Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ





ИДЕОЛОГИИ, ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-

ЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Характерной чертой современной России является обилие в ней различного рода общественных объединений, в том числе политических партий. Однако их состав весьма непостоянен: многие из ранее официально зарегистрированных, потом распадаются и не могут пройти перерегистрацию; зато появляются новые, но и их срок существования зачастую очень невелик.

Причина этого обычно заключается в том, что создаются такие партии не на принципиальной, а на конъюнктурной основе: с целью поддержать какого-нибудь известного деятеля, занимающего видный пост и обладающего определенными финансовыми возможностями в его претензиях, допустим, на пост президента страны; ставя задачу принять участие в выборах в Государственную Думу и т. д. Например, в марте 2003 г. в Министерстве юстиции РФ официально была зарегистрирована 51-я партия — Российская сетевая партия (РСП). Можно достаточно уверенно утверждать, что эта «партия дистрибьюторов» столь же эфемерна, как и некогда шумно заявлявшая о себе Партия любителей пива.

Как показывает опыт, наибольшая устойчивость свойственна тем объединениям, которые возникают на базе определенной идеологии. Не случайно последнюю определяют как систему взглядов и идей, дающую прочное теоретическое основание для практической деятельности той или иной партии, общественно-политического движения.

Малочисленность действующих сегодня в России партий и слабое влияние в обществе большинства из них доказывают абсолютную избыточность этих организаций. В мире есть всего 5–6 серьезных политических концепций, и количество реально существующих партий в стране не может намного превышать эти цифры.



Давно ставшие на путь демократического развития страны Западной Европы дают представление о том, какие политические идеологии и соответствующие им партии сейчас наиболее популярны. В Европарламенте, который формируется на основе пропорциональной избирательной системы, имеется, например, несколько фракций и самые значительные включают партии, исповедующие главные идеологии нашего времени: социал-демократическую, консервативную, либеральную и т.д.

У каждой из них есть своя правда, каждая откликается на какой-то существенный интерес, который есть в обществе. Поэтому, пока сохраняется разница социальных интересов, бессмысленно спорить, какая идеология правильная, а какая — нет. Куда важнее, признав их право на существование, разобраться в том, что они собой представляют. А это совсем не просто, тем более если учесть, что у нас в России, в силу специфики ее развития, практически все идеологии принимают свой особый, порою далекий от «классического», вид.

 

Либерализм и неолиберализм

Слово «либерализм» (от латинского liberalis, – свободный) в русском языке используется неоднозначно. В обыденной жизни, например, некоторые понимают его как мягкотелость, отсутствие бдительности, беспринципность. Научный же подход позволяет выделить два других значения: в широком

и узком смысле слова.

В широком смысле под либерализмом понимают интеллектуальную

и нравственную установку на такую организацию общественной жизни, при которой высшей ценностью является отдельный человек, его свобода. Для либерала характерны независимость от традиций, обычаев, догм, вера в собственные возможности, стремление к активному самоопределению в мире. Уважая себя, свою личную свободу, он распространяет это право на всех других людей. Именно либералом показывал себя Вольтер(1694–1778), когда заявлял: «Мне ненавистны ваши убеждения, но за то, чтобы вы могли их высказать, я готов отдать жизнь».

Эти слова позднее были охарактеризованы как «благородная максима либерализма». Задолго же до Вольтера и тем более до появления самого термина либерализм (– его начали использовать лишь в начале XIX в.), фактически руководствовался либеральными принципами знаменитый древнегреческий философ Сократ (466–399 до н. э.).

Либерализм в узком смысле (или, иначе говоря, политический либерализм) – это идеология и политика партий, ориентирующихся на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимальной регулирующей роли государства.

Философские основы либерализма были заложены еще в XVII–XVIII в., главным образом английскими и французскими мыслителями, среди которых особо следует выделить Д. Локка(1632–1704).

Исходя из того, что Бог создал человека по своему образу и подобию, Локк утверждал превосходство естественного права над государственными законами. Каждый человек, по его мнению, имеет право владеть как самим собой, так и плодами своей деятельности. Государство же обязано своим появлением именно необходимости защитить жизнь, свободу и имущество людей. Правительство нужно сравнивать не с головой общественного организма, а со шляпой, которую всегда можно безболезненно сменить. Развивая эту мысль, Дж. Ст. Милль в XIX в. сформулировал следующую аксиому: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Экономические основы политического либерализма разработал английский философ и экономист Адам Смит (1723–1790). Основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» показывает, что главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Каждый человек — эгоист и печется только о своих интересах. Но как раз это естественное стремление людей улучшать свое материальное положение и является тем мощным стимулом, который сам собою способен привести общество к благосостоянию. Надо лишь предоставить этому стимулу возможность действовать без помех. Достижению этой цели служит рекомендованный А. Смитом принцип laissez faire (что условно можно перевести как «не мешайте делать»). Это означает:

1) отмену всех мер, ограничивающих мобильность рабочей силы;

2) полную свободу торговли землей;

3) ликвидацию всякой регламентации при производстве и продаже товаров;

4) свободу внешней торговли.

Задача государства при этом ограничивается защитой народа от внешней агрессии, а отдельных членов общества от прямого насилия со стороны других. Таким образом государство выполняет как бы функции «ночного сторожа».

В течение XIX в. политика либерализма восторжествовала в основных странах Европы и США. В результате произошел резкий рост производства материальных благ, но одновременно усилилось расслоение общества на бедных и богатых, обострилась социальная напряженность. Поэтому уже

с конца XIX века начинает складываться новый тип либерализма — неолиберализм.

Заслуга его теоретического обоснования принадлежит английскому экономисту Джону Кейнсу (1883–1946). Он подверг критике теорию саморегуляции рынка, которую со времен Смита провозглашали либералы, и высказал мысль, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь общества. При этом нужно опираться не только на законы, но и на обычаи, и даже взывать к морали.

На практике неолиберальные идеи впервые широко применил американский президент Ф. Д. Рузвельт (1882–1945), осуществляя в 1933 –

1938 гг. так называемый «новый курс». Начав реализовывать его, он добился введения 10 лет каторги или 100 тысяч долларов штрафа для воров и мошенников, в категорию которых, естественно, входили и уклоняющиеся от уплаты налогов богачи. Кроме того, был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливающий минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочего дня. Активно пропагандировались идеи «кодекса честной конкуренции», скромный образ жизни, взаимопомощь и т. п.

Организованный в 1947 г. Либеральный интернационал объединяет более 30 партий. Некоторые из них являются правящими или входят в правительственные коалиции. В основном либеральные партии теперь придерживаются идеологии неолиберализма. К ним относится, например, Демократическая партия США.

Либеральную традицию в России обычно связывают с декабристами

и так называемыми западниками (Т. Грановский, К. Кавелин, Б. Чичерин и др.), которые в XIX в. активно проповедовали идею необходимости развития страны по западноевропейскому пути.

Однако первая официально признанная либеральная партия у нас появилась только в 1905 г. Это была Конституционно-демократическая

Партия — Партия народной свободы (КДП — ПНС). Кадеты (так именовались члены этой партии) выступали за превращение России вначале в конституционную монархию, затем в демократическую, парламентскую республику. Но в отличие от первых западноевропейских либералов они были сторонниками сильного государства. Лидер кадетов — крупный ученый-историк П. Н. Милюков (1859–1943) хорошо понимал, что Россия не может себе позволить быть слабой.

В Российской Федерации либералов с конца 1980 — начала 1990-х гг. больше знают как демократов, а деятельность их преимущественно связывают с именами Е. Гайдара и Б. Чубайса. Отношение к ним в обществе колеблется от резко отрицательного до безусловно положительного. Одни видят в современных российских либералах слепых поклонников западного опыта, разрушивших великую страну и ее экономику; другие — настоящих реформаторов, которые, несмотря на многочисленные препятствия, решили главную свою задачу: сформировали слои собственников, т. е. создали социальную опору для дальнейших капиталистических преобразований.

Организационно российские либералы были оформлены в политические движения: вначале «Демократическая Россия» и «Выбор России», потом «Правое дело», «Новая сила», «Россия молодая» и т. п.

Накануне выборов в Государственную Думу, которые состоялись в де­кабре 1999 г., основные из них объединились в рамках избирательною блока Союз правых сил в главе с С. Кириенко, Б. Немцовым и И. Хакамадой. Тогда российские либералы провели в Госдуму более 30 своих представителей и сформировали в ней четвертую по численности фракцию.

Не в последнюю очередь этот успех объяснялся тем, что, учитывая уроки недавнего прошлого и потребности настоящего, руководители СПС сделали заметный поворот в сторону «неолиберальных» ценностей: стали ратовать за усиление роли государства в жизни общества, за необходимость поддержки малоимущих, признавать патриотизм и неизбежность борьбы за национальные интересы.

В мае 2001 г. Союз правых сил был преобразован в политическую

партию. Однако уже на следующих выборах в Государственную Думу (декабрь 2003 г.) СПС потерпел сокрушительное поражение (получил менее 4 % голосов избирателей) и либералы не смогли организовать свою парламентскую фракцию. Это вызвало раскол в рядах СПС.

Либеральной партией является и «Яблоко» (Г. Явлинский, В. Лукин,

С. Митрохин, С. Иваненко, А. Арбатов и др.). Имея такие же стратегические цели, что и СПС, «Яблоко» постоянно предлагает иные пути их достижения. Если раньше Явлинский критиковал Гайдара и Чубайса за ускоренные методы приватизации и внедрения рыночной экономики, то сейчас настаивает на безусловном следовании либеральным принципам, от которых, по его мнению, отказался Союз правых сил, скомпрометировав тем самым себя в глазах «настоящих демократов».

Взаимная неприязнь друг к другу, которую публично демонстрируют руководители СПС и «Яблоко», мешает осуществлению давно витающей

в воздухе идеи объединения этих двух самых известных в Российской Федерации либеральных партий. Поэтому в преддверии думских выборов 2007 г. в среде либерально настроенных политиков возникла мысль объединиться в рамках политической организации, свободной от старых споров между Явлинским и Чубайсом. Такой организацией, по их планам, должна стать Республиканская партия РФ. Активным проводником этой идеи является, в частности, бывший губернатор Красноярского края, а ныне депутат Госдумы В. М. Зубов.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.