Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общие методологические положения управления качеством





СМК представляет собой совокупность организационной структуры, делегирования полномочий и ответственности, процедур, процессов и ресурсов, создаваемых в учебном заведении для достижения целей в области качества.

Методологические подходы современного менеджмента качества:

– на основе принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management);

– на основе требований и рекомендаций международных стандартов серии ИСО 9000:2000;

– на основе критериев модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), так называемые Модели совершенства (в т.ч. «Внутривузовские системы обеспечения подготовки специалистов» Минобразования РФ).

Под Системой менеджмента качества понимается система для разработки политики, целей в области качества и достижение этих целей. Основными принципами менеджмента качества являются:

Ориентация на потребителя. Деятельность любой организации, в том числе и вуза, зависит от её потребителей, поэтому организация должна понимать текущие и будущие нужды потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Потребителями вуза являются: государство, удовлетворяющее свои потребности в квалифицированных работниках и стабильности общества; субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в воспроизводстве основной производительной силы и обеспечении бизнес-процессов; студенты и их семьи, удовлетворяющие потребности в новых знаниях и навыках с целью получения материального благополучия, обеспечения самосовершенствования, повышения общественного статуса, формирования межличностной среды; общество в целом и другие заинтересованные стороны.

Лидерство руководства. Руководители высшего звена (ректор, деканы) своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству. Руководство должно заботиться об обучении персонала по вопросам качества, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества. Реализация этого принципа требует определения руководством организации долгосрочной политики и миссии по вопросам качества и трансформации этой политики в измеряемые цели и задачи.

Вовлечение сотрудников. Система качества организации (вуза) и её механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, представлять свою организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем виде.

Процессный подход. Стандарт ISO 9001:2000 предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов, при этом для каждого процесса должны быть обеспечены следующие основные характеристики: входы и выходы (результаты) процесса четко определяются и измеряются; определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования и изучается их удовлетворенность результатами процесса; устанавливается их взаимодействие с другими процессами; устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом; при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

Системный подход к менеджменту. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе менеджмента качества как о совокупности взаимосвязанных процессов.Системный подход - методология познания и практики, в которой объект рассматривается как система. Система - это сеть взаимосвязанных элементов внутри рассматриваемого объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом. Цель функционирования системы должна быть известна каждому, имеющему к ней отношение, и быть единой для всех. Без общей цели система не может существовать.

Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации (вуза) следует рассматривать как её неизменную цель. Качество образования связано с общим развитием и улучшением научно-образова-тельно-производственного потенциала вуза, а поэтому особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством.

Принятие решений, основанное на фактах и данных. Этот принцип является альтернативой обычно применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции и прошлого опыта. Реализация принципа требует, прежде всего, измерения и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. Качество подготовки специалиста должно быть измерено, причем государственные образовательные стандарты не дают основы для построения квалиметрической системы вуза. Поэтому создание нормативно-методической базы для оценки эффективности процесса обучения, уровней обученности, среды обучения является важнейшей задачей вуза в деле обеспечения качества подготовки специалистов.

Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками). Реализация этого принципа требует четких и открытых связей и отношений, обмена информацией и планов на будущее между организацией и потребителем. Актуальность этого принципа подтверждается усиливающимися тенденциями к развитию вуза как единого учебно-научно-производственного комплекса, имеющего тесные связи с внешней бизнес-средой. При этом повышение конкурентоспособности вуза связано с его способностью удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования потребителей, изучение которых должно стать выделенным направлением деятельности в системе менеджмента качества. Основой процесса изучения потребностей является активный маркетинг качества.

Эти принципы должны быть отражены в Политике в области качества.

Стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования. Основная цель построения системы менеджмента качества любого вуза - обеспечение его высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг за счет высокого качества образовательного процесса подготовки специалистов.

Для того чтобы стратегическое управление в многоуровневом университетском комплексе оказалось успешным, необходимо:

– принимать проектную организацию работы, причем создаваемые команды должны охватывать максимально большее число заинтересованных в изменениях сторон;

– учитывать, что организационные изменения могут быть достигнуты только через людей, и поэтому управление изменениями должно учитывать эмоциональные потребности сотрудников;

– учитывать, что организационные изменения требуют времени и соответствующих ресурсов и поэтому их результаты могут оказаться не слишком быстрыми;

– учитывать, что организационные изменения требуют выработки соответствующих навыков и обучения;

– наделять сотрудников полномочиями для внедрения организационных изменений;

– выработать систему поощрений, стимулирующей и мотивирующей требуемое поведение сотрудников, обеспечивать необходимое доверие к руководству, осуществляющему управление изменениями.

Менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Менеджмент качества - это комплексное понятие, которое включает пять составляющих:

– политика в области качества, где устанавливаются цели задачи как стратегические, так и оперативные;

– планирование качества строится на тщательном изучении потребностей и нужд потребителей. Планирование качества включает мероприятия по планированию качества образовательных услуг, научной продукции и процессов, управленческой, основной и вспомогательной деятельности, подготовку плана по качеству;

– управление качеством - это деятельность оперативного характера, направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством;

– обеспечение качества заключается в принятии системных мер для создания у потребителя и руководства вуза уверенности в том, что все требования к качеству будут выполнены;

– улучшение качества - очень важная часть СМК с точки зрения постоянного стремления к совершенству.

Стратегическими целями университетского комплекса ЮРГУЭС в области качества являются:

Глобальная -профессионализм выпускников через инновации в образовании - перспективные идеи в науке и практике - сильный Южный федеральный округ - сильная Россия.

Управленческая - достижение роли ведущего отраслевого вуза, являющегося образовательным, научным и культурным центром (многоуровневым университетским комплексом) по подготовке научных и научно-педагогических кадров, повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке для сферы сервиса, легкой промышленности и малого бизнеса. Демократизация управления на основе внедрения СМК, создание корпоративной культуры и формирование коллектива единомышленников для обеспечения динамичного развития университета и его вхождения в мировое образовательное пространство.

Учебная -обеспечение системного влияния на развитие образования, науки и социально-культурной сферы на основе внедрения новых педагогических и информационных технологий, научно-исследовательской, инновационной деятельности и роста профессионализма. Формирование гражданственности, духовности, патриотизма и культуры личности.

Экономическая - всемерное удовлетворение потребностей Южного федерального округа России в подготовке высококвалифицированных специалистов длясферы сервиса, легкой промышленности, малого бизнеса и других отраслей материального и нематериального производства.

Научная - осуществление фундаментальных и прикладных исследований на основе роста научной квалификации, стремления внести собственный вклад в развитие лучших мировых традиций в образование и науку.

Маркетинговая -обеспечение социально-перспективных потребностей общества в подготовке специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования на основе маркетинговых исследований.

На основе анализа внешней и внутренней среды выявляются факторы, определяющие конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг: уровень цен обучения, имидж вуза на региональном, федеральном и международном рынке, квалификация профессорско-преподавательского состава и т.д. Вырабатываются направления деятельности для укрепления своих конкурентных позиций на рынке образовательных услуг, а именно: повышение известности многоуровневого университетского комплекса ЮРГУЭС среди потенциальных потребителей образовательных услуг посредством повышения эффективности маркетинговых коммуникаций в целом и активной PR-деятельности, в частности:

– выход на новые сегменты рынка, в том числе международные;

– открытие новых специальностей, диссертационных советов;

– применение в учебной и научной деятельности IT-технологии и инновационных технологий и т.д.

Эти положения легли в основу стратегии развития университетского комплекса.

Билет 13

Для рассмотрения общесистемных принципов управления качеством необходимо заметить, что главным общим (базовым, основополагающим) исходным принципом является то, что системное управление качеством (как и целевая система управления качеством) должно и может быть только органичной составной частью системныуправления всем предприятием (соответственно всей системы управления предприятием).

Естественно, что система управления качеством не может функционировать отдельно, без взаимосвязи и взаимодействия со всеми другими. Поэтому, прежде всего при управлении качеством, могут быть использованы объективные общие принципы управления (сбалансированного демократического централизма; сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, материального и морального стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованного и активного участия работников в управлении, преемственности и др.).

Наряду с этим целесообразно, применительно к управлению качеством, руководствоваться основными общесистемными принципами управления, к которым следует отнести:

• целенаправленность, реализуемую формированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

• делимость, достигаемую декомпозицией формируемой системы на подсистемы и элементы;

• иерархичность, реализуемую формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответ- соответствущий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.):

• комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и, всего комплекса организационнных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;

• взаимосвязанность, реализуемую посредством осуществления взаимосвязей формируемых систем управления качеством со всеми другими предприятиями

• замкнутость общих функций управления качеством (замкнутость управленческого процесса), реализуемую выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование и планирование, организацию, координацию работы и т.д.;

• систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по управлению качеством, их долговременность и длительность действия;

• преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании.

Выражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управления качеством;

Главный (базовый) принцип системного управления качеством, все общие принципы, а также общесистемные принципы предопределяют создание целевой системы управления качеством и наличие в ней соответствующего комплекса подсистем и их компонентов: во-первых, элементов входа и, во-вторых, объекта (управляемой подсистемы и субъекта (управляющей подсистемы) системы

Применительно к системе компонентами входа могут быть цели, политика и обязательства в области качества и конкурентоспособности продукции, а также внешние условия, которые влияют на систему.

Цели, формируемые менеджерами высшего звена, ориентируют на получение конечного результата системного управления качеством. Их необходимо выражать как в качественном, так и в количественном виде. Наиболее предпочтительным видом является количесвенный, который точно определяет критерии достижения целей (завершенность, сроки и ресурсы).

Политика и обязательства в области качества формируются предприятием-изготовителем (поставщиком) в зависимости от поставленных им целей. Все цели в области качества должны взаимоувязываться между собой и с целями других систем. Например, выход на внешний рынок и занятие там лидирующего положения по определенному виду продукции могут рассматриваться во взаимосвязи с целью укрепления и стабилизации экономического положения предприятия.

Обязательства предприятия в области качества, как правило, указываются в договорах на поставку продукции.

Билет 14

Специальные принципы управления качеством

Наряду с общими и общесистемными принципами следует рассмотреть специальные принципы управления качеством. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9000—2001 менеджеры высшего звена

должны руководствоваться следующими принципами:

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Согласно ИСО 9000—2001 процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей?входы? и выходы?. При этом?входами? к тому или иному процессу служат?выходы? других процессов.

5. Системный подход к менеджменту. Представление менеджмента в виде системы взаимосвязанных процессов, что обеспечивает больший вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

6. Неизменная цель — постоянное улучшение деятельности организации в целом на основе качества.

7. Принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основываются на анализе объективных фактических данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (интегративноеь взаимодействие с партнерами). Организация, ее поставщики и партнеры взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды и заинтересованности существенно повышают способность обеих сторон более эффективно достигать свои цели.

Наиболее важным принципом системного управления качеством можно назвать?продуктовый подход?, т.е. на предприятии в систему управления качеством следует включать подсистемы, обеспечивающие качество конкретного (однородного) вида.

Следует отметить, что подсистему общею управления качеством, где управляющим органом является высшее звено управления предприятием, необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи со всеми другими подсистемами. Учитывая современные требования

рынка, целесообразно для каждого из все видов продукции, независимо от условий поставок, выполнять управление качеством в специализированной?продуктовой системе?.

Управление качеством необходимо осуществлять на всех стадиях жизненного цикла продукции, т.е. оно должно быть?сквозным?. Цели управления качеством на каждой стадии для каждого конретного вида продукции могут быть индивидуальными. Тем не менее следует остановиться на последней стадии жизненного цикла.

Целями управления качеством на стадии утилизации или уничтожения продукции в условиях рынка целесообразно признать исключение или сокращение до минимума вредного воздействия на окружающую среду и экономию потребления энергии и сырья после ее использования (или в результате неисправимого брака). Необходимо, чтобы разработчики и изготовители предусмотрели возможность коммерциализации при повторном использовании (например, тары и упаковки) или по другому назначению. Для этого, как минимум, следует:

• обеспечить малую трудоемкость разборки изделия с целью ее утилизации или уничтожения;

• ограждать потребителя от каких-либо существенных забот по выполнению работ, связанных с утилизацией или уничтожением приобретенной ранее продукции;

• создавать со стороны государства для изготовителей и потребителей преференциальные условия для скоординированных действий по экономически целесообразному процессу утилизации продукции;

• проводить соответствующую работу среди потребителей по разъяснению необходимости и целесообразности утилизации или уничтожения продукции.

Билет 2

Качество-это емкая сложная и универсальная категория имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к ее основным аспектам можно отнести –философский, соц,технич, эк, и правовой.

· при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определенную сущность объекта.

Соц-При этом качество может рассматриваться

как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.

технич-Объектом исследования становятся технические закономерности в образовании

и проявлении физических, электромеханических и других свойств предметов одинакового назначения.

Эк-Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество — благо, т.е. между техническим и экономическим пониманием качества имеется противоречие, которое носит диалектический характер и обусловливается дополнительной взаимосвязью производства и потребления объектов;

В ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Известный философ И.А. Ильин в книге ≪Путь духовного обновления≫1 отмечал: ≪Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное

множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний или усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца.

Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше

всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей; нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стеная в унисон, не созда-

дут прекрасного хорового пения. Где личный дух пренебрежен и уни жен, общественность будет больною и творчески бессильною≫.

Из приведенного высказывания можно сделать следующие выводы:

• качество должно быть и является главным во всем;

• для создания и обеспечения высокого качества необходимо высококачественныесырье, материалы и т.п.;

• без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия могут быть необратимо тяжелыми;

• высокое качество обеспечивается, сохраняется и совершенствуется ≪культурой личного духа≫, которая прививается и проявляется только там, где человеку оказывается подлинное внимание и глубокое уважение.

 

 

Билет 15

Все с п е ц и а л ь н ы е ф у н к ц и и классифицируются обычно на главные, основные и вспомогательные. Такая классификация, безусловно, может быть признана правомерной, основанной на декомпозиции функций.

Более точно их следовало бы классифицировать на главные специальные функции (по существу, это целевые функции той или инойсистемы, подсистемы, элемента), а далее — только на специальные функции, специальные подфункции, специальные субподфункции и т.д.

Применительно к системе управления качеством формирование главных функций можно осуществить в зависимости от ее состава структурообразующих подсистем.

 

Для ≪продуктовых систем≫ управления качеством, используемых,

например, в условиях договорной поставки продукции, можно формировать состав специальных функций на основе стадий и этапов

жизненного цикла продукции — на основе приведенной ранее спирали качества или, например, на базе этапов ≪петли качества≫ (рекомендованных в версиях МС ИСО серии 9000—88 и с учетом требований ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001). В последнем случае состав

функций может быть примерно следующим:

• изучение рынка сбыта и требований потребителей к качеству,единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции:

• определение положения предприятия на рынке и целей, связанных с данной продукцией;

• прогнозирование потребностей потребителей, спроса, технического уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления;

• проектирование и разработка технико-экономических требований к технико-экономическому уровню КП;

• проведение рекламы продукции;

• разработка и постановка продукции на производство;

• обеспечение материально-технического снабжения;

• оценка поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;

• проведениетехнологической подготовки производства;

• метрологическое обеспечение;

• организация специальной подготовки и обучения кадров по по вышению и обеспечению качества и конкурентоспособности

продукции;

• организация и изготовление бездефектной продукции стабиль ного качества;

• проведение контроля качества, испытания и сертификации про дукции;

• утилизация продукции в процессе ее изготовления;

• стимулирование и активизация повышения и обеспечения каче ства и конкурентоспособности продукции;

• обеспечение упаковки, погрузочно-разгрузочных работ, складирования и хранения продукции;

• организация и поставка продукции;

• обеспечение монтажа на месте эксплуатации, послепродаж ной технической помощи и обслуживания эксплуатируемой

продукции;

• обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации;

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.