Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 1 Значение управления качеством в условиях рыночной экономики





Билет 1 Значение управления качеством в условиях рыночной экономики

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, все знания и умения работающих следует направить на решение неотложной проблемы — повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг. В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано в конечном счете с повышением эффективности всего производства Управление качеством как наука получило теоретическую основу в нашей стране в 1970— 1980-е гг

Необходимо отметить, что наряду с управлением качеством среди других целевых направлений управления предприятием важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции. Однако значение управления качеством, в частности, и конкурентоспособность в целом исключительно велики в условиях рынка, что подтверждает практика передовых фирм зарубежных стран, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. При этом вся деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей. В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно действуют СМК продукции и услуг. Таким образом, главным направлением, обеспечивающим успех и определяющим достижение всех целей управления, в настоящее время для условии рыночной экономики является управление качеством.

3.предмет, цели и содержание курса

Качество это задача номер 1 при условиях рыночной экономики.

Цель курса управл кач- изучение систем управления качества, факторов влияющих на их функционирование и развитие.

Предмет курса-изучение параметров определяющих потребительские свойства продукции, соц-эк, организационно-технич характеристики процессов ее создания потребления и утилизации.

Задачи курса-определение основных понятий характеризующих потребительские свойства продукции, рассмотрение критериев изделий,изучение систем управления качеством продукции, анализ процессов стандартизации и сертификации продукции.

Понятие качества продукции

Согласно ГОСТУ 15467-79 «Управление качеством продукции основные понятия, термины и определения»

Под качеством понимается совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность, удовлетворять опр потребности в соотв с ее назначением.

В соотв с международными стандартами ИСО 9000:2000 качество это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей возможность удовлетворять потребности.

Свойства-это обьективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании эксплуатации и потреблении.

Продукция может иметь брак или дефект

Деффект- это отд-ое несоотв продукции требованию нормативно-технич документации.

Брак-это продукция имеющая дефект.

Свойства для оценки качества-

1. Технич уровень

2. Эстетический

3. Эксплуатационный(ремонт, уход за изд)

Техническое качество-функциональная точность, надежность, длительность сроков службы

Становление системы управления качеством

Система управления качества сост из след элементов.

1 Политика в области качества и организации работы

2 Система документации и планирование

3документация требований, определение возможностей их выполнения

4 качество во время разработки

5качество во время закупки

6качество во время производства

7качество при хранении, перемещ, упаковки и транспортировки

8анализ качества

9координация

Советские модели управления качеством

В СССР было рождено много отечеств систем качества среди них:

Соратовская система бездефектного изготовления продукции(БИП)Разработана в 50 г в г. Саратов. Соотв-ла принят за рубежом системе «0 дефектов». Ее суть заключ в том что при сдаче продукции контролеру ОТК(отдел технич контроля), учитывался процент продукции сданный с 1 го предъявления. В зависим от этого устанавлив уровень морального и материального поощрения работника. Она охватывала только стадии производства.

Система СБТ система бездефектного труда. Львовская. Которая дополняла БИП тем что учитывала не только % сдачи продукции с 1-го предъявления но также ритмичность и культуру производства.

Кт =К0+Кп1-Кс1

Оценка качества труда =коэф.принятый за норму качества труда+коэф повыш качества труда-коэф сниж качества труда.

Система канарспи Горьковская.(качество надежность ресурс первых изделий)

Г. горький с 1958(ниж.новгород). КАНАРСПИ охватывала этапы разработки и эксплуатации и была приближена к потребителю. Система позволила сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2 раза. И повысить надежность. И снизить трудоемкость, цикл строительно-монтажных работ.

Эта система осущ развитие исследовательской и эксперимент базы.

Ярославская научная орг-ия. НОРМ. научная организация труда по увелич моторесурса. 1969г ярославль. Цель увелич надежности и долговечности выпускаемых двигателей на основе систематичного контроля. Осн показатель это ресурс двигателя до 1 го капремонта, Внедрение этой системы позволило увеличить ресурс Ярославских двигателей с 4 до 10 тыс. часов.

Рыбинская система научной орг -ии труда, Производства и управления.(НОТПУ)

Билет 8 тотальное управление качеством

В 80 е годы начался переход от тотального контроля качества к тотальному менеджменту качества. TQC»TQM

В это время появилась серия новых межд.стандартов ИСО 9000

Система тотального менеджмента качества TQM вкл в себя политику качества, планирование качества, обеспечение качества, всеобщий контроль качества. Основная идеология тотальн.менеджм. базируется на качестве-улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка стремление к 0 дефекта, к 0 непроизводств Затрат(хран,трансп) и поставкам точно в срок.Одной из ключевых особенностей системы яв исп-ие коллективных форм и методов поиска, анализа и реш проблем.

Принципы Деминга:

Соблюдать постоянство целей, принять новую философию-отказаться от низкого качества,отказаться от партнерства основанного на цене продукции, установить долгосрочные отношения партнерские., уменьшить кол-во поставщиков, постоянно соверш систему произв и обслуживание.

Билет 9 классификация показателей качества

 

Билет 18 Взаимосвязи компонентов.Пример

Билет 19Стратегии управления качеством и политика в области качества

Политика м.б сформулирована в виде принципа деят-ти или долгосрочн Цели.

ВКЛ: улучшение эк положения предпр, расшир или завоевание новых рынков сбыта, ориентация на удовлетворение требов потребителей опр. Отраслей или опр регионов.

Снижение уровня дефектности изготовляемой продукции и увелич сроков годности на продукцию и развитие сервиса.

Политика в области качества

 

В стандарте ИСО 8402 дано следующее определение: Политика в области качества - это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руковод­ством. В примечании к этому определению отмечено, что политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством.

Иначе говоря, политика качества - это ориентир для общего на­правления деятельности предприятия в области качества.

Оформляется она в виде краткого заявления руководителя пред­приятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», ко­торое служит описанием системы качества и представляется заказчи­кам при заключении контрактов.

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внут­ри предприятия, а также - общее состояние экономики и наличие ин­вестиций в развитие предприятия.

В условиях стабильного развития экономики основным на­правлением политики качества должно быть, очевидно, активное проведение исследовании, разработка перспективных проектов, внедрение передовых технологий с целью опережения конкурентов на рынках сбыта.

В кризисные периоды, при спаде производства и нехватке ин­вестиций, в политике качества в первую очередь нужно будет, по-видимому, предусмотреть сохранение достигнутого уровня ка­чества, способного на какое-то время поддержать спрос на про­дукцию.

При этом ни в коем случае нельзя идти на поводу у тех, кто счи­тает, что в такие трудные времена - «не до качества», лишь бы как-то выжить. По принципу: не до жиру, быть бы живу. И хотя в такие пе­риоды основные усилия администрации действительно направлены на поиск заказов и инвестиций, в рыночных условиях эти усилия пропадут даром, если не будут подкреплены выпуском конкуренто­способной продукции. И тогда банкротство будет наиболее вероят­ным итогом деятельности предприятия.

Поэтому главным направлением в политике качества в кри­зисных ситуациях должно быть использование всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиск таких ре­шений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты.

Дополнительно к этому целесообразно предусмотреть более активное сотрудничество с заказчиками и поставщиками с целью совместного преодоления трудностей.

Известное выражение «нужда - мать изобретательности» как нельзя лучше подходит для такой ситуации.

В такие периоды необходимо также предусмотреть постоян­ный анализ экономической ситуации в стране с целью оперативно­го использования любых возможностей для улучшения качества, которые будут появляться по мере выхода экономики из кризиса.

Во всех случаях политика качества должна убеждать заказчи­ка в том, что на предприятии верно определены направления работ и цели в области качества и выбраны реальные средства для их до­стижения, которые позволят предприятию поставлять продукцию требуемого качества.

 

Билет 23 методы квалиметрии

Все методы, применяемые в квалиметрии, можно разделить на две группы: дифференциальные и комплексные.Дифференциальные методы применяются при оценке главного (символизирующего, единичного) качества. Главное (единичное) качество — качество, отождествляемое с каким-то одним определяющим, доминирующим свойством, характеризующим потребительную стоимость данного продукта труда, при условии абстрагирования от всех остальных его свойств. Выбор такого свойства должен быть обусловлен и подкреплен достаточно длительной и устойчивой практикой его применения именно как синонима качества этого продукта труда. Например, по отношению к бетону главным качеством может являться прочность, для топлива — калорийность; для наручных часов — средний суточный ход (точность).Дифференциальная оценка качества является необходимым этапом любых комплексных оценок.

Комплексная оценка качества может быть рассмотрена как двухэтапный процесс:первый — оценка простых свойств, второй — оценка сложных свойств, вплоть до качества в целом.При выполнении каждого этапа нужно произвести ряд операций, которые перечислены в алгоритме комплексной оценки качества любого объекта (предмета или процесса).

Премия Деминга

Приз Демиига за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control - CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. Если до 1984 г. рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза Деминга и для зарубежных компаний, для чего был учрежден специальный приз Японского Комитета - приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies - DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга. Одной из них стала компания Florida Power & Light в США, которая получила DAPOC в 1989 г. за свою программу качества под названием "Процесс улучшения качества" (Quality Improvement Process), практическое применение которой началось в этой компании в 1981 г.

Как отмечалось Японским Комитетом по присуждению приза Деминга, эта программа представляет собой "никогда не заканчивающее путешествие в качество, базирующееся на принципах удовлетворения потребителя, Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox Co.

В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:

  • премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
  • премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
  • премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;
  • персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/ или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC;
  • премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Национальная премия (награда) качества М. Бэлдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control - ASQC). Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Бэлдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:

  • бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
  • образование,
  • здравоохранение.

Отечественные. признание лучших продуктов. Победители таких премий, как «Сто лучших товаров России», «Народная марка», «Товар года», производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов. Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Организаторы, Госстандарт России и ВНИИС считают основной задачей конкурса — вывести качество менеджмента на принципиально новый, более высокий и современный уровень, что позволило бы российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке. Борис Алешин, призывая российские компании принять участие в конкурсе 2004 года, оценивает значимость российской премии качества для развития экономики страны следующим образом: «Премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий — главная цель премий».Начиная с 2002 года премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности: За годы проведения конкурса было получено более 800 заявок на участие в конкурсе. Среди победителей последних лет ОАО «Нарзан», ОАО «Кондитерский комбинат «Кубань», ОАО «Северсталь», ОАО «Ивтелеком», ОАО «Лакокраска» и другие.

Обследование существующей системы качества (оценочный аудит). По результатам обследования руководство предприятия имеет реальное представление о том, с какого уровня начинает работу, и какой объем работы предстоит выполнить при создании СК ИСО 9000. При обследовании проводится изучение действующих организационно-распорядительных документов, регламентирующих систему качества, а также собеседования с руководителями и ведущими специалистами предприятия. Анализ результатов обследования представляется первому руководителю в форме памятной записки.

Создание организационной структуры системы качества. Руководство предприятия должно обеспечить внедрение СК ИСО 9000 необходимыми ресурсами: персоналом, средствами, временем. Нельзя допустить, чтобы дополнительная нагрузка на сотрудников на этапе построения системы свелась к формальной демонстрации приверженности новому делу.

Повышение квалификации всего персонала предприятия. Проводится без отрыва от производства для высшего руководства предприятия (2 рабочих дня), руководителей подразделений и ведущих специалистов (4 рабочих дня), промоторов подразделений (5 рабочих дней).

4. Разработка и внедрение документации системы качества. Продолжительность 8-12 месяцев. Документация разрабатывается специалистами самого предприятия самостоятельно с привлечением, как правило, для консультаций профессиональных экспертов по СК ИСО 9000. Потребность в услугах консультантов оценивается в 10-15 чел/дней. Общее правило состоит в следующем: чем лучше организована работа по подготовке и внедрению документов СК ИСО 9000 на предприятии, тем меньше потребность в услугах консультантов. Правильная организация работы предполагает: разработку и утверждение программы подготовки документов СК ИСО 9000; организация работы рабочих групп; систематическое рассмотрение за заседаниях Совета по качеству выполнения программы; после утверждения первого документа регулярное проведение внутренних проверок СК ИСО 9000.

Консультационный аудит. По окончании разработки и внедрения системы качества при участии экспертов-консультантов проводится консультационный аудит, и определяются объемы работ по доработке системы. Если по результатам консультационного аудита будет признано, что система качества отвечает требованиям выбранной, то переходят к завершающему этапу работы.

Сертификационный аудит. На этом этапе руководство проектной организации обращается в сертификационный орган для проведения сертификационного аудита и выдачи сертификата на систему качества и приглашает эту организацию. Для проведения сертификационного аудита и оформления международного сертификата на систему качества российским предприятиям целесообразно обращаться либо в Госстандарт РФ либо в одну из организаций, сертификаты которых признаются большинством развитых стран.

7. Оформление и выдача сертификата. Условием для оформления и выдачи сертификата является заключение контракта с сертификационным органом на оказание услуг по сопровождению системы качества. Ежегодно сертификационный орган проводит наблюдательный аудит и подтверждает свое решение о выдаче сертификата. Через три года проводится повторный сертификационный аудит и выдается новый сертификат на последующие три года. Таким образом, получение сертификата не является основанием для самоуспокоения. Уровень СК ИСО 9000 необходимо ежегодно подтверждать.

Как уже говорилось, СК ИСО 9000 будет успешно функционировать, если она "вырастает" внутри предприятия, и "вырастить" ее могут только сами работники. Консультанты же диагностируют существующую систему качества, повышают квалификацию персонала по вопросам обеспечения качества, обращают внимание на особенности требований СК ИСО 9000, наблюдают за процессом "вырастания" системы, корректируют его при необходимости. Внедрение системы качества не должно затягиваться. Чем дольше тянется проект, тем больше ослабляется мотивация и увеличиваются затраты.

Билет 7 зарубежный опыт

Билет 1 Значение управления качеством в условиях рыночной экономики

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, все знания и умения работающих следует направить на решение неотложной проблемы — повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг. В современных условиях в первую очередь это необходимо для совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано в конечном счете с повышением эффективности всего производства Управление качеством как наука получило теоретическую основу в нашей стране в 1970— 1980-е гг

Необходимо отметить, что наряду с управлением качеством среди других целевых направлений управления предприятием важнейшими следует признать: обеспечение поставок продукции потребителям в срок; увеличение объемов производства продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции. Однако значение управления качеством, в частности, и конкурентоспособность в целом исключительно велики в условиях рынка, что подтверждает практика передовых фирм зарубежных стран, где на первое место среди направлений менеджмента всегда ставится качество. При этом вся деятельность, особенно по повышению и обеспечению качества, ориентируется только на потребителей. В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно действуют СМК продукции и услуг. Таким образом, главным направлением, обеспечивающим успех и определяющим достижение всех целей управления, в настоящее время для условии рыночной экономики является управление качеством.

3.предмет, цели и содержание курса

Качество это задача номер 1 при условиях рыночной экономики.

Цель курса управл кач- изучение систем управления качества, факторов влияющих на их функционирование и развитие.

Предмет курса-изучение параметров определяющих потребительские свойства продукции, соц-эк, организационно-технич характеристики процессов ее создания потребления и утилизации.

Задачи курса-определение основных понятий характеризующих потребительские свойства продукции, рассмотрение критериев изделий,изучение систем управления качеством продукции, анализ процессов стандартизации и сертификации продукции.

Понятие качества продукции

Согласно ГОСТУ 15467-79 «Управление качеством продукции основные понятия, термины и определения»

Под качеством понимается совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность, удовлетворять опр потребности в соотв с ее назначением.

В соотв с международными стандартами ИСО 9000:2000 качество это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей возможность удовлетворять потребности.

Свойства-это обьективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании эксплуатации и потреблении.

Продукция может иметь брак или дефект

Деффект- это отд-ое несоотв продукции требованию нормативно-технич документации.

Брак-это продукция имеющая дефект.

Свойства для оценки качества-

1. Технич уровень

2. Эстетический

3. Эксплуатационный(ремонт, уход за изд)

Техническое качество-функциональная точность, надежность, длительность сроков службы







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.