Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели, система и организационная структура корпоративного финансового управления





Капитал корпорации и классификация его видов

Капитал в теории корпоративных финансов это средства, вложенные в активы предприятия, необходимые для осуществления его уставной деятельности. Как правило, эта деятельность направлена на получение прибыли.

Важно иметь в виду, что понятия капитала, применяемые в корпоративных финансах и бухгалтерском учете, различны. В корпоративных финансах - это весь инвестированный в активы капитал, а в бухгалтерском учете - только собственный капитал.

Предприятие формирует свой капитал, используя различные источники финансирования. Классифицируются эти источники по ряду признаков, при этом выделяются виды источников капитала.

По признаку возвратности выделяются источники собственного и заемного капитала. Собственный капитал - общая стоимость средств предприятия, принадлежащих его собственникам, которые вложены в его активы и не подлежат возврату в течение всего периода его функционирования. Хотя собственникам периодически могут выплачиваться дивиденды, доходы по вкладам, но основная сумма средств, формирующая этот капитал, не возвращается. Заемный капитал - денежные средства или иные имущественные ценности, привлекаемые предприятием для финансирования своей деятельности на возвратной, срочной и платной основе (обязательность возврата привлеченных средств в полном объеме, выплаты процентов за их использование, соблюдения сроков использования средств). Источники заемного капитала, в свою очередь, подразделяются на две группы: долгосрочные и краткосрочные. В российской практике к долгосрочным источникам относятся обязательства, срок погашения которых превышает двенадцать месяцев. Краткосрочные источники - краткосрочные кредиты и займы, векселя со сроком погашения менее одного года, кредиторская задолженность.

По признаку применяемого инструмента финансирования капитала выделяются три вида источников. Первый - связан с реинвестированием накопленных амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли, относящейся к собственному капиталу. Второй - эмиссия дополнительных акций, паев, долей (инструментов, относящихся к собственному капиталу предприятия). Третий - включает все источники долгового характера, связанные с заемным капиталом предприятия (кредиты, займы, лизинг, факторинг).

По признаку отношения к предприятию выделяются два вида источников: внутренние и внешние. Внутренние - амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Внешние - источники в виде дополнительно привлекаемого собственного капитала (дополнительные эмиссии акций, долей, паев) и все источники заемного капитала. (Следовательно, собственные и внутренние источники не совпадают, т.к. часть собственных источников относится к внешним).

По признаку форм инвестирования различаются источники в денежной, материальной (машины, механизмы, другое аналогичное имущество) и нематериальной (патенты, лицензии и т.д.) формах.

По признаку объекта инвестирования различаются основной и оборотный капитал. Основной - часть используемого предприятием капитала, которая инвестирована в его внеоборотные активы (основные средства, капитальное строительство, долгосрочные финансовые инструменты, н-р, финансовый и возвратный лизинг, нематериальные активы). Оборотный - в оборотные активы (запасы, незавершенное производство, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства в кассе и на расчетном счете).

По признаку характера использования собственниками различается потребляемый и накапливаемый капитал. Потребляемый - направляется на выплату доходов собственникам (дивиденды и т.д.), на поощрение наемных работников. Особенность этого капитала в том, что при направлении на цели потребления он теряет функцию собственно капитала (самовозрастания стоимости). Накапливаемый - характеризует различные формы его капитализации (нераспределенная прибыль, резервный и добавочный капитал).


Производные финансовые инструменты обращаются на срочном рынке.

Под элементарным финансовым инструментом понимается такой финансовый инструмент, свойства которого определяются единственным показателем доходности (стоимости). Н-р, обычная купонная облигация в рублевой номинации определяется единственным показателем доходности. А вот конвертируемые корпоративные облигации со встроенным опционом на отказ от конвертации эмитента не могут считаться элементарными финансовыми инструментами, т.к. их свойства определяются двумя доходностями: доходностью самой облигации и доходностью рынка обыкновенных акций, в которые конвертируются облигации. Мировая цена на нефть – элементарный финансовый инструмент. Таковыми же считаются курсы валют. Под определение элементарного финансового инструмента подпадают и такие финансовые инструменты, как форвардные, фьючерсные, опционные и своп-контракты.

В отличие от элементарных финансовых инструментов гибридные финансовые инструменты представляют собой инструменты, сконструированные из двух или нескольких элементарных финансовых инструментов. Соответственно, ценообразование на гибридный инструмент связано с более чем одним ценовым показателем. Ярким примером сложного финансового инструмента является инвестиционный пай. Стоимость инвестиционного пая складывается из стоимостей ценных бумаг или других активов, которые включены в инвестиционный портфель фонда. К ним же относится упомянутая выше конвертируемая облигация.

Широкое распространение получили гибридные финансовые инструменты, сформированные на основе элементарных финансовых инструментов процентной, валютной и товарной природы.

Н-р, гибрид на основе процентных и валютных инструментов (двухвалютная облигация) представляет собой классическую купонную облигацию, номинированную в одной валюте и у которой величина номинальной выплаты в момент погашения привязана к другой валюте.

Гибрид на основе процентных и товарных инструментов представляет собой облигацию, у которой величина выплачиваемой при погашении номинальной суммы привязывается к ценовым показателям товарного рынка, н-р нефтяного.

В формировании гибрида могут участвовать более двух инструментов. Это делает полученный финансовый инструмент более сложным и результаты выплат по нему менее прогнозируемыми.

Финансовая инженерия занимается формированием финансовых продуктов. Для этого ею используются уже имеющиеся финансовые инструменты или разрабатываются новые. Под финансовым продуктом будем понимать совокупность финансовых инструментов и действий с ними, которые приводят к достижению установленных ранее целевых параметров. Финансовый продукт производится финансовыми инженерами и может продаваться заказчику. При этом финансовые инженеры действуют как архитекторы или строители, «собирая» сложную финансовую конструкцию из элементарных составляющих.


Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий.

Индивидуальное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы.

Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:

Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капитала его участников и предполагающие непосредственное участие его членов в делах предприятия. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (число голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.

Товарищества выступают в разных формах:

· полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью). Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов участников и полученных доходов и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности и предусматривает полную солидарную ответственность. Это означает, что партнеры отвечают по всем обязательствам фирмы, возникающим в связи с ее функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые фирмы, адвокатские конторы;

· товарищество (общество)с ограниченной ответственностью (ООО) несет ответственность лишь в пределах капитала товарищества. Все участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Последние могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников товарищества;

· смешанное (коммандитное) товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц и включает действительных членов и членов-вкладчиков. Действительные члены смешанного товарищества несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Члены-вкладчики несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в имущество товарищества.

Еще одна форма коллективного предпринимательства – производственные кооперативы. Имущество кооператива делится на паи его членов (часть имущества по решению членов кооператива может составить неделимые фонды). Отличительная особенность кооперативов от других видов совместного предпринимательства состоит в обязательном трудовом участии. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по обязательствам кооператива и своим личным имуществом. Доходы кооператива распределяются в соответствии с трудовым участием члена кооператива. При выходе из кооператива член кооператива получает свой пай.

Акционерные общества (корпорации) – форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Акционерные общества позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерные общества – основная организационная форма крупных предприятий.

Государственные и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. Закреплённое за государственными предприятиями имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении (казённое предприятие). В отличие от акционерных обществ и товариществ, которые основаны на имуществе, принадлежащем им на правах собственности, закрепленное за государственными предприятиями имущество находится в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству или муниципалитету.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия; ответственность по обязательствам казённого предприятия при недостаточности его имущества несёт собственник имущества (Российская Федерация).

Каждое предприятие может функционировать либо самостоятельно, либо объединяться с другими предприятиями, заключать соглашения, касающиеся тех или иных сторон хозяйственной деятельности. Основные формы объединений предприятий:

· картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность;

· синдикат – соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость;

· трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей;

· концерн – наиболее развитая (и распространенная сегодня) форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн обычно посредством системы участий, финансовых связей, договоров об общности интересов. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству;

· конгломерат – объединение предприятий разных отраслей, но в отличие от концерна не имеющее головной фирмы.

Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать:

· горизонтальная интеграция – объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства;

· вертикальная интеграция – объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой;

· диверсификация – объединение предприятий разных отраслей, технологически между собой не связанных.

Цели, система и организационная структура корпоративного финансового управления

Построение общей системы корпоративного управления включает следующие этапы:

1) разработку единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии, или других основополагающих документов;

2) определение цели деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников;

3) выбор организационной структуры, адекватной поставленным целям.

Важнейшим элементом работы предприятия в условиях рынка является целеполагание. В нем выделяются два ключевых понятия: видение и миссия. Видение – это идеальная картина будущего данного предприятия, с одной стороны, создающая ощущение длительной перспективы его развития, с другой – определяющая единую систему ценностей организации. Миссия – это более определенный, по сравнению с видением, ориентир. Она четко обозначает смысл существования организации, учитывая при этом интересы государства, местного самоуправления, партнеров, владельцев, сотрудников.И видение и миссия задают общее представление об организации, без конкретных количественных характеристик.Наличие миссии позволяет направить усилия всех сотрудников на достижение единых целей.

Цель представляет собой конкретизацию миссии компании, она детально описывает на достижение каких показателей направлена деятельность компании. Экономические цели могут быть выражены в количественных и качественных показателях. Примерами количественных показателей являются: достижение определенной доли рынка, объема оборота; примеры качественных показателей – достичь технологического превосходства по сравнению с конкурентами, стать абсолютным новатором в своей сфере деятельности.

Цели корпорации должны отвечать ряду требований:

1) быть описаны конкретными и понятными терминами, исключающими возможность неправильного толкования;

2) содержать описание конкретных измерителей, позволяющих судить об уровне достижения цели;

3) соответствовать видению и миссии компании;

4) быть реально достижимыми;

5) иметь адресный характер, конкретное ответственное лицо, что обеспечивает их контролируемость;

6) быть согласованными с другими целями и ресурсами предприятия;

7) определять конечные сроки их достижения.

В зависимости от срока выделяются: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные цели. Долгосрочные, как правило, связаны с периодом жизненного цикла в данной сфере бизнеса. Как правило, это несколько лет. Среднесрочные, в основном, обозначают промежуточные ориентиры в достижении долгосрочных целей. Краткосрочные цели привязываются к календарным датам (годовые, полугодовые, квартальные, месячные), формулируются очень четко и конкретно определяют, что именно должно быть выполнено, кем и как. Оперативные цели определяют перечень текущих задач и формируют план конкретных действий, необходимых для осуществления краткосрочных и всех последующих целей.

Цель отвечает на вопрос что? Она конкретно определяет результат деятельности компании. Стратегия отвечает на вопрос как? и определяет пути достижения поставленных целей. Миссия является связующим звеном между целями и стратегией.

Корпорации, как правило, имеют два вида целей: бизнес-цели и финансовые цели. Бизнес-цели должны определять какое именно положение организация хочет достичь на своих рынках. Это положение может быть выражено полученной на рынке долей, удержанием клиентов, привлечением новых клиентов, предпочтением, отдаваемым клиентами товарам и услугам данной организации по сравнению с другими. Финансовые цели представлены финансовыми категориями: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость, платежеспособность, рыночная капитализация.

Соответственно бизнес-стратегия должна отвечать на вопрос: как организация будет достигать свои бизнес-цели - или посредством предлагаемого ей объема товаров и услуг, или путем использования какой-то отличительной способности, дающей ей конкурентное преимущество. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития корпорации. В процессе разработки этой стратегии, прогнозируются основные тенденции развития финансов, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и с партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами и т.д.)

Для достижения выбранных целей корпораций формируется совокупность задач и разрабатывается соответствующая система мер:

1) составляется программа по снижению издержек;

2) разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния корпорации на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, а также меры по обеспечению контроля финансовых потоков;

3) определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий;

4) разрабатываются мероприятия по выводу ценных бумаг корпорации на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг, выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, а также сопутствующей рекламной компании).

В современных условиях, постоянно изменяющаяся внешняя среда требует периодического пересмотра целей на основе анализа по соответствующим критериям, чтобы внутренние параметры хозяйствования соответствовали внешним условиям. Для реализации своей миссии и достижения поставленной цели, недостаточно сформулировать стратегию, необходимо определить механизмы и способы, посредством которых данная стратегия будет проводится в жизнь. Важнейшую роль при этом играет принятая корпорацией система корпоративного управления.

Система корпоративного управления представляет собой набор принципов и механизмов принятия решений в корпорации и наблюдения за их выполнением. Эта система формируется с учетом специфики деятельности каждой корпорации: структуры собственности; степени концентрации или рассредоточения акционерного капитала; принципов принятия стратегических решений и контроля их выполнения, в т.ч. формирования совета директоров, наблюдательного совета, системы внутреннего аудита; наличия или отсутствия государственного контроля корпорации; преобладающего типа финансирования деятельности.

Роль системы корпоративного управления в настоящее время возрастает. Это связано с процессами глобализации, с растущей конкуренцией между транснациональными компаниями. Все это вызывает необходимость создания эффективных моделей корпоративного управления. В настоящее время сформировалось несколько таких моделей:

1. Британо-американская или аутсайдерская модель. Эта модель предполагает широкое использование в деятельности корпораций инструментов фондового рынка. Предприятия финансируют свою деятельность в основном за счет эмиссии ценных бумаг. Возможности банков на фондовом рынке ограничены законодательством. Основными игроками на фондовом рынке являются небанковские финансовые институты (пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании), а так же частные лица. Акционерный капитал большинства корпораций очень сильно распылен. Советы директоров формируются из числа менеджеров, крупных акционеров и представителей аутсайдеров (предприятий, занимающих малозначащее место на рынке).

Для этой модели характерно стремление к росту, отсюда постоянное наращивание рыночной доли и конгломератные явления. При этом менеджеров считают лишь агентами акционеров, стремящихся к максимизации стоимости акций корпорации. Таким образом данная модель ориентируется главным образом на финансовое мышление, на финансовые механизмы развития.

2. Германская (континентальная) или инсайдерская модель корпоративного управления. Главную роль играет банковская система. В банковской системе преобладают крупные банки, контролирующие существенную часть финансового рынка. Основными акционерами являются крупные банки, физические лица и другие корпорации. Контроль деятельности корпораций осуществляется за счет использования двухуровневой системы контроля принятия решений: совет директоров и наблюдательные советы. Совет директоров формируются в основном из представителей менеджмента и крупных акционеров.

Наблюдательный совет состоит из акционеров, представителей работников корпорации и крупных кредиторов. Модель называется инсайдерской, т.к. в ней доминируют внутренние факторы и работники компании активно участвуют в управлении (инсайдер - член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой аудитории). При этом развитие компании и ее роль в обществе более важны по сравнению с простым увеличением ее стоимости.

3. Японская модель корпоративного управления - во многом схожа с германской, но в ней присутствует особая схема взаимоотношений корпорации с занятыми в ней работниками. Это так называемая система патернализма, в которой фирма рассматривает своих работников как детей, членов семьи, главой которой является сама фирма.

Отечественная система корпоративного управления находится в стадии формирования, практического апробирования различных подходов. Более предпочтительными для нее являются принципы континентальной модели.

Перечень целей, которые корпорация может преследовать в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности, может быть очень широк. Поэтому важно определить, какие из них являются приоритетными, а какие второстепенными. Что конкретных целей финансового управления, то они определяются основными областями действия корпоративных финансов: регулированием финансовых результатов; выбором источников финансирования; управлением активами. При этом в качестве основных целей, на достижение которых направляется деятельность финансовых менеджеров могут выступать:

1. Цель максимизации прибыли. До недавнего времени считалось, что любая компания существует для того, чтобы максимизировать прибыль. При этом имелось ввиду не разовое, а постоянное получение прибыли. Но в идеале, когда предполагается равнодоступность информации о состоянии рынка для всех компаний, наличие у всех компаний опытного руководства, достичь такого максимума прибыли практически невозможно. Поэтому стали применять понятие нормальной прибыли, то есть прибыли, устраивающей владельца данного бизнеса. В основе такого подхода лежит распространенная система ценообразования на производимую продукцию, а именно себестоимость плюс некая устраивающая данного производителя (собственника бизнеса) надбавка.

У критерия максимизации прибыли есть ряд особенностей (недостатков), которые предприятия должны принимать во внимание в практике хозяйствования:

а) существуют различные показатели прибыли (валовая, прибыль от основной деятельности, прибыль до уплаты налогов, чистая прибыль). Поэтому такая неоднозначность в показателях должна устраняться при разработке конкретных показателей, оценки эффективности финансовых решений;

б) критерий максимизации не работает, если два варианта различаются размером прогнозируемых доходов и временем их получения, поскольку существует временной фактор, вызывающий обесценение доходов во времени. Чем раньше получена прибыль, тем она сохраннее, ценнее по сравнению с такой же прибылью, полученной через определенный промежуток времени;

в) данный критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанные с их получением. Когда идет речь об ожидаемых и прогнозируемых доходах, вполне вероятно наступление негативных событий, которые могут в значительной степени ухудшить результат. Учитывают факторы риска с помощью специальных математических и статистических методов.

2. Цель роста масштабов производства. В практике деятельности некоторых корпораций и их руководителей может лежать стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Связано это с тем, что многие менеджеры связывают свое положение в обществе (уровень заработной платы, карьерный и общественный статус) с размерами своей фирмы в большей степени, чем с ее прибыльностью. Однако, неуправляемый, не сбалансированный рост фирмы, обгоняющий темп роста ее прибыли, практически всегда сопровождается возникновением проблем с финансированием текущей деятельности, платежеспособностью, с наличием кассовых разрывов. (В этой связи при организации финансово-хозяйственной деятельности корпораций очень важно помнить о необходимости соблюдения так называемого "золотого правила экономики": темп роста прибыли > темпа роста выручки > темпа роста активов > 100%).

3. Цель роста дохода на акцию. В рамках оценки финансовой эффективности деятельности компании достаточно распространенным является показатель "доход на акцию", а для оценки эффективности инвестиций применяется показатель рентабельности инвестируемого капитала. Однако принятие решения на основе этих показателей не всегда является однозначным, поскольку данные показатели не учитывают динамику денежных потоков, рентабельности текущей деятельности и других важных факторов.

4. Цель максимизации ценности компании. Эта цель получила наибольшее распространение в последние годы. Ее разработчики исходят из предпосылки, что ни один из существующих критериев (прибыль, объем производства, рентабельность и т.д.) не может рассматриваться в качестве адекватного критерия эффективности принимаемых решений финансового характера. Такой критерий должен учитывать: а) ожидаемые доходы собственников компании; б) все аспекты процесса принятия управленческих решений, в т.ч. поиск источников средств, собственно процесс инвестирования, распределение доходов, дивидендов.

Принято считать, что этим требованиям отвечает критерий максимизации собственного капитала. Применительно к акционерным компаниям он трансформируется в критерий максимизации рыночной цены обыкновенных акций. Этот подход основан на основополагающей для экономически развитых стран идее развития общества - достижение социально-экономического процветания через развитие частной собственности. Поэтому любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акций (а, следовательно, размера соответствующего частного капитала) должно приниматься и владельцами, и управленческим персоналом корпорации. Таким образом, конечной целью работы финансового менеджера принято считать максимизацию рыночной стоимости имущества предприятия.

Однако возможность реализации данного критерия на практике не всегда очевидна. Во-первых, не все корпорации имеют однозначно понимаемую стоимость своего предприятия при его возможной рыночной оценке. Н-р, если корпорация не является акционерным обществом, или не котирует свои акции на фондовой бирже, то определение ее рыночной стоимости затруднено. Во-вторых, данный критерий может не срабатывать в тех случаях, когда в компаниях с единоличным владельцем или ограниченным их числом принимается решение о рисковом (венчурном) вложении капитала в надежде на получение сверхприбыли в отдаленной перспективе. Такого рода действия могут снизить рыночную стоимость корпорации по причине рискованной инвестиционной деятельности.

Критерий максимизации рыночной цены акций или максимизации ценности корпорации применим, если на рынке капиталов нет ограничений и какой-либо дискриминации в установления цен на ценные бумаги, то есть в полной мере действует принцип "спрос-предложение".

В реальной деятельности любой корпорации наблюдается разрыв между функцией управления, которую осуществляет ее управленческий персонал, и функцией владения и контроля, которую осуществляют владельцы (акционеры, участники). Интересы менеджмента компании, выполняющего роль агента предприятия (представляющего его в деловых отношениях), и интересы владельцев совпадают далеко не всегда. Особенно, когда это связано с принятием альтернативных решений, одно из которых - обеспечение сиюминутной прибыли, что как правило, интересует владельцев, а другое рассчитано на перспективу, на долговременное развитие фирмы, что заботит управленческий персонал, благополучие которого связано с длительным и стабильным функционированием предприятия.

В этом плане интерес представляет теория менеджеризма (сформировалась в 30-е года XX в. Авторы: Л.Ф. Уорик, П.Ф. Друкер и другие), согласно которой реальная экономическая власть и в обществе, и в рамках отдельных корпораций переходит от владельцев-собственников к наемным профессиональным управляющим. Это связано с ростом размеров фирм, увеличением и усложнением финансово-экономических процессов в национальном хозяйстве, что вызывает необходимость привлечения профессионалов для управления этими процессами.

Организационная структура финансового управления. Она формируется в корпорациях для достижения целейи позволяет распределять функции и ответственность за из выполнение между определенными службами, подразделениями и исполнителями. Для согласованного взаимодействия служб предусматривается создание определенной иерархической структуры. Упрощенная схема организационной структуры управления корпорацией, которая достаточно распространена среди российских корпораций среднего размера, изображена на рис. 1. На ней представлены функции управления, которые чаще всего выделяются в отдельные направления (департаменты). Ключевая роль финансового директора в структуре управления подтверждается тем, что он подчиняется не только генеральному директору, но и совету директоров, что обеспечивает независимость и более гибкую координацию принятия текущих финансовых решений. По мере появления сложных корпоративных структур, новых финансовых инструментов и решений происходит выделение новых подразделений в составе финансового департамента.


Рис.1 Организационная структура управления корпорацией (упрощенный вариант)

В практике мирового финансового хозяйства широко используются организационные структуры управления финансами, сформированные в рамках Британо-американской и Континентальной (Германской) моделей корпоративного управления (рис. 2 и 3)

 

 

 


Рис.2 Организационная структура управления финансами в Британо-американской модели корпоративного управления

 

Рис.1 Организационная структура управления корпорацией (упрощенный вариант)

В практике мирового финансового хозяйства широко используются организационные структуры управления финансами, сформированные в рамках Британо-американской и Континентальной (Германской) моделей корпоративного управления (рис. 2 и 3)

Основной целью создания финансовой службы (казначейства) является, как правило, улучшение платежеспособности корпорации за счет оперативного управления денежными потоками по текущей деятельности, а также стратегическое управление денежными потоками в процессе финансовой деятельности. Специалисты службы контроллинга обеспечивают руководство предприятия информацией для принятия стратегических и тактических решений в процессе основной деятельности предприятия. Разница между континентальным и британо-американским подходами заключается в объеме и составе функциональных обязанностей, закрепленных за каждой службой. Основное различие заключается в решении вопроса о включении в обязанности данных служб ведения бухгалтерского учета и отчетности. В основу организации этих служб положены различные принципы. В германской концепции задачи финансового управления разделяются на внутренние и внешние, а в американской - на задачи, связанные с управлением затратами, прибылью и денежными потоками. В немецкой модели контроллинг считается системой, направленной в первую очередь на получение руководством оперативных сведений о внутренних процессах предприятия. Поэтому к его задачам не следует относить ведение финансового и налогового учета, составление отчетности, расчетов по страхованию, поскольку эта деятельность осуществляется в основном для информирования: инвесторов, кредиторов, государственных органов и т.д. Ведение финансового учета в этой связи закрепляется в немецких предприятиях за казначейством или за финансовым директором напрямую. В американской концепции контроллинг отвечает за процесс подготовки информации о формировании финансового результата как для внутренних, так







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.