Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы выработки инструментальных условных рефлексов.





Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

Хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать», однако наиболее употребимы следующие:

1. Способ наведения,

2. Способ наталкивания,

3. Способ пассивной флексии,

4. Способ отбора поведения,

5. Способ усиления поведенческого признака

6. Способ альтернативного поведения,

7. Способ игрового поведения,

8. Имитационный способ,

9. Способ оборонительного поведения,

10. Способ агрессивно-оборонительного поведения.

Способ наведения - заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой.

Способ наталкивания, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.

Способ пассивной флексии, суть заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии, если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы – взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.

Способ отбора поведения, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно – ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием».

Способ усиления поведенческого признака, заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения» именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например, для увеличения высоты прыжка;

Способ альтернативы (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора – собакой к забору.

Способ игрового поведения (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.

Имитационный способ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).

Способ оборонительного поведения или избегания, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику – оборонительное поведение. Как правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.

Способ агрессивно-оборонительного поведения: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения.

 

ИМИТАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ

Имитационным научением или подражанием называют особую форму научения у животных в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого.

У собак инстинктивное подражание можно наблюдать при групповых занятиях по развитию злобы и недоверчивости к посторонним, исполнению команды «ГУЛЯЙ!». Таким же образом одна собака может научить другую подбирать пищу с земли или играть с предметом.

Чаще всего имитационное научение используют для натаски охотничьих собак.

 

ФОРМА НАУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДОМИНАНТЫ

Доминанта – это временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая направленную работу нервных центров и придающая поведению определенную цель.

К этой форме научения относятся случаи чрезвычайно быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1–2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, господствующей потребности (доминанты).

Свойства доминанты

– стойкость возбуждения, что обеспечивает длительную активность животного, направленную на удовлетворение доминантной потребности и преодоление при этом всех возможных препятствий;

– повышенная возбудимость, что гарантирует выраженную активность животного, дающую возможность быстро снять доминантное состояние;

– доминантный очаг суммирует возбуждение, адресованное другим центрам и тормозит деятельность этих центров, что обеспечивает максимально возможный анализ информации, поступающей извне и которая может иметь отношение к удовлетворению доминантной потребности.

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

1. Образное (психонервное) научение.

2. Элементарная рассудочная деятельность.

3. Инсайт (озарение).

4. Вероятностное прогнозирование.

Образное (психонервное) научение

Суть психонервного научения состоит в том, что у животных возникает определенный образ внешней среды и собственных действий, если эта информация связана с биологически важным для животного результатом (утоление сильного голода, жажды, оборонительное поведение и т.п.). Образ собственных действий, приводящих к подкреплению, сохраняется и каждый раз воспроизводится, если животное попадает в ту же внешнюю среду.

Элементарная рассудочная деятельность

Поведение животного, по Л.В. Крушинскому, строится из трех основных компонентов: инстинктивного, условно-рефлекторного и рассудочной деятельности (разума). Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Инсайт (озарение)

Под инсайтом понимается, что животные могут решать задачи не методом проб и ошибок, не путем накопления статистического материала, а посредством озарения – без предварительного обучения решению аналогичных задач.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.