Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поэтому трансценденталисты совершают жертвоприношения, пожертвования и аскезы, следуя указаниям священных писаний и всегда начиная их со слога ом, чтобы достичь Всевышнего.





КОММЕНТАРИЙ: Ом тад вишнох парамам падам (Рг-веда, 1.22.20). Лотосные стопы Вишну являются вершиной преданного служения. Тот, кто посвящает все свои действия Верховной Личности Бога, достигают высшей ступени совершенства.

25
тад итй анабхисандхайапхалам йаджна-тапах-крийах
дана-крийаш ча вивидхахкрийанте мокша-канкшибхих

тат-это; ити-так; анабхисандхайа-не стремясь; пхалам-к плодам; йаджна-связанная с жертвоприношениями; тапах-и аскезами; крийах-деятельность; дана-связанная с пожертвованиями; крийах-деятельность; ча-также; вивидхах-разлинчных видов; крийанте-совершаются; мокша-канкшибхих-теми, кто действительно стремится к освобождению.

Не стремясь насладиться плодами своего труда, человек должен совершать различные виды жертвоприношений, аскез и пожертвований, произнося при этом слово "тат". Целью такой трансцендентной деятельности является освобождение из материального плена.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы подняться на духовный уровень, необходимо отказаться от всех материальных целей. Всякая деятельность должна совершаться для достижения высшей цели-возвращения в духовное царство, домой, к Богу.

26-27
сад-бхаве садху-бхаве часад итй этат прайуджйате
прашасте кармани татхасач-чхабдах партха йуджйате

йаджне тапаси дане частхитих сад ити чочйате
карма чаива тад-артхийамсад итй эвабхидхийате

сат-бхаве-в соответствии с природой Всевышнего; садху-бхаве-в соответствии с природой преданного; ча-также; сат-слово сат; ити-таким образом; этат-это; прайуджйате-используется; прашасте-в авторитетной; кармани-деятельности; татха-также; сат-шабдах-звук сат; партха-о сын Притхи; йуджйате-используется; йаджне-при совершении жертвоприношений; тапаси-при совершении аскез; дане-в благотворительной деятельности; ча-также; стхитих-положение; сат-Всевышний; ити-таким образом; ча-и; учйате-произносится; карма-деятельность; ча-также; эва-безусловно; тат-для этого; артхийам-предназначенная; сат-Всевышний; ити-таким образом; эва-безусловно; абхидхийате-называют.

Абсолютная Истина является целью жертвоприношения в преданном служении, и Ее называют словом "сат". Того, кто совершает это жертвоприношение тоже называют сат, равно как и все остальные виды жертвоприношений, аскез и благотворительной деятельности /пожертвований/, которые в соответствии с их трансцендентной природой предназначены для того, чтобы доставить удовольствие Верховной Личности, о сын Притхи.

КОММЕНТАРИЙ: Слова прашасте кармани, или "предписанные обязанности" указывают на то, что в Ведах перечислены различные виды деятельности, которые составляют процесс очищения и выполняются начиная с момента зачатия и до конца жизни. Различные виды очистительной деятельности предназначены для того, чтобы помочь живому существу в конечном итоге достичь освобождения /вырваться из материального плена/. Совершая их, человек должен произносить ом тат сат. Слова сад-бхаве и садху-бхаве относятся к трансцендентной природе. Деятельность в сознании Кришны называют саттва, а тот, кто постиг ее суть, именуется садху. В "Шримад-Бхагаватам" (3.25.25) сказано, что обрести трансцендентное знание можно в общении с преданными. Сатам прасангат. Тот, кто лишен благотворного общения, никогда не овладеет трансцендентным знанием. Когда учитель дает ученику духовное посвящение или вручает ему брахманский шнур, он произносит слова ом тат сат. Аналогично, целью всех жертвоприношений является Верховный Господь, ом тат сат. Тад-артхийам значит служение всему, что представляет Всевышнего; сюда относятся такие виды служения, как приготовление пищи, работы в храме, а также любая деятельность, связанная с проповедью славы Господа. Эти трансцендентные звуки ом тат сат произносятся для того, чтобы сделать всякую деятельность совершенной и законченной /полной/.

28
ашраддхайа хутам даттамтапас таптам кртам ча йат
асад итй учйате партхана ча тат претйа но иха

ашраддхайа-без веры; хутам-жертвоприношение; даттам-пожертвование; тапах-аскеза; таптам-исполненное; кртам-совершенная; ча-также; йат-то, которое; асат-ложным/иллюзорным, временным; ити-также; учйате-считается; партха-о сын Притхи; на-никогда; ча-также; тат-тот; претйа-после смерти; на у-не; иха-в этой жизни.

Всякое жертвоприношение, пожертвование или аскеза, совершенные без веры во Всевышнего, о сын Притхи, приносят лишь временный результат. Подобную деятельность называют "асат" и, совершая ее, человек не получает блага ни в этой жизни, ни в следующей.

КОММЕНТАРИЙ: Всякая деятельность, совершенная не для достижения трансцендентной цели, будь то жертвоприношения, благотворительная деятельность или аскезы, является совершенно бесполезной. Поэтому в данном стихе такая деятельность названа отвратительной. Все свои действия мы должны посвящать Всевышнему и совершать в сознании Кришны. Не обладая такой верой и не имея надлежащего руководства, мы никогда не получим никакого результата. Все Ведические писания говорят о необходимости развить в себе веру в Верховную Личность Бога. Согласно предписаниям Вед, высшая цель жизни заключается в том, чтобы постичь Кришну. Не следуя этому принципу, никто из нас никогда не достигнет успеха. Поэтому самое лучшее-с самого начала действовать в сознании Кришны под руководством истинного духовного учителя. Тогда всем нашим действиям будет сопутствовать успех.

Обусловленных душ привлекает поклонение полубогам, приведениям или Йакшасам, таким как Кувера. Гуна благости значительно превосходит гуны страсти и невежества, однако тот, кто занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны, становится трансцендентным ко всем трем гунам материальной природы. Хотя существует метод постепенного /ступенчатого/ духовного развития, тот, кто, общаясь с чистыми преданными, следует методу сознания Кришны, выбирает самый лучший путь. Этот путь рекомендует нам Кришна в этой главе. Для того, чтобы, идя по нему, достичь успеха, необходимо прежде всего найти истинного духовного учителя и под его руководством пройти необходимую подготовку. В результате человек обретает веру во Всевышнего. Когда с течением времени его вера окрепнет, она трансформируется в любовь к Богу, которая является высшей целью жизни каждого живого существа. Поэтому мы должны не колеблясь встать на путь сознания Кришны. В этом суть семнадцатой главы.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к семнадцатой главе "Шримад-Бхагавад-гиты", которая называется "Разновидности веры".

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Совершенство отречения

1
арджуна увача
саннйасасйа маха-бахотаттвам иччхами ведитум
тйагасйа ча хршикешапртхак кеши-нишудана

арджунах увача-Арджуна сказал; саннйасасйа-самоотречения; маха-бахо-о сильнорукий; таттвам-истину; иччхами-я хочу; ведитум-знать; тйагасйа-отречения; ча-также; хршикеша-о повелитель чувств; пртхак-по-разному; кеши-нишудана-о победитель демона Кеши.

Арджуна сказал: О сильнорукий, Я хочу знать, какова цель самоотречения [тьяги], а также жизни в отречении [санньясы], о победитель демона Кеши и повелитель чувств.

КОММЕНТАРИЙ: В действительности "Бхагавад-гита" состоит из семнадцати глав. В дополнительной, восемнадцатой главе подводится итог всем обсуждавшимся до этого темам /вопросам/. В каждой главе "Бхагавад-гиты" Господь Кришна подчеркивает, что преданное служение Верховной Личности Бога является высшей целью жизни /это-высшая цель жизни/. Тот же самый вывод делается в восемнадцатой главе, где излагается самая сокровенная часть этого /духовного знания/. В первых шести главах говорилось об исключительном значении преданного служения: йогинам апи сарвешам … Из всех йогов, или трансценденталистов самым лучшим является тот, кто беспрестанно думает обо Мне в своем сердце". В последующих шести главах речь шла о чистом преданном служении, его природе и о деятельности чистых преданных. А в заключительных шести главах рассказывалось о знании, самоотречении, деятельности материальной природы, о трансцендентной природе и преданном служении. В заключении был сделан вывод, что всякая деятельность должна быть посвящена /связана с/ Верховному Господу, воплощенному в словах ом тат сат, которые означают Вишну, Верховную Личность Бога. В третьей главе "Бхагавад-гиты" Кришна показал, что высшей целью жизни является преданное служение и ничто другое. В подтверждение этому мы цитировали труды великих ачаржев прошлого, "Брахма-сутру" и "Веданта-сутру". Некоторые имперсоналисты считают, что монополия на знание, изложенное в "Веданта-сутре" принадлежит им, но на самом деле "Веданта-сутра" предназначена для того, чтобы помочь нам понять суть процесса преданного служения, ибо составителем и лучшим знатаком "Веданты" является Сам Господь. Об этом рассказывается /шла речь/ в пятнадцатой главе "Бхагавад-гиты". Целью каждого священного писания, каждой Веды является преданное служение. Так утверждает "Бхагавад-гита".

Подобно тому, как во второй главе приводилось краткое содержание всех остальных глав "Бхагавад-гиты", восемнадцатая глава подводит итог всему сказанному в предыдущих главах. Цель жизни, как указано здесь, состоит в том, чтобы, отрекшись от всего материального, подняться на трансцендентный уровень и выйти из-под влияния гун материальной природы. Арджуна хочет уяснить разницу между двумя темами, освещавшимися в "Бхагавад-гите": самоотречением (тьягой) и жизнью в отречении (санньясой). Поэтому он прости Кришну объяснить ему смысл этих двух понятий.

Весьма примечательны в данном стихе два имени Верховного Господа: Хришикеша и Кеши-нишудана. Кришну называют Хришекешей, ибо Он является повелителем всех чувств и всегда готов помочь нам /живому существу/ достичь покоя ума. Арджуна просит Кришну подвести итог всему вышесказанному с тем, чтобы он мог всегда оставаться в состоянии равновесия /умиротворения/. Тем не менее у него все еще остаются сомнения, а сомнения часто сравнивают с демонами. Поэтому Арджуна называет Кришну Кеши-нишудана. Кеши-это могущественный демон, некогда убитый Господом, поэтому сейчас Арджуна прости Кришну уничтожить демона его сомнений.

2
шри-бхагаван увача
камйанам карманам нйасамсаннйасам кавайо видух
сарва-карма-пхала-тйагампрахус тйагам вичакшанах

шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога, сказал; камйанам-продиктованной желанием; карманам-от деятельности; нйасам-отказ; саннйасам-жизнь в отречении; кавайах-ученые мудрецы; видух-знай же; сарва-всякой; карма-деятельности; пхала-от результатов; тйагам-отказ; прахух-называют; тйагам-самоотречением; вичакшанах-сведущие люди.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Отказ от деяетльности, направленной на удовлетворение материальных желаний великие мудрецы называют жизнью в отречении [санньясой]. А отказ от результатов всякой деятельности они именуют самоотречением [тьягой].

КОММЕНТАРИЙ: Человек должен отказаться от деятельности ради ее плодов. Так предписывает "Бхагавад-гита". Вместе с тем следует продолжать заниматься деятельностью, которая помогает обрести духовное знание. Это станет ясно из последующих стихов. В Ведах описано много методов совершения жертвоприношений для достижения той или иной цели. Есть жертвоприношения, которые могут помочь человеку зачать благочестивого сына или подняться на райские планеты, однако мы должны прекратить всякие жертвоприношения, продиктованные материальными желаниями и совершать лишь жертвоприношение, которое даст нам возможность овладеть трансцендентной наукой.

3
тйаджйам доша-вад итй экекарма прахур манишинах
йаджна-дана-тапах-кармана тйаджйам ити чапаре

тйаджйам-следует отказаться; доша-ват-как от зла /греховной/; ити-таким образом; эке-одни; карма-деятельности; прахух-они говорят; манишинах-великие мудрецы; йаджна-жертвоприношений; дана-благотворительной деятельности; тапах-аскез; карма-видов деятельности; на-никогда; тйаджйам-не следует отказываться; ити-таким образом; ча-безусловно; апаре-другие.

Одни мудрецы говорят о том, что необходимо отказаться от всех видов кармической деятельности, как от греховных, а другие утверждают, что человек никогда не должен прекращать совершать жертвоприношения и аскезы, а также заниматься благотворительной деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ: В Ведах много утверждений, вызывающих разнотолки /споры; которые становятся предметом разногласий/. Там, например, сказано, что животных можно убивать во время совершения жертвоприношений; тем не менее некоторые люди считают убийство животных совершенно недопустимым. Хотя Веды позволяют убивать приносимое в жертву животное, на самом деле его нельзя считать убитым. Во время жертвоприношения животное получает новую жизнь. Иногда, после того, как его принесли в жертву, оно получает тело животного, а иногда-сразу тело человека. Однако среди мудрецов нет единого мнения по этому поводу. Одни из них говорят, что животных не следует убивать вообще, а другие настаивают на том, что убийство животного во время совершения жертвоприношений является для него благом. Поэтому Господь собирается Сам разъяснить все эти противоречивые мнения.

4
нишчайам шрну ме татратйаге бхарата-саттама
тйаго хи пуруша-вйагхратри-видхах сампракиртитах

нишчайам-непременно; шрну-услышь; ме-от Меня; татра-там; тйаге-о том, что такое самоотречение; бхарата-сат-тама-О лучший из Бхарат; тйагах-самоотречение; хи-непременно; пуруша-вйагхра-О тигр среди людей; три-видхах-трех видов; сампракиртитах-говорится.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.