|
Принцип составления первых учебниковПодобный опыт работы с букварем привел меня к некоторым соображениям по поводу того, как лучше составить первый учебник для шестилеток. Шестилетний ребенок не любит однообразия, и, когда мы долгое время - в течение всего учебного года - «привязываем» его к одной книге, она начинает ему надоедать. А почему не сделать учебник родного языка для малышей состоящим из четырех книжек? Первая введет ребенка в мир речевой действительности, вторая - в мир тайн чтения, а третья и четвертая будут способствовать развитию интереса к чтению. И давал бы я детям сперва первую книжку, ее завершение отмечал бы торжественно: «Видите, мол, как мы взрослеем, ко второй книге переходим!» Затем вручил бы следующую и т.д. Порадовали бы ребенка эти книги? Очень! Он наглядно увидит, как растет, шагает вперед. Каждый раз у него возникали бы новые познавательные стремления. Самым главным дидактическим принципом, по которому я бы строил эти книги, стал бы принцип доставления детям радости Дознания. Да, принцип радости! Жаль, что дидактика не знакома с этим принципом, и потому я не нахожу советов о том, как осуществить его в книжках для шестилеток. Мой же опыт, хотя неполный и далеко несовершенный, подсказывает, что в первых учебниках для шестилеток обязательно должно быть много юмора, много интересных, занимательных заданий, полезных советов (допустим, как сделать игрушки для малышей, чем порадовать ровных, как помогать маме). Можно включить в эти книги ребусы, кроссворды, лабиринты, загадки, скороговорки, считалки, описание игр. Дети нашли бы в них веселые, умные стихи и рассказы, мудрые сказки. Я не побоялся бы отвести в этих книгах странички для тех детей, которые еще до прихода в школу научились читать или же опережают мой темп обучения грамоте,- пусть продвигаются дальше, зачем мне задерживать их! Чувство свободного выбора - вот на какой мотивационной основе развивал бы я познавательную деятельность каждого ребенка. Имея такой учебник, я бы мог почаще предлагать детям: - Решаете какой хотите кроссворд (или ребус)... Выучите какое хотите стихотворение... Прочтите любой - на ваш выбор - рассказ... А потом поговорим обо всем этом! И какой состоялся бы в классе деловой разговор! Постепенное овладение детьми навыком чтения стало бы важным условием для построения этих книг. И чтобы облегчить детям этот путь, я предложил бы им вначале «смешанный» способ чтения: читать слова с кружочками, читать их с помощью букв и рисунков, читать рассказы с помощью слов и рисунков. Постепенно кружочки исчезли бы из книжек, рисунки тоже приобрели бы свое основное назначение, а эмоциональные, веселые юморески, стихи, рассказы помогли бы детям совершенствовать навыки чтения. Желание прочесть, что там написано, стало бы сильнее неохоты читать из-за трудности чтения. Мечты все это или такие книги-учебники, книги-друзья, умеющие помогать детям, радовать их, действительно появятся в ближайшем будущем? Спасибо тебе букварь! - Здравствуйте, дети!.. Какие вы сегодня нарядные! В чем дело? - Вы тоже нарядный! - У нас же сегодня праздник! - Мы закончили букварь! - К нам придут гости! - Ведь у нас сегодня будет утренник, правда? - Будем украшать елочку? - Я уже прочла там, в коридоре, на доске поздравление... Нас поздравляют, что мы умеем читать и писать! - Я уже читаю книжки! - Там написана буква Я, а вокруг нее написаны все остальные буквы! - Это вы так красиво написали? - Значит, вы знаете, какая последняя буква алфавита? Хором: «Да!» - И можете сказать, как ее зовут? Я приоткрываю занавеску на доске. Там красуется буква Я, написанная во всю доску. Хором: Я! - и хлопают в ладоши. Так они встречали каждую новую букву, так они встречают и последнюю - тридцать третью. - Нравится вам она? - Очень красивая! - Я могу ее написать! - Я тоже! - Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква Я! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, научу тебя читать? Это совсем просто!» - А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ! - Страниц больше нет! - Как нет? - Мы закончили книгу! - Совсем закончили!.. Опять аплодисменты радости. - Тогда закройте учебник... И давайте поговорим: чему он вас научил? - Он научил нас прекрасным грузинским буквам! - Научил чтению и письму! - Научил родному языку... Как правильно говорить! - Дал знания! - Учил нас быть добрыми, уметь дружить! - Любить читать... Любить книгу! - Уважать родителей! - Быть вежливыми! - Он научил нас - какая у нас Родина! - В нем много смешных и веселых рисунков! - Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки! - Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешали брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной! - А я всем показывал, и соседям тоже! - А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! - я понижаю голос. - Я вижу, вы полюбили вашу первую книгу, правда? - Да! - шепчут дети. - И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности? - Да! - шепчут дети. - Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою благодарность ей! Минутная пауза. Дети поднимают руки. Марика. Вот что я скажу этой книге: «Милая, хорошая моя, я тебя очень люблю!» Лери (держит книгу над головой). Спасибо тебе большое, большое, большое! Дито. Никогда, мой дорогой друг, я тебя не забуду! Извини, что потрепал твою обложку, порвал страницу! Обещаю, что буду беречь книги. А тебе я говорю - ты как настоящий человек! Гия. Дорогая моя первая книга, я отблагодарю тебя тем, что буду читать много, буду любить книги! Вова. Ты - волшебник, и спасибо тебе за то, что подарил мне тридцать три волшебных ключика! Майя. Может быть, дорогая наша первая книга, мы тебя мучили, нам было трудно читать, и ты, наверное, сердилась на нас? Но ты добрая. И мы все тебя очень любим! Никогда не забудем! Ния. Ты - солнце, ты - царица книг! Живи и здравствуй вечно! Илико. Когда я пришел в школу, не знал хорошо грузинского языка. А эта книга научила меня читать по-грузински. Потому я ее очень люблю! Сандро. Ты очень хорошая и честная, очень ласковая. Тебя любят все за то, что всех учишь родному языку. Я тоже люблю тебя! Тамрико. Ты - умная и нас тоже учила мудрости. Спасибо тебе! Саша (стоит молча, смотрит на книгу, а потом начинает говорить медленно). Эта книга научила нас буквам, научила читать. А если человек любит читать, то он будет знать очень многое, потому что, мама говорила мне, в книгах хранятся все науки. Эта книга самая главная книга. Она - книга-учитель. Я тоже хочу сказать ей спасибо и сказать, что люблю ее! ...Поток прозрачных ручейков искренних слов, слов от сердца, полных любви и грусти расставания омывает наш учебник-букварь. Дети говорят о нем, как о живом человеке, добром и умном, любимом всеми. - Вам, наверное, жалко расставаться с вашей первой книгой? Хором и единодушно: «Да! Очень!» - И ей тоже, наверное, будет грустно без вас... Хотите, возьмите ее себе на память, в подарок от школы. Взрыв радости. Многие берут книгу и прижимают к сердцу. - Моя книга! - шепчет Тека. Магда целует книгу. Зурико раскрыл ее и рассматривает с таким видом, будто/ впервые видит ее страницы. Ираклий поправляет потрепанную обложку, разглаживает уголки страниц. - Я снова все прочту в ней! - объясняет Елена своему соседу, Поздравляет вся школа В это время раздается стук в дверь, стук, которого я ждал. Дато открывает дверь, в класс входит директор школы. Дети знают ее. Они мигом встают и приветствуют первыми: - Здравствуйте! Полная тишина. Директор с доброй улыбкой оглядывает каждого ребенка. - Простите, пожалуйста, я, наверное, помешала вашему занятию. Я узнала, что сегодня вы завершаете букварь. Это так меня обрадовало, что я не могла не прийти поздравить вас... Она опять медленно переводит взгляд с одного ребенка на другого. Дети - все внимание. - Садитесь! - говорит она. - Значит, вы уже научились читать? Хором: «Да!» - Какие вы молодцы! Поздравляю вас!.. Это от меня подарок классу - веселый мультфильм о мальчике, который любил читать. Посмотрите, когда у вас будет свободное время. А теперь я хочу пожать руку каждому из вас! Она медленно проходит между рядами, протягивает руку ребенку. Он встает. Она всматривается в глаза. - Как тебя зовут?.. Поздравляю тебя с успехом! И жмет руку серьезно, достойно, деловито. Так подходит она к каждому в отдельности. Дети следят за движениями директора... - Все учителя нашей школы попросили меня поздравить вас с завершением букваря! Хором: «Спасибо!» - Желаю вам новых успехов! Хором: «Спасибо!» - До свидания! Дети встают. Хором: «До свидания!» Директор выходит из класса. Двери остаются открытыми. Звонок на перемену уже прозвенел, и теперь в классе слышно, что говорят по школьному радио. Я настороженно вслушиваюсь, и дети тоже навострили уши. А по радио говорят: - Дорогие ребята подготовительного класса! Мы узнали, что вы сегодня завершили изучение букваря. Поздравляем вас! Вы уже настоящие школьники, можете читать, писать. Вместе с вами радуется вся школа, радуются учителя, комсомольцы и пионеры. Пусть знает вся школа имена наших сегодняшних героев. Вот они... Я всматриваюсь в каждого, чье имя называют по радио. «Что с вами происходит, дети? - мысленно обращаюсь я к своим ученикам.- Мне кажется, каждый из вас взрослеет прямо на глазах! Отчего это? Оттого ли, что вы перешагнули первый рубеж в учении? Нет, скорее всего приветствие директора и еще то, что ваши имена объявляют по радио, укрепили вашу веру в себя, ваше стремление стать взрослыми, быть общественно полезными. А ты чего сгорбился, мальчик, почему потускнели твои глаза? Думаешь, по радио не назовут твое имя? Не бойся, я полон надежды, что ты тоже научишься читать и писать. Не твоя же вина, что у тебя на этот раз не получилось так, как у всех! Я не хочу назвать тебя слабым, умственно отсталым, не люблю такие выражения. Лучше назову слабой мою методику, не сработавшую в отношении тебя. Я изменю ее, поищу другие способы, чтобы помочь тебе, оказавшемуся в беде. Выше голову, мальчик, вот видишь, по радио назвали тебя! Не сегодня, так завтра чудо свершится и в тебе тоже!..» - На втором уроке у нас будет письмо!.. Можете отдохнуть! Мальчики, помните, что вы - мужчины! Майя сидит на парте не шевелясь. Не больна ли она? - Майя, что с тобой? Девочка молчит, сидит как каменная, даже глазами не моргает. - Майя, отвечай! Губы девочки еле пошевелились, и я услышал сказанное: - Упражняюсь в выносливости! Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|