Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гражданского общества и государства





Совокупность принципов, ограничивающих властное могущество государства и определяющих взаимоотношения между гражданским обществом и властью, в политической науке отражает понятие «конституционализм». С формально-правовой стороны конституционализм означает, что

в обществе имеется основной закон государства (конституция), призванный правовым путём регламентировать взаимоотношения общества и личности

с властью. Однако с содержательной точки зрения под конституционализмом понимается не просто система установленных в обществе конституционных порядков, а конституционный режим функционирования государства. Это означает, что власть подчиняется определенным ограничениям и действует

в соответствии с установленными в конституции правилами и нормами, а

не произвольно, по собственному усмотрению. Другими словами, в стране может быть конституция, но может не быть конституционализма, поскольку последний – это совокупность таких социально-исторических и иных условий, при которых конституция функционирует как эффективный ограничитель государственной власти.

Главное в конституционализме не наличие конституции, а принцип исключения полновластия и всевластия какого-либо лица, группы людей или государственного органа. Великобритания является примером страны конституционализма, но без писаной конституции. И наоборот, СССР имевший писаную конституцию, день принятия которой отмечался особым праздником, являлся примером формальности действия основного закона, т. е. по сути дела конституция была фиктивной.

Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики. В западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма: принцип суверенитета народа; принцип законности или господства права (принцип правового государства); принцип разделения властей; принцип консенсуса; принцип легитимности; принцип плюрализма. Во всех федеративных государствах к указанным принципам добавляется принцип федерализма и верховенства федерального права над правом субъектов федерации.



Принцип суверенитета народа. В гражданском обществе народ суверенен, т. е. он является носителем высшей, верховной власти. В конституционном государстве суверенный народ является источником государственной власти. Пространство государственной власти определено общественным договором, конкретным воплощением которого является конституция. С точки зрения конституционализма не государство определяет жизнь гражданского общества, но гражданское общество определяет задачи государства. Кроме того, государство контролируется обществом, т. е. занимает по отношению

к нему служебное и подчиненное положение. Отсюда суверенный народ должен обладать таким социально-экономическими и политическими средствами, которые обеспечивали бы реальное участие граждан в управлении делами общества и государства.

Принцип господства права или принцип правового государства. Этот принцип означает, что в обществе и государстве существует приоритет, т. е. верховенство права над властью. Другими словами государство становится правовым именно потому, что оно попадает под власть права. Там, где конституционализм является определяющей чертой политического режима, конституция первична. Поэтому принцип господства права над властью означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган (парламент), которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, в условиях конституционного режима правления должен принимать только такие законы, которые соответствуют действующей конституции. В этой связи большую роль в системе конституционного правового государства играет независимая судебная инстанция, выполняющая функции органа конституционного контроля.

Принцип разделения властей также служит инструментом ограничения государственной власти. Этот принцип предполагает организационную независимость трёх ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Конституция каждого государства определяет горизонтальное распределение полномочий между различными ветвями власти, фиксируя, какие органы осуществляют законодательную, исполнительную

и судебную функцию, наделяет каждый орган соответствующей компетенцией. Согласно принципу разделения властей никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия.

Принцип консенсуса предполагает согласие большей части населения

с данной формой правления, с существующей конституционной политической системой. Чем выше уровень консенсуса населения данной страны, тем выше стабильность её политической системы. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.

Принцип легитимности отражает степень соответствия деятельности существующей власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Доверие народа к власти, добровольное признание правомерности ее решений и готовность выполнять их без всякого принуждения составляет основу легитимности. С позиции конституционного принципа легитимности правомерной признается только власть, сформированная демократическим путем, в соответствии с существующим законодательством, и взявшая на себя ответственность действовать в рамках, установленных законов.

Принцип плюрализма означает, что в данном обществе все социальные группы, за исключением незаконных, имеют организационные (институциональные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей. Принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, социальной, политической и духовно-культурной жизни общества, стремящихся к реализации своих интересов на основе существующего правопорядка. Необходимым условием сохранения и развития плюрализма

в обществе является толерантность, т.е. терпимость и уважение людей друг к другу, относящихся к различным этническим, культурно-языковым общностям, религиозным конфессиям, политическим партиям, социальным группам и слоям. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

Принцип федерализма, как уже отмечалось, характерен только для государственных территориально-политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма, принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.

Рассмотренные выше принципы составляют единую теоретическую систему конституционализма, которой в реальной политической практике соответствуют конкретно-исторические модели со свойственной им спецификой взаимоотношений гражданского общества и государства. В настоящее время можно выделить две установившиеся модели конституционализма: англо-американскую и евро-континентальную.

Англо-американская модель конституционализма является более ранней. В период становления конституционного правления в этих странах центральной фигурой гражданского общества становится свободный человек-собственник, предоставленный самому себе, способный самостоятельно решать собственные проблемы. Поэтому идея суверенитета личности, защита его естественных прав и свобод, невмешательства государства в пространство свободы человека и жизнь гражданского общества составили фундаментальную основу англо-американской модели конституционализма. Суверенная личность доминирует над гражданским обществом, а оно в свою очередь над государством – такова схематичная модель англо-американского конституционализма. Другими словами, для этой модели конституционализма характерно сильное гражданское общество и зависящее от него государство.

Однако в дальнейшем, когда возникли проблемы правового регулирования отношений между трудом и капиталом, предотвращения тенденции монополизации в какой-либо сфере жизни общества, активной и эффективной борьбы с массовой организованной преступностью, ограждения государственной политики от проникновения в неё власти денег, предотвращения разрушающих экономику кризисов, в англо-американской модели конституционализма нашла своё отражение идея регулирующего государства.

Принципиально иные отношения между государством и гражданским обществом складывались в странах континентальной Европы. Здесь в CIC в., в отличие от Великобритании и США, где господствовали традиции «мягкого» государства, в силу ряда объективных исторических условий стояла задача укрепления и усиления государственной власти, способной поддерживать социальный порядок и защищать свои территории. Поэтому в основе евро-континентальной модели конституционализма лежит идея сильного государства, которая нашла своё отражение в концепции правового государства. Эта концепция была сформулирована и получила наибольшее распространение в Германии, которая в CIC в. была центром политической мысли Центральной и Восточной Европы.

Теория правового государства в трактовке германских государствоведов соединяет в себе идею гражданских прав и свобод личности с традицией сильной государственности. Свобода индивида ставится в зависимость от силы государства, поскольку, лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок

в обществе. Только в условиях политического порядка личность имеет возможность свободного развития. Другими словами, без сильного государства не может быть подлинной свободы, но государство призвано поддерживать порядок в обществе на основе конституции, уважения и защиты естественных прав личности, разделения властей, равенства всех перед законом.

Таким образом, несмотря на существенные различия в рассмотренных выше моделях, конституционализм является системой реально существующих, базирующихся на праве механизмов, определяющих и регулирующих взаимоотношения между государством и гражданским обществом, способствующих сохранению стабильности и поддержанию социального порядка.

В заключении необходимо отметить, что конституционализм – это многоаспектное понятие. Его можно рассматривать как политико-философскую теорию, общественно-политическое движение, государственно-правовую практику упорядочения политического процесса и социально-политических институтов на основе конституции, а также как способ организации государственной власти, распределение её отраслей, элементов и их взаимного уравновешивания.

 

Библиографический список

1. Аникевич, А. Г., Власть: социально-философский анализ/ А. Г. Анике

вич, В. Г. Яковленв. – СПб; 2001. – 256 с.

2. Ашин, Г. К. Основы политической элитологии / Г. К. Ашин, А. В. Понеделков. – М., 1999.

1. Гаджиев, К. С. Введение в политическую науку: учебник для вузов /

2. К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2000. – 541 с.

3. Гражданское общество: истоки и современность / под ред. И.И. Кальной. – СПб., 2000.

4. Проблемы становления гражданского общества в России: материалы научного семинара. Вып. № 1. – М.: Фонд развития политических целей, 2003. – 111 с.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.