|
Проповедь - это есть возвещение евангельского учения о нашем спасении в живой речи перед народом.Стр 1 из 18Следующая ⇒ Таким образом, понятие о проповеди включает всебя две стороны, с которых она может быть рассматриваема:
· сторона ораторская - как речь к народу, проповедь является видом ораторских произведений и естественно подпадает законам, обязательным для всякого ораторского произведения. · сторона церковно-религиозная - тут проповедь, как возвещение евангельского учения о нашем сласении, является выполнением религиозного служения, возложенного Самим Господом Иисусом Христом на апостолов и их преемников - пастырей.
С этих двух сторон мы и должны рассмотреть те основные гомилетические законы, которым должен подчиняться проповедник в своей практике, если желает проповедовать с успехом.
I. Проповедь как вид ораторства, или красноречия. Ораторство, или красноречие, вовсе не есть искусственное явление, как обычно принято думать. Оно естественно является в нашей повседневной жизни, и проявление его можно наблюдать всюду. Оно имеет аналогию с обыкновенным возвышением нашего голоса ввиду каких-либо обстоятельств, воздействующих на наши чувства. Например, человек беззаботно идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности. Нас это волнует, и мы, возвышая голос, предупреждаем его о том, что ему грозит опасность. Кто-нибудь упал в воду: мы подымаем крик, желая, чтобы окружающие пришли на помощь утопающему. Но это только частные единичные случаи. Если мы перенесемся мыслью к более широким, важным и значительным интересам, касающимся судьбы целого общества или даже целого народа, то увидим, как обыкновенная речь становится речью красноречивой. Вот, например, отечество в опасности, а сограждане наши этого не замечают и предаются беспечности. Мы ясно видим и сознаем эту опасность. Для того чтобы убедить в этом наших сограждан и открыть им глаза на истинное положение вещей, мы прибегаем к речи красноречивой. Всякое более или менее сильное выражение наших мыслей, чувств и желаний в живой речи перед народом, выэываемое влечением сердца, потребностями минуты и нуждами народа и имеющее в виду благо этого народа, - это и есть ораторское красноречие. Для того чтобы речь была не обычной речью, но ораторством, или красноречием, она должна обладать следующими качествами:
1. Оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи. 2. Красноречие всегда отличается публичностью, общественным характером, оратор обращается непременно к народу; 3. Речь должна иметь живой общественный интерес ; 4. Выступая с речью, оратор должен иметь в виду определенную цель, которой он желает достигнуть, заставив слушателей принять то или иное решение; 5. Ораторство называют "действованием в слове." Когда говорит оратор, он так же действует словом, как другой действует мечом или другим каким-либо орудием. Он является общественным деятелем в полном смысле этого слова, ибо он хочет другим людям передать, внушить то, что считает нужным и полезным, желает, чтобы выработанные им взгляды и воззрения вошли в жизнь других людей и осуществились в практической действительности. 6. Работа оратора более сложная, чем работа ученого мыслителя-теоретика или работа поэта. От теоретического ученого произведения требуется лишь здравая светлая мысль, здесь все дело в уме; от поэта требуется способность художественного воображения, его область - чувство. Для оратора нужно и то и другое - светлый ум и художественное чувство, но одного этого мало: мысль не должна являться в виде холодного отвлеченного рассуждения, а одно художественное воображение и поэтическое излияние чувств недостойно оратора, ибо внимание его должно быть направлено к практической сфере: его задача - склонить слушателей к определенному решению, побудить их к определённым действиям. Это требует особого напряжения воли оpaтора, которое должно чувствоваться в речи и передаваться слушателям. Эта воля собирает все силы души - и мыслии Чувства, чтобы произвести большее впечатление на слушателей и заставить их принять желаемое оратором решение. Отсюда мы видим, какой сложной душевной работой отличается ораторское произведение.
Древние знаменитые риторы эту сложную работу оратора выражали в следующей формуле. У оратора, по их словам, три обязанности по отношению к слушателям: "docere, delectare, movere" - учить, нравиться, трогать. "Docere" выражает собою учительный элемент - это основательное умственное суждение о предмете; этим элементом ораторство соприкасается с философией и вообще с прозой, преследующей цели знания. Обязанность "delectare" - вводить художественный элемент, действующий на чувство слушателей; через него ораторство соприкасается с поэзией. Но самый главный, специально ораторский элемент, о чем мы уже упоминали, это "movere." Это элемент волевой, нравственный; пафос, понимаемый в благородном смысле этого слова. Оратор должен проявить всю энергию своей собственной души, дабы тронуть и увлечь своим словом слушателей. В совершенном ораторском произведении все эти три элемента должны проявляться в гармоническом единении. Но не всякий оратор придает одинаковое значение всем этим трем элементам. Обыкновенный поверхностный вульгарный взгляд красноречивым словом считает речь, как мы уже упоминали, отличающуюся внешней художественностью, красотой и изяществом стиля, речь, которая обольщает и ласкает слух, доставляет эстетическое удовольствие слушателям. Это как раз то, что древние риторы выражали словом "delectare." Но, конечно, такая речь оратора, которая отличается только внешней красотой и служит ласканию слуха слушателей, является для них забавой и удовольствием, не может иметь практического значения и только снижает цену и достоинство ораторского произведения. Другие главной обязанностью оратора считают "docere" - учить. Но этого недостаточно. Конечно, в речи весьма важно здравое суждение, здравый образ мыслей. Если я хочу расположить людей делать что-либо, я, конечно, должен наперед ясно раскрыть всю суть дела, дабы им не оставалось ничего непонятного. Иначе как они могут делать то, чего толком не знают? Но одного умного рассуждения для истинно ораторской речи мало. Нужно "тронуть," "вдохновить" слушателей, заразить их своим собственным вдохновением, подъемом духа, то-есть сделать то, что древние риторы выражали словом "movere." Истинным влиятельным оратором может быть только тот, кто в состоянии тронуть слушателей и подействовать на их волю. Об этом выразительно говорит знаменитый оратор древности Цицерон: "Кто не признает, что изо всех достоинств оратора самое большое достоинство - способность воспламенять душу слушателей и склонять их к тому, чего требует дело, и что кто не имеет этой способности, тому недостает главного в ораторстве." Итак, главное в ораторстве - это воодушевление: то особое возбуждение души, которое передается другим людям и возбуждает их волю к совершению тех или иных поступков. Для обозначения такого возбуждения души оратора существует особый технический термин - слово, взятое из греческого языка: "пафос." Речь, произнесенная в таком состоянии, называется "патетикой," или речью "патетической." Но этот пафос непременно должен быть искренним, а не деланным, напускным. Оратор должен быть искренно воодущевлен, захвачен до самых глубин души предметом своей речи, а напускной или деланный пафос, который является тогда, когда нет настоящего искреннего пафоса, не может его заменить. Фальшь этого искусственного, деланного пафоса почти всегда чувствуется слушателями, и такая речь не может иметь успеха: она не произведет надлежащего действия и впечатления на слушателей. Но не всякое и искреннее одушевление одинаково имеет цену и может действовать на слушателей. Истинное глубокое одушевление имеет цену тогда, когда возбуждается предметом высокой важности и преследует многозначительную цель. Иными словами, в основании ораторского одушевления должна лежать высокая идея, идея блага, нравственная идея. Главное дело оратора - убеждать, но не просто убеждать в чем-либо, а убеждать к совершению дела важного и для всех нужного, спасительного, приносящего для всех несомненное благо. Исходя из этого соображения, все древние риторы требовали от оратора доброго нравственного направления. По выражению Квинтиллиана, "nemo orator nisi vir bonus," то естьистинным оратором может быть только добрый, или нравственный, человек. Человек, не отличающийся добрым нравственным направлением, на кафедре оратора может быть только пустым ласкателем, может служить низким целям, быть проводником фальшивых или лживых идей, вредных для блага народа, и таким образом, по мнению древних, он только унижал бы высокое дело красноречия. Это было бы злоупотреблением, изменой истинному ораторскому искусству. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|