Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Николай Бердяев. Смысл творчества. Опыт оправдания человека





Николай Бердяев. Смысл творчества. Опыт оправдания человека

ВВЕДЕНИЕ

 

Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью. «Мир сей» не есть космос, он есть некосмическое состояние разобщенности и вражды, атомизация и распад живых монад космической иерархии. И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости «мира», но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в «мире». Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа. Это путь высших духовных созерцаний, духовной собранности и сосредоточенности. Космос есть истинно сущее, подлинное бытие, но «мир» – призрачен, призрачна мировая данность и мировая необходимость. Этот призрачный «мир» есть порождение нашего греха. Учителя церкви отождествляли «мир» с злыми страстями. Плененность духа человеческого «миром» есть вина его, грех его, падение его. Освобождение от «мира» и есть освобождение от греха, искупление вины, восхождение падшего духа. Мы не от «мира» и не должны любить «мира» и того, что в «мире». Но само учение о грехе выродилось в рабство у призрачной необходимости. Говорят: ты грешное, падшее существо и потому не дерзай вступать на путь освобождения духа от «мира», на путь творческой жизни духа, неси бремя послушания последствиям греха. И остается дух человеческий скованным в безвыходном кругу. Ибо изначальный грех и есть рабство, несвобода духа, подчинение [42] диавольской необходимости, бессилие определить себя свободным творцом, утеря себя через утверждение себя в необходимости «мира», а не в свободе Бога. Путь освобождения от «мира» для творчества новой жизни и есть путь освобождения от греха, преодоление зла, собирание сил духа для жизни божественной. Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разодранного, некосмического состояния мира. Свобода – любовь. Рабство – вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь есть путь победы над грехом, над низшей природой. И нельзя не допускать до этого пути на том основании, что греховна человеческая природа и погружена в низшие сферы. Великая ложь и страшная ошибка религиозного и нравственного суждения – оставлять человека в низинах этого «мира» во имя послушания последствиям греха. На почве этого сознания растет постыдное равнодушие к добру и злу, отказ от мужественного противления злу. Подавленная погруженность в собственную греховность рождает двойные мысли – вечные опасения смешения Бога с диаволом, Христа с антихристом. Эта упадочность души, к добру и злу постыдно равнодушной, ныне доходит до мистического упоения пассивностью и покорностью, до игры в двойные мысли. Упадочная душа любит кокетничать с Люцифером, любит не знать, какому Богу она служит, любит испытывать страх, всюду чувствовать опасность. Эта упадочность, расслабленность, раздвоенность духа есть косвенное порождение христианского учения о смирении и послушании – вырождение этого учения. Упадочному двоению мыслей и расслабленному равнодушию к добру и злу нужно решительно противопоставить мужественное освобождение духа и творческий почин. Но это требует сосредоточенной решимости освободиться от ложных, призрачных наслоений культуры и ее накипи – этого утонченного плена у «мира».

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого [43] акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность – активна, а не пассивна. Личная трагедия, кризис, судьба переживаются как трагедия, кризис, судьба мировые. В этом – путь. Исключительная забота о личном спасении и страх личной гибели – безобразно эгоистичны. Исключительная погруженность в кризис личного творчества и страх собственного бессилия – безобразно самолюбивы. Эгоистическое и самолюбивое погружение в себя означает болезненную разорванность человека и мира. Человек создан Творцом гениальным (не непременно гением) и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью, победить все лично-эгоистическое и лично-самолюбивое, всякий страх собственной гибели, всякую оглядку на других. Человеческая природа в первооснове своей через Абсолютного Человека – Христа уже стала природой Нового Адама и воссоединилась с природой Божественной – она не смеет уже чувствовать себя оторванной и уединенной. Отъединенная подавленность сама по себе есть уже грех против Божественного призвания человека, против зова Божьего, Божьей потребности в человеке. Только переживающий в себе все мировое и все мировым, только победивший в себе эгоистическое стремление к самоспасению и самолюбивое рефлектирование над своими силами, только освободившийся от себя отдельного и оторванного силен быть творцом и лицом. Только освобождение человека от себя приводит человека в себя. Путь творческий – жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности. Ибо жертвенное страдание творчества никогда не есть подавленность. Всякая подавленность есть оторванность человека от подлинного мира, утеря микрокосмичности, плен у «мира», рабство у данности и необходимости. Природа всякого пессимизма и скептицизма – эгоистическая и самолюбивая. Сомнение в творческой силе человека всегда есть самолюбивая [44] рефлексия и болезненное ячество. Смирение и сомневающаяся скромность там, где нужна дерзновенная уверенность и решимость, всегда есть замаскированное метафизическое самолюбие, рефлектирующая оглядка и эгоистическая отъединенность, порождение страха и ужаса. Наступают времена в жизни человечества, когда оно должно помочь само себе, сознав, что отсутствие трансцендентной помощи не есть беспомощность, ибо бесконечную имманентную помощь найдет человек в себе самом, если дерзнет раскрыть в себе творческим актом все силы Бога и мира, мира подлинного в свободе от «мира» призрачного. Теперь слишком распространено недостойное и расслабляющее самооплевание – обратная сторона столь же недостойного и расслабляющего самовозвеличения. Мы не настоящие люди, любят говорить, – в прежние времена были настоящие. Прежние люди смели говорить о религии. Мы не смеем говорить. Это – призрачное самосознание людей, распыленных «миром», утерявших ядро личности. Их рабство у «мира» есть погруженность в себя. Их погруженность в себя есть утеря себя. Свобода от «мира» есть соединение с подлинным миром – космосом. Выход из себя есть обретение себя, своего ядра. И мы можем и должны почувствовать себя настоящими людьми, с ядром личности, с существенной, а не призрачной религиозной волей.

Не во тьме мы поднимаемся по лестнице познания. Научное познание поднимается по темной лестнице и освещает постепенно каждую ступень. Оно не знает, к чему придет на вершине лестницы, в нем нет солнечного света, смысла, Логоса, освещающего путь сверху. Но в подлинном высшем гнозисе есть изначальное откровение смысла, солнечный свет, падающий сверху на лестницу познания. Гнозис есть изначальное осмысливание, в нем есть мужественная активность Логоса. Современная душа все еще страдает светобоязнью. Темными коридорами шла душа через бессветную науку и пришла к бессветной мистике. К солнечному сознанию не пришла еще душа. Мистическое возрождение чувствует себя вхождением в ночную [45]

 

1. В чем состоит истинный путь для обретения свободы?

2. Почему нужно отказаться от «мира», и в необходимость этого шага?

3. Как можно освободиться человеку от себя, и к чему это приведет?


Письмо 16

 

Мы видели, что из взаимодействия двух противоположных побуждений и из соединения двух противоположных начал возникает прекрасное, высший идеал которого придется таким образом искать в возможно совершенном союзе и равновесии реальности и формы. Но это равновесие остается всегда лишь идеей, которая неосуществима в действительности. В действительности всегда один элемент будет перевешивать другой, и наибольшее, на что способен опыт, состоит в колебании между обоими началами,- причем перевес оказывается то на стороне реальности, то на стороне формы. Итак, красота в идее вечна, едина и неделима, ибо может существовать только одно равновесие; напротив, красота в опыте вечно будет двойственною, ибо при колебании равновесие может быть нарушено двояким! образом, в обе стороны весов.

В одном из предшествующих писем я отметил, что красота может иметь смягчающее и напрягающее действие, — и это можно было” вывести с полной необходимостью из связи предшествующего: смягчающее — для того, чтобы удерживать в границах как чувственное, так и формально е побуждение; напрягающее — для того, чтобы поддерживать силу обоих стремлений. Но двоякое действие красоты согласно идее должно быть одним и тем же. Красота должна смягчать тем, что она обе природы равномерно напрягает, и должна напрягать тем, что она обе природы равномерно смягчает. Это вытекает уже из понятия взаимодействия, в силу которого себе части по необходимости обусловливают друг друга и обусловлены друг другом, а красота является чистым их произведением. Но опыт не представляет нам примеры такого совершенного взаимодействия; в опыте всегда имеется большее и меньшее, и перевес всегда вызывает недостаток, а недостаток — перевес. То, что в идеально-прекрасном различается лишь в представлении, то в опытной красоте различено в бытии. Идеально прекрасное, будучи неделимым и единым, в различных отношениях обнаруживает смягчающие и энергичные качества; в опыте дана смягчающая и энергичная красота. Это так будет и есть во всех случаях, когда безусловное заключено в пределы времени и когда идеи разума должны осуществиться в человечестве. Так размышляющий человек представляем себе добродетель, истину, блаженство; но человек действующий станет обнаруживать только добродетели, схватывать только истины и наслаждаться только блаженными днями. Дело физического и морального образования состоит в том, чтобы поставить на место добрых нравов — нравственность, па место сведений —— познание, на место счастья — блаженство, то есть чтобы свести вторые к первым; дело эстетического образования поставить красоту на место красот.

Энергичная красота так же мало может предохранить человека от некоторого остатка дикости и черствости, как смягчающая не обережет его от известной степени изнеженности и расслабления. Ибо так как действие первой состоит в напряжении духа в сфере физической и моральной и увеличении его стремительности, то слишком часто противодействие темперамента и характера уменьшает восприимчивость к впечатлениям и придавливает еще не окрепшую человечность, в то время как это принижение должно было коснуться лишь грубой природы; и грубая природа пользуется увеличением силы, которая была предназначена лишь свободной личности; поэтому-то во времена развития силы и пышности действительно великое в представлении часто встречается в связи с чудовищным и сказочным, а возвышенное в помышлении — в связи с ужасающими взрывами страсти; напротив того, во времена развития порядка и формы природа часто будет являться приниженной и покоренной и также часто оскорбленной и превзойденной. И так как действие смягчающей красоты на душу в сфере физической и моральной заключается в разрешении, то случается часто, что вместе с силою вожделений глохнет и энергия чувства и что характер испытывает ту потерю силы, которая должна была коснуться одной только страсти; потому-то в так называемые утонченные эпохи нежность часто вырождается в изнеженность, изящество формы в пошлость, корректность в пустоту, либеральность в произвольность, легкость в фривольность, спокойствие в апатию, и презреннейшая карикатура часто встречается рядом с прелестнейшею человечностью. Смягчающая красота является таким образом потребностью для человека, находящегося под гнетом материи или форм, ибо величие и сила уже давно коснулись его, прежде чем он начал ощущать грацию и гармонию. Энергичная красота является потребностью для человека при снисходительности вкуса, ибо слишком легко он в эпоху утонченности пускает на ветер ту силу, которую перенял из состояния дикости.

Теперь, я полагаю, объяснено и открыто то противоречие, которое обыкновенно встречается в суждениях людей о влиянии красоты и о значении эстетической культуры. Это противоречие перестает быть таковым, как только мы вспомним, что в опыте встречается двоякая красота и что обе стороны утверждают относительно всего рода то, что может быть доказано лишь относительно каждого из двух видов. Это противоречие исчезает, как только различена двоякая потребность человеческой природы, которой соответствует эта двоякая красота. Итак, обе стороны, по всей вероятности, окажутся правыми, если только они условятся, какой вид красоты и какую форму человеческой природы они имеют в виду.

В дальнейшем ходе моих исследований я буду держаться того пути, которым сама природа ведет человека, и подымусь от видов красоты к ее родовому понятию. Я исследую воздействие смягчающей красоты на напряженного человека и воздействие энергичной красоты на расслабленного, для того чтобы под конец примирить оба противоположных вида в единстве идеально прекрасного, подобно тому как эти две противоположные формы человеческой природы сливаются в единстве идеального человека.

 

1. Как действуют смягчающая и энергичная красота?

2. В чем состоит назначение эстетического образования?

3. Что такое основное противоречие культуры?


Немного о профессии

Арттерапевты работают с детьми, подростками и взрослыми в рамках больниц, клиник, школ, оздоровительных центров и центров помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. Мы часто являемся членами команды помощников, в которую могут входить врачи, психиатры, психологи и т.д. Многие пациенты получают большую пользу от арттерапии. Зачастую, в результате этого лечения, симптомы их заболевания исчезают. Для того, чтобы стать арттерапевтом, необходимо пройти соответствующее обучение и получить разрешение. Для этого необходимо пройти двухлетнее обучение после окончания университета. Процесс обучения включает в себя множество часов практики под руководством опытного арттерапевта. Арттерапевт должен иметь как теоретическое, так и практическое образование для того, чтобы соответствовать строгим профессиональным стандартам. Американская арттерапевтическая ассоциация- это профессиональная ассоциация, которая следит за процессом обучения и практики в этой области. Вы можете ознакомиться с их вебсайтом www.aata.org Выборочная ранняя история арттерапии в США и Европе

 

Глава четвертая. Подготовка

 

Инструменты поэта – это язык и речь. Инструменты же художника связаны со зрением. И тот, и другой ощущают реальность красоты. Древнекитайские художники уделяли время тому, чтобы почувствовать пространство, покой, поэзию и универсальность красоты.

Живописец использует все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы выразить свои чувства. Одним из этих средств является цвет; с помощью цвета художник “входит” в пространство. Его понимание цвета постепенно становится все глубже и полнее. Он постигает силу тьмы и света и стремится их передать как можно экспрессивнее.

Вы являетесь хозяевами творческого процесса и можете выбирать любой способ обращения с краской или иными материалами, так, чтобы в конце концов почувствовать удовлетворение от результатов работы. Вы вправе что-то изменить в работе, либо создать нечто совершенно новое. В распоряжении художника – неограниченные возможности.

Подготовка. Следует подготовить свое отношение, но не процесс, поскольку он должен быть спонтанным. Ничто не заставляет нас создавать законченное произведение, поскольку рост мастерства происходит постепенно. Для ребенка творческое самовыражение является естественным, и он подолгу не размышляет над тем, насколько удачен его рисунок. Чем более человек восприимчив, тем больше он может получить. Нам следует быть восприимчивыми к новому опыту. В “Гамлете” есть слова: “Готовность – это все”. Подлинная готовность к восприятию даже единичного опыта придает нам силы.

Пусть идея вашей будущей работы приходит к вам простым и естественным путем. Почувствуйте тепло и оцените свою собственную идею. Чем более радостным и исполненным энтузиазма по поводу замысла своей работы вы будете, тем более вы будете готовы к процессу творческого самовыражения.

Следует иметь представление о материале. Материалы должны быть подготовлены и доступны для того, чтобы, когда у вас возникнет желание ими воспользоваться, вы могли бы без труда это сделать. В то же время, мы должны знать природу и возможности художественных средств.

Все начинается с чистого холста. На нем могут материализоваться наши мысли и чувства. Мы реагируем на чувства, энергию жизни, бесконечность пространства и любви. Работа художника не должна быть ему в тягость.

Желательно отвести время на размышления. Оно готовит нас к творческой коммуникации и помогает сохранить единство мысли для того, чтобы удержать все элементы работы в одном пространстве. Проблемы решаются, когда мы выходим за их пределы. Сосуд не присутствует в глине. Все части работы должны служить единой идее. Ни одна из них не должна доминировать. Отнюдь не мысль или эмоция, но мудрость универсального ритма позволяет всему найти нужное место.

Мы призваны реализовать свои высшие возможности. Великий музыкант-исполнитель должен пройти длительную практику, но когда он играет, он дает своему таланту проявиться спонтанно и ярко. То же самое справедливо и для художника.

Возлюбите свою деятельность, используйте свободные мгновения и более продолжительное время. На развитие своего таланта. Мы должны трудиться и любить свой труд. Одних сентиментов недостаточно.

Дисциплина. Нам необходимо время для того, чтобы успокоиться и подготовиться к восприятию и “переработке” чувств и мыслей. Медитация и размышления – условия для раскрытия таланта. Свободное проявление таланта чем-то напоминает танец; работая, мы словно танцуем.

Нет необходимости в том, чтобы “наглухо закрывать двери”, если можно так выразиться. Жизнь бесконечна, а потому “двери закрываются”, лишь когда мы сами их создаем. Незаконченное состояние работы, когда дверь остается полуоткрытой, лучше, чем ее законченность. Следует остановиться, когда вы почувствуете, что для этого настало время.

Не следует упускать того, что может иметь для вас смысл. В творчестве нет жестких правил, но есть дисциплина. Мы – часть вселенной, и мы заключаем ее в своем сознании. Творческое состояние может быть “запущено” в течение нескольких минут. Мы не можем воочию увидеть, как распускаются цветы, но мы видим цветение, и это подтверждает непрерывность роста. То же самое относится и к развитию нашего таланта. Если мы остаемся частью единого целого, мы на верном пути. Следует с любовью относиться к каждой линии, мазку, частям пространства и отношениям между элементами образа, и эта любовь должна предполагать терпение.

Идея родства всего и вся должна неизменно присутствовать в нашем сознании, тогда наша деятельность будет являться не партией виртуоза, но процессов всеобщего раскрытия. Тогда выставка любого из ваших сподвижников. Наполнит вас радостью, даже если вы сами будете не готовы организовать свою собственную.

С чувством смирения мы освобождаемся от прежних идей, веря в то, что жизнь бесконечна и величественна. Дисциплина заключается в том, чтобы очистить наши чувства и сделать их более естественными и простыми.

Интуиция. Творчество невозможно без интуиции. Никакое знание не может ее заменить. Она помогает расти, опираясь на личный опыт. В интуиции нет ничего мистического. Она является нашим внутренним разумом, проводником и оценщиком. Без нее вряд ли возможно создать что-бы-то-ни-было.

Интуиция всегда имеется в нашем распоряжении, но проявляется по-разному. Художники ей как правило доверяют. Она представляет собой такое дарование, которое всегда в нас присутствует, а вовсе не является каким-то мимолетным свойством. Интуиция часто противостоит конвенциональным верованиям. Ей следует доверять и критично относиться к конвенциям.

Сомнения могут быть разрушительны, но интуиция и вера помогают собраться с силами. Мы не должны бояться творческих экспериментов и неизбежных при этом ошибок, поскольку на ошибках учатся. Было бы несправедливо по отношению к себе их не допускать. Природная мудрость делает нас свободными и готовыми учиться на собственных ошибках. Интуиция способствует росту и самораскрытию. Поистине счастливы те, кто идет этим путем.

 

1. Какую роль в подготовке к акту творчества имеет осознание идеи?

2. В чем своеобразие дисциплины как основа творческого состояния?

3. В чем состоит предназначение интуиции, и можно ли ей доверять?


Структура

У Аутентичного Движения простая форма. Группа обычно делится на движущихся и наблюдателей (позднее они меняются ролями), они либо работают в парах, либо наблюдатели создают общий круг для всех движущихся. Никакой музыки, движущийся слушает, глубоко чувствуя, только самого себя. С закрытыми глазами легче направить фокус внимания внутрь. Движение с закрытыми глазами также символизирует путешествие в неведомое. Только в том случае, если движущийся слишком быстр или агрессивен, можно открыть глаза, чтобы убедиться, что никому не будет причинен вред. Сам процесс может не занимать много времени - 10 или 20 минут - но опыт, полученный в нем, может быть очень насыщенным, как в ярком сне.

После процесса движущийся может нарисовать или слепить из глины или рассказать словами то, что происходило с ним. Наблюдатель отвечает движением, рисунком или словами. Субъективность опыта наблюдателя подчеркивается началом фраз: "Я видел(а)… Мне казалось… Я чувствовал(а)… Я слышал(а)…". Наблюдатель не интерпретирует. В более формальной версии АД, наблюдатель говорит только о тех моментах, о которых рассказал движущийся. В этом смысле АД не похоже на терапевтическую группу, где человек идет от наблюдения к динамическому взаимодействию. Наблюдатель активен, но не реактивен. Эта роль наблюдателя поддерживает движущегося в путешествии в глубины психики.

Интермодальный процесс

 

Используемый нами метод интермодальной арт-терапии основан на модели созависимости и остановки в развитии и описанном выше процессе преодоления последствий психической травмы, включающем четыре стадии. При этом пациентом последовательно используются три формы творческой работы: сначала лепка из глины, затем — рисование восковыми мелками и, наконец, вербальное описание образов. Сессии обычно продолжаются от одного до полутора часов и определенным образом структурированы с тем, чтобы создать ощущение безопасности и предсказуемости ситуации. Работа проходит в стационаре, в группах из 10-12 человек. Каждый день пациенты получают разные виды лечения, включая психофармакотерапию и различные виды психотерапии.

Желательно, чтобы до начала работы с использованием интермодальной арт-терапии пациенты посетили две или три сессии. Группы состоят из взрослых пациентов, которые должны установить контакт друг с другом и с психотерапевтом и освоить изобразительные материалы. Они должны привыкнуть к арт-терапевтическому кабинету и попробовать разные арт-терапевтические техники, для того, чтобы преодолеть страх перед изобразительной работой. При этом можно применять разные техники, способствующие установлению контакта между пациентами, которые также могут использоваться в качестве инструментов оценки.

Использование первой техники — лепки из глины — помогает пациентам идентифицировать травматичный опыт. Применение глины способствует выражению подавляемых и неосознаваемых чувств, связанных с детскими травмами, и позволяет трансформировать эти чувства в образную форму. Во время работы с глиной пациенты часто вспоминают о различных эпизодах своей жизни, нередко относящиеся к раннему детству (Verdier 1999).

Вначале пациентам предлагается взять определенное количество глины и, скатав из нее шар, держать его в руках. Они должны закрыть глаза и сфокусироваться на возникающих у них ассоциациях с ранним детством и перенесенными травмами. При этом часто включается музыка с использованием барабанного боя, что способствует проявлению чувств гнева, обиды и стыда.

После этого психотерапевт выясняет переживания пациентов, обращая особое внимание на их интенсивность и наличие физического дискомфорта. При этом многие пациенты вспоминают о своем детстве, что позволяет им обозначить первичный травматичный опыт и описать свое поведение и ощущения в момент травмы.

После этого пациентам предлагается выразить связанные с перенесенной травмой и проявившиеся в процессе работы с глиной чувства. Для этого используется рисование восковыми мелками на толстой бумаге размером 18 х 24 дюйма. Наслоение изображений позволяет смешивать цвета и достигать выразительных эффектов. Очень часто в процессе использования этих материалов пациенты испытывают эмоциональную разрядку.

Когда пациенты идентифицируют связанные с травмой переживания, они могут переходить к вербальному описанию образов в виде создания текстов. При этом им предлагается использовать левую руку. Этот вид работы позволяет перевести связанные с травмой ощущения и чувства на когнитивный уровень и осознать связь между переживаниями и копинговыми механизмами. Данный вид работы относится к четвертой стадии — стадии реконструкции. На этой стадии пациенты могут прийти к осознанию перенесенной травмы и ее значения и начать осмысление ее связи со своими поведением и отношениями. С целью стимуляции когнитивных процессов на этой стадии работы применяется более мягкая, гармоничная музыка.

Сессия завершается групповым обсуждением переживаний пациентов, что способствует их валидизации, преодолению чувства одиночества и развитию коммуникативных навыков. При этом психотерапевт фасилитирует групповую дискуссию и анализ пациентами своих переживаний, а также развитие у них новых форм взаимодействия. Многие пациенты обращают внимание на интенсивный характер работы и чувствуют себя в конце сессий уставшими. В то же время, они часто отмечают, что им удалось выразить такие сильные чувства, как гнев, стыд, страх и другие, в связи с чем они испытывают значительное облегчение.

 

1. Покажите своеобразие трех стадий преодоления травм, и свобеобразие арттерапии на каждом из них?

2. В чем свобеобразие лепки с глиной, и какие задачи ставит арттерапевт?

3. Какие техники предлагается использовать при работе с цветом, и в чем их назначение?

4. Почему необходимо обсуждение работ пациентов?


Забота о живом и прекрасном

Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости. Вот мы идем по лугу, над травой летают бабочки, шмели, жуки. Юра, поймав жука, вынул из кармана осколок стекла, разрезал насекомое пополам и "исследует" его внутренности. В одном глухом уголке школьной усадьбы много лет подряд живет несколько семей ласточек. Как-то мы пошли туда, и не успел я сказать даже несколько слов о ласточкиных гнездах, как Шура бросил камешек в птичье жилище. Все учащиеся берегли красивые цветы канн, растущие во дворе, а Люся пошла к клумбе, сорвала растение. Все эти факты имели место уже в первые дни жизни "Школы радости".Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось с равнодушием к судьбе красивого. Задолго до встречи со своими воспитанниками я убедился, что любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности. Особенно тревожили меня поступки Коли и Толи. У Коли была какая-то страсть к уничтожению воробьиных гнезд. Рассказывали, что неоперившихся птенцов, выпавших из распотрошенных гнезд, он бросает в канализационную трубу маслозавода. Воробышки долго пищат, а Коля приложит ухо к стене трубы, слушает. Детская жестокость проявлялась не только у Коли, видевшего зло в семье, но и у детей, живущих в нормальном окружении.- И самое тревожное в том, что дети не понимали предосудительности тех "мелких" проявлений зла и равнодушия к красоте и жизни, из которых постепенно развивается тупая бессердечность. Как пробудить у ребят светлые, добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к живому и красивому? Во время одной из прогулок в поле мы нашли в траве жаворонка с подрезанным крылышком. Птичка перепархивала с одного места на другое, но улететь не могла. Дети поймали жаворонка. Маленький комочек жизни затрепетал в руках, испуганные глаза, как бусинки, смотрели в голубое небо. Коля сжал его в руке, и птица жалобно запищала. Дети засмеялись. "Неужели ни у кого из них нет сострадания к птице, оставленной своими собратьями в опустевшем поле?" - подумал я и посмотрел на ребят. На глазах у Лиды, Тани, Данька, Сережи, Нины появились слезы. - Зачем ты мучишь птичку?-жалостным голосом обратилась Лида к Коле. - А тебе жалко? - спросил мальчик.- Возьми и ухаживай за ней,- и бросил птичку Лиде. - И жалко, и ухаживать буду,- сказала девочка, лаская жаворонка. Мы расположились на опушке леса. Я рассказал детям о том, что осенью перелетные птицы собираются в далекий путь. В опустевших полях остаются одинокие птички - у той крылышко подрезано, та вырвалась из когтей хищника искалеченная... А впереди суровая зима с метелями и морозами. Что ожидает этого жаворонка? Замерзнет бедненький. А как красиво он поет, наполняя весной и летом степь чарующей музыкой. Жаворонок - это дитя солнца. В сказке говорится: "Родилась эта птичка из солнечного огня". Поэтому наш народ и назвал ее жаворонком - жар - воронок... А кто из вас не знает, как больно, когда в сильный мороз деревенеют пальцы, когда жгучий ветер забивает дыхание. Вы спешите домой, к теплой печке, к ласковому огоньку... А куда денется птица? Кто приютит ее? Превратится она в мерзлый комок. - А мы не дадим погибнуть жаворонку,-сказала Варя.-Поместим его в теплый уголок, сделаем гнездышко, пусть себе ожидает весны... Дети стали наперебой предлагать, как устроить жилище жаворонка. Каждому хотелось взять птичку на зиму к себе домой. Молчали только Коля, Толя и еще несколько мальчиков. - Зачем же брать жаворонка домой, дети? Сделаем для него тепленькое гнездышко в школе, будем кормить и лечить, а весной выпустим в голубое небо. Мы принесли жаворонка в школу, поместили в клетку, поставили ее в комнату, которая уже была отведена для малышей. Каждое утро кто-нибудь из ребят приходил к жаворонку. Малыши приносили корм. Через несколько дней Катя принесла дятла: отец нашел птицу в лесу, она побывала, наверное, в лапах хищника и чудом спаслась. Крылышки дятла безжизненно свисали, на спинке запеклась кровь. Птицу поместили вместе с жаворонком. Никто не знал, какой корм давать дятлу - жучков, что ли? Где их искать - под корой? - А я знаю,- хвастливо заявил Коля.- Он ест не только жучков и мушек. Любит ивовые почки, семена травы. Я видел...- еще что-то хотел сказать мальчик, но застеснялся. Наверное, приходилось ему охотиться на дятлов. - Ну, что же, раз ты знаешь, как кормить дятла, доставляй ему корм. Видишь, как жалобно он смотрит? Коля стал ежедневно приносить корм птичке. У него еще не было чувства жалости к живому существу. Ему просто доставляло удовольствие восхищение товарищей: вот какой у нас Коля, знает, чем кормить птиц. Но пусть пробуждение добрых чувств начинается и с самолюбия - не беда. Пусть доброе дело станет привычкой, потом оно пробудит сердце. Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдает другому,- невозможна душевная красота. Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек? Может быть, это лишь кажется? Нет, это действительно так. Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живет еще неосознанный инстинкт материнства. Чувство заботы о жизни утверждается в ее сердце задолго до того, как она становится творцом новой жизни. Корень, источник доброты - в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой. Праздником для малышей было утро, когда Федя принес в школу иволгу. Эта птичка тоже почему-то не летала, мальчик нашел ее в кустах возле животноводческой фермы.Дети не могли оторвать глаз от красивых разноцветных перьев иволги. У "птичьей лечебницы" (так ребята назвали уголок в своей комнате) мы встречали день и расставались до завтрашнего дня. Костя принес хилого, тщедушного воробышка, подобранного у обочины дороги. Воробышек не хотел клевать ни зерна, ни хлебных крошек. Мальчик переживал болезнь птички. Мы все переживали, когда наш воробышек умер. Костя плакал. Плакали девочки. Стал угрюмым, неразговорчивым Коля. Мне вспомнились слова Януша Корчака: "Светлый ребячий демократизм не знает иерархии. Прежде времени печалит ребенка пот батрака и голодный ровесник, злая доля Савраски и зарезанной курицы. Близки ему собака и птица, ровня - бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата. Чуждый высокомерию выскочки, ребенок не знает, что душа только у человека". Да, все это так, но добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитать. 1. Как проявляется равнодушие к прекрасному, и можно ли его преодолеть?2. Можно ли у детей пробудить светлые, радостные чувства?3. В каких ситуациях можно научить проявлять доброту?

Николай Бердяев. Смысл творчества. Опыт оправдания человека

ВВЕДЕНИЕ

 

Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью. «Мир сей» не есть космос, он есть некосмическое состояние разобщенности и вражды, атомизация и распад живых монад космической иерархии. И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости «мира», но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в «мире». Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа. Это путь высших духовных созерцаний, духовной собранности и сосредоточенности. Космос есть истинно сущее, подлинное бытие, но «мир» – призрачен, призрачна мировая данность и мировая необходимость. Этот призрачный «мир» есть порождение нашего греха. Учителя церкви отождествляли «мир» с злыми страстями. Плененность духа человеческого «миром» есть вина его, грех его, падение его. Освобождение от «мира» и есть освобождение от греха, искупление вины, восхождение падшего духа. Мы не от «мира» и не должны любить «мира» и того, что в «мире». Но само учение о грехе выродилось в рабство у призрачной необходимости. Говорят: ты грешное, падшее существо и потому не дерзай вступать на путь освобождения духа от «мира», на путь творческой жизни духа, неси бремя послушания последствиям греха. И остается дух человеческий скованным в безвыходном кругу. Ибо изначальный грех и есть рабство, несвобода духа, подчинение [42] диаво







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.