Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И общественности по духовно-нравственному развитию обучающихся





Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовно-нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнительного образования, культуры и спорта.

Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива общеобразовательной организации.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития обучающихся Организация может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями граждан ― с патриотической, культурной, экологической и иной направленностью, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития обучающихся;

реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития обучающихся и одобренных педагогическим советом общеобразовательной организации и родительским комитетом общеобразовательной организации;



проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития в общеобразовательной организации.

 

2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Система работы общеобразовательной организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся должна быть основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы Организации. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы (родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание, диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др).

 

Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно-нравственного взаимодействия.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:

приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о бли­жайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;

развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека ―

(I1) I класс-IV классы:

положительное отношение и любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему селу, городу, народу, России;

опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.

V-IX классы:

начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

опыт социальной коммуникации.

X-XII классы:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры;

опыт реализации гражданской, патриотической позиции;

представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

(I1) 1 класс-IV классы:

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

V-IX классы:

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.

X-XII классы:

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―

(I1) I класс-IV классы:

положительное отношение к учебному труду;

первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.

V-IX классы:

элементарные представления о различных профессиях;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.

X-XII классы:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―

(I1) I класс-IV классы:

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

V-IX классы:

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

X-XII классы:

опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

формирование потребности и умения выражать себя в различных доступных видах деятельности;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве общеобразовательной организации и семьи.

Примерные результаты духовно-нравственного развития обучающихся имеют рекомендательный характер и могут уточняться Организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, а также являются ориентировочной основой для проведения оценочной экспертизы общеобразовательной деятельности Организаций в части духовно-нравственного развития, осуществляемой при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.