|
Учение св. отцов о таинстве миропомазанияСв. Ефрем Сирин в своем обращении к верующему говорит: «Печатию Св. Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатию помазания запечатлены все члены твоим.
О таинстве покаяния Установление таинства покаяния, или исповеди, предсказал Сам Господь, и притом несколько раз — апостолу Петру: Мф. 16:19. «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» Всем апостолам до Своего страдания: Мф. 18:18. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» Всем апостолам после Своего воскресения: Ин. 20:20. «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.» Ин. 20:21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.» Ин. 20:22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.» Ин. 20:23. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» Право совершать это таинство Господь дал апостолам, а в лице их и всем пастырям Церкви: Ин. 20:21. «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.» Ин. 20:22. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.» Ин. 20:23. «Кому простите грехи, тому простятся; на кол; оставите, на том останутся.» Деян. 20:17. «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.» Деян. 20:28. «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.» Если по установлению Господню необходимым оказывается внешнее отпущение грехов, то, несомненно, необходимо и внешнее словесное исповедание их кающимся человеком; ибо если бы не было словесной исповеди, то на каком основании и каким образом мог бы пастырь отпускать или держать, вязать или решить? Деян. 19:18. «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.» Рим. 10:10. «Сердцем веруют к правде, а устами исповедуют ко спасению.» И апостолы прощали от лица Христова: 2 Кор. 2:10. «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.» Мы также должны приходить к нашим пастырям и исповедывать наши грехи: 1 Ин. 1:9. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» Из приведенных выше мест Евангелия видно, что право совершать таинство покаяния дано только апостолам и их преемникам.
О таинстве св. Причащения Вместо ветхозаветных жертв, служивших только прообразом истинной жертвы, Бог не знавшего греха, т. е. Иисуса Христа, сделал для нас жертвой за грех (2 Кор. 5:21). Эта жертва Сына Божия была совершена однажды (Евр. 9:11-12). Совершив этою Своею жертвою наше примирение с Богом (Рим. 5:9-10), снятие проклятия с рода человеческого, тяготевшее от первых людей, Христос восхотел этою же жертвою очищать всех людей из уверовавших в Него во все времена. Каким образом? — Отдав Себя, Свое Тело и Кровь в жертвенную пищу и питие верующим (Ин. 6:54-56).
Пророчество о св. Причащении Притч. 9:1-6. «Премудрость... заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное».» На вечери в последнюю ночь перед Своими страданиями Господь установил Причащение Тела Его и Крови Его: Мф. 26:26. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.» Мф. 26:27. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,» Мф. 26:28. «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Ср.: Мк. 14:22-24.» 1 Кор. 10:16. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» 1 Кор. 10:17. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» Это причащение Господь заповедал «творить в Его воспоминание»: Лк. 22:19. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.» Лк. 22:20. «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.» 1 Кор. 11:24. «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.» 1 Кор. 11:25. «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.» Согласно заповеди Господней, апостолы сами совершали «преломление хлеба» и научили тому учеников своих: Деян. 2:42. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.» Деян. 20:11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.» Деян. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба. Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.» Совершение св. Причащения Господь установил и заповедал посредством вещественного хлеба и вина («взяв хлеб и благословив, преломил и раздал»... «взяв чашу и благодарив, подал им»...). См. Мф. 26:26-28. Ин. 6:51. «Я хлеб жнвый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.» Вкушение Плоти и Крови Христовых необходимо нам для достижения вечной жизни: Ин. 6:52. «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Ин. 6:53. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» Ин. 6:54. «Ядущнй Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» Ин. 6:55. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие.» Ин. 6:56. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» Ин. 6:57. «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.» Писание говорит, что «все по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает очищения» (Евр. 9:22), так Иисус Христос и благоволил преподать людям в св. Причащении Кровь и Тело Свое для очищения грехов и во здравие души и тела с верою приемлющего христианина. Евр. 10:29. «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен.» 1 Кор. 11:27. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.»
О таинстве брака Естественный союз мужа и жены, или брак, непременно должен быть только «в Господе», т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Такой брак нерасторжим, за исключением случаев прелюбодеяния: 1 Кор. 7:39. «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.» Мф. 19:6. «Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» Рим. 7:2. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.» Мф. 5:32. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» Благословенный брак есть «тайна великая»: Еф. 5:31. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Ср.: Быт. 2:24.» Еф. 5:32. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.» И потому брак уподобляется союзу Христа с Церковью: Еф. 5:23. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.» Еф. 5:24. «Но как Церковь повинуется Христу, так жены своим мужьям во всем.» Сам Иисус Христос благословил и освятил брачный союз Своим присутствием на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:11). Быт. 9:1. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею). Ср.: Быт. 1:27-28.» Быт. 2:18. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.» 1 Кор. 7:1. «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.» 1 Кор. 7:2. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.» По вопросу о том, сколько раз можно вступать в брак, Свящ. Писание говорит следующее: 1 Кор. 7:39. «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.» 1Кор. 7:40. «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.» Рим. 7:1. «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?» Рим. 7:2. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.» Рим. 7:3. «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею.» 1 Кор. 7:7. «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.» 1 Кор. 7:8. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.» 1 Кор. 7:9. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.» 1 Тим. 5:14. «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.» Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью, — честно, безгрешно, свято и спасительно: Евр. 13:4. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.» 1 Кор. 7:28. «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.» 1 Кор. 7:14. «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.» 1Фес. 4:3-7. «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...» 1 Тим. 2:15. «Жена спасется через чадородие...» 1 Кор. 7:10-11. «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей.»
О таинстве Елеосвящения Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати.
Предзнаменование таинства Елеосвящения: Мк. 6:13. «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.» Заповедь верующим врачевать своих болящих через пастырей Церкви: Иак. 5:14-15. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.» Лк. 10:34. «Перевязал ему раны, возливая масло и вино...» Деян. 3:6. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.» Польза от Елеосвящения: Иак. 5:15. «И молитва веры исцелит...» Иак. 5:16. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться...» Мк. 9:23. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.» Мф. 9:22-29. «По вере вашей да будет вам.» Действия таинства Елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью, содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.
О богослужении Согласно постановлениям и примеру св. апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определенных местах, или храмах: Деян. 16:13. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.» Деян. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.» Деян. 20:8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.» В положенное время («час молитвы»): Деян. 3:1. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.» Во главе с поставленными «предстоятелями», или пастырями: 1 Фес. 5:12. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.»
Молитва такая называется «служением», богослужением (литургией): Деян. 13:2. «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» Флп. 2:17. «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.» Богослужение слагается из молитв, песнопений и чтения Свящ. Писания: Деян. 4:24. «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» Деян. 4:25. «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» Деян. 4:26. «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:1-2).» Деян. 4:27. «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским.» Деян. 4:30. «Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.» Деян. 4:31. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.» 1 Тим. 2:1. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,» 1Тим. 2:2. «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.» Еф. 5:19. «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.» Кол. 4:16. «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии прочитайте и вы.» Далее, богослужение состоит из молитвенных действий, например, преломление, воздевание рук и др.: Деян. 20:11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.» 1 Тим. 2:8. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.» Весь порядок богослужебный «устроен», или установлен, самими апостолами («прочее устрою»): 1 Кор. 11:33. «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.» 1 Кор. 11:34. «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.» Богослужение непременно должно быть совершаемо в правильном порядке, согласно установленному чину, чинно: 1 Кор. 14:40. «Только все должно быть благопристойно и чинно.» 1 Кор. 14:23. «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» Богослужение православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и «Собрании литургий» И. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских. Чин Божественной литургии первоначально устроен, или составлен, ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим, епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, благопристойно (1 Кор. 14:40), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев: Исх. 28:2. «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.» Лк. 2:42. «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.» 1 Кор. 11:16. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.» Все храмовое богослужение, все внешние обряды, бывшие в Ветхом Завете, не отменены Христом и в Новом Завете, что ясно видно из апостольского чтения (Евр. 9:1-7). Здесь апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апостол говорит: «И первый», а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый)), следовательно «и второй», т. е. новый, завет Христов имеет подобное постановление.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|