|
ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Рекомендации врача-психиатра высшей квалификационной категории С. Ю. Бениловой Основные принципы общения с детьми и подростками, предупреждающие и снимающие эмоциональные и поведенческие расстройства Предисловие Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним. В течение длительного времени родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или, наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза. Родители начинают искать решение возникших проблем в специальной и научно-популярной медицинской и психологической литературе. Большое количество профессиональных терминов, тестов, примеров повергает их в растерянность, тревогу и отчаяние. Как сориентироваться в море специальных слов, обилии примеров, массе рекомендаций, иногда похожих друг на друга? В такой ситуации, конечно, трудно не оказаться в плену растерянности, когда все кажется относящимся к собственному ребенку, принципиально важным и необходимым. Не будучи специалистом, как правильно выбрать совет, который поможет именно Вам решить трудную ситуацию с Вашим ребенком? На приеме родители говорят мне: «Доктор, мы прочли столько книг и статей об общении с детьми, там все написано очень правильно. Но мы никак не можем конкретно найти те рекомендации, которые окажутся полезными для нас. Скажите, а что нам делать конкретно?» Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети — особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она не затрагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. В воспитании детей нет абсолютов, нет легких ответов, нет методов, гарантирующих успех во всех случаях. Однако существуют установки, которые могут составить, и действительно составляют, альтернативу в общении с ребенком. Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде. Принципы системы «Особые дети — особое общение» способствуют предупреждению и снятию эмоциональных и поведенческих нарушений. Каждый пункт, каждая рекомендация основаны на реализации определенного закона психологического и психического развития ребенка. Эти законы отличаются от физических тем, что не имеют доказательств — это аксиомы. Мы можем проигнорировать эти законы, но не можем их обойти. Просто мы с Вами получим результат с отрицательным знаком. Желаю Вам, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, успеха в решении проблем с Вашими, самыми дорогими и любимыми для Вас детьми! С уважением БЕН И ЛОВА С. Ю. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ. ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ. В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ: • всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их; • приказных фраз; • повелительного наклонения; • глаголов «должен», «обязан», «нужно»; • местоимений Я, ТЫ. ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ. НЕ НАДО: • вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить); • хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример. ПОМНИТЕ: • телевизор, видео — НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком; • если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ — ЭТО РАДОСТЬ; ♦ от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ. СТАРАЙТЕСЬ: НЕ говорить с иронией и насмешкой; НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных; НЕ ругаться и не кричать на ребенка; ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым; НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка; КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы; КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок; НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него; НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохим. От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий. ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда — ЛЮБОВЬ. Литература Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: Младший дошкольный возраст: Учеб.-метод, пособие. — М., 2000. Бондаренко СМ. Учите детей сравнивать. — М., 1981. Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1998. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург, 1998. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования. — М., 1994. Понятийно-терминологический словарь логопеда. — М., 1997. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. —М., 2000. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2000. Чуковский К.И. От двух до пяти. —М., 1957. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................... РОДИТЕЛИ И ЛОГОПЕД — ПАРТНЕРЫ.............. Записная книжка родителей............................................. РЕБЕНОКИРЕЧЬ (общиесведения).................................. Периодизация развития речи (нормативы речевого развития)................................................................ Периоды развития понимания речи................................... Эмоциональная сторона речи............................................. ОТКЛОНЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ................................. Проявления речевых нарушений......................................... Причины речевых нарушений............................................. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ................................................ Понимание речи................................................................... Развитие слухового внимания............................................. Пусковой момент................................................................. РЕБЕНОК ЗАГОВОРИЛ, НО.................................................... Развитие языковых возможностей....................................... Речь неотделима от других сторон жизни.......................... ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ ЗАИКАЛСЯ......................................... Заключение......................................................................... Приложение. ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ....... Литература.........................................................................
[1] Сохраните образцы детских рисунков для консультации со специалистами [2] Методику обучения глобальному чтению Вы найдёте в книге Т.С. Резниченко «Чтобы ребёнок не заикался» (М.: Гном и Д, 2000). [3] «Лото-глаголы» и пособия «Тетрадь № 1», «Тетрадь № 2» готовятся к изданию. [4] См. приложение Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|