случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы, или их среднесменным уровнем (отрицательный эффект) [8]. При определении качественного функционального состояния организма учитываются также феномен растормаживания дифференцировок и характер реакций человека на те или иные сигналы. Первый из них состоит в том, что при повышенном утомлении проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), выработанного в результате постоянных тренировок, ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются. При очень большом утомлении изменяется также характер реакций на те или иные раздражители: на положительные сигналы, призывающие к действию, человек не реагирует или реагирует неправильно, а отрицательные сигналы, запрещающие действие, реагирует обратным образом, при этом часто весьма энергично (парадоксальные реакции). В подобном состоянии может быть пропущен или не так, как нужно, оценен сигнал, предупреждающий об опасности. Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований были использованы, кроме того, следующие показатели: 1) соотношение между «рабочими» и «обеспечивающими» функциями организма; 2) длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха; 3) конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда; 4) количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышенного производственного утомления; 5) структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы; 6) технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.). На основе указанных критериев, все работы могут быть разделены на шесть категорий тяжести. В таблице 26 приведены показатели, характеризующие эти категорий [8]. К первой категории тяжести относятся работы, выполняемые в условиях, близких к физиологическому комфорту; при этом физические и нервно-эмоциональные нагрузки полностью соответствуют физиологическим возможностям человека. Подобные работы поднимают организм на более высокий функциональный уровень, что находит свое выражение в сохранении здоровья и высокой работоспособности человека в течение всей его трудовой деятельности. Технико-экономические показатели улучшаются. Работы второй категории тяжести, выполняемые в благоприятных условиях труда, также не вызывают сколько-нибудь существенных изменений психофизиологических функций. По окончании трудового процесса эти функции быстро восстанавливаются. Технико-экономические показатели улучшаются или остаются неизменными до конца рабочего периода. На работах, относящихся к третьей категории тяжести, возникают более серьезные изменения, формирующие пограничное качественное состояние организма. Однако отрицательные сдвиги могут сыть сравнительно быстро устранены при улучшении режима труда и отдыха.
Работы четвертой категории тяжести характеризуются еще более глубокими, предпатологическими явлениями и существенным снижением работоспособности. Возникают признаки нарушения рабочего динамического стереотипа, являющиеся результатом проявления феномена растормаживания дифференцировок. Ухудшаются точность и быстрота привычных рабочих движений. При выполнении работ, относящихся к пятой категории тяжести, формируется патологическое состояние организма в конце рабочего дня или недели. Появляются парадоксальные реакции. Работоспособность резко снижается. Эти признаки временные, хотя и носят патологический характер. После достаточно продолжительного отдыха они исчезают. Однако у части лиц патологические реакции задерживаются и, накапливаясь, приводят к возникновению заболеваний со стойким снижением работоспособности. При выполнении работ шестой категории тяжести все патологические изменения, характерные для пятой категории, отмечаются вскоре после начала работы (в первой половине смены пли недели) и носят стойкий характер. При проектировании трудовых процессов необходимо обеспечить условия труда, формирующие тяжесть работ не выше второй категории. Третья категория допустима, но требует создания особых режимов труда и отдыха. Работ более высоких категорий тяжести следует избегать, т.е. необходимо принимать активные меры по радикальному улучшению условий труда. Для проведения активной работы по улучшению условий труда необходима объективная оценка их фактического состояния. Ее следует производить по разработанной НИИ труда методике количественной оценки тяжести работы [8]. В соответствии с этой методикой все факторы условий труда в зависимости от их фактического состояния, установленного на основе замеров и исследований, оцениваются в баллах от 1 (оптимальные условия) до 6 (наиболее тяжелые условия). Баллы соответствуют принятым шести категориям тяжести. Для определения баллов используются приведенные в методике справочные таблицы, в которых по каждому фактору указано, какому его состоянию соответствует данный балл (категория тяжести). Для оценки подобным путем тяжести труда на рабочих местах НИИ труда разработана совместно с объединением АвтоВАЗ карта условий труда, приведенная в приложении 2. Эта карта на основе указанной выше методики позволяет не только оценить состояние каждого фактора, но и установить общую (интегральную) оценку условий труда в целом на каждом рабочем месте. Для этого используется следующее приведенное в методике уравнение: где Итj – интегральная оценка категории тяжести труда на j-м рабочем месте, баллов; хij – средний балл всех биологиx значимых (активных) i-х факторов условий труда на j-м рабочем месте. Проведенные НИИ труда исследования показали, что при любом количестве факторов первой категории тяжести соответствует число баллов не более 18, второй – 19-33 балла, третьей – 34-45, четвертой – 46-53, пятой – 51-59 и шестой – 59,1-60 баллов. В качестве примера приведем некоторые критерии для установления категорий тяжести и соответственно балльных оценок санитарно-гигиенических (таблица 27) и психофизиологических факторов (таблица 28) условий труда.
При определении интегрального показателя в расчет принимаются биологически значимые элементы условий труда, вызывающие пограничные и патологические изменения и реакции организма работающего. Интегральный показатель категории тяжести труда определяется по формуле (8) где Коп – определяющий («ведущий», имеющий наибольший балл) элемент условий труда на рабочем месте; L – средняя арифметическая из суммы всех биологически значимых элементов условий труда, исключая определяющий. В соответствии с величиной интегрального показателя условиям труда (работе) присваивается та или иная категория тяжести. Интегральный показатель тяжести труда позволяет определить влияние условий труда на работоспособность человека. Для этого сначала исчисляется степень утомления в условных единицах (9) где 15,6 и 0,64 – коэффициенты регрессии. Зная степень утомления, можно определить работоспособность – величину, противоположную утомлению, % (10) Соответственно можно определить, как изменилась работоспособность при изменении тяжести труда и как это повлияло на его производительность (11) где R1 и R2 – работоспособность в условных единицах до и после внедрения мероприятий, понизивших тяжесть труда; 0,2 – эмпирический коэффициент, показывающий степень влияния роста уровня работоспособности на производительность труда. Классификация работ по тяжести, а также интегральная оценка тяжести труда, рассчитанная в зависимости от среднего значения элементов условий труда на рабочем месте для каждой категории тяжести труда, имеют большое практическое значение и должны повсеместно использоваться в оперативной работе по охране труда. При проведении аттестации рабочих мест необходимо всесторонне анализировать состояние условий труда как на отдельных рабочих местах, так и в целом по участкам или цехам, чтобы разработать комплекс мероприятий по снижению тяжести труда. Приоритет должен отдаваться мероприятиям, способствующим уменьшению запыленности и загазованности производственных помещений, снижению уровня шума и вибрации нервно-эмоциональных и физических нагрузок и охватывающим большие контингенты работающих. Проведение незначительных улучшений на отдельных рабочих местах или дополнительные затраты на индивидуальные средства защиты являются малоэффективными, а зачастую не снижают неблагоприятного влияния производственных вредностей на работоспособность, здоровье человека и даже становятся причиной дополнительного расходования его жизненной энергии, могут быть источником потенциальной опасности. Условия труда, соответствующие первой и второй категориям тяжести, служат своего рода эталоном при разработке мероприятий для тех участков производства, где сохраняются отдельные вредности или очаги опасности. Интегральная оценка тяжести труда позволяет также обосновать предоставление льгот (повышенные тарифные ставки, льготное пенсионное обеспечение) и компенсаций (дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день), уменьшение или полный отказ от льгот при улучшении условий труда. Пример: Определить, как изменится производительность труда проведении комплекса мероприятий по снижению его тяжести, если определяющий элемент условий труда равен 5, а средняя арифметическая из суммы всех биологически значимых элементов условий труда, исключая определяющий, составляет: до проведения мероприятий – 4,3, а после – 2,8. Решение: По формуле (8) рассчитаем интегральный показатель категории тяжести труда: • до проведения комплекса мероприятий: • после проведения комплекса мероприятий: Степень утомления (в условных единицах) рассчитывается по формуле (9) и составляет: • до проведения комплекса мероприятий: • после проведения комплекса мероприятий: Работоспособность определяется по формуле (10): • до проведения комплекса мероприятий: • после проведения комплекса мероприятий: Тогда прирост производительности труда за счет проведения комплекса мероприятий по улучшению его условий (формула 11): Для того чтобы выяснить, как изменилась работоспособность после внедрения мероприятий по ее повышению, необходимо определить показатель ее уровня. Существуют два основных метода определения интегрального (обобщенного) показателя работоспособности. В обоих методах работоспособность оценивается как величина, противоположная утомлению (формула 10). Первый метод основан на использовании данных физиологических исследований, позволяющих оценивать функции зрительного анализатора (показатель критической частоты слияния мельканий), возбудимости центральной нервной системы (показатель времени простой условно-двигательной реакции на световой или звуковой раздражитель), мышечной силы кисти правой руки и мышечной выносливости. Данные исследований объединяются в сводной карте, по каждому показателю рассчитывается обобщенный коэффициент, затем – средний по всем показателям как среднеарифметическая величина. Показатель утомления определяется в относительных единицах (12) где – интегральный показатель, рассчитанный на основе предпоследнего измерения (за 1,5 ч до конца работы); – интегральный показатель, рассчитанный на основе последнего измерения по окончании работы. Естественно, этот метод требует специальных психофизиологических исследований и может применяться только с привлечением соответствующих специалистов. Второй метод интегральной оценки уровня работоспособности основан на изучении факторов, влияющих на него и их отклонений от нормативных значений. В основе этого метода лежит определение интегрального показателя тяжести труда, применяемого также для установления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда. Несколько иначе оценивается влияние на производительность изменения доли фазы устойчивой работоспособности в сменном фонде времени (13) где и – доля фазы устойчивой работоспособности в сменном фонде времени до и после внедрения некоторого мероприятия, соответственно; 0,2 – эмпирический коэффициент, характеризующий связь между повышением работоспособности и ростом производительности труда. Пример. В результате внедрения нового режима труда и отдыха доля фазы устойчивой работоспособности возросла с 0,3 до 0,7 рабочего времени. Определить прирост производительности труда. Решение. Прирост производительности труда рассчитываем по формуле (13):
Заключение
В современном производстве наряду с деятельностью на пределе человеческих возможностей становится все более распространенным явлением недостаточная двигательная активность человека-оператора в процессе труда, снижающая его работоспособность и здоровье. Труд оперативных работников становится все более эмоционально напряженным из-за повышающихся скоростей выполнения операций и осуществления их в режиме отсроченного обслуживания. Решением указанных проблем и занимается эргономика – научная и проектировочная дисциплина нового типа. Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как сложное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Поэтому до сих пор актуальными являются основные направления развития железнодорожной эргономики [5]: 1) формирование оптимальной производственной среды, компоновку рабочих мест с учетом требований эргономики и технической эстетики и эргономическое обеспечение конструкторско-технологических решений при создании производственного оборудования, новых машин и механизмов; 2) обеспечение автоматизации управления человеко-машинными системами на рабочих местах с целью активизации человеческого фактора и повышения производительности труда, а также получение надежной первичной информации, в том числе по оценке результатов деятельности, учету материально-технических ресурсов и т.д.; 3) создание и освоение принципиально новой человеко-машинной технологии на базе комплексного использования современных научно-технических достижений, внедряемых на рабочих местах железнодорожного транспорта. Реализация указанных задач нашла свое воплощение в мероприятиях по автоматизации и реформированию диспетчерского управления на полигонах железных дорог, создании единых диспетчерских центров управления на большей части железных дорог страны, разработке технологических моделей и алгоритмов автоматизации основных диспетчерских функций, создании и развитии комплексных автоматизированных обучающих систем в хозяйстве перевозок и безопасности деятельности оперативного персонала. Вместе с тем большое количество эргономических разработок внедрено в области формирования оптимальной производственной среды, а также при создании производственного оборудования, новых машин и механизмов. Самостоятельное изучение студентами внедренных эргономических задач и разработок позволит им расширить представление о значении эргономики в функционировании железнодорожного транспорта.
Библиографический список 1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. – М.: Логос, 2001. – 356 с. 2. Абрамов А.А. Основы эргономики: учебное пособие.– М.: РГОТУПС, 2001. – 264 с. 3. Платонов Г.А. Эргономика на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1986. – 296 с. 4. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 344 с. 5. Варгунин В.И. Основы эргономики на железнодорожном транспорте: учебное пособие. – Куйбышев: КИИТ, 1988. – 99 с. 6. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы эргономики» для студентов специальности 190701 заочной формы обучения / составитель В.И. Варгунин. – Самара: СамГАПС, 2004. – 19 с. 7. Основы эргономики. Задание на контрольную работу с методическими указаниями для студентов 4 курса специальности 2401 заочной формы обучения. / составители А.А. Износов, Л.М. Годович.– М.: ВЗИИТ, 1991.– 21 с. 8. Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. – М.: Экономика, 1981. – 408 с.
Приложение 1 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|